Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ ISPRING ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ ISPRING ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / INTERACTIVE TESTING / ISPRING / MEDIA COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Ольга Николаевна

В статье рассматривается возможность проведения занятий с помощью мультимедийных технологий, раскрывается важное для учителя иностранного языка понятие «медикомпетенция». Особое внимание уделяется интеграции интерактивных тестов программы iSрring в учебный процесс и приводятся примеры тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Potential of Ispring Programme for Implementation the Test Control in Teaching Foreign Languages

The article considers the possibility of conducting classes with the help of multimedia technologies. The concept of "media competency", which is important for a foreign language teacher, is revealed. Particular attention is paid to the integration of interactive tests of the iSrring program into the learning process and gives examples of test tasks.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ ISPRING ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

УДК 378

О.Н. Крючкова

Дидактический потенциал программы iSpring для реализации тестового контроля в обучении иностранным языкам

В статье рассматривается возможность проведения занятий с помощью мультимедийных технологий, раскрывается важное для учителя иностранного языка понятие «медикомпетенция». Особое внимание уделяется интеграции интерактивных тестов программы iSрring в учебный процесс и приводятся примеры тестовых заданий.

Ключевые слова: медиакомпетенция; информационные и коммуникационные технологии; интерактивное тестирование; iSpring.

В последние десятилетия особую актуальность приобрели вопросы качества образования в области иностранных языков, что объясняется глубокими социально-экономическими и политическими изменениями, повышенным ростом научных знаний о закономерностях образования в целом и языкового в частности, сменой смысловых ориентиров языкового образования, его целей, содержания и технологии обучения, соответствующих заданной норме в ФГОС [2: с. 42]. В центре современной системы обучения иностранным языкам стоит личность обучающегося, его коммуникативная и учебная деятельность. Это предопределяет особые требования к образовательному процессу обучения иностранным языкам. Он должен быть направлен на реализацию личностного, когнитивного и творческого процесса, на развитие его индивидуальности и субъективности. Этим объясняется интерес ученых к новым технологическим решениям в сфере языкового образования. В последние десятилетия в связи с интенсивной информатизацией системы обучения иностранным языкам роль компьютерных технологий возросла [1: с. 5]. Современная система обучения иностранным языкам невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), обеспечивающих повышение качества образовательного процесса и формирование ключевых компетентностей обучающихся с использованием новых программ, более эффективных форм, методов, средств и технологий обучения [3: с. 11].

Важная роль в достижении успешного использования электронных средств обучения принадлежит учителю иностранного языка, от умения которого зависит эффективность использования компьютерных технологий. Учитель должен быть способен решать с использованием ИКТ стоящие перед ним профессиональные

© Крючкова О.Н., 2018

задачи. Эту способность называют медиакомпетенцией [1: с. 76]. Медиакомпе-тенция является одним из важных компонентов профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Медиакомпетенция учителя иностранного языка предполагает свободное владение мультимедиатехнологиями как техническими средствами обучения иностранным языкам, а также дидактическими подходами, позволяющими эффективно интегрировать данные технологии в учебный процесс [5: с. 23]. Современные мультимедийные технологии являются средством обучения, однако эффективность их использования зависит от того, насколько хорошо учитель владеет приемами их эффективного применения в процессе обучения иностранным языкам [4: с. 87-88].

По мнению С.М. Кащук, наивысший уровень мультимедийной компетенции характеризуется способностью учителя формировать общие и коммуникативные языковые компетенции учащихся в процессе изучения иностранных языков с интеграцией мультимедиатехнологий [5: с. 24]. Компетентный в области использования ИКТ учитель иностранного языка — это учитель, который:

• обладает знаниями профессионально значимых источников информации, в том числе на иностранном языке;

• владеет навыками и умениями использовать компьютерные технологии в учебном процессе по иностранному языку;

• проявляет интерес к новым ИКТ, мультимедийным технологиям и возможностям их использования в учебном процессе и др. [1: с. 76].

В настоящее время на уроках иностранного языка все более распространенным является использование электронных тестов, которые обладают рядом преимуществ:

• объективность оценивания, учитель не может субъективно интерпретировать полученные обучающимися результаты;

• оперативность при подведении итогов, что позволяет экономить время на уроке;

• возможность моделирования тестовых заданий (их условий, вариативности, последовательности);

• возможность осуществления самоконтроля при дистанционном тестировании;

• повышение мотивации у обучающихся1.

Тестирование является одним из наиболее эффективных средств контроля сформированности фонетических, грамматических и лексических навыков. Электронный формат теста позволяет включить в его содержание любое количество заданий, которое может определяться содержанием текста и его функциональным стилем. Существует ряд специализированных программ, которые позволяют создавать тестовые задания различных видов, например программа iSpring.

