Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ / МУЛЬТИМЕДИА / РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / НЕЯЗЫКОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геворгян Арсен Генрикович, Скрипникова Татьяна Ивановна

Рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов технических вузов чтению аутентичных текстов на английском языке. Предметом исследования выступили мультимедийные технологии при обучении чтению на английском языке студентов аграрного вуза в рамках аудиторного занятия. Целью исследования было дать обоснование эффективности использования ИКТ при обучении чтению английских текстов, а также изучение ИКТ на примере отечественной программы iSpring Suite 11. При помощи метода опроса и наблюдения, а также систематизации имеющихся данных в рамках нашего вопроса и с опорой на опыт был сделан вывод о том, что использование современных интерактивных мультимедийных технологий повышает мотивацию к обучению иностранного языка, а также благоприятно сказывается на результатах студентов. Анализ научной литературы показал, что использование презентаций в рамках аудиторной работы повышает уровень познавательной активности, усиливая визуальное восприятие у студентов, и облегчает усвоение учебного материала. Педагогам предложено активное внедрение ИКТ в процессы аудиторной и внеаудиторной работы. Рекомендовано использование программ на функциональной базе Microsoft PowerPoint. Подчеркнута важность обучения чтению, как одному из ведущих видов речевой деятельности при подготовке выпускников аграрных вузов. Практическое применение результатов может быть использовано в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геворгян Арсен Генрикович, Скрипникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING READING IN ENGLISH TO STUDENTS OF AN AGRARIAN UNIVERSITY

The question of the use of information and communication technologies in teaching students of technical universities to read authentic texts in English is raised. The subject of the study was multimedia technologies in teaching reading in English to students of an agrarian university in the classroom. The purpose of the study was to provide a justification for the effectiveness of the use of information and communications technology in teaching reading English texts, as well as the study of information and communications technology on the example of the domestic iSpring Suite 11 program. Using the survey and observation method, as well as the systematization of available data within the framework of our question, and based on experience, it was concluded that the use of modern interactive multimedia technologies increases motivation to learn a foreign language, and also has a positive effect on the results of students. The analysis of the papers on our issue showed that the use of presentations in the classroom increases the level of cognitive activity, enhancing visual perception among students, and facilitates the assimilation of educational material. Teachers are invited to actively introduce information and communications technology into the processes of classroom and extracurricular work. The use of programs based on the Microsoft PowerPoint functional base is recommended. The importance of teaching reading as one of the leading types of speech activity in the preparation of graduates of agrarian universities is emphasized. The practical application of the results can be used in teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 372.881.111.1

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-110-121

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении чтению на английском языке студентов аграрного вуза

Арсен Генрикович ГЕВОРГЯН *, Татьяна Ивановна СКРИПНИКОВА

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I» 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1 *Адрес для переписки: arsengevorgyan_87@mail.ru

Аннотация. Рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов технических вузов чтению аутентичных текстов на английском языке. Предметом исследования выступили мультимедийные технологии при обучении чтению на английском языке студентов аграрного вуза в рамках аудиторного занятия. Целью исследования было дать обоснование эффективности использования ИКТ при обучении чтению английских текстов, а также изучение ИКТ на примере отечественной программы iSpring Suite 11. При помощи метода опроса и наблюдения, а также систематизации имеющихся данных в рамках нашего вопроса и с опорой на опыт был сделан вывод о том, что использование современных интерактивных мультимедийных технологий повышает мотивацию к обучению иностранного языка, а также благоприятно сказывается на результатах студентов. Анализ научной литературы показал, что использование презентаций в рамках аудиторной работы повышает уровень познавательной активности, усиливая визуальное восприятие у студентов, и облегчает усвоение учебного материала. Педагогам предложено активное внедрение ИКТ в процессы аудиторной и внеаудиторной работы. Рекомендовано использование программ на функциональной базе Microsoft PowerPoint. Подчеркнута важность обучения чтению, как одному из ведущих видов речевой деятельности при подготовке выпускников аграрных вузов. Практическое применение результатов может быть использовано в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Ключевые слова: ИКТ, аутентичные тексты, мультимедиа, разноуровневая подготовка, обучение чтению, неязыковые специальности

