ся в умении последних использовать изучаемые языки в реальной межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация - это совокупность специфических процессов взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим», и понимающих некую «чужеродность» своего партнера по общению [6].
Языковое многообразие и многообразие культур рассматривается в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия и как философия межкультурного социального взаимодействия в любом поликуль-турном и мультилингвальном пространстве. В политической сфере также все более осознается тот факт, что многообразие языковых сообществ и культур, являясь бесценным уникальным наследием, в перспективе должно превратиться из фактора, препятствующего диалогу между представителями разных культур, в средство взаимного понимания и обогащения [2].
Таким образом, языковое образование выступает в качестве значимого медиума, оно формирует сознание личности, ее способность быть социально мобильной в обществе, свободно «входить» в открытое информационное пространство. Сегодня главной функцией иностранных языков является установление взаимопонимания между народами-носителями разных языков и культур; обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры, в том числе и с помощью средств новых информационных технологий. Язык, а следовательно, и языковое
образование выступает в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей [2]. Данный процесс направлен на приобщение учащихся и студентов к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление собственных этнокультурных истоков, привитие им готовности к диалогу и одновременно толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Используя навыки межкультурной и профессиональной иноязычной коммуникации они должен демонстрировать способность и готовность ко всесторонней профессиональной иноязычной коммуникации.
Литература
1. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - №1.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М., 2004.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XIX в. (в поисках практикоориентированных образовательных концепций). - М., 1997.
4. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М., 2001.
5. Матвеева Д.Г. Методика обучения студентов-билингвов видовременным формам английского глагола. - Улан-Удэ, 2007.
6. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М., 1989.
7. Сысоев В.П. Концепция языкового поликуль-турного образования. - М., 2003.
Матвеева Дора Гончиковна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6. E-mail: www.mdg06@mail.ru
Matveeva Dora Gonchikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. Ulan-Ude, Ranzhurov str., 6.
УДК 372.8:811 © Е.С. Мурашева
Субъектность младших школьников при обучении иностранным языкам: ядерные и периферийные характеристики
В данной статье раскрывается содержание субъектности младших школьников при обучении иностранным языкам. Рассматриваются возрастные границы младшего школьного возраста. Также предпринимается попытка определить современный портрет ученика начальной школы. Автор раскрывает особенности субъектности учащегося начальной школы, ее ядерные и периферийные характеристики при обучении иностранным языкам.
Ключевые слова: младший школьник, субъектность, ядерные и периферийные характеристики, обучение иностранным языкам.
E.S. Murasheva
Young learners’ subjectivity while learning foreign languages: nuclear and peripheral characteristics
The article focuses on the issue of young learners’ subjectivity while learning foreign languages. The age boundaries of young learners’ school age are considered. It also attempts to determine a modern portrait of primary school student. The author singles out the peculiarities of young learners’ subjectivity, its nuclear and peripheral characteristics while learning foreign languages.
Keywords: young learner, subjectivity, nuclear and peripheral characteristics, teaching foreign languages.
Создавшаяся глобализация информационного пространства, лингвистической доминантной которого становится английский язык, заставляет говорить о необходимости смены парадигмы в преподавании иностранных языков. Изменения должны коснуться прежде всего начальной ступени обучения, в рамках которой необходимо заложить прочные основы для последующего эффективного формирования элементарной коммуникативной компетенции обучающихся. Залогом успешного формирования данной компетенции является высокий уровень развития субъектности младшего школьника.
На сегодня субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения не только психологов, педагогов, но и методистов. В случае методического ракурса рассмотрения субъектность обусловливает «интегрированность и целостность индивидуальности» [3, с. 5]. Более того, субъектность означает детерминанту овладения иностранным языком, меру активации личностных ресурсов, обеспечивающую успешность в овладении ИЯ как средством общения. Данная интерпретация субъектности полностью продиктована особенностями процесса обучения иноязычному общению и пронизана лингводидактическим содержанием.
