Научная статья на тему 'Интерес к сфере деятельности в контексте выбора вуза: столица и периферия'

Интерес к сфере деятельности в контексте выбора вуза: столица и периферия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫРАЖЕННОСТЬ ИНТЕРЕСА / ВЫБОР ВУЗА / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / СТОЛИЧНЫЙ И ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ВУЗЫ / СТУДЕНТ / ТИП СООТНОШЕНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ / INTEREST TO THE AREA OF ACTIVITY / EXPRESSION OF INTEREST / CHOICE OF COLLEGE / PROFILE TYPE OF EDUCATION / DIRECTION OF EDUCATION / METROPOLITAN AND PROVINCIAL COLLEGE / STUDENT / TYPE OF INTRINSIC AND EXTRINSIC MOTIVATION CORRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валуев Олег Сергеевич, Бобкова Людмила Викторовна

В статье представлена часть комплексного исследования профессионально-личностных координат выбора профиля и направленности вузовского обучения, включающая в себя изучение профессионально значимых интересов студентов. Выявлены и описаны особенности выраженности интересов студентов столичного и периферийного вузов к сферам деятельности, проанализирована их связь с выбранным профилем, направленностью обучения, спецификой организации образовательного процесса в столице и провинции, миссией вуза и общими тенденциями современного образования. Показано, что распределение и выраженность интересов к сферам деятельности указывает на тип соотношения внешней и внутренней мотивации студентов в контексте выбора вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валуев Олег Сергеевич, Бобкова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEREST TO THE ACTIVITY AREA IN THE CONTEXT OF COLLEGE CHOICE IN METROPOLITAN AND PROVINCIAL COLLEGES

The article introduces a part of the complex study of professional and personal dimensions that concern the choice of the profile type and the educational direction including professionally significant students’ interests. Here we explore and describe the expression of students’ interests features to the areas of activities in the metropolitan and provincial colleges; analyze these interests in the relation to the chosen profile type, direction of education, difference in educational process organization in the metropolis and in province, the missions of the colleges, and common tendencies in the contemporary education. In the context of college choice, we show that interests’ distribution and expression in the areas of activity point at the type of intrinsic and extrinsic students’ motivation correlation.

Текст научной работы на тему «Интерес к сфере деятельности в контексте выбора вуза: столица и периферия»

ценностями обладает поколение молодых учителей зависит и то какие ценности они будут формировать у своих учеников. Формирование же ценностей происходит в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Необходимо создать условия для организации целенаправленной совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовых образцов нравственной и духовной культуры, а создает и вырабатывает их вместе с учениками, которые далее самостоятельно смогут выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей и смысложизненных ориентаций.

Литература:

1. Басалаева Н.В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиолнальной деятельности: дис... кандидата психол. наук. Барнаул, 2006.

2. Камбарова К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1808-1810.

3. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. - 228 с.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 567 с.

5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: дис. доктора психол. наук. М., 1999. 535 с.

7. Психологический словарь / под ред. Б. Зинченко, В. Мещярякова. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. 479 с.

8. Рокич М. Методика Исследование ценностных ориентаций URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 19.01.18)

9. Терехова Т. А., Белан М. А. Основные теоретические подходы к определению категорий смысла в отечественной и зарубежной психологии // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 5.

10. Философский энциклопедический словарь, 1987. С. 765.

11. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - 287 с.

12. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде // дис.. канд. психол. наук. Махачкала. 2015. 194 c.

13. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186.

Психология

УДК 159.9:370 (045)

преподаватель-исследователь кафедры психологии Валуев Олег Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); преподаватель кафедры иностранных языков

и профессиональной коммуникации Бобкова Людмила Викторовна

Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Москва)

ИНТЕРЕС К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЫБОРА ВУЗА: СТОЛИЦА И ПЕРИФЕРИЯ

Аннотация. В статье представлена часть комплексного исследования профессионально-личностных координат выбора профиля и направленности вузовского обучения, включающая в себя изучение профессионально значимых интересов студентов. Выявлены и описаны особенности выраженности интересов студентов столичного и периферийного вузов к сферам деятельности, проанализирована их связь с выбранным профилем, направленностью обучения, спецификой организации образовательного процесса в столице и провинции, миссией вуза и общими тенденциями современного образования. Показано, что распределение и выраженность интересов к сферам деятельности указывает на тип соотношения внешней и внутренней мотивации студентов в контексте выбора вуза.

