Научная статья на тему 'Специфика применения механизмов совладающего поведения молодыми и старослужащими сотрудниками полиции'

Специфика применения механизмов совладающего поведения молодыми и старослужащими сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / СТАЖ СЛУЖБЫ В ОВД / МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / PSYCHOLOGY OF LAW ENFORCEMENT SERVICE / COPING WITH STRESS / POLICE OFFICERS / THE LENGTH OF SERVICE IN THE POLICE DEPARTMENT / THE MECHANISM OF COPING WITH STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евтушенко Евгений Анатольевич, Карнаухов Владимир Александрович

В представленной статье анализируются особенности использования сотрудниками полиции разных механизмов копинг поведения в контексте длительности стажа их служебной деятельности. Рассмотрев данную статью, читатель сформирует представление о том, каким образом предпочитают бороться со стрессом молодые сотрудники, а каким старослужащие сотрудники ОВД. Кроме того, взяв на вооружение полученные данные, можно понять в каком направлении стоит вести профилактическую и коррекционную работу с личным составом на разных этапах их служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC USE OF MECHANISMS OF COPING BEHAVIOR OF YOUNG AND EXPERIENCED POLICE OFFICERS

The article analyzes the features of the use of different coping mechanisms by police officers in the context of the length of their service life. After reviewing this article, the reader will form an idea of how young and experienced police officers prefer to cope with stress. Besides, having got acquainted with the received data, it is possible to understand in what direction it is necessary to carry out preventive and correcting work with police officers at different stages of their work.

Текст научной работы на тему «Специфика применения механизмов совладающего поведения молодыми и старослужащими сотрудниками полиции»

личные предубеждения не мешают им находить преимущества альтернативных точек зрения. Консолидирующий стиль преобладает у 14,70%. В меньшей степени представлен директивный стиль общения, то есть стремление к отстаиванию своей позиции, непринятие возражений характерно только 5-9% испытуемых. В значительной степени также представлен смешанный стиль общения, то есть отсутствие явного преобладания одного стиля, возможно, меняющийся стиль в зависимости от ситуации общения (23,50%), чаще все же в сочетании конвенционального и консолидирующего стилей.

Авторы методики выделяют четыре уровня общения: контактный, информационный, смысловой и рефлексивный. То есть, общение может осуществляться на разных уровнях - контакт - минимальное необходимое условие для осуществления общения, может быть поверхностным; информационный уровень предполагает общение на уровне обмена информацией; смысловой - обмен смыслами; рефлексивный -способность увидеть и осознать всю ситуацию общения и себя в ней. В группе студентов у большинства испытуемых (35,3%) преобладает контактный уровень общения, далее идет информационный (23,5%), рефлексивный (8,8%), смысловой (3%).

То есть, большая часть студентов общается лишь на уровне формального контакта или передачи информации.

Во всех группах испытуемых достаточно обширную группу составляют лица, набравшие одинаковое количество баллов по разным уровням общения (чаще всего это контактный и информационный уровень, или три из четырех типов), то есть имеющие смешанный тип (29,40%).

Параметр «диалогичность общения» дает возможность сделать вывод о преобладании внешней или внутренней диалогичности. В выборке студентов преобладает у большинства испытуемых диалогичность внутренняя (48,5%), то есть имеется внутренний собеседник, который осознается или не осознается как часть «Я».

Выводы. Таким образом, результаты показали, что большая часть испытуемых студентов, будущих педагогов, имеет низкий уровень социальной активности, адекватный уровень самооценки, высокий уровень притязаний, созерцательный тип сознания и высокий уровень коммуникабельности. Поэтому мы можем определить тип будущих учителей как «общительный созерцатель». Итак, вопрос в том, как сделать из «общительного созерцателя» «общительного творца»? В этой связи мы считаем, что подготовка будущих учителей, особенно в условиях инклюзивного образования, должна включать обучение и различные виды деятельности, которые повышают уровень активности личности.

