Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности будущих педагогов в системе инклюзивного образования'

Социально-психологические особенности будущих педагогов в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТИП СОЗНАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТИП СОЗНАНИЯ / СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП СОЗНАНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕНИЯ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES AND LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / SOCIAL ACTIVITY / TYPE OF CONSCIOUSNESS / ACTIVE TYPE OF CONSCIOUSNESS / CONTEMPLATIVE TYPE OF CONSCIOUSNESS / COMPLEX PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS OF COMMUNICATION / SELF-ESTEEM / LEVEL OF CLAIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горынина Вера Сергеевна

Данное исследование посвящено изучению психологических особенностей будущих педагогов инклюзивного образования. В работе актуализируется необходимость формирования социальной активности как самих педагогов, так и обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В статье описываются основные психологические характеристики будущих педагогов инклюзивного образования и предлагаются методы развития их социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горынина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FUTURE TEACHERS IN INCLUSIVE EDUCATION

This article is devoted to the study of psychological characteristics of future educators in inclusive education. The work actualizes the need to form a social activity of both teachers themselves and students with disabilities and limited health opportunities. The article describes the main psychological characteristics of future educators in inclusive education and suggests methods for the development of their social activity.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности будущих педагогов в системе инклюзивного образования»

студенты более ориентированы на то, где они будут (учиться, работать, жить), чем на то, кем они при этом будут.

Литература:

1. Андреев, В. В. Использование основных технологий и принципов экономики образования при формировании инновационно-внедренческой среды вуза / В. В. Андреев, Ю. С. Паршина // Вопросы региональной экономики. - 2016. - Т. 29. - № 4. - С. 138-145.

2. Бобкова, Л. В. Мотивация выбора места профессионального обучения студентов столичного и периферийного вузов / Л. В. Бобкова, О. С. Валуев // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология»: сб. науч. трудов / под ред. А. В. Глузмана. - Ялта: РИО ГПА, 2017. -Вып. 56. - Ч. 1. - С. 295-307.

3. Валуев, О. С. Психологическая безопасность самореализации профессиональных ресурсов учащегося в тренинге субъекта творчества / О. С. Валуев // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. - 2016. - № 5. - С. 98-102.

4. Валуев, О. С. Территория вуза - территория, свободная от табачного дыма / О. С. Валуев // Актуальные проблемы современного общества. - 2013. - № 1. - С. 92-96.

5. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

6. Жариков, В. В. Бизнес-инкубаторы в высших учебных заведениях как элемент формирования малого и среднего инновационного бизнеса на рынке рециклинговых технологий в России / В. В. Жариков, С. А. Гусев // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2017. - № 2. - С. 67-68.

7. МГПИ: слово ректора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mordgpi.ru/entrants/word-rector/ 28.01.2018. - Заголовок с экрана.

8. МФЮА: основные сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfua.ru/sveden/common/ 28.01.2018. - Заголовок с экрана.

9. Петелина, Е. А. Профессиональный интерес педагога-хормейстера / Е. А. Петелина // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 1. - С. 96-97.

10. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2006. - 124 с.

11. Kokurin, A. V. Regional Physical Culture and Healthy Lifestyle Research and Promotion Centre: Role in Academic Education / A. V. Kokurin, T. I. Shukshina, P. V. Zamkin, V. V. Miroshkin // Theory and Practice of Physical Culture. - 2016. - № 8. - C. 6.

Психология

УДК: 316.6:371.1:37.018.4

старший преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Горынина Вера Сергеевна

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)» (г. Казань)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению психологических особенностей будущих педагогов инклюзивного образования. В работе актуализируется необходимость формирования социальной активности как самих педагогов, так и обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В статье описываются основные психологические характеристики будущих педагогов инклюзивного образования и предлагаются методы развития их социальной активности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, социальная активность, тип сознания, деятельностный тип сознания, созерцательный тип сознания, комплексная психологическая диагностика общения, самооценка, уровень притязаний.

Annotation. This article is devoted to the study of psychological characteristics of future educators in inclusive education. The work actualizes the need to form a social activity of both teachers themselves and students with disabilities and limited health opportunities. The article describes the main psychological characteristics of future educators in inclusive education and suggests methods for the development of their social activity.