Для цитирования: Геворгян А.Г., Скрипникова Т.И. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении чтению на английском языке студентов аграрного вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 110-121. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-110-121

110

© Геворгян А.Г., Скрипникова Т.И., 2023

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-110-121

The use of information and communication technologies in teaching reading in English to students of an agrarian university

Arsen G. GEVORGYA^ *, Tatyana I. SKRIPNIKOVA©

Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great 1 Michurina St., Voronezh, 394087, Russian Federation Corresponding author: arsengevorgyan_87@mail.ru

Abstract. The question of the use of information and communication technologies in teaching students of technical universities to read authentic texts in English is raised. The subject of the study was multimedia technologies in teaching reading in English to students of an agrarian university in the classroom. The purpose of the study was to provide a justification for the effectiveness of the use of information and communications technology in teaching reading English texts, as well as the study of information and communications technology on the example of the domestic iSpring Suite 11 program. Using the survey and observation method, as well as the systematization of available data within the framework of our question, and based on experience, it was concluded that the use of modern interactive multimedia technologies increases motivation to learn a foreign language, and also has a positive effect on the results of students. The analysis of the papers on our issue showed that the use of presentations in the classroom increases the level of cognitive activity, enhancing visual perception among students, and facilitates the assimilation of educational material. Teachers are invited to actively introduce information and communications technology into the processes of classroom and extracurricular work. The use of programs based on the Microsoft PowerPoint functional base is recommended. The importance of teaching reading as one of the leading types of speech activity in the preparation of graduates of agrarian universities is emphasized. The practical application of the results can be used in teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Keywords: information and communication technologies, non-language universities, reading comprehension, kinds of speech activity, language competence

For citation: Gevorgyan, A.G., & Skripnikova, T.I. (2023). The use of information and communication technologies in teaching reading in English to students of an agrarian university. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 1, pp. 110-121. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-110-121

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая революция перевернула не только сознание человечества, но и привычные устои. Сегодня невозможно представить прогресс в науке без высококвалифицированного специалиста в какой-либо сфере деятельности, не владеющего как минимум одним иностранным языком. Иностранный язык играет неповторимую роль в жизни выпускников аграрных вузов, так как представляет собой особый инструментарий для ус-

пешного существования в деловом мире. Глобальным авторитетом сегодня пользуется английский язык. Университет, как колыбель будущих экспертов, в условиях непрерывных реноваций в системе образования является пространством активного внедрения информационно-коммуникативных технологий. Повсеместное использование компьютерных технологий культивирует педагогическое сообщество применять мультимедийные ресурсы в обучении навыков чтения на английском языке студентов неязыковых профилей,

вследствие чего возникают определенные трудности в процессе обучения, что подчеркивает актуальность данного исследования.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Предметом нашего исследования выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) при обучении чтению на занятиях английского языка. Цель исследования - дать обоснование эффективности использования ИКТ при обучении чтению англоязычных аутентичных текстов студентов аграрного вуза, а также оценить эффективность использования ИКТ на примере конструктора iSpring Suite 11. Работа над рассматриваемой темой была основана на использовании методов наблюдения, сравнения, анализа научной литературы. Упорядочение имеющихся сведений о проблеме исследования осуществляется путем сбора данных об изученном вопросе.

Тотальное ориентирование современной системы образования на построение учебного процесса на базе ИКТ обусловлено главным фактором - интеграцией интернет-технологий во все, что связано с жизнью современного человека. Цифровизация образования заставила пересмотреть подходы к профессиональной подготовке студентов неязыковых вузов и получила свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения (ФГОС 3++) по иностранным языкам (ИЯ).