Мероприятия, которые мы предлагаем для повышения социальной активности будущих педагогов: Олимпиада по инклюзивному образованию, тренинги по развитию социальной активности, тренинг-размышление об альтруизме и эгоизме, вовлечение в социальные мероприятия (студсовет, волонтерская деятельность и т.д.), выходы в организации с самостоятельной организацией игр и праздников для детей, разработка проектов.

Литература:

1. Акопов, Г. В., Семенова Т. В. Созерцание: диагностический инструментарий (Тест преобладающего типа сознания. Диагностика склонности к созерцанию. Анкета «Созерцание»): Методическая разработка к курсу «Психология сознания» / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара ПГСГА, 2015. - 52 с.

2. Акопов, Г. В., Семенова, Т. В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): методическая разработка для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология» / Г. В. Акопов, Т. В. Семенова (сост.). - Самара: ПГСГА, 2015. - 30 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб.заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва :Аспект Пресс, 2014. - 362 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»)

5. Семенова, Т. В. Сознание: от концепций к социально-психологической эмпирике / Соавторы: Г. В. Акопов, В. И. Тюрин-Авинский, Л. В. Давыдкина / Под общей редакцией Г.В. Акопова. Самара, ООО «Порто-принт», 2017. 286 с.

Психология

УДК:159.9

преподаватель - исследователь, психолог отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом Евтушенко Евгений Анатольевич

Управление Министерства Внутренних Дел России по Белгородской области (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Карнаухов Владимир Александрович

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫМИ И СТАРОСЛУЖАЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Аннотация. В представленной статье анализируются особенности использования сотрудниками полиции разных механизмов копинг поведения в контексте длительности стажа их служебной деятельности. Рассмотрев данную статью, читатель сформирует представление о том, каким образом предпочитают бороться со стрессом молодые сотрудники, а каким старослужащие сотрудники ОВД. Кроме того, взяв на вооружение полученные данные, можно понять в каком направлении стоит вести профилактическую и коррекционную работу с личным составом на разных этапах их служебной деятельности.

Ключевые слова: психология служебной деятельности, совладание со стрессом, сотрудники полиции, стаж службы в ОВД, механизмы совладающего поведения.

Annоtation. The article analyzes the features of the use of different coping mechanisms by police officers in the context of the length of their service life. After reviewing this article, the reader will form an idea of how young and experienced police officers prefer to cope with stress. Besides, having got acquainted with the received data, it is

possible to understand in what direction it is necessary to carry out preventive and correcting work with police officers at different stages of their work.

Keywords: psychology of law enforcement service, coping with stress, police officers, the length of service in the police Department, the mechanism of coping with stress.

Введение. День за днём сотрудники ОВД обязаны нести службу по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан. Качественному исполнению ими служебных обязанностей способствует регулярная мобилизация имеющегося ресурсного потенциала. Вместе с тем, длительное состояние беспрерывной боеготовности, как показывает практика, со временем, негативно сказывается на общей продуктивности служебной деятельности, способствуя накоплению физической и психологической усталости, а также формированию эмоциональной чёрствости [2; 3]. Для того, что бы продолжительное время сохранять высокую работоспособность, качественно исполнять служебные обязанности, и при этом находиться в отличной форме сотрудникам полиции необходимо уметь грамотно снимать накапливаемое эмоциональное напряжение, а также с минимальными потерями преодолевать стрессовые события путём адекватного использования механизмов совладающего поведения.

Однако, как показывает практика, отнюдь не всегда выбор копинг механизмов сделанный сотрудником, является до конца подходящим его индивидуально-психологическим особенностям, а также адекватным сложившимся обстоятельствам [7; 10; 11]. Вместе с тем не стоит забывать, что среди всех прочих условий существенную роль в выборе стратегий совладающего поведения может сыграть и стаж служебной деятельности сотрудника. Как положительное, так и отрицательное воздействие может оказать опыт служебной деятельности, накопленный с годами несения службы, а свежая и спонтанная реакция молодого сотрудника познающего основы служебной деятельности, в свою очередь, также может сыграть весьма двоякую роль. Поэтому вопрос относительно изучения особенностей применения механизмов совладающего поведения молодыми и старослужащими сотрудниками полиции является весьма актуальным и подлежащим углубленному рассмотрению в данной работе.