Ключевые слова: интерес к сфере деятельности, выраженность интереса, выбор вуза, профиль обучения, направленность обучения, столичный и периферийный вузы, студент, тип соотношения внешней и внутренней мотивации.

Annotation. The article introduces a part of the complex study of professional and personal dimensions that concern the choice of the profile type and the educational direction including professionally significant students' interests. Here we explore and describe the expression of students' interests features to the areas of activities in the metropolitan and provincial colleges; analyze these interests in the relation to the chosen profile type, direction of education, difference in educational process organization in the metropolis and in province, the missions of the colleges, and common tendencies in the contemporary education. In the context of college choice, we show that interests' distribution and expression in the areas of activity point at the type of intrinsic and extrinsic students' motivation correlation.

Keywords: interest to the area of activity, expression of interest, choice of college, profile type of education, direction of education, metropolitan and provincial college, student, type of intrinsic and extrinsic motivation correlation.

Введение. В 2016-2018 гг. на базе Московской Финансово-Юридической Академии (МФЮА, г. Москва) и Мордовского Государственного Педагогического Института им. М. Е. Евсевьева (МГПИ, г. Саранск) проведено комплексное изучение профессионально-личностных особенностей студентов, выбравших местом профессионального обучения столичный и периферийный вузы. Целью данной статьи является изложение результатов изучения особенностей выраженности интересов столичных и периферийных студентов к

сферам деятельности в контексте выбора места профессионального обучения. Актуальность сравнения выбираемых мест обучения по мере выраженности интересов студентов оценивается высоко в условиях нарастающих в стране и мире социально-экономических, психолого-педагогических и управленческих перемен во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Образование становится не только профессионально интересным и жизненно важным делом, но делом интересной жизни и профессиональной жизнью интереса, а, следовательно, жизненным делом каждого интересующегося человека.

Изложение основного материала статьи. Понятие интереса в современной психологии и педагогике окончательно не определено, хотя его прикладное значение давно признано в образовательной практике. Интерес как психологическая категория относится к понятиям потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности. Нам удобно понимать «интерес как особую психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей» [5, с. 139]. Введем важное различение: интерес к профессии не тождественен профессиональному интересу.

Профессиональный интерес к чему-то есть интерес человека, уже являющегося профессионалом, а, значит, принадлежащего к определенному профессиональному сообществу и, в силу этого факта, руководствующегося системой профессиональных взглядов, убеждений, правил, норм, отношений. Профессиональный интерес исходит из профессионального взгляда на человека и мир, из занимаемой профессиональной позиции, связанной с доминирующей картиной мира, мировоззрением и стилем профессиональной деятельности. Возникновению профессионального интереса должны предшествовать выбор профессии и самоопределение. Интерес к профессии исходит из личных предпочтений в многообразии социокультурной деятельности, связанных с системой ценностей, мировоззрением и образом жизни. Этот интерес в своем развитии - из социальных потребностей, пути удовлетворения которых человек начинает искать в глубоком детстве. В профессиональном как разновидности социального и культурного интересуют другие общественные формы организации и самоорганизации жизни, иные ценности и межличностные границы, новые возможности и т.п. Интерес к профессии может быть профессиональным, т.е. исходить от профессионала (например, когда физик интересуется химией), или личностным, т.е. исходить от заинтересованного лица (например, когда ребенок интересуется профессией родителя). Так, «интерес выступает как отношенческий компонент в стратегии личностно-профессионального и жизненного поведения» [9, с. 96]. На этапе выбора профессии и выбора места профессионального обучения возникают особые профессионально значимые интересы - интересы к сферам деятельности, профильным по отношению к предпочитаемой в вузе или уже выбранной человеком профессии. Так, «сложное многообразие моделируемых в образовательной среде жизненных сфер учащегося создаёт основу для его самореализации» [3, с. 99], если, в свою очередь, профессионально значимые интересы закладываются в основаниях таких моделей и социокультурных практик.