Компьютерные лингводидактики, в числе которых В.А. Красильникова, Е.И. Маш-биц, И.В. Роберт и другие, в своих работах отмечают среди достоинств ИКТ следующие возможности:

- непрерывное получение знаний, обучение и повышение квалификации во время всего активного периода жизни1;

1 Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: ООО «Дом педагогики», 2006. С. 43-54. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/7283/1/2592_20110 923.pdf

- отсутствие зависимости учебного процесса от места и времени обучения;

- развитие личностно ориентированных курсов и обучения, дополнительного и опережающего образования2;

- развитие самостоятельности и инициативы, а также способности к самоорганизации;

- повышение уровня мотивированности к обучению3;

- формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности у обучающегося;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения4;

- развитие саморефлексии у студентов и др.5;

- создание условий для развития дополнительных умений и стратегий [1; 2].

Также многие специалисты упоминают и «старение» традиционного учебника и сопоставляют данный фактор с широким набором инструментов электронного образования, предлагающим фактически неограниченные возможности в пространстве обучения, ИЯ в частности. Опыт работы со студентами показывает, что поколение Z, будучи студентами, при работе с сухими традиционными методами (учитель + учебник + тетрадь) демотивируются в равной степени к изучению языка и к познанию новой культуры в целом. Что не удивительно, ведь с пеленок такая молодежь привыкла к активной коммуникации при помощи гаджетов. Под-

2 Там же. С. 37.

3 Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.

4 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа - Пресс, 1994. 205 с. URL: http://robert-school.ru/iio/pages/educati-onal/metodyear_1994/robert_1994/%D10/oEE%E4%E5%F 0%E6%E0%ED%E8%E5.pdf; Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 398 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006697991

5 Машбиц Е.И. Психолого-педагогические про-

блемы ...

тверждает эту тенденцию и изменение концепции образования в рамках «Целей устойчивого развития-2030 ООН». Девиз «образование на всю жизнь» видоизменили на «образование через всю жизнь», подчеркнув этим необходимость обучать не только лишь одному ремеслу, но в большей степени создавать условия для самообразования и самосовершенствования человека в течение всей его жизни. Однако лишь при условии грамотного выбора технологий образовательный процесс станет новаторским и позволит индивидуализировать обучение и повысить мотивацию студентов, создавая условия для самообразования и самосовершенствования навыков в течение всей жизни.

Недостаток времени обучения ИЯ в неязыковом университете может мешать нормальному изучению иностранных языков. В настоящее время мультимедийные технологии являются наиболее оптимальным решением для урегулирования этой задачи. Они помогают преподавателям в обеспечении их студентов необходимой и достаточной информацией.

В продолжение изучения вопросов обучения чтению студентов неязыковых специальностей [3] мы наблюдаем широкие перспективы использования ИКТ. Опираясь на теорию компетентностного подхода (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, И.В. Роберт) (цит. по. [4]), теории обучения иностранным языкам, использующие современные информационно-коммуникационные интернет-технологии (Е.С. Полат, П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [2], С.В. Титова), а также согласно концепциям личностно-ориентированного подхода (И.Л. Бим) (цит. по: [5]), дистанционного образования (Е.С. Полат, Ю.П. Гос-подарик, С.А. Калашникова)6, информатизации образования (И.В. Роберт)7, мы обозначили понятийный аппарат исследования.

6 Полат Е.С., Господарик Ю.П., Калашникова С.А. и др. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 434 с. URL: https://rus-neb.ru/catalog/000199_000009_002439053

7 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа - Пресс, 1994.

«Чтение» выступает в качестве наиболее важного элемента, связанного с процессом установления взаимодействия с любым человеком, обладающим необходимой информацией.

Нельзя не согласиться с мнением Е.И. Пассова, который устанавливает за чтением основу, без которой немыслимо изучение не только иностранного, но и своего родного языка. Ученый установил, что именно чтение способно открыть возможности для обучающихся активно пользоваться учебными и познавательными материалами. Такой подход в обучении улучшает усвоение информации лексического и грамматического содержания8.

С учетом цели чтения, характера и смысла прочтения в методе выделяются различные классификации видов чтения. З.И. Клычникова выделяет аналитическое и синтетическое чтение9, переводное и беспереводное [4]. А.П. Соколов выделяет чтение вслух и чтение про себя10. В своих трудах Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош и М.В. Харламова описывают чтение с полным и детальным пониманием, чтение с общим и глобальным пониманием11; С.К. Фоломкина выделяет ознакомительное, просмотровое, изучающее или поисковое чтение12. На данный

205 с. URL: http://robert-school.ru/iio/pages/educati-onal/metod/year_1994/robert_1994/%D 1%EE%E4%E5%F 0%E6%E0%ED%E8%E5.pdf; Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования ...