Формулировка цели статьи. Проведя анализ литературы по рассматриваемой проблеме, было сделано предположение о существовании определённых предпочтений при выборе механизмов копинг поведения молодыми и старослужащими сотрудниками. Наиболее используемыми среди молодых сотрудников с нашей точки зрения выступают механизмы с высоким и средним уровнем адаптивности, а именно: «сотрудничество», «оптимизм» и «придача смысла». Среди старослужащих сотрудников также возможно превалирование стратегии «оптимизм», однако процент её применения может быть несколько снижен по сравнению с показателями её использования молодыми сотрудниками. Кроме того с увеличением стажа службы возможно появление ряда не адаптивных механизмов совладающего поведения, а также некоторое увеличение процентного соотношения относительно адаптивных копинг механизмов.

Для проверки данного предположения, а также более детального рассмотрения особенностей копинг поведения сотрудников полиции, как на начальных этапах прохождения службы, так и по мере накопления ими определённого опыта служебной деятельности была применена методика психологической диагностики копинг механизмов Э. Хейма (в адаптации Л.И. Вассермана). Перед проведением диагностики вся выборка сотрудников полиции была разбита по степени продолжительности службы в ОВД на две равные группы: молодые (от 0 до 10 лет выслуги) и старослужащие (от 10 до 20 лет выслуги) сотрудники. Затем была проведена работа по сравнительному рассмотрению имеющихся предпочтений по применению сотрудниками механизмов копинг поведения.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав имеющиеся данные, и отразив полученные результаты в таблицах 1 и 2, перед нашим взглядом предстаёт целостная картина копинг предпочтений, как молодых, так и старослужащих сотрудников полиции. Опираясь на представленные сведения, можно утверждать, что молодые сотрудники, по сравнению со своими старшими сослуживцами, в два раза чаще применяют копинг стратегию «придача смысла», и в три раза чаще используют такой механизм совладания как «сотрудничество». Данное обстоятельство объясняется тем, что молодые сотрудники в силу своего относительно малого опыта службы вынуждены для преодоления возникающих трудностей чаще обращаться за помощью к сослуживцам и практиковать с ними взаимное сотрудничество. У старослужащих сотрудников с годами формируется опыт, и они уже не так остро, как в начале службы нуждаются во взаимопомощи со стороны сослуживцев. Придание препятствиям особого смысла, нужно молодым сотрудникам для того, что бы превозмогая их, расти и развиваться в выбранной сфере. В более позднем возрасте данная потребность постепенно ослабляется, чем и объясняется снижение выраженности данного механизма совладания.

Таблица 1

Особенности применения механизмов совладания молодыми сотрудниками (в %)

Степень адаптивности копинга Вид копинг-стратегий

Когнитивные копинг-стратегии Эмоциональные копинг-стратегии Поведенческие копинг-стратегии

Адаптивный вариант копинг-поведения «проблемный анализ» 24 % «протест» 0 % «оптимизм» 100 % «сотрудничество» 49 %

«установка собственной ценности» 5 % «обращение» 24 %

«сохранение самообладания» 19 % «альтруизм» 8 %

Относительно адаптивный вариант копинг-поведения «относительность» 3 % «эмоциональная разрядка» 0 % «пассивная кооперация» 0 % компенсация» 0 %

«придача смысла» 35 % «отвлечение» 16 %

«религиозность» 0 % «конструктивная активность» 0 %

Не адаптивный вариант копинг-поведения «смирение» 0 % «подавление эмоций» 0 % «активное избегание» 3 %