Keywords: inclusive education, students with disabilities and limited health opportunities, social activity, type of consciousness, active type of consciousness, contemplative type of consciousness, complex psychological diagnosis of communication, self-esteem, level of claims.

Введение. В контексте развития инклюзивного образования подготовка будущих педагогов становится все более сложной, так как будущие педагоги должны знать не только, как учить «обычных» детей, но и детей с особыми образовательными потребностями. В этих условиях становится чрезвычайно важным развивать как академические, так и жизненные навыки обучающихся. В связи с этим приобретают большое значение не только профессиональные, но и личностные качества будущих педагогов.

Для детей и подростков с особыми образовательными потребностями важно не только адаптироваться к жизни, но и стать активным ее участником и способствовать ее изменению. Целью воспитания и обучения является формирование не зависимой позиции детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а активной позиции в отношении своей жизни и жизни людей вокруг. Учитель играет очень важную роль в формировании активной позиции обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Социальная активность педагога - это качество личности, отраженное в его характере, активности, способности мотивировать других людей на активность с целью трансформации себя и общества.

Мы провели исследование, позволившее выяснить, насколько будущие учителя готовы к развитию социальной активности у обучающихся. Мы исследовали особенности сознания, общения, самооценки, уровня притязаний будущих педагогов, психологов и логопедов.

Для диагностики мы использовали следующие методики:

1. Анкета, позволяющая выявить уровень социальной активности личности.

2. Психогеометрический тест С. Деллингер.

3. Методика исследования самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан.

4. Тест преобладающего типа сознания (ТПТС) (Г.В.Акопов, Т.В.Семенова).

5. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (Г.В.Акопов, Т.В.Семенова).

Целью исследования было выявление психологических особенностей будущих педагогов. Оно является частью более широкого исследования психологических особенностей лиц с нарушениями зрения и без с различными уровнями социальной активности.

Выборку составили 68 человек, из которых 11 человек - студенты заочного отделения (уже работающие в системе образования), 57 человек - студенты очного отделения направлений подготовки «Логопедия», «Педагогика», «Педагогика и психология». Возраст студентов очного отделения 18-23 года, заочного - 21-55 лет, 2 испытуемых мужского пола, 66 - женского.

Результаты опроса показали, что большинство студентов (49 человек) имеют низкий уровень социальной активности, 17 человек - средний уровень, и только 2 студента показали высокий уровень социальной активности. Мы также отметили, что учащиеся последнего года обучения имели более высокие показатели активности, чем студенты первого курса. Было бы интересно отследить изменение уровня социальной активности человека в течение его жизни.

По результатам анализа диагностики самооценки выявилось, что у большинства студентов (58,8%) адекватная самооценка (средняя и высокая). 11,8% испытуемых показали низкую самооценку, также 11,8% -завышенную. Еще 17,6% студентов показали противоречивые данные. Нельзя однозначно определить уровень их самооценки, т.к. по отдельным шкалам она низкая и средняя, по некоторым - высокая или завышенная. В таком случае можно говорить о противоречивой самооценке.

Уровень притязаний у 54,4% испытуемых оказался завышенным (более 93). 44,1% студентов показали адекватный уровень притязаний, а 1,5% - смешанный, когда наряду с низкими оценками имели место и завышенные оценки.

По результатам диагностики по психометрическому тесту Деллингер оказалось, что 30,9% испытуемых выбрали зигзаг, 29,4% - круг, 20,6% - треугольник, 13,2% - квадрат и 5,9% - прямоугольник. Таким образом, можно сказать, что среди будущих педагогов преобладают творческие личности и личности, направленные на общение с другими людьми и помощь им.