1 Нагаева ИА. Организация электронного тестирования: преимущества и недостатки // Науковедение: интернет-журнал. 2013. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-elektronnogo-testirovaniya-preimuschestva-i-nedostatki

Использование программы iSpring является отличным средством активизации познавательной деятельности обучающихся. iSpring Suite — это профессиональный инструмент для создания электронных учебных курсов. Использование программы iSpring на уроках иностранного языка способствует развитию положительной мотивации к его изучению, более полному и глубокому восприятию и запоминанию учебного материала благодаря возможности включения в учебный курс мультимедийных объектов. Следует отметить, что эффективность работы с программой достигается за счет, прежде всего, возможности отбора учителем содержания обучения в зависимости от интереса и возможностей группы, введения и тренировки отобранного содержания в интерактивной форме, осуществления вариативного контроля за результатами обучения (программа iSpring позволяет быстро создавать интерактивные тесты при помощи встроенного инструмента iSpring QuizMаker).

С помощью данной программы учитель самостоятельно в зависимости от уровня сложности задания, уровня подготовки группы или каждого ученика индивидуально определяет критерии оценки за прохождение теста. Учитель может установить время прохождения теста, количество попыток, возможность пройти тест несколько раз, просмотреть ошибки, которые были допущены учащимся. Можно задать определенные действия для случаев правильного, неправильного и частично правильного ответа. Так, в случае правильного ответа, учащийся может перейти к следующему вопросу, а в случае неправильного — перейти на слайд с информацией по данному вопросу [6: с. 119] и увидеть в чем именно ошибался.

Кроме этого можно настраивать сообщения о правильности или неправильности ответа на каждый вопрос теста. С помощью таких сообщений можно давать подсказки и дальнейшие инструкции. По результатам подобных тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. Каждый вопрос теста может быть дополнен изображением, аудио-, видео- или флеш-роликом. Также можно настроить стиль текста и вставить гиперссылки [6: с. 119].

Приведем примеры разработанных в программе iSpring тестов (с их демонстрацией в виде скриншотов) к некоторым текстам из учебников по немецкому языку. Задания в программе iSpring были разработаны на основе текста Mutters Tag [8: с. 8-9].

Пропуски. Заполнение пропусков в тексте подходящими ответами.

Задание: «Прочитайте текст Mutters Tag и заполните пропуски частями предложений» (рис. 1). При выполнении данного задания обучающиеся восстанавливают текст, сопоставляя идеи и хронологию событий.

Соответствие. Сопоставление подходящих элементов.

Задание 1: «Прочитайте текст и установите соответствие между утверждениями, в которых они упоминаются. Каждое утверждение соответствует только одному абзацу» (рис. 2).

Рис. 1. Заполнение пропусков в тексте подходящими ответами

Вопрос 18 из i'c.-'

Was passt zusammen? Создано с помощью ^HH ¡Spring Suite

Warum fährst du ans Meer? £ Ich will den Prater besuchen.

Warum fährst du an den ^ Bodensee? * Ich will Deutsch lernen.

Warum fährst du nach — Deutschland? * Ich will viel Spaß haben.

Warum fährst du nach Wien? (p Ich will wandern.

Warum fährst du an dia Adria? $ Ich will surfen.

Warum fährst du ins Gebirge? 0 Ich will das Matterhorn sehen.

Рис. 2. Сопоставление подходящих элементов

Задание 2. Вложенные ответы. Выбор правильных ответов из выпадающих списков (см. рис. 3).

Тестовые задания по аудированию направлены на проверку умений понимать основное содержание, отдельные детали или полное содержание прослушанного текста. Приведем некоторые из таких заданий.

Задание 3: «Прослушайте интервью и выберите один вариант ответа на вопрос (одиночный выбор)» [7: с. 7].

Рис. 3. Выбор правильных ответов из выпадающих списков

Задание 4. «Прослушайте задания по аудированию Theater in Deutschland und in Österreich и сопоставьте названия театров с их изображением» [7: с. 206-208].

Задание 5. Верно/неверно. Оценка правильности утверждения.

Задание 6. Множественный выбор. Выбор нескольких правильных ответов.

Задание 7. Порядок. Расстановка предложенных вариантов в правильной последовательности.

В случае неправильного ответа учащийся может перейти на информационный слайд, на котором приводится правило или даются комментарии по тому или иному грамматическому явлению.

Среди тестовых заданий наиболее распространенными являются тесты множественного выбора. Тесты данного типа могут включать в себя следующие задания:

• выбрать подходящий ответ на вопрос;

• завершить начатое высказывание с использованием предложенных тезисов;

• расположить по порядку факты;

• установить соответствия (перекрестный выбор);

• заполнить пробелы специально пропущенными словами, выражениями и т. д. [9: с. 101].

Одним из требований к использованию тестовых заданий как с контролирующей, так и обучающей целью, является то, что тестирование должно осуществляться методами, соответствующими объекту проверки. Данное условие не всегда соблюдается, и в этом случае тип задания не соответствует виду речевой деятельности [8: с. 96]. При разработке электронных тестовых заданий

с контролирующей целью необходимо для получения надежных и объективных результатов соблюдать принцип измеримости, согласно которому каждому заданию присваивается максимальное количество баллов с учетом степени его трудности. Данные тесты должны быть также критериально-ориентированными, то есть их результат должен отражать, какая часть программы освоена обучающимися. При этом учитель может, исходя из уровня языковой подготовки обучающихся, их особенностей, а также сложности материала, определить минимально допустимый уровень правильных ответов, то есть задать минимальный результат, который еще будет свидетельствовать об успешном усвоении материала [8: с. 96].