8 Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 2004. С. 34, 47. URL: https://djvu.online/file/CCf7Q0WnMm5i9

9 Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. 207 с. URL: https://www.booksite.ru/full-text/klichnik/text. pdf

10 Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. 284 с. URL: https://se-arch.rsl.ru/ru/record/01008431222

11 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004. 192 с.; Гальскова Н.Д., Бартош Д.К., Харламова М.В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика. М.: Моск. гор. пед. ун-т, 2017. 220 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009529915/

12 Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высш. шк.,

момент данная классификация - одна из самых популярных и часто упоминаемых. Нам близки рассуждения З.И. Клычниковой и И.Д. Калистры в том, что аналитическое чтение не только учит работать над текстом и создает основу для адекватного понимания текста, но и учит языку с целью создания базы в виде определенных умений работы с текстом. Таким образом, главной задачей обучения чтению студентов неязыковых профилей мы видим обучение именно аналитическому чтению.

В рамках нашего исследования важны информационные и коммуникационные технологии, которые создают информационно-коммуникационные среды.

Согласно определению И.В. Роберт, С.А. Кузнецова и А.Ю. Кравцовой, они представляют собой комплекс необходимых условий, направленных на работу с информационным источником. В рамках такого вида работы необходимым условием является применение ИКТ-технологий. При этом именно информационная среда выступает в качестве основного субъекта общения (цит. по: [6; 7]).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главной задачей в обучении чтению среди студентов аграрного вуза мы видим «формирование умений понимать читаемое, извлекать информацию»13. По мнению Е.И. Лобановой, процесс обучения аналитическому чтению направлен на повышение навыков учащихся по работе с информацией. Также ученым учитывается важность повышения уверенности студентов при работе с различными типами информации. Нельзя не согласиться с тем, что аналитическое чтение является базой для усовершенствования навыков

2005. 185 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01002820054

13 Лобанова EM. Психолингвистические основы

обучения чтению студентов специальных текстов на иностранном языке в неязыковом вузе. URL: https://infourok.ru/psiholingvisticheskie-osnovi-obuchem-ya-chtemyu-studentov-specialnih-tekstov-na-inostrannom-yazike-v-neyazikovom-vuze-2043402.html (дата обращения: 15.09.2022).

при «взаимодействии с информационными ресурсами»14.

В.К. Колобаев отмечает, что студентов заинтересовывает лишь понятный для чтения материал. Сложность языкового текста способствует быстрой утомляемости и снижению концентрации внимания. Следовательно, сложный языковой материал в значительной мере снижает общий уровень заинтересованности иностранным языком в рамках его изучения [8, с. 17; 9].

Согласно исследованию в области компьютерной лингводидактики, интенсификация усвоения учебного материала студентами может быть достигнута с помощью презентации. Использование наглядных эффектных примеров в виде диаграмм, графиков или графических эскизов и так далее помогает учащимся сконцентрировать свое внимание на важных аспектах изложенной информации. Вы можете воздействовать сразу на несколько видов памяти, включая зрительную и слуховую память: зрительную, слуховую или эмоциональную. Это также стимулирует вовлечение студентов в самостоятельное обучение для развития их общеучебных навыков. Пользоваться презентацией в учебном процессе можно на разных этапах обучения. При постановке целей использования модифицируются только формы презентации, а суть ее как наглядного средства, в свою очередь, не меняется.

С помощью действующих программных средств для построения презентаций возможно создание и при необходимости изменение презентаций без программирования. Одной из наиболее популярных и эффективных программ для создания презентаций является Microsoft PowerPoint, занимающая вторую строчку в списке 100 самых удобных устройств для обучения в мире. Аналогичная программа, предлагаемая разработчиком высококачественных программ для дистанционного образования (e-learning) с мировым именем iSpring стала ключевой в нашем исследовании. В арсенале компании имеется

14 Там же.