Сознание является одной из основных категорий психологии. В философской, психологической, социологической, исторической и политической литературе можно найти большое количество определений данного явления. С точки зрения психологии в общем виде можно сформулировать определение сознания как формы отражения объективной действительности в психике человека как общественно-исторического существа. С. Л. Рубинштейн выдвинул идею о детерминации внешних причин через внутренние условия, другими словами о том, что сознание и проявляется и формируется в деятельности [4]. Представители Самарской школы психологии сознания дополняют данный принцип, вводя новую категорию «созерцание», которая рассматривается как дополнительная к категории деятельности [5]. Определение созерцания и деятельности как дихотомии дает возможность предположить преобладание у личности того или иного состояния сознания.

Г.В. Акопов и Т.В. Семенова (Самарский научный центр психологии сознания) разработали диагностический инструментарий, позволяющий определить преобладающий тип сознания («Тест преобладающего типа сознания» © Г.В.Акопов, Т.В.Семенова, 2014) [1].

В первой части теста испытуемым предлагается оценить интенсивность ощущений, которые возникают при предъявлении того или иного стимула. Стимулы представляют различные модальности (слуховая, зрительная, тактильная, ольфакторная, вкусовая), например, «запах сирени», «шум дождя», «вкус лимона» и т.д. Кроме того, испытуемым предлагается написать те стимулы, которые легко вспоминаются и воспринимаются как интенсивные. Таким образом, в данной части теста мы можем оценить индивидуальную чувствительность испытуемого, преобладание той или иной модальности и интенсивность ощущений.

Вторая часть теста представляет собой список различных видов активности (деятельности), которые испытуемым предлагается оценить с точки зрения предпочтения и желания заняться ими (петь, танцевать, рисовать и т.д.). В данной части теста мы можем оценить отношение испытуемого к той или иной деятельности, а также активности в целом.

Третья часть теста представляет собой ситуацию альтернативного выбора между пассивным видом активности (наблюдение, слушание и т.д.- созерцание) и активной деятельностью (рисование, движение, и т.д. - деяние) в аналогичных условиях. По результатам выбора предпочитаемой активности можно сделать вывод о преобладании того или иного индивидуального типа сознания. Авторы теста (Г.В. Акопов и Т.В. Семенова) выделили следующие типы:

- созерцательный тип сознания - с преобладанием созерцательности над деятельностной активностью;

- деятельностный тип сознания - с преобладанием деятельностной активности над созерцательностью;

- критический тип сознания - с созерцательностью и деятельностной активностью, имеющими равную степень значимости;

- неопределенный тип сознания - с преобладанием ошибок, пропусков, неоправданно низкого (0-1 балл) или недифференцированно высокого (все оценки 5 баллов) уровней балльной оценки [1].

Преобладающий тип сознания будущих педагогов

Тип сознания Комментарий Частота (%)

1. Созерцательный Тип созерцания 79,4

1.1. Созерцательная лень(Сл) - гармоничность, определенность 74,1

1.2. Созерцательный сон (Сс) - сомнения, неопределенность 11,1

1.3.Деятельностное созерцание(Са) -созерцательная активность 14,8

2. Деятельностный 13,2

3. Критический 7,4

4. Неопределенный 0

Как мы видим, большинство студентов (79,4%) имеют созерцательный тип сознания. Однако эта группа гетерогенна, так как могут преобладать различные варианты созерцания. У 74,1% созерцателей преобладает вариант «созерцательной лень», то есть гармония, последовательность в принятии решений. 11,1% созерцателей могут быть отнесены к подтипу «созерцательный сон», который характеризует неопределенность и несогласованность. И 14,8% испытуемых из категории созерцателей могут быть отнесены к подтипу «созерцательной деятельности», это категория людей, которые не выходят за рамки созерцания, но склонны к активной деятельности. Эта категория очень близка к той части испытуемых, которую мы называем «активными людьми», с преобладанием деятельностного типа сознания. 13,2% испытуемых показали преобладание деятельностного типа сознания, эти субъекты более склонны к активности в данной ситуации. 7,4% испытуемых показали критический тип сознания, когда нет явного преобладания созерцания или активности, они одинаково развиты.

Возможно, преобладание созерцания в группе студентов связано с тем, что в подростковом возрасте во время обучения в Университете возможностей для проявления активной деятельности меньше. Стоит также отметить, что среди студентов как дневного, так и заочного отделения преобладает такое созерцание, как «созерцательная лень», то есть это чистое преобладание созерцательного типа сознания, склонного воспринимать, наблюдать, чувствовать, слушать окружающий мир. Возможно, это связано с особенностями преобладания образовательной деятельности, которая направленна на восприятие информации.