На сегодняшний день тестовый контроль признан европейским и мировым сообществами наиболее эффективным и объективным контрольно-измерительным способом. Кроме того, надо учесть, что подготовка школьников к сдаче Единого государственного экзамена по иностранному языку предполагает ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов. Поэтому на уроках иностранного языка должно осуществляться регулярное использование тестов, например, для промежуточного контроля.

Таким образом, используя тестовые задания программы iSрring, возможно проверить одновременно всех учащихся группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия, они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в очную форму обучения в качестве средства, повышающего эффективность образовательного процесса, помогает осуществить отбор содержания обучения, введение и тренировку отобранного содержания в учебный процесс, контроль уровня обученности на различных этапах обучения, вариативность организационных форм обучения. Использование ИКТ способствует повышению качества предлагаемых знаний, эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению немецкого языка (и других также), созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Литература

1. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Харламова М.В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. М.: МГПУ-«Канцлер», 2017. 220 с.

2. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Трухановская Н.С., Харламова М.В. Мониторинг качества школьного языкового образования (иностранные языки). М.: МГПУ, 2016. 268 с.

3. Бартош Д.К., Харламова М.В. Социальные сети как средство развития речевой культуры школьников в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2017. № 3. С. 9-14.

4. Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86-89.

5. Кащук С.М. Профессиональная мультимедийная языковая компетенция учителя иностранного языка // Наука и школа. 2013. № 6. С. 22 -26.

6. Крючкова О.Н. Использование мультимедийных программ на уроках немецкого языка (как второго иностранного) // Создание виртуального межкультурного образовательного пространства средствами технологий электронного обучения: сб. ст. М.: МГПУ, 2017. С. 114-122.

7. Радченко О.А., Хебелер Г. Немецкий язык: 4-й год обучения (8 класс): учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. 287 с.

8. Пальмова Е.А. К вопросу о разработке тестовых заданий для контроля умений чтения и аудирования при обучении иностранному языку // Вестник ТИУиЭ. 2013. № 1. С. 95-97.

9. Фоменко Т.М. Тесты как форма контроля: французский язык: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 176 с.

Literatura

1. Bartosh D.K., Gal'skova N.D., Xarlamova M.V. E'lektronny'e texnologii v sisteme obucheniya inostranny'm yazy'kam: teoriya i praktika: uchebnoe posobie. M.: MGPU-«Kancler», 2017. 220 s.

2. Bartosh D.K., Gal'skova N.D., Truxanovskaya N.S., Xarlamova M.V. Monitoring kachestva shkol'nogo yazy'kovogo obrazovaniya (inostranny'e yazy'ki). M.: MGPU, 2016. 268 s.

3. Bartosh D.K., Xarlamova M.V. Social'ny'e seti kak sredstvo razvitiya rechevoj kul'tury' shkol'nikov v obuchenii inostrannomu yazy'ku // Inostranny'e yazy'ki v shkole. 2017. № 3. S. 9-14.

4. Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniyu e'lektronny'x izdanij i resursov // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 8. S. 86-89.

5. KashhukS.M. Professional'naya mul'timedijnaya yazy'kovaya kompetenciya uchitelya inostrannogo yazyka // Nauka i shkola. 2013. № 6. S. 22 -26.

6. Kryuchkova O.N. Ispol'zovanie mul'timedijny'x programm na urokax nemeczkogo yazy'ka (kak vtorogo inostrannogo) // Sozdanie virtual'nogo mezhkul'turnogo obrazovatel'-nogo prostranstva sredstvami texnologij e'lektronnogo obucheniya: sb. st. M.: MGPU, 2017. S.114-122.

7. Radchenko O.A., Xebeler G. Nemeczkij yazy'k: 4-j god obucheniya (8 klass): ucheb-nik dlya obshheobrazovatel'ny'x uchrezhdenij. M.: Drofa, 2008. 287 s.

8. Pal'mova E.A. K voprosu o razrabotke testovy'x zadanij dlya kontrolya umenij chteniya i audirovaniya pri obuchenii inostrannomu yazy'ku // Vestnik TIUiE'. 2013. № 1. S. 95-97.

9. Fomenko T.M. Testy' kak forma kontrolya: franczuzskij yazy'k: kniga dlya uchitelya. M.: Prosveshhenie, 2008. 176 s.

O.N. Kryuchkova

Didactic Potential of Ispring Programme for Implementation the Test Control in Teaching Foreign Languages

The article considers the possibility of conducting classes with the help of multimedia technologies. The concept of "media competency", which is important for a foreign language teacher, is revealed. Particular attention is paid to the integration of interactive tests of the iSrring program into the learning process and gives examples of test tasks.

Keywords: media competency; information and communication technologies; interactive testing; iSpring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.