несколько вариантов программ, в числе которых онлайн-версии на сайте создателей, а также программа для скачивания и установки на ПК. В рамках цифровизации образования в РФ Российский фонд развития технологий поддержал разработчика и предлагает скидки на платный пакет услуг. Однако компания предлагает и бесплатную версию с довольно широкими возможностями. Насколько удобна данная утилита и так ли она и эффективна в сравнении с широко известной и доступной программой от Майкрософт, мы решили выяснить.

Этот сервис помогает преподавателю самому создать интерактивный мультимедийный материал к занятию с оптимальными временными затратами. Программа отличается относительной простотой и не требует от преподавателя никаких усилий для освоения основных возможностей программы, что предоставит возможность освоения в самое короткое время.

После скачивания программы на ПК открывается простейшее меню с установкой. Спустя пару минут установки появляется окно (рис. 1), в котором получаем упоминание о том, что данная программа совместима с более чем 150 системами дистанционного образования (далее СДО). Данный аспект очень важен, ведь системно-техническое оборудование в высших учебных заведениях очень сильно разнится.

После завершения установочных действий нам доступно Основное окно меню (рис. 2), в котором проходит основная работа с программой. Слева список основных функций: «КУРСЫ», «ТЕСТЫ», «ДИАЛОГОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ», «ЗАПИСИ ЭКРАНА», «ИНТЕРАКТИВНОСТИ», «КНИГИ», чуть ниже «СТРАНИЦЫ» и «ОНЛАЙН ТЕСТЫ», справа экран для создания той или иной деятельности с кнопками «СОЗДАТЬ» и «ОТКРЫТЬ».

При выборе создания курса открывается окно, похожее на стартовую страницу приложения PowerPoint (рис. 3). Однако изменения все же есть. В ленте главного меню сверху над так называемым рабочим столом

ft ¡spring suite

Идеальная совместимость с вашей СДО

мы протестировали совместимость со 1М+ самым* популярными системами дистанционного обучения

Blackboarcl J4 absorb мр utmùi в

frioodle tï ispringleûm ..! BRIDGE

0CAHVA5 SdbcT docebo .1. и, VI.'.¡..i

установка ¡зопла suit- '

Рис. 1. Приветственное окно интерфейса программы

Fig. 1. Welcome window of the program interface

«-.-<...... •

-A- ¡spring suite Курсы s

g Курсы a a

a .mi Оэздать

|3 Диапотаиыс трс1ччижы

G> 3S.1HCW 5<pSHS НЕДАВНИЕ

^ интерактивнити

D m™

В страницы

e о™*™

Рис. 2. Основные вкладки и команды Fig. 2. Main tabs and commands

Заголовок слайда

Рис. 3. Рабочее окно программы Fig. 3. Working window of the program

программы, где отображаются слайды, появились новые функции, которых в стандартной офисной программе нет (рис. 4).

Нам доступны «ЗАПИСЬ ВИДЕО», «ЗАПИСЬ АУДИО», тут же «РЕДАКТОР». В саму презентацию можно включить «ТЕСТ», «ИНТЕРАКТИВНОСТИ», прикрепить видео из «YOUTUBE», также доступны расширенные шаблоны слайдов (однако большая часть доступна только по подписке). Функциональное главное отличие iSpring от Po-werPoint - возможность скомпоновать презентации и создать из них курс. Но для этого необходимо воспользоваться платной версией курса. Так как цель нашего исследования - все-таки изучить доступные для большинства функции, мы продолжили изучать интерфейс.

При создании тестов открывается окно с похожим на Майкрософт интерфейсом. Среди возможностей создание 14 разных типов тестовых вопросов: «ВЫБОР ОДНОГО» «ОТВЕТА», «ВЫБОР НЕСКОЛЬКИХ ОТВЕТОВ», «ВЕРНО/НЕВЕРНО», «КРАТКИЙ ОТВЕТ», «ЧИСЛОВОЙ ОТВЕТ», «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ», «СООТВЕТСТВИЕ», «ЗАПОЛНИТЬ ПРОПУСКИ», «ВЫБОР ИЗ СПИСКОВ», «ПЕРЕТАСКИВАНИЕ СЛОВ», «ВЫБОР ОБЛАСТИ», «ПЕРЕТАСКИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ», «ШКАЛА ЛИКЕРТА» И «ЭССЕ». В остальном интерфейс - один в один с программой PowerPoint. Есть возможности просматривать слайды и редактировать текст (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также есть возможность посмотреть, как будет выглядеть тест, когда он будет выгружен в интернет-пространство (рис. 6).