В настоящей статье описаны результаты выявления профессионально значимых интересов студентов к сферам деятельности при выборе профиля обучения в вузе. В данном исследовании исходим из следующего ряда теоретических предпосылок и практических разработок: выбор вуза как места профессионального обучения «не означает выбора профессии» [2, с. 297]; контекст выбора вуза может быть задан как в прямой (выбор передо мной в настоящем моменте времени), так и в обратной (выбор передо мной в прошедшем моменте времени) временной перспективе в зависимости от логики и задач исследования; мотивация выбора вуза изучена как «мотивационная соотносительность выбора профессии» [там же, с. 305]; выбор вуза предполагает ориентировку в профильных сферах деятельности вуза и выражение своего интереса к ним; интерес к профильным сферам деятельности вуза определяется не только их модальностью, но и уровнем выраженности самого интереса. Основываясь на определении мотивационной соотносительности [там же, с. 300], используется обратная временная перспектива контекста выбора вуза. Профессионально значимые интересы в обратной временной перспективе контекста выбора вуза могут быть изучены только у студентов, прошедших адаптационный период. В исследовании приняли участие 110 студентов 2-3 курсов очной формы обучения направлений подготовки: «Правовое обеспечение», «Банковское дело», «Компьютерное программирование», «Архитектура и дизайн» (МФЮА, общее количество 55 человек); «География. Биология», «Биология. Химия», «Технология. Информатика», «Психология образования» (МГПИ, общее количество 55 человек). Для изучения интересов к сферам деятельности применена методика «Профиль» («Карта интересов» А. Голомштока в модификации Г. В. Резапкиной), представляющая анкету из 50 утверждений, к которым предлагается отнестись положительно или отрицательно [10]. Количество баллов, показывающих наивысшую меру выраженности интересов к одной сфере, равно 5. Для соотнесения полученных данных с перечисленными профилями обучения выделено по три контрольных сферы: для МФЮА - № 6, 7, 9; для МГПИ - № 2, 5, 8 (табл. 1, Сферы деятельности). Математическая обработка данных произведена в программе MS Office Excel 2007.

Среди наиболее интересующих студентов сфер (табл. 1, Среднее значение) - сферы № 9, 6, 10. Наименее интересными для студентов оказались сферы № 1, 3, 4 (табл. 1, Ранг, Среднее значение), что может быть объяснено физико-математической, информационно-технологической направленностью этих сфер. Выбранные вузы, напротив, имеют общественно-гуманитарную направленность, отличаются практико-ориентированной системой обучения. Согласно заявленной миссии вуза («укрепление российской государственности» [8, с. 1]), в МФЮА особое внимание уделяется экономическим, юридическим основам [6] профессионального обучения и общественно-патриотическому воспитанию молодежи [1]. Миссия МГПИ - «подготовка педагогических кадров для сферы образования, культуры, физической культуры и спорта» [7, с. 1], поэтому к числу приоритетных принадлежат психолого-педагогические [4], физкультурно-оздоровительные основы профессиональной подготовки и спортивно-патриотического воспитания студентов [11]. Рассмотрим подробнее выраженность интересов к сферам деятельности студентов столичного и периферийного вузов.

Наиболее интересными (табл. 1, МФЮА, Ранг) для студентов МФЮА выступают сферы № 9, 6, 10, 8; наименее интересными - № 1, 3, 4, 2. Диапазон выраженности интересов студентов МФЮА составляет 2,11 балла. Обращаясь к контрольным сферам, отметим совпадения с двумя из них: № 6 и 9. Контрольная сфера № 7 занимает 5-й ранг, а отмеченные как наиболее выраженные сферы № 8 и 10 занимают 4-й и 3-й ранги соответственно.