«растерянность» 0 % «покорность» 0 %

«диссимуляция» 14 % «самообвинение» 0 % «отступление» 0 %

«игнорирование» 0 % «агрессивность» 0 %

Продолжая изучение полученных результатов, можно отметить возрастающее со стажем обращение к стратегиям «отвлечения», «альтруизма» и «компенсации». Сравнивая старослужащих сотрудников с более молодыми сослуживцами можно отметить, что первые в полтора раза чаще прибегают к использованию стратегии отвлечения, в два раза чаще к стратегии альтруизма, помимо этого, в их арсенале совладающего поведения появляется стратегия компенсации. Данное обстоятельство может указывать на то, что со временем у сотрудников возрастает потребность в оказании помощи окружающим, в связи с чем, их собственные проблемы отходят на задний план. Вместе с тем появление механизма «компенсация» и увеличение применения стратегии «отвлечение» уравновешивает создавшуюся ситуацию. Данное обстоятельство находит разрешение в возрастающем желании снять накопившееся напряжение и на время отойти от работы, занимающей значительный пласт имеющегося времени, и заняться любимым делом, стараясь забыть о рабочих трудностях.

Таблица 2

Особенности применения механизмов совладания старослужащими сотрудниками (в %)

Степень адаптивности копинга Вид копинг-стратегий

Когнитивные копинг-стратегии Эмоциональные копинг-стратегии Поведенческие копинг-стратегии

Адаптивный вариант копинг-поведения «проблемный анализ» 22 % «протест» 3 % «оптимизм» 78 % «сотрудничество» 17 %

«установка собственной ценности» 5 % «обращение» 20 %

«сохранение самообладания» 23 % «альтруизм» 16 %

Относительно адаптивный вариант копинг-поведения «относительность» 6 % «эмоциональная разрядка» 1 % «пассивная кооперация» 5 % компенсация» 7 %

«придача смысла» 17 % «отвлечение» 21 %

«религиозность» 3 % «конструктивная активность» 5 %

Не адаптивный вариант копинг-поведения «смирение» 6 % «подавление эмоций» 13 % «активное избегание» 10 %

«растерянность» 1 % «покорность» 0 %

«диссимуляция» 8 % «самообвинение» 0 % «отступление» 4 %

«игнорирование» 9 % «агрессивность» 0 %

Кроме того, стоит отметить тот факт, что с возрастом несколько увеличивается количество относительно адаптивных и не адаптивных вариантов совладающего поведения. Данное утверждение обосновывается полным отсутствием у молодых сотрудников таких стратегий совладающего поведения как: «игнорирование», «пассивная кооперация», «смирение», «подавление эмоций», «отступление», «относительность», «конструктивная активность», «религиозность», и их возникновением у старослужащих сотрудников. Помимо этого фиксируется значительное снижение доли применения «оптимизма» (на 22%) и возрастание использования «активного избегания» (на 7%). Все вышеуказанные отрицательные моменты можно объяснить возрастающим со временем службы нежеланием собственными силами разрешать некоторые вопросы, ответственность за которые можно разделить с коллегами. Вместе с тем, исходя из представленных данных, можно обозначить и ряд положительных моментов, например снижение, более чем в полутора раз применения стратегии диссимуляции, что указывает на образующуюся со временем службы более трезвую оценку складывающихся обстоятельств и здравое принятие решений.