Необходимо отметить, что после завершения работы с тестом сохраняется он в формате с доступом открытия только для программы iSpring, что, безусловно, создает неудобства использования данных тестов в условиях отсутствия таковой на ПК. Мы рекомендуем другим педагогам обратить особое внимание на формирование различных вариантов ответов, так как формулировка педагога не всегда может совпадать с тем, что могут сформулировать студенты,

Рис. 4. Описание основных команд на панели управления

Fig. 4. Description of the main commands on the control panel

Рис. 5. Пример создания шаблона Fig. 5. Example of creating a template

Рис. 6. Пример готового тестового задания Fig. 6. Example of a completed test task

поэтому в этом типе вопросов надо быть особенно внимательными.

Отдельно выделим возможность создания «ОНЛАЙН-ТЕСТОВ». Для этого требуется обязательная платная подписка, но по предложению бесплатного доступа на 2 недели мы воспользовались данной услугой, чтобы оценить, насколько она необходима и чем отличается от возможности создавать тесты внутри предоставляемой программы, которую мы описали ранее.

Для создания онлайн-тестов на почту высылается временные пароль, логин и ссылка, по ней через браузер пользователь попадает в онлайн-пространство, или iSpring Space. Начиная создавать тест, отмечаем, что типов вопросов теперь всего 3: «ВЫБОР ОДНОГО ОТВЕТА», «ВЫБОР НЕСКОЛЬКИХ ОТВЕТОВ», «КРАТКИЙ ОТВЕТ».

На этом имеющие принципиальное значение изменения заканчиваются. Пользователю доступно превью, как будет выглядеть страница с вопросом. Отмечаем, у интерфейса iSpring широкий выбор опций различных расширений экрана, с которого потенциально будут проходить тест (рис. 7, 8).

Программа показывает, как будет отображаться задание у студента.

Среди удобства конструктора также выделяем функцию загрузки файлов типа doc/docx. и PDF на портал, доступ к которым также будет предоставляться в соответствии с форматом устройства, с которого открывают учебные материалы (рис. 9, 10).

Однако доступ к этой функции будет лишь в платной версии.

Отдельно выделяем возможность создания так называемых ИНТЕРАКТИВНОСТЕЙ - специальных шаблонов, которых 14 видов: «ШАГИ», «ВРЕМЕННАЯ ШКАЛА», «ЗАМКНУТЫЙ ПРОЦЕСС», «ПРОЦЕСС», «МАРКИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ», «ОПИСЫВАЕМОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ», «АКТИВНАЯ ОБЛАСТЬ», «КРУГОВАЯ ДИАГРАММА», «ПИРАМИДА», «ГЛОССАРИЙ», «МЕ-ДИАКАТАЛОГ», «ВОПРОС-ОТВЕТ», «АККОРДЕОН», «ВКЛАДКИ». Мы особо выделяем возможность создания интерактивного

глоссария не просто для одного урока, а на целое методическое пособие или учебник, по которому студенты занимаются (рис. 11, 12). Данные глоссария систематизируются в алфавитном порядке, есть возможность добавления

Рис. 7. Выделенные опции интерфейса iSpring Space

Fig. 7. Dedicated iSpring Space interface options

Рис. 8. Изображение интерфейса программы iSpring Space в мобильном приложении

Fig. 8. Image of the interface of the iSpring Space program in the mobile application

предоставляется по ссылке, что лишь подчеркивает удобство этой утилиты.