Таблица 1

Результаты изучения выраженности интересов студентов к сферам деятельности по методике

«Профиль»

№ Сферы деятельности Выраженность интересов студентов, в баллах

п/п МФЮА Ранг* МГПИ Ранг* Среднее значение

1 Физика и математика 1,2 10 2,29 9 1,745

2 Химия и биология 2,15 7 2,8 1 2,475

3 Радиотехника и электроника 1,76 9 2,36 7 2,06

4 Механика и конструирование 1,96 8 2,18 10 2,07

5 География и геология 2,27 6 2,67 4 2,47

6 Литература и искусство 2,91 2 2,75 3 2,83

7 История и политика 2,45 5 2,51 6 2,48

8 Педагогика и медицина 2,67 4 2,33 8 2,5

9 Предпринимательство и домоводство 3,31 1 2,76 2 3,035

10 Спорт и военное дело 2,84 3 2,62 5 2,73

Примечания: *ранжирование произведено в порядке убывания значений

Получены данные о распределении студентов МФЮА по уровням интересов к сферам (табл. 2, МФЮА): № 6 - ярко выраженный интерес у 16,36%, средне выраженный интерес у 43,64%, слабо выраженный интерес у 40%; № 7 - ярко выраженный интерес у 10,9%, средне выраженный интерес у 43,64%, слабо выраженный интерес у 45,45%; № 9 - ярко выраженный интерес у 23,63%, средне выраженный интерес у 54,55%, слабо выраженный интерес у 21,81%; № 8 - ярко выраженный интерес у 12,72%, средне выраженный интерес у 47,28%, слабо выраженный интерес у 40%; № 10 - ярко выраженный интерес у 14,54%, средне выраженный интерес у 50,9%, слабо выраженный интерес у 34,55%; № 1 - ярко выраженный интерес у 3,63%, средне выраженный интерес у 12,73%, слабо выраженный интерес у 83,64%; № 2 - ярко выраженный интерес у 5,46%, средне выраженный интерес у 36,36%, слабо выраженный интерес у 58,18%; № 3 - ярко выраженный интерес у 9,09%, средне выраженный интерес у 25,46%, слабо выраженный интерес у 65,45%; № 4 - ярко выраженный интерес у 3,63%, средне выраженный интерес у 38,19%, слабо выраженный интерес у 58,18%.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням выраженности интересов к сферам деятельности по методике

«Профиль»

Изучаемые параметры МФЮА Изучаемые параметры МГПИ

I II III I II III

1* 2 7 46 1* 5 23 27

2* 3 20 32 _»2** 7 23 25

3* 5 14 36 3* 3 24 28

4* 2 21 32 4* 3 19 33

5 2 21 32 _»5** 0 36 19

_6** 9 24 22 6** 9 20 26

_7 6 24 25 7 4 26 25

8** 7 26 22 _8* 3 19 33

_9** 13 30 12 9** 6 26 23

10** 8 28 19 10 6 25 24

Примечания: сферы деятельности: 1 - физика и математика, 2 - химия и биология, 3 - радиотехника и электроника, 4 - механика и конструирование, 5 - география и геология, 6 - литература и искусство, 7 - история и политика, 8 - педагогика и медицина, 9 - предпринимательство и домоводство, 10 - спорт и военное дело; * - сферы деятельности с наименее выраженным интересом, ** - сферы деятельности с наиболее выраженным интересом, _ - контрольные параметры; уровни выраженности интересов студентов: I - яркая выраженность интереса, II - средняя выраженность интереса, III - слабая выраженность интереса

В наиболее интересных сферах число студентов со средней и слабой выраженностью интересов значительно превышает число имеющих яркую выраженность, за исключением профильной сферы № 9, где количество студентов с яркой и слабой выраженностью примерно одинаково, а количество студентов со средней выраженностью интересов превышает каждое из них примерно вдвое. Число студентов со средним и слабым уровнями выраженности интереса к сферам № 6, 8 примерно одинаково, а количество студентов с соответствующими уровнями в сферах № 9, 10 отличается почти в два раза. Следовательно, большинство студентов МФЮА выражает наибольший интерес к тем сферам деятельности, которые в большей степени (№ 10) и в меньшей степени (№ 9) зависят от государственного обеспечения. По двум из трех контрольных параметров студенты столичного вуза в подавляющем большинстве имеют средний и слабый уровни выраженности интересов, что подтверждает недостаток внутренней мотивации к обучению и авторитарный тип соотношения внутренней и внешней мотивации выбора места профессионального обучения студентами МФЮА [2, с. 305].

Наиболее интересными (табл. 1, МГПИ) студенты МГПИ отметили сферы № 2, 9, 6, 5; наименее интересными - № 4, 1, 8, 3. Диапазон выраженности интересов составляет 0,62 балла, что примерно в три раза меньше аналогичных данных студентов МФЮА. Из контрольных сфер среди наиболее интересных

отмечены № 2, 5. Контрольная сфера № 8 занимает восьмое место по рангу и отмечена в числе наименее интересных из общего перечня. Для сравнения: ни одна из контрольных сфер МФЮА не попала в число наименее интересных. Сферы № 6, 9 имеют 3-й и 2-й ранги соответственно. Получены данные о распределении студентов МГПИ по уровням интересов к сферам (табл. 2, МГПИ): № 2 - ярко выраженный интерес у 12,72%, средне выраженный интерес у 41,83%, слабо выраженный интерес у 45,45%; № 5 - ярко выраженный интерес отсутствует, средне выраженный интерес у 65,45%, слабо выраженный интерес у 34,55%; № 8 - ярко выраженный интерес у 5,46%, средне выраженный интерес у 34,54%, слабо выраженный интерес у 60%; № 9 - ярко выраженный интерес у 10,92%, средне выраженный интерес у 47,27%, слабо выраженный интерес у 41,81%; № 6 - ярко выраженный интерес у 16,36%, средне выраженный интерес у 36,36%, слабо выраженный интерес у 47,28%; № 1 - ярко выраженный интерес у 9,09%, средне выраженный интерес у 41,82%, слабо выраженный интерес у 49,09%; № 3 - ярко выраженный интерес у 5,46%, средне выраженный интерес у 43,64%, слабо выраженный интерес у 50,9%; № 4 - ярко выраженный интерес у 5,46%, средне выраженный интерес у 34,54%, слабо выраженный интерес у 60%. Ситуация с наиболее выраженными интересами повторяется в обоих вузах: в их число входят две контрольные сферы и две, имеющие опосредованное отношение к профилю обучения. В наиболее интересных сферах количество человек, имеющих среднюю и слабую выраженность интересов, значительно превышает количество имеющих яркую выраженность. Количество студентов среднего и слабого уровней выраженности интереса к сферам № 2, 6, 9 примерно одинаково. В контрольной сфере № 5 подавляющее большинство студентов имеют среднюю выраженность интересов, и в то же самое время нет ни одного человека, имеющего яркую выраженность. К профильной сфере № 8, имеющей педагогическую направленность, подавляющее большинство студентов беспрецедентно слабо выражает интерес; она входит в число наиболее интересных студентам МФЮА, не являясь профильной. Контрольная для студентов МФЮА сфера № 7 в обоих вузах примерно одинаково распределена по количеству выразивших интересы студентов. Таким образом, студентам МГПИ важна не столько направленность вузовского обучения, сколько его профиль (сферы № 2, 5), что подтверждает экзистенциальный тип соотношения внутренней и внешней мотивации выбора места обучения [2, с. 305]. Примечательно, что сферы № 6, 9 - контрольные для МФЮА - избраны студентами МГПИ как наиболее интересные (не профильные). Напротив, контрольные сферы № 2, 5, оказавшиеся в числе наиболее интересных для студентов МГПИ, в МФЮА не являются профильными и входят в число наименее интересных.

Выводы. В контексте выбора вуза интересы студентов к сферам деятельности соотносятся с осваиваемым уровнем образования, направленностью обучения, тенденциями политики в сфере образования, столичной и периферийной спецификой. В столичном вузе наиболее интересны сферы, заданные в стране системой общественно-патриотического воспитания, и сферы, связанные с необходимостью адаптации к условиям выживания в мегаполисе. Система отбора и пребывания там технократичнее и бескомпромисснее. В периферийном вузе больше внимания уделяют социальному и материальному положению студента, его личностному складу, что роднит со школой. В отличие от провинции, формализация и упрощение отношений между участниками образовательного процесса есть естественное следствие жизни в мегаполисе. К числу профильных сфер прилегают те, в которых развитые умения и навыки не достаточны, но необходимы в выбранной профессии; однако они попали в число наименее интересных. В вузовских формах активности данным сферам уделяется мало внимания.

Выявлено совпадение интересов студентов столичного и периферийного вузов к сферам, связанным с общечеловеческими ценностями, что объясняется направленностью обучения, культурно-историческими особенностями, имиджем и стилем воспитания данных вузов. В МГПИ студенческие интересы имеют относительно равномерную выраженность: различия в интересах между сферами статистически незначимы. Интересы студентов МФЮА выражаются категоричнее: если сферы деятельности крайне интересны или малоинтересны, то количественно это определяется порядковой разницей. В МФЮА диапазон выраженности интересов студентов примерно в три раза выше, больше количество человек с ярко выраженным интересом к профильным сферам: студенты столичного вуза выражают свои интересы спонтаннее. Здесь направленность вуза и выбранные студентами профили во многом пересекаются и связаны с общечеловеческими ценностями, являются обязательными для изучения. Направленность МГПИ связана с этими ценностями, а выбранные профили имеют узкопрофессиональную специфику. Поэтому для студентов существует качественное различие в подготовке - с одной стороны, профессионально значим профиль (при недостатке связи с общечеловеческими ценностями); с другой стороны, обязательно освоение педагогической деятельности по направленности вуза (при возникающем избытке в ней общечеловеческих ценностей).

Распределение и выраженность интересов к сферам деятельности при выборе места профессионального обучения исходит из типа соотношения внешней и внутренней мотивации. Студенты МФЮА, имеющие авторитарный тип соотношения, пассивно приняли условия вуза, поэтому их интересуют профессионально и общечеловечески значимые сферы, выраженность интереса к ним спонтанна, не требует дополнительных усилий. Интересы исходят из недостатка развитой внутренней мотивации, низкой осознанности выбора места обучения и необходимости освоения образовательной программы, т.е. возникает приоритет места над деятельностью: столичные студенты опираются на занятое ими место в вузе (мегаполисе) и, исходя из этого, спонтанно выражают интересы, поляризуя их. В таком выражении утрачивается собственно «интересность» того, чем они реально занимаются (не столько интересуются, сколько выражают).

В провинции выбор мест обучения ограничен профильными сферами деятельности, поэтому, выбирая профиль, студенты МГПИ столкнулись с неизбежным влиянием педагогической направленности вуза. Они имеют экзистенциальный тип мотивационного соотношения и тем самым дополняют круг своих интересов сферами, связанными с общечеловеческими ценностями. Это компенсирует прикладываемые ими личностные усилия в преодолении барьеров принятия направленности вуза. Отсюда выраженность их интересов не так категорична, как у студентов МФЮА: она сосредоточена на интересующем их непосредственно (не столько выражают, сколько интересуются). Возникает приоритет деятельности над местом: провинциальные студенты опираются на выбранную ими деятельность и, исходя из этого, деполяризуют в обучении профиль и направленность вуза. Они более внимательно и осознанно относятся к тому, кем быть, чем к тому, где быть. В этом смысле в столице место профессионального обучения «привязано» к виду профессиональной деятельности и ее особенностям, опирается на них. Столичные

студенты более ориентированы на то, где они будут (учиться, работать, жить), чем на то, кем они при этом будут.

