Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК / INTERACTIVE COURSEBOOK / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / LEARNER-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскресенская Мария Сергеевна

В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки интерактивных учебных пособий по иностранному языку с точки зрения формы презентации материала. Особое внимание уделяется влиянию интерактивного учебника на мотива-ционный аспект учебной деятельности. Исследуются возможности реализации лич-ностно-деятельностного подхода к обучению посредством интерактивного учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Course-book as a Means of Increasing Students’ Motivation

The article tackles the issue of interactive coursebooks of foreign languages from the point of view of their form; reveals their main advantages and disadvantages as well as studies their role in raising students’ motivation and potential in the realisation of learner-centered approach to education.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Слово молодым УЧЁНЫМ

М.С. Воскресенская

Интерактивный учебник как средство повышения мотивации студентов

В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки интерактивных учебных пособий по иностранному языку с точки зрения формы презентации материала. Особое внимание уделяется влиянию интерактивного учебника на мотива-ционный аспект учебной деятельности. Исследуются возможности реализации лич-ностно-деятельностного подхода к обучению посредством интерактивного учебника.

The article tackles the issue of interactive coursebooks of foreign languages from the point of view of their form; reveals their main advantages and disadvantages as well as studies their role in raising students' motivation and potential in the realisation of learner-centered approach to education.

Ключевые слова: мотивация; информационные технологии; интерактивный учебник; личностно-деятельностный подход.

Keywords: motivation; information technologies; interactive coursebook; learner-centered approach.

Активное развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека обусловили существенную переориентацию образовательного процесса в сторону усиления внимания к индивидуальности обучающихся, учёта их потребностно-мотивационной и ценностной личностных сфер. Данная тенденция вызвана тем, что педагоги всё чаще отмечают снижение познавательной активности обучающихся. Во многом это связано с преобладанием в учебных заведениях традиционных, сугубо репродуктивных методик и технологий обучения, которые на сегодняшний день становятся малоэффективными в связи с тем, что, с одной стороны, существенно и постоянно увеличивается объём материала, необходимый для усвоения. С другой стороны, современные обучающиеся максимально ориентированы на поисково-творческую деятельность, активное субъектное включение в процесс обучения, во все его компоненты: целеполагание, отбор содержания, используемые технологии, процедуры (само)контроля, разработку и/или оптимизацию средств обучения, в том числе учебника.

Новые образовательные парадигмы, которые разрабатываются в том числе для высшей школы, требуют изменения научно-теоретического подхода к обучению, что должно отразиться на его методической системе, технологии обучения, программно-методическом и техническом обеспечении [1]. Основным компонентом учебного процесса, «главным средством обучения и системой реализации целей обучения», был и остаётся учебник» [3: с. 126-127] Разумно предположить, что учебник иностранного языка в век информационных технологий должен эволюционировать, приобретать новую форму, отличную от той, в которую он был облачён до настоящего времени и с которой преподаватели привыкли работать. Учебник должен стать платформой для самореализации не только его авторов и преподавателя, но и студентов, способных к оценочному отношению к учебнику, к участию в его модификации с целью придания последнему интерактивного характера [6]. Неслучайно современные исследования, ведущиеся в области теории учебника, ориентированы на представление его деятельностно-компетентностной основы [7], обоснование его личностно развивающего потенциала [8].

На сегодня общепризнано, что информационные технологии способны вывести процесс обучения на новый уровень развития для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом. Интерактивные средства обучения, включающие видео, графику, анимации и звук, создают информационную среду, в которой как студент, так и преподаватель приобретают качественно новые возможности. Мультимедийные технологии, в частности электронный учебник, обогащают процесс обучения, делают его более эффективным, воздействуя одновременно на зрительную, слуховую и эмоциональную память. Именно электронные учебники в отличие от традиционных аналогов сочетают в себе факторы, которые наиболее долго удерживают внимание (динамика, звук, изображение). Такое уникальное сочетание позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Одновременно интерактивный учебник оказывает непосредственное влияние на формирование и / или усиление мотивации учебно-познавательной, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной (по А.А. Вербицкому) деятельности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Такой вид мотивации определяется целым рядом факторов, а именно:

- самой образовательной системой, образовательным учреждением;

- организацией образовательного процесса;

- субъектными особенностями обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие);

- субъектными особенностями педагога, прежде всего его отношением к ученикам и, наконец, самой спецификой учебного предмета [5: с. 257-258].