Рис. 9. Представление текстовых файлов на портале iSpring Space

Fig. 9. Presentation of text files on the iSpring Space portal

Рис. 10. Представление текстовых файлов на портале iSpring Space в мобильном приложении

Fig. 10. Presentation of text files on the iSpring Space portal in a mobile application

примеров. Имеется возможность добавлять не просто слова, а целые словосочетания. Доступ к глоссарию, созданному в iSpring,

Вап° Q

Щ Vottbutary I

Q По«*

W ж withdrawing from the new culture

withdrawing from [he new iulUire выход из новой культуры

Рис. 11. Пример создания интерактивного глоссария

Fig. 11. Example of creating an interactive glossary

Рис. 12. Интерфейс глоссария в мобильном приложении

Fig. 12. Glossary interface in the mobile app

ВЫВОДЫ

Научное общество сегодня акцентирует внимание на проблемах снижения уровня познавательной активности у студентов, нежелании работать самостоятельно и нежелании учиться в целом. Методисты подчеркивают однообразие и предлагают урегулирование данного вопроса при помощи творческого подхода с помощью ИКТ, которые предоставляют возможность наладить процесс обучения с позиции индивидуализации в подходах и методах работы. Таким образом, настраивается личностно-ориентиро-ванная модель преподавания, которая основывается на подборе и выборе учебного материала, выборе формы и видов деятельности, а также выборе объема учебной информации. ИКТ играет значительную роль в усилении визуального восприятия, что, в свою очередь, положительно сказывается на активизации познавательной деятельности15.

При изучении методической литературы, посвященной проблеме применения ИКТ в обучении чтению на английском языке, было выявлено, что вместе с функциями, отражающими традиционные формы обучения, современные ИКТ-технологии вносят дополнительный дидактический подход, в значительно степени улучшающий процесс обучения ИЯ в неязыковых вузах. К таким функциям относятся: независимое обучение, выстраивание индивидуальной образовательной

15 Рабинович П.Д., Баграмян Е.Р. Практикум по интерактивным технологиям. М.: Лаборатория знаний, 2020. С. 9. URL: https://search.rsl.ru/ru/recoid/01006-500661

траектории, работа со студентами с целью повышения их мотивации и развитие саморефлексии.

Подводя итоги, отметим, что опыт работы с отечественным конструктором iSpring Suite 11 продемонстрировал как возможности создания контента, аналогичного программы от Майкрософт, так и уникальные возможности создания целых курсов, что, безусловно, открывает педагогам широкие возможности. Однако существенным минусом платформы выступает платная подписка. Авторы статьи, в рамках изучения интерфейса, воспользовались бесплатным доступом (2 недели) и за этот период изучения программы пришли к выводу, что если сравнивать Microsoft PowerPoint и iSpring Suite 11 с точки зрения функционала для создания презентаций, то массовая доступность и простота Microsoft PowerPoint однозначно выигрывает. Но если рассматривать iSpring Suite с точки зрения создания не отдельных презентаций, а целых курсов, в том числе и учитывая факт платного доступа, то продукт отечественного производителя может иметь широкий успех в рамках создания дистанционных курсов.

Результаты нашей работы свидетельствуют о необходимости продолжить изучение информационно-коммукационных технологий в рамках обучения английскому языку с учетом особенностей студентов неязыковых направлений. Перспективность данного исследования может найти отражение в разработке учебного электронного курса по обучению студентов неязыкового вуза профессионально-ориентированному чтению.

Список источников

1. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9. https://elibrary.ru/oqrevh

2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Язык и культура. 2008. № 4. С. 96-109. https://elibrary.ru/kckjpn

3. Геворгян А.Г., Шустова И.Н. Специфика обучения студентов неязыковых специальностей чтению на английском языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 400-409. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-400-409, https://elibrary.ru/xuvdpg

4. Калистра И.Д. Чтение с предварительно снятыми трудностями понимания // Вопросы обучению устной речи и чтению на иностранном языке. 2003. № 4. С. 23-28.