Выводы. Таким образом, подведя итог всему выше сказанному, можно отметить ряд специфических особенностей в применении копинг поведения присущего сотрудникам с разным стажем служебной деятельности. Так, у молодых сотрудников в значительной степени чаще по сравнению с их старшими сослуживцами просматривается тенденция наибольшего распространения таких стратегий совладающего поведения как ««придача смысла» и сотрудничество». Старослужащие сотрудники в свою очередь в большей мере предпочитают механизмы «отвлечения», «альтруизма» и «компенсации». Так же зафиксировано, что по мере накопления стажа служебной деятельности отмечается значительное снижение процента применения адаптивной стратегии «оптимизма», а так же некоторое возрастание общего количества относительно адаптивных и не адаптивных вариантов копинг поведения, а именно: «смирение», «отступление», «игнорирование», «подавление эмоций», «конструктивная активность», «религиозность», «относительность», «пассивная кооперация». Вместе с этим регистрируется некоторое снижение такого не адаптивного механизма совладающего поведения как «диссимуляция». Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что выдвинутое предположение относительно существования определённых предпочтений по использованию сотрудниками с разным стажем служебной деятельности ряда стратегий совладающего поведения находит своё подтверждение в ходе проведённого исследования.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения психологом ОВД выявленных результатов при работе с сотрудниками полиции. Зная доминирующие на разных этапах прохождения службы, механизмы копинг поведения сотрудников, становится возможным осуществление с ними соответствующей профилактической и коррекционной работы. В результате данной работы, сотрудники смогут с минимальными потерями преодолевать неблагоприятные средовые воздействия, эффективно осуществлять профессиональную деятельность и конструктивно использовать копинг механизмы, не взирая на длительность имеющегося стажа служебной деятельности.

Литература:

1. Евтушенко Е.А. Специфика защитно-совладающего поведения личности и его взаимосвязь с психологическим здоровьем человека / Е.А. Евтушенко, В.А. Карнаухов // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. - Чебоксары, 2017. - С. 220-223.

2. Кобозев И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД / И.Ю. Кобозев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - С-Пб., 2016. - №. 1. (69). -С. 205-209.

3. Корехова М.В. Профилактика организационного стресса у сотрудников правоохранительных органов / М.В. Корехова, И.А. Новикова, А.Г. Соловьёв // Экология человека. - Архангельск, 2015. - №. 8. - С. 3-9.

4. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г.С. Корытова, Ю.А. Ерёмина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2015. - №. 3 (156). - С. 42-48.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2004. - 354 с.

4. Кущев П.М. Психологические особенности совладающего поведения сотрудников МВД России / П.М. Кущев // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - №. 54-6. - С. 284-292.

6. Молчанова Е.Ю. Стратегии совладающего поведения и критерии психического здоровья сотрудников органов внутренних дел / Е.Ю. Молчанова // Вестник Краснодарского университета МВД России. -Краснодар, 2016. - №. 2 (32). - С. 205-207.

7. Перков А.А. Копинг-стратегии поведения сотрудников Госавтоинспекции в условиях стресса / А.А. Перков // Наука и практика. - Орёл, 2015. - №. 4 (65). С. 145-147.

8. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Электронный научный журнал «Психологические исследования». - 2011. - №. 3.

9. Рогачёв В.А. Взаимосвязь копинг-стратегий и личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников правоохранительных органов / В.А. Рогачёв, И.Н. Коноплева // Электронный научный журнал «Медицинская психология в России». - 2015. - №. 2 (31).

10. Рябченко И.В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД / И.В. Рябченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2007. - №. 2. - С. 59-61.

11. Фролова С.В. Особенности реагирования на стресс специалистов экстремального профиля / С.В. Фролова // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. - М., 2015. - С. 524-527.

Психология

УДК 159.922.7

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МОЛОДОСТЬ - СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СОЗДАНИЯ СЕМЬИ

Аннотация. В статье проанализированы исследования периоды полного полового и физического созревания, ранней зрелости, молодости как сензитивного периода ведущими учеными в контексте создания семьи. Рассмотрены возрастные новообразования как качественные изменения в структуре личности молодых людей.

Ключевые слова: молодая семья, период молодости, сензитивный период, возрастные новообразования, студенческая молодежь, брачно - семейные отношения.

An^taUm. The article analyzes the study periods of full sexual and physical maturation, early maturity, youth as a sensitive period by leading scientists in the context of family creation. Age-related neoplasms as qualitative changes in the structure of personality of young people are considered.

Keywords: a young family, the period of youth, a sensitive period, age neoplasm, students, marriage and family relations.