Учебная деятельность, согласно И.А. Зимней, побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности — выработкой обобщённого способа действия — и «опредмечивается» в нём, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например — самоутверждения, престижности, долга, необходимости,

достижения и др. Исследования учебной деятельности студентов показали, что наибольшее влияние на её эффективность оказывает потребность в достижении, т. е. стремление человека к улучшению результатов своей деятельности [5: с. 261].

Формированию учебной мотивации способствует ряд существенных по значимости факторов. Внешними факторами её формирования являются: разнообразие деятельности и отсутствие рутины; демократичный стиль педагогической деятельности, отсутствие жёсткого контроля, позволяющие исключить стрессовость, установить более доверительные отношения «преподаватель - студент»; возможность свободного выбора направления видов деятельности (особенно в контексте дистанционного обучения или самообразования); успех в деятельности; осуществление личностно-деятельностного подхода к обучению; субъектно-субъектная модель организации учебной деятельности. К внутренним факторам относятся познавательный интерес, творческий вид работы, проблемность ситуаций, а также баланс возможностей и трудностей.

Учебник, являясь своего рода ядром образовательного процесса, способен выступить важнейшим из внешних факторов формирования устойчивой положительной мотивации у студентов. Для этого должен быть переосмыслен его формат, обновлено содержание, а также переоценено функциональное назначение. Учебник должен стать интерактивным и субъектно ориентированным. Это означает, что в конструировании и моделировании учебника, в организации образовательных технологий его применения должен принимать участие сам студент, обладающий собственным потребностно-мотивационным личностным фоном. Благодаря такому субъектному участию учебник способен приобрести инновационный, индивидуально ориентированный характер, а значит, позитивно повлиять на повышение учебно-познавательной мотивации студентов [6]. Такой формат учебника позволит решить задачу, которая встала перед современной средней и профессиональной школой — не только дать знания, но и воспитать тягу к ним, сформировав положительную мотивацию к их пополнению самими же учащимися [4].

В связи со сформулированной концепцией учебника интерактивно-субъектного типа представляется небезынтересным проанализировать демонстрационные версии электронных учебников французского издательства Hachette FLE [2] с целью выявления основных преимуществ и недостатков данных учебных материалов, а также потенциальной способности их влияния на формирование положительной учебной мотивации.

К основным преимуществам интерактивных учебников следует отнести:

- компактность: несколько компонентов интерактивного учебно-методического комплекса (книга для преподавателя и обучающегося, рабочая тетрадь) легко помещаются на флешкарте;

- экономность: аудио-, видеоматериалы, а также контрольно-измерительные материалы интегрированы в учебник, что позволяет значительно экономить время на уроке;

- контролируемость: контрольно-измерительные материалы интерактивных учебников позволяют получить результат сразу же после выполнения задания.

Это, в первую очередь, освобождает преподавателя от необходимости проводить рутинную проверку рабочих тетрадей, а студента наделяет свободой действий. Это поможет студенту осознать себя субъектом образовательного процесса, а также будет способствовать формированию у него внутренней мотивации, направленной на предмет обучения, получение новых знаний, а не на оценку преподавателя, как это бывает в случае внешней мотивации;

- коммуникативность: создаются благоприятные условия для восполнения иноязычной среды, стимулируется иноязычное общение обучающихся, формируя подлинные внутренние мотивы, пробуждая интерес и готовность осуществлять общение [3: с. 268]. Данные условия обеспечиваются благодаря тому, что рассматриваемый интерактивный учебник может выступать в качестве речевого партнёра. Данная способность реализуется в так называемых «интерактивных диалогах», где обучающийся может «пообщаться» с носителем языка в рамках типовых коммуникативных ситуаций. Такой подход не только подталкивает студента к порождению высказываний на иностранном языке, проявлению активности, но и стимулирует его учебный интерес;

- лёгкость навигации: анализируемый интерактивный учебник обладает особым программным обеспечением, которое позволяет с лёгкостью перемещаться от одного раздела к другому, делать записи на полях или в самом учебнике, записывать себя с возможностью последующего прослушивания и сравнения с записью-образцом. К тому же преподаватель может создавать и сохранять в учебнике свои блоки упражнений и прочие материалы, необходимые для дополнения уже существующих. При такой концепции учебник не является закрытой структурой и вполне поддаётся корректировке с учётом целей и задач обучения, а также данных промежуточной проверки усвоения знаний, умений и навыков;

- культуросообразность: аутентичные тексты, опросники, аудио- и видеоматериалы, интегрированные в учебник, дают возможность овладевать культурологически-специфической информацией, с помощью которой ученик приобщается к реалиям иного лингвосоциума и может интерпретировать картину мира носителей изучаемого языка.

Говоря о видимых недостатках интерактивного учебника, можно выделить следующие:

- трудозатратность создания таких УМК и их дороговизна, так как в процессе задействованы как методисты, так и программисты;

- для использования интерактивного учебника необходимы особые технические средства: интерактивная доска, планшетные компьютеры или персональные компьютеры при использовании в домашних условиях. Вместе с тем вполне возможно, что технические средства дадут осечку, в таком случае следует подстраховываться традиционным печатным вариантом учебника;

- при работе с интерактивным учебником не стоит оставлять без внимания медико-гигиенические указания, согласно которым при работе с компьютером необходимо делать перерывы каждые 15-20 минут, чтобы глаза отдыхали от напряжения. Старшим школьникам и студентам не рекомендуется проводить за экраном монитора более 2 часов в день;

- в учебнике слабо представлены задания для непосредственного включения студентов в его структурно-содержательное наполнение; таким образом, рассматриваемый учебник, являясь интерактивным, не носит субъектного характера.

Данное исследование основывается на личном опыте использования де-моверсий интерактивных учебников издательства Hachette FLE при работе с группами неязыкового вуза Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина). Результаты апробации показали, что даже студенты, мало интересующиеся дисциплиной, проявили заинтересованность к иноязычной подготовке при условии использования данных учебников. O^ части такой результат обусловлен эффектом новизны. Заинтересованность обусловлена также и насыщенностью учебника разнообразными материалами, вызывающими эмоциональный отклик у студентов.

В заключение стоит отметить, что интерактивный учебник — это учебное пособие нового образца, которое появилось на рынке учебной литературы относительно недавно и ещё не стало неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Несмотря на свою новизну, данные средства всё более активно используются на уроках иностранного языка как в качестве основных, так и дополнительных, вызывая положительные отзывы у преподавателей и студентов.

Библиографический список

Источники

1. ФГОС ВПO по направлениям бакалавриата. URL: http://www.fgosvo.ru/ fgosvpo/7/6/1 (режим доступа свободный).

2. Сайт издательства «Hachette». URL: http://www.hachettefle.com/pages/manuel-num/manuels-numeriques-presentation.php.

Литература

3. Бим И.Л. Mетодика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. M.: Русский язык. 1974. 288 c.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. M.: АРКТИ, 2003. 192 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. M.: MnŒ; Воронеж: MOДЭK, 2010. 448 c.

6. Тарева Е.Г., Гальскова Н.Д. Инновации в обучении языку и культуре: Pro et contra // Иностранные языки в школе. 2013. № 10. С. 2-8.

7. Тарева Е.Г. Личностно развивающий потенциал учебного пособия по иностранному языку // Вестник Mосковского государственного лингвистического университета. 2007. № 538. С. 49-58.

8. Тарева Е.Г., Казанцева Е.М. Деятельностно-компетентностный подход к созданию учебных пособий для подготовки бакалавров // Вестник Mrny. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2011. № 2 (10). С. 65-77.

References Istochniki

1. FGOS VPO po napravleniyam bakalavriata. URL: http://www.fgosvo.ru/fgosvpo/7/ 6/1 (rezhim dostupa svobodny'j).

2. Sajt izdatel'stva «Hachette». URL: http://www.hachettefle.com/pages/manuel-num/manuels-numeriques-presentation.php.

Literatura

3. Bim I.L. Metodika obucheniya inostranny'm yazy'kam kak nauka i problemy' shkol'nogo uchebnika. M.: Russkij yazy'k. 1974. 288 s.

4. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostranny'm yazy'kam: posobie dlya uchitelya. 2-e izd., pererab. i dop. M.: ARKTI, 2003. 192 s.

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psixologiya: uchebnik dlya vuzov. 3-e izd., peresmotr. M.: MPSI; Voronezh: MODE'K, 2010. 448 s.

6. Tareva E.G., Gal'skova N.D. Innovacii v obuchenii yazy'ku i kul'ture: Pro et contra // Inostranny'e yazy'ki v shkole. 2013. № 10. S. 2-8.

7. Tareva E.G. Lichnostno razvivayushhij potencial uchebnogo posobiya po inostran-nomu yazy'ku // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2007. № 538. S. 49-58.

8. Tareva E.G., Kazanceva E.MDeyatel'nostno-kompetentnostny'j podxod k sozda-niyu uchebny'x posobij dlya podgotovki bakalavrov // Vestnik MGPU. Ser. «Filologiya. Teoriya yazy'ka. Yazy'kovoe obrazovanie». 2011. № 2 (10). S. 65-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.