5. Ямских Т.Н. Лингвокультурологический анализ аутентичных текстов как необходимый этап при отборе учебных материалов // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. памяти акад. РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезарус, 2013. С. 238-242. https://elibrary.ru/vlwuhn

6. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 3-9. https://elibrary.ru/ojqqsb

7. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 23 с. https://elibrary.ru/qhxacl

8. Колобаев В.К. Алгоритм обучения лексическому аспекту чтения на иностранном языке студентов неязыковых специальностей // Национальная ассоциация ученых. 2016. № 8 (24). С. 16-19. https://elibrary.ru/xcrhzz

9. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.17.12.P.09, https://elibrary.ru/zwlaid

1. Sysoyev P.V. (2012). Informatizatsiya yazykovogo obrazovaniya: osnovnyye napravleniya i perspektivy [Informatization of language education: main directions and prospects]. Inostrannyye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 2, pp. 2-9 (In Russ.) https://elibrary.ru/oqrevh

2. Sysoyev P.V., Evstigneyev M.N. (2008). Development of informational competence in teaching foreign languages. Yazyk i kul'tura = Language and Culture, no. 4, pp. 96-109. (In Russ.) https://elibrary.ru/kckjpn

3. Gevorgyan A.G., Shustova I.N. (2022). Specificity of teaching students of non-linguistic specialities reading English. = Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 27, no. 2, pp. 400-409. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-400-409, https://elibrary.ru/xuvdpg

4. Kalistra I.D. (2003). Chteniye s predvaritel'no snyatymi trudnostyami ponimaniya [Reading with previously removed difficulties of understanding]. Voprosy obucheniyu ustnoy rechi i chteniyu na inostrannom yazyke [Questions of Teaching Speech and Reading in a Foreign Language], no. 4, pp. 23-28. (In Russ.)

5. Yamskikh T.N. (2013). Lingvokul'turologicheskii analiz autentichnykh tekstov kak neobkhodimyi ehtap pri otbore uchebnykh materialov [Linguistic and cultural analysis of authentic texts as a necessary step in the selection of educational materials]. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii pa-myati akademika RAO Inessy L 'vovny Bim: «Teoriya ipraktika obucheniya inostrannymyazykam: traditsii i innovatsii» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference in Memory of Academician of the Russian Authors Society Inessa Lvovna Bim "Theory and Practice of Teaching Foreign Languages: Traditions and Innovations"]. Moscow, Tezarus Publ., pp. 238-242. https://elibrary.ru/vlwuhn

6. Evstigneyev M.N. (2011). The foreign language teacher ITC competence structure. Inostrannyye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 9, pp. 3-9. (In Russ.) https://elibrary.ru/ojqqsb

7. Evstigneyev M.N. (2012). Metodika formirovaniya kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methods for the Formation of the Competence of a Foreign Language Teacher in the Field of Information and Communication Technologies. Cand. Sci. (Education) diss. abstr.]. Moscow, 23 p. (In Russ.) https://eli-brary.ru/qhxacl

8. Kolobayev V.K. (2016). Algoritm obucheniya leksicheskomu aspektu chteniya na inostrannom yazyke stu-dentov neyazykovykh spetsial'nostey [The algorithm of teaching the lexical aspect of reading in a foreign language to students of non-linguistic specialties]. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh [National Association of Scientists], no. 8 (24), pp. 16-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/xcrhzz

9. Khutorskoy A.V. (2017). Model' kompetentnostnogo obrazovaniya [The model of competence-based education]. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher Education Today, no. 12, pp. 9-16. (In Russ.) https://doi.org/10.25586/RNU.HET. 17.12.P.09, https://elibrary.ru/zwlaid

References

Информация об авторах

Геворгян Арсен Генрикович, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-0247-7393, arsengevorgyan_87@mail.ru

Скрипникова Татьяна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0003-2548-0779, skripnikova77@rambler.ru

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 31.10.2022

Поступила после рецензирования 26.12.2022

Принята к публикации 20.01.2023

Information about the authors

Arsen G. Gevorgyan, Cand. Sci. (History), Associate Professor of Russian and Foreign Languages Department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-0247-7393, arsengevorgyan_87@mail.ru

Tatyana I. Skripnikova, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor of Russian and Foreign Languages Department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0003-2548-0779, skripnikova77@ra-mbler.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

Received 31.10.2022

Approved 26.12.2022

Revised 20.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.