Введение. В период молодости наиболее выраженными являются социальные потребности. В подростковом и юношеском возрасте имеется высокая потребность объединять различные проявления жизненного я - собственное «Я» на данных этапах переживает возможность ориентации, где для реализации интеграции требуется сила, подростки и юноши нуждаются в энергии, которая дает возможность преодолеть несостоятельность различных проявлений жизни. Период молодости выступает как возраст роста силы «Я», его способности проявлять и сохранять свою индивидуальность. В этот период уже имеется основа для преодоления страха потерять собственное «Я» в условиях групповой деятельности, дружбы, любви или интимной близости. При этих условиях молодые люди стремятся испробовать свои силы через конфронтацию с другими людьми.

Формулировка цели статьи исследование структуры развития личности в период ранней зрелости в разрезе периода интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно - профессиональной деятельности, изучение роли молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.

Изложение основного материала статьи. Период ранней зрелости расценивается как время перехода к взрослой жизни, однако, в разные исторические эпохи этому возрастному периоду приписывали разный социальный статус. Это период полного полового и физического созревания, где достижение социальной зрелости связывают с взрослением, несмотря на то, что изучение этого этапа развивалось на протяжении длительного времени, и в разных исторических общества, было зафиксировано различными возрастными ограничениями. На данный период молодости, с одной стороны сказывается воздействие социальной системы, а с другой стороны, как индивид сам молодой человек, в течение социализации осваивает и овладевает новые роли, оставляя старые социальные роли.

Л.С. Выготский впервые называет период молодости «началом зрелой жизни».

В дальнейшем эта концепция была развита и другими исследователями. Период молодости в качестве отдельной социальной, психологической и возрастной категории было введено в науку в 1960-х годах в исследовании психофизиологических функций взрослых.

Рамки периода молодости размыты, в него входит возрастная категория людей от 18 до 26 лет, эта стадия развития взрослого человека являет собой «переходную фазу от созревания к зрелости и определяется как ранняя зрелость.

Согласно исследованиям Ю.Е. Алешиной период молодости является сензитивным периодом для формирования основных социогенных потенций личности.

Исследования Ю.Е. Алешиной, М.Д. Дворяшиной, Л.С. Грановской, В.Т. Лисовского, И.А. Зимней, И.С. Кон, позволяют сделать вывод, что в период ранней зрелости осуществляется последующее психическое развитие личности, комплексная реструктуризация психических функций внутри интеллекта, изменяется вся структура личности в связи с вступлением в новое, наиболее разнообразные и крупные социальные сообщества.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Бромлей, ранняя взрослость (21- 25 лет) - в это период, когда молодые люди уже овладели ролью взрослого, наступает полная экономическая, правовая ответственность и включение человека во все виды социальной деятельности в обществе. На этом цикле жизни у молодых людей складываются свои семьи, собственный образ жизни, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, реализация навыков в профессиональной деятельности. С позиции общепсихического развития, период молодости является временем усиленной социализации человека, формирования высших психических функций, развития интеллектуальных систем и личности в целом.

Возрастные новообразования следует рассматривать как качественные изменения в развитии личности для этого возрастного периода. Они выражаются в свойствах психических процессов, состояний личностных характеристик, определяющие переход на наиболее высокий уровень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста наблюдаются также в структуре личности, а именно в потребностях, интересах, наклонностях, характере. Смысл жизни выступает одним из главных новообразований. По мнению С.В Ковалева, в период юношества проблема смысла в жизни приобретает границы глобальности, всесторонности с учетом ближайшего и дальнейшего будущего. Одним из основных условий этого возраста также является возникновение нового роста жизненных позиций и установок, и это находит свое выражение в сознательном строительстве личной жизни как проявления начала поиска ее смысла.

Е.Г. Силяева, указывает на социальную предопределенность зрелых периодов, подчеркивает, что периодизация образа жизни личности, начиная с юношества, больше не соизмеряется с возрастной периодизацией и становится личной. Психологическое содержание периода молодости связанно с развитием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.