Представители Самарской школы психологии сознания (Г. В. Акопов, Т. В. Семенова) рассматривают общение с точки зрения социально-коммуникативной парадигмы, выделяющей два фактора сознания -контакт и свободу. Общение рассматривается авторами с точки зрения общительности в целом, направленности личности, стилей, уровней и сфер общения [2].

Для проведения исследования особенностей общения у лиц юношеского и среднего возраста, имеющих нарушения зрения и не имеющих таковых, мы использовали методику, разработанную представителями Самарской школы психологии сознания (Г. В. Акопов, Т. В. Семенова) - «Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО)», и включающую 16 параметров общения [2]. Данная методика позволяет комплексно оценить коммуникативные особенности человека. По результатам проведения данной методики можно сделать выводы об общем уровне общительности, о направленности общения по модальности (когнитивная, аффективная, организационная), о направленности общения по объекту (эгоцентрическая, альтруистическая, контекстная), о преобладающем стиле общения (директивный, конвенциональный, консолидирующий), об уровне общения (контактный, информационный, смысловой, рефлексивный) и о преобладающей диалогичности (внешней или внутренней) [2].

По первому параметру «Общительность» выявляется общий уровень общительности. В группе студентов очного отделения по данному параметру выявлено преобладание высокого уровня общительности (51,5%), таких студентов можно охарактеризовать как очень общительных. У 48,5% уровень общительности средний.

С точки зрения модальности общения, то есть направленности его на знания, эмоции или поведение, во всех исследуемых группах можно выделить одну тенденцию - преобладание аффективной направленности (50%).

То есть для большинства исследуемых основной задачей общения является получение эмоций. Далее по степени распространённости в нашей выборке идет когнитивная направленность, то есть ориентация на знания, на получение информации в ходе общения (33,8%). Организационная направленность общения представлена в меньшей степени (3%). Как мы видим, менее всего организационная направленность характерна для студентов, для которых наиболее значимыми все же являются эмоции и информация, получаемые в ходе общения, а деловая составляющая общения менее важна. Также в ходе исследования был выявлен смешанный тип направленности по модальности общения - сочетание когнитивной и аффективной направленности, гораздо реже встречается сочетание аффективной и организационной направленности, и лишь в одном случае во всей выборке встретилось сочетание когнитивной и организационной направленности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональная составляющая является наиболее значимой для большинства испытуемых

По объекту общения, то есть, на кого оно направлено, в группе студентов преобладающей является альтруистическая направленность общения, то есть направленность на собеседника, на партнера общения (48,5%).

Эгоцентрическая направленность «на себя» во всех группах представлена примерно одинаково (14,7% у студентов). В значительной степени во всех группах представлена смешанная направленность чаще в сочетании «альтруистическая-контекстная», реже - «эгоцентрическая-контекстная».

Следующий анализируемый параметр - стили общения. У испытуемых доминирует конвенциональный стиль, который основан на принципе договоренности, согласовании различных позиций, на следовании общепринятым правилам, нормам общения (54,40).

Консолидирующий стиль общения характеризуется выстраиванием собственной позиции без нарушения интересов и с учетом мнения других; участники общения могут вести себя совершенно по-разному, в зависимости от своих личностных особенностей, но неизменно стараясь способствовать общему согласию,

личные предубеждения не мешают им находить преимущества альтернативных точек зрения. Консолидирующий стиль преобладает у 14,70%. В меньшей степени представлен директивный стиль общения, то есть стремление к отстаиванию своей позиции, непринятие возражений характерно только 5-9% испытуемых. В значительной степени также представлен смешанный стиль общения, то есть отсутствие явного преобладания одного стиля, возможно, меняющийся стиль в зависимости от ситуации общения (23,50%), чаще все же в сочетании конвенционального и консолидирующего стилей.