Литература:

1. Андреев, В. В. Использование основных технологий и принципов экономики образования при формировании инновационно-внедренческой среды вуза / В. В. Андреев, Ю. С. Паршина // Вопросы региональной экономики. - 2016. - Т. 29. - № 4. - С. 138-145.

2. Бобкова, Л. В. Мотивация выбора места профессионального обучения студентов столичного и периферийного вузов / Л. В. Бобкова, О. С. Валуев // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология»: сб. науч. трудов / под ред. А. В. Глузмана. - Ялта: РИО ГПА, 2017. -Вып. 56. - Ч. 1. - С. 295-307.

3. Валуев, О. С. Психологическая безопасность самореализации профессиональных ресурсов учащегося в тренинге субъекта творчества / О. С. Валуев // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. - 2016. - № 5. - С. 98-102.

4. Валуев, О. С. Территория вуза - территория, свободная от табачного дыма / О. С. Валуев // Актуальные проблемы современного общества. - 2013. - № 1. - С. 92-96.

5. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

6. Жариков, В. В. Бизнес-инкубаторы в высших учебных заведениях как элемент формирования малого и среднего инновационного бизнеса на рынке рециклинговых технологий в России / В. В. Жариков, С. А. Гусев // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2017. - № 2. - С. 67-68.

7. МГПИ: слово ректора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mordgpi.ru/entrants/word-rector/ 28.01.2018. - Заголовок с экрана.

8. МФЮА: основные сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfua.ru/sveden/common/ 28.01.2018. - Заголовок с экрана.

9. Петелина, Е. А. Профессиональный интерес педагога-хормейстера / Е. А. Петелина // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 1. - С. 96-97.

10. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2006. - 124 с.

11. Kokurin, A. V. Regional Physical Culture and Healthy Lifestyle Research and Promotion Centre: Role in Academic Education / A. V. Kokurin, T. I. Shukshina, P. V. Zamkin, V. V. Miroshkin // Theory and Practice of Physical Culture. - 2016. - № 8. - C. 6.

Психология

УДК: 316.6:371.1:37.018.4

старший преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Горынина Вера Сергеевна

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)» (г. Казань)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению психологических особенностей будущих педагогов инклюзивного образования. В работе актуализируется необходимость формирования социальной активности как самих педагогов, так и обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В статье описываются основные психологические характеристики будущих педагогов инклюзивного образования и предлагаются методы развития их социальной активности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, социальная активность, тип сознания, деятельностный тип сознания, созерцательный тип сознания, комплексная психологическая диагностика общения, самооценка, уровень притязаний.

Annotation. This article is devoted to the study of psychological characteristics of future educators in inclusive education. The work actualizes the need to form a social activity of both teachers themselves and students with disabilities and limited health opportunities. The article describes the main psychological characteristics of future educators in inclusive education and suggests methods for the development of their social activity.

Keywords: inclusive education, students with disabilities and limited health opportunities, social activity, type of consciousness, active type of consciousness, contemplative type of consciousness, complex psychological diagnosis of communication, self-esteem, level of claims.

Введение. В контексте развития инклюзивного образования подготовка будущих педагогов становится все более сложной, так как будущие педагоги должны знать не только, как учить «обычных» детей, но и детей с особыми образовательными потребностями. В этих условиях становится чрезвычайно важным развивать как академические, так и жизненные навыки обучающихся. В связи с этим приобретают большое значение не только профессиональные, но и личностные качества будущих педагогов.

Для детей и подростков с особыми образовательными потребностями важно не только адаптироваться к жизни, но и стать активным ее участником и способствовать ее изменению. Целью воспитания и обучения является формирование не зависимой позиции детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а активной позиции в отношении своей жизни и жизни людей вокруг. Учитель играет очень важную роль в формировании активной позиции обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Социальная активность педагога - это качество личности, отраженное в его характере, активности, способности мотивировать других людей на активность с целью трансформации себя и общества.

Мы провели исследование, позволившее выяснить, насколько будущие учителя готовы к развитию социальной активности у обучающихся. Мы исследовали особенности сознания, общения, самооценки, уровня притязаний будущих педагогов, психологов и логопедов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.