В современной науке выдвигаются разные точки зрения на возрастные границы младшего школьного возраста. Согласно первой из них, основанной на работах известного психолога Л.С. Выготского, начало младшего школьного возраста соотносится с кризисом 7 лет. Согласно второй точке зрения (А.Д. Андреева, Дж. Бат-терворт, А.Д. Воронова, И.В. Дубровин, М. Харрис), начало данного возрастного периода определяется моментом поступления ребенка в школу. В современных периодизациях границу младшего школьного возраста относят к 10-11 годам без четкого, однако, обозначения произо-
шедших сдвигов в развитии младшего школьника. Последующий возраст (10-12 лет) рассматривался обычно как подростковый в работах Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна. Новая позиция в понимании данного возрастного периода заключается в том, что он рассматривается как «вторая фаза младшего школьного возраста» [8, с. б1]. Проанализировав имеющиеся подходы, мы принимаем для себя в качестве исходного положение о том, что границы данного возраста совпадают с периодом обучения в начальной школе и охватывают период с 7 до 11 лет.
Современные младшие школьники обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Исследования, проведенные Н.А. Горловой, свидетельствуют о том, что в сознании у них преобладает смысловая сфера, они характеризуются повышенной возбудимостью и гиперактивностью, усилением потребности к восприятию информации, доминированием системы отношений, повышенной тревожностью и агрессией, стремлением к самореализации, обладанием новым типом сознания [4, c. 18-22]. На схеме 1 мы приводим характеристики младшего школьника прошлого и нынешнего времени. Данная схема призвана проиллюстрировать весьма заметные новообразования, свойственные современным ученикам младшего школьного возраста.
Соотнеся новые данные о специфике психосферы детей младшего школьного возраста с характеристиками субъектности, мы пришли к выводам о том, что субъектность имеет сегодня еще большее количество оснований для развития, чем это было в прежние времена. Обязательное развитие данной характеристики личности обусловлено:
- наличием врожденной смысловой сферы (прямая связь с осознанностью как характеристикой субъектности);
Схема 1
Отличительные характеристики младших школьников
- гиперактивностью (активность - доминантная характеристика субъектности);
- стремлением к самореализации (самореализация рассматривается как одна из обязательных черт субъектности);
- преобладанием системы отношений (отношение к деятельности и стремление стать субъектом как характеристики субъектности приобретают особое значение при ее развитии);
- комплексным функционированием познавательных процессов (благодаря этому развитие умений осуществляется последовательно и целостно; данное функционирование помогает мотивировать учащихся к процессу учения);
- категориальным мышлением и свернутостью мыслительных операций (такие характеристики субъектности выдвигаются на первый план как рефлексия и самоконтроль).
Выявленные нами факты, связанные с особенностями проявления субъектности у детей младшего школьного возраста, подвели нас к необходимости выделения ядерных и периферийных характеристик субъектности, которые могут и должны быть развиты в начальной школе в ходе изучения предмета «Иностранный язык».
Взяв за основу аспекты деятельности (познавательный, личностный, деятельностный, творческий, психологический, кооперативный), реализуемые младшими школьниками при изучении иностранного языка, нам удалось установить, что одной из основных составляющих субъект-ности является рефлексивность. Сформированная рефлексивность у учащегося начальной школы является залогом эффективного овладе-
ния ИЯ, формирования знаний, умений и навыков, развития обоснованности и последовательности мыслительной деятельности, а также развития самостоятельности мышления. Рефлексивность, судя по ее характеристикам, включает в себя осознанность, и поэтому выделение последней в качестве отдельной характеристики субъектности является нецелесообразным. Одновременно с этим рефлексивность отражает уровень отношения обучающегося к осваиваемой деятельности - иноязычной коммуникативной: проявляется прямая зависимость - чем больше проявляет себя рефлексивность, тем выше уровень положительного отношения к овладению данной деятельностью.
Второй основной ядерной характеристикой субъектности младшего школьника, изучающего ИЯ, является активность. Через свою активность на уроке ИЯ ученик проявляет интерес к изучению предмета. Эта характеристика учащегося формирует целенаправленность, осознанность, повышает мотивацию и меняет отношение к изучению ИЯ и культуре народа, говорящего на этом языке. Благодаря активности, младший школьник овладевает разными учебнопознавательными способами и приемами, направленными на эффективное формирование элементарной коммуникативной компетенции.