Авторы методики выделяют четыре уровня общения: контактный, информационный, смысловой и рефлексивный. То есть, общение может осуществляться на разных уровнях - контакт - минимальное необходимое условие для осуществления общения, может быть поверхностным; информационный уровень предполагает общение на уровне обмена информацией; смысловой - обмен смыслами; рефлексивный -способность увидеть и осознать всю ситуацию общения и себя в ней. В группе студентов у большинства испытуемых (35,3%) преобладает контактный уровень общения, далее идет информационный (23,5%), рефлексивный (8,8%), смысловой (3%).

То есть, большая часть студентов общается лишь на уровне формального контакта или передачи информации.

Во всех группах испытуемых достаточно обширную группу составляют лица, набравшие одинаковое количество баллов по разным уровням общения (чаще всего это контактный и информационный уровень, или три из четырех типов), то есть имеющие смешанный тип (29,40%).

Параметр «диалогичность общения» дает возможность сделать вывод о преобладании внешней или внутренней диалогичности. В выборке студентов преобладает у большинства испытуемых диалогичность внутренняя (48,5%), то есть имеется внутренний собеседник, который осознается или не осознается как часть «Я».

Выводы. Таким образом, результаты показали, что большая часть испытуемых студентов, будущих педагогов, имеет низкий уровень социальной активности, адекватный уровень самооценки, высокий уровень притязаний, созерцательный тип сознания и высокий уровень коммуникабельности. Поэтому мы можем определить тип будущих учителей как «общительный созерцатель». Итак, вопрос в том, как сделать из «общительного созерцателя» «общительного творца»? В этой связи мы считаем, что подготовка будущих учителей, особенно в условиях инклюзивного образования, должна включать обучение и различные виды деятельности, которые повышают уровень активности личности.

Мероприятия, которые мы предлагаем для повышения социальной активности будущих педагогов: Олимпиада по инклюзивному образованию, тренинги по развитию социальной активности, тренинг-размышление об альтруизме и эгоизме, вовлечение в социальные мероприятия (студсовет, волонтерская деятельность и т.д.), выходы в организации с самостоятельной организацией игр и праздников для детей, разработка проектов.

Литература:

1. Акопов, Г. В., Семенова Т. В. Созерцание: диагностический инструментарий (Тест преобладающего типа сознания. Диагностика склонности к созерцанию. Анкета «Созерцание»): Методическая разработка к курсу «Психология сознания» / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара ПГСГА, 2015. - 52 с.

2. Акопов, Г. В., Семенова, Т. В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): методическая разработка для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология» / Г. В. Акопов, Т. В. Семенова (сост.). - Самара: ПГСГА, 2015. - 30 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб.заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва :Аспект Пресс, 2014. - 362 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»)

5. Семенова, Т. В. Сознание: от концепций к социально-психологической эмпирике / Соавторы: Г. В. Акопов, В. И. Тюрин-Авинский, Л. В. Давыдкина / Под общей редакцией Г.В. Акопова. Самара, ООО «Порто-принт», 2017. 286 с.

Психология

УДК:159.9

преподаватель - исследователь, психолог отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом Евтушенко Евгений Анатольевич

Управление Министерства Внутренних Дел России по Белгородской области (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Карнаухов Владимир Александрович

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫМИ И СТАРОСЛУЖАЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Аннотация. В представленной статье анализируются особенности использования сотрудниками полиции разных механизмов копинг поведения в контексте длительности стажа их служебной деятельности. Рассмотрев данную статью, читатель сформирует представление о том, каким образом предпочитают бороться со стрессом молодые сотрудники, а каким старослужащие сотрудники ОВД. Кроме того, взяв на вооружение полученные данные, можно понять в каком направлении стоит вести профилактическую и коррекционную работу с личным составом на разных этапах их служебной деятельности.

Ключевые слова: психология служебной деятельности, совладание со стрессом, сотрудники полиции, стаж службы в ОВД, механизмы совладающего поведения.

Annоtation. The article analyzes the features of the use of different coping mechanisms by police officers in the context of the length of their service life. After reviewing this article, the reader will form an idea of how young and experienced police officers prefer to cope with stress. Besides, having got acquainted with the received data, it is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.