Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / LANGUAGE PORTFOLIO / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR PUPIL / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЯДЕРНЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / NUCLEAR AND PERIPHERAL CHARACTERISTICS / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашева Екатерина Сергеевна

В статье раскрывается потенциал языкового портфеля, способствующий на формированию субъектности учащихся при обучении иностранным языкам. Автор описывает особенности субъектности учащегося начальной школы, её ядерные и периферийные характеристики, а также критерии и показатели, позволяющие их диагностировать. Предпринимается попытка доказать возможность использования языкового портфеля как средства формирования субъектности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Language Portfolio as Means of Junior Pupil''s Subjectivity Formation

The article reveals the potential of the language portfolio aimed at the formation of students' subjectivity in teaching foreign languages. The author singles out the peculiarities of young learners' subjectivity, its nuclear and peripheral characteristics, its criteria and indexes, allowing to diagnosticate them. There is an attempt to put forward the idea of using the language portfolio as a means of forming junior pupils' subjectivity.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Е.С. Мурашева

языковой портфель

как средство формирования

субъектности младшего школьника

В статье раскрывается потенциал языкового портфеля, способствующий на формированию субъектности учащихся при обучении иностранным языкам. Автор описывает особенности субъектности учащегося начальной школы, её ядерные и периферийные характеристики, а также критерии и показатели, позволяющие их диагностировать. Предпринимается попытка доказать возможность использования языкового портфеля как средства формирования субъектности младших школьников.

The article reveals the potential of the language portfolio aimed at the formation of students' subjectivity in teaching foreign languages. The author singles out the peculiarities of young learners' subjectivity, its nuclear and peripheral characteristics, its criteria and indexes, allowing to diagnosticate them. There is an attempt to put forward the idea of using the language portfolio as a means of forming junior pupils' subjectivity.

Ключевые слова: языковой портфель; младший школьник; субъектность; ядерные и периферийные характеристики; обучение иностранным языкам.

Keywords: language portfolio; junior pupil; subjectivity; nuclear and peripheral characteristics; foreign language teaching.

В современной практике обучения иностранным языкам (ИЯ) всё большее распространение получает новое учебное средство «Языковой портфель» (далее — ЯП), в котором чётко отражаются задачи, поставленные перед современным школьным образованием, и который постепенно становится неотъемлемой частью учебно-методического комплекса по иностранным языкам (УМК).

Целью данной статьи является рассмотрение и в дальнейшем доказательство необходимости использования ЯП как средства формирования субъектности младших школьников, изучающих иностранный язык.

В лингводидактике накоплено немало наработок, касающихся продуктивного использования языкового портфеля. ЯП рассматривается как перспективная технология рефлексивного обучения ИЯ (З.Н. Никитенко, Е.С. Полат, Н.Н. Сметанникова), средство развития мотивации познавательной деятельности учащихся при обучении ИЯ (Т.Г. Новикова, И.В. Шалыгина), средство демонстрации достижений учащихся, изучающих ИЯ (Н.Д. Гальскова, О.Л. Горегляд, А.Н. Щукин), средство самоорганизации и саморазвития личности при изучении ИЯ (Н.Ф. Коряковцева, Е.Ю. Кудрявцева), компонент учебно-методического комплекса по ИЯ (А.С. Кулигина, А.В. Щепилова). Одна из главных целей ЯП — «углубление взаимопонимания среди граждан

Европы и уважительное отношение к разнообразным культурам и стилям жизни» [6: с. 198] (перевод наш. — Е.М.).

При всём многообразии подходов к исследованию потенциала языкового портфеля, изучены далеко не все его позитивные возможности. В частности, языковой портфель не изучен с точки зрения его влияния на развитие субъектности младших школьников, овладевающих иностранным языком как средством элементарного иноязычного общения.

Субъектность применительно к характеристике младшего школьника, изучающего ИЯ, определяется как неотъемлемое свойство личности, мотивированной к изучению ИЯ и стремящейся быть субъектом учебно-познавательной деятельности. Оно реализуется через проявление активности и рефлексивности обучающегося в процессе овладения навыками и умениями, обеспечивающими способность к иноязычному общению — элементарную коммуникативную компетенцию [3: с. 149].

Анализ педагогической литературы по обозначенной проблеме позволил определить основные параметры, критерии сформированности, а также диагностики субъектности. К общим параметрам субъектности младших школьников относятся рефлексивность, познавательная активность, мотивированность, элементарные основы умения учиться, активная субъектная позиция. К частным критериям — удовлетворенность учебными достижениями, интерес к знаниям, трудолюбие, осознанность действий и своих возможностей, творческое и положительное отношение к учёбе.

Выделенные параметры и критерии становятся основой для формирования элементарной коммуникативной компетенции. Как отмечает Т.Н. Князева, «прорастание субъектности ребенка во все сферы учебной деятельности знаменует собой развитие того психического новообразования, которое лежит в основе умения учиться» [4: с. 206].

Между выделенными критериями и показателями субъектности имеется множество совпадений. По мнению А.В. Брушлинского, субъектность определяется как «высшая системная целостность всех сложнейших противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [2: а 10]. Опираясь на изложенные точки зрения, можно сказать, что субъектность учащегося представляет собой единую, взаимосвязанную, взаимодополняемую общность качеств, и данные совпадения неслучайны.

Общие параметры характеристик субъектности в большей степени соотносятся с ядерными и периферийными характеристиками субъектности младших школьников. Это доказывает то, что рассмотренные характеристики могут и должны квалифицироваться как основные показатели, позволяющие диагностировать субъектность младшего школьника в процессе овладения им иностранным языком: её наличие, степень выраженности, динамику и пр. Таким образом, через данные проявления можно определять позитивные сдвиги формирования субъектности у младших школьников, так как выделенные показатели и критерии субъектности позволяют их детализировать.

Анализ дескрипторов универсального ЯП позволяет заключить, что в нём имеет место направленность на формирование субъектности младших школьников, изучающих ИЯ. При этом выделяются сквозные характеристики (рефлексивность, стремление стать субъектом) и одновременно на различных уровнях владения языков в центр ставятся разные характеристики субъектности: уровень А1 — мотивированность; уровень А2 — активность; уровень В1 — сформированные навыки и умения.

Фактически ЯП даёт итоговый срез того, чем должен обладать младший школьник, постепенно — с уровня на уровень — овладевая иностранным языком, и какие характеристики субъектности он должен и может при этом демонстрировать. По окончании начальной школы учащийся должен обладать уровнем А1 владения иностранным языком и сформированной элементарной коммуникативной компетенцией, обеспечивающей «способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника» [1: с. 127]. При этом возможна асимметрия данных уровней по разным видам речевой деятельности.

При всей положительной характеристике проанализированного ЯП важно отметить два момента, значимых с точки зрения нашей концепции: ЯП не ориентирован на собственно формирование субъектности; ЯП не предусматривает диагностику постепенного присвоения её составляющих, он лишь фиксирует итоговые данные, которые могут быть приурочены к финальной аттестации по предмету за курс начальной школы.

Судя по материалам ЯП, авторами предполагается, что ученик к моменту пользования портфелем уже занимает активную субъектную позицию и способен объективно себя оценить. Как показывает практика преподавания языка, это далеко не так. К сожалению, задания УМК в большей степени направлены на формирование отдельных характеристик субъектности, а не их совокупности. Большинство заданий делают акцент исключительно на проверке сформированных характеристик субъектности младших школьников.

Представляется необходимым внести ряд предложений по моделированию такого ЯП, который как по содержанию, так и по процессу применения был бы направлен на формирование субъектности младшего школьника.

Во-первых, необходимо дополнить ЯП (в виде приложения) дескрипторами, представленными в научно обоснованной последовательности, которая обусловлена спецификой субъектности как комплексного явления, иными словами, включить в ЯП «дескрипторы субъектности».

Во-вторых, следует предусмотреть специальную работу (тренинг), обеспечивающую посильность и доступность осознания младшими школьниками дескрипторов субъектности и понимания ими собственного уровня сформи-рованности характеристик данного качества.

В-третьих, с точки зрения совместимости с изучаемым материалом УМК, ученик должен использовать ЯП трижды: в начале, середине и конце прой-

денной темы. Данная систематичность позволит младшему школьнику увидеть и оценить свой уровень владения ИЯ, что способствует развитию всех компонентов его субъектности. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте формируются основные психологические характеристики школьников, которые влияют на успешное овладение иностранным языком. Кроме того, на начальном этапе необходимо заложить базовые механизмы овладения иностранным языком, чтобы у учащегося сформировался алгоритм осознания и осмысления себя в процессе изучения языка.

В-четвертых, в ЯП необходимо заложить последовательную систему формирования характеристик субъектности. Для этого необходимо соотнесение содержания портфеля с темами УМК с той целью, чтобы субъектность учащегося стала предметной и чтобы младший школьник научился сам выявлять её параметры, а учитель направлял бы эти действия. Таким образом, ЯП ускоряет процесс овладения языком, так как запускаются в действие механизмы осознания и осмысления себя в процессе изучения языка.

Итак, данные положения должны быть разработаны в игровой форме. Как отмечает Е.Г. Тарева, «игровые приёмы создают определённую нестандартную ситуацию, требующую принятия правильного решения за ограниченный промежуток времени» [5: с. 56].

ЯП способен стать инструментом реализации индивидуальных образовательных стратегий обучающихся, так как он ориентирован на самостоятельную работу младшего школьника и помогает ему увидеть личностный смысл в том, что он делает. ЯП должен быть неотъемлемым компонентом УМК по иностранному языку для начальной школы, так как у него есть своя зона ответственности и сфера деятельности. Благодаря его использованию можно существенно повысить уровень субъектности младших школьников — улучшить их базовую готовность к самореализации на протяжении всей жизни.

Библиографический список

Источники

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2-х ч. -Ч. 2. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 231 с.

Литература

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - С. 3-10.

3. Мурашева Е.С. Субъектность младших школьников при обучении иностранным языкам: ядерные и периферийные характеристики / Е.С. Мурашева // Вестник БГУ. Теория и методика обучения. - 2012. - № 15. - С. 146-150.

4. Ребёнок в современном обществе: сб. научн. ст. / Под ред. Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. - М.: МГППУ, 2007. - 336 с.

5. Тарева Е.Г. Личностно развивающий потенциал учебного пособия по иностранному языку / Е.Г. Тарева // Вестник МГЛУ. - 2007. - № 538. - С. 49-58.

6. Andrade A.I. Connecting languages: the use of the portfolio as a means of exploring and overcoming frontiers within the curriculum / Ana Isabel Andrade // European Journal of Teacher Education. - 2007. - Vol. 30. - № 2. - P. 195-213.

References Istochniki

1. Primerny'e programmy' po uchebny'm predmetam. Nachal'naya shkola: v 2-x ch. -Ch. 2. - 4-e izd., pererab. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 231 s.

Literatura

2. BrushlinskijA.V Problema sub''ekta v psixologicheskoj nauke (stat'ya pervaya) / A.V. Brushlinskij // Psixologicheskij zhurnal. - 1991. - № 6. - S. 3-10.

3. Murasheva E.S. Sub''ektnost' mladshix shkol'nikov pri obuchenii inostranny'm yazy'kam: yaderny'e i periferijny'e xarakteristiki / E.S. Murasheva // Vestnik BGU. Teoriya i metodika obucheniya. - 2012. - № 15. - S. 146-150.

4. Rebyonok v sovremennom obshhestve: sb. nauch. st. / Pod red. L.F. Obuxova, E.G. Iudina. - M.: MGPPU, 2007. - 336 s.

5. Tareva E.G. Lichnostno razvivayushhij potencial uchebnogo posobiya po inost-rannomu yazy'ku / E.G. Tareva // Vestnik MGLU. - 2007. - № 538. - P. 49-58.

6. Andrade A.I. Connecting languages: the use of the portfolio as a means of exploring and overcoming frontiers within the curriculum / Ana Isabel Andrade // European Journal of Teacher Education. - 2007. - Vol. 30. - № 2. - P. 195-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.