Активность напрямую демонстрирует уровень отношения младшего школьника к овладению иноязычной коммуникативной деятельностью, так же, как рефлексивность, активность способны выразить отношение к учебе, стране изучаемого языка, деятельности, связанной с иноязычным общением.
Третьей основной ядерной характеристикой субъектности младшего школьника, проявляющей себя в предметном поле «иностранный язык», являются умения. Владение умениями -общеучебными, специальными учебными, речевыми в четырех видах речевой деятельности, компенсаторными - способно обеспечить требуемый уровень сформированности коммуникативной компетенции, развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников. Развитые умения дают учащимся возможность проявлять свою субъектную позицию, демонстрировать рефлексивность и быть активными. В свою очередь, рефлексивность и активность являются необходимыми предпосылками формирования и развития умений, необходимых для изучения ИЯ. Кроме того, владение умениями, наряду с проявлением рефлексивности и активности, непременно отразится на отношении младших школьников к предметной сфере деятельности.
Представленные ядерные характеристики должны рассматриваться как критерии сформи-рованности субъектности младшего школьника в процессе овладения им иностранным языком. Таким образом, ядерными характеристиками субъектности младших школьников, изучающих иностранный язык, становятся активность, рефлексивность и умения в их взаимообусловленности и взаимодействии.
Важная роль в периферийных характеристиках субъектности младших школьников принадлежит мотивированности, которая является движущей силой изучения ИЯ и оказывает непосредственное воздействие на активизацию всех психологических процессов у учащихся - восприятия, мышления, понимания и усвоения иноязычного материала. Мотивационная сфера младших школьников, изучающих ИЯ, оказывается под мощным воздействием различных факторов учебного, культурологического и лингвистического свойства. Для повышения мотивированности младших школьников к изучению ИЯ прежде всего необходимо способствовать их стремлению стать субъектами учебной деятельности. Последний параметр обеспечивает уверенность младших школьников в собственных силах, ответственность, самореализацию среди сверстников и саморазвитие. Таким образом, стремление стать субъектом представляется нам многокомпонентной характеристикой, включающей в себя другие периферийные параметры субъектности: ответственность, саморазвитие и самореализацию младших школьников в учебном процессе.
В отношении самоконтроля как характеристики субъектности мы можем констатировать его явную зависимость от рефлексивности. В психологии немало сказано о том, что рефлексивность проявляет себя через самооценку и самоконтроль. Сошлемся при этом на мнение Б.Г. Ананьева, который указывает на то, что в основании самооценки лежит рефлексивный инновационный процесс, который и обеспечивает порождение способности к самооцениванию, ко внутреннему самоуважению личности, порождению принципиально новых для нее самооценок. Об этом же пишет В.В. Давыдов, согласно которому, при выполнении действия контроля и оценки учащийся обращает внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче (что составляет сущность рефлексивности - Е.М.). Еще более определенно устанавливает подчинительную зависимость самоконтроля от рефлексии Г.И. Катрич: появление в младшем школьном возрасте самооценки, с одной стороны, определяется развитием самосознания детей, а с другой - появлением качественно нового уровня рефлексии; рабочим «органом» рефлексивного механизма является конкретная самооценка, запускающая действие рефлексии [6].
Данные положения доказывают связь рефлексии и самооценки, самоконтроля. На наш взгляд, рефлексия как ядерная характеристика субъектности младшего школьника, изучающего иностранный язык, «подчиняет» себе самооценку и самоконтроль; поэтому выделение последних и изолированное их рассмотрение в составе субъектности в рамках нашего исследования не является целесообразным.
Итак, к периферийным характеристикам субъектности младших школьников, проявляющей себя в области овладения ИЯ как учебным предметом, мы относим мотивированность и стремление стать субъектами.
С учетом полученных результатов субъект-ность применительно к характеристике младшего школьника, изучающего ИЯ, определяется нами как неотъемлемое свойство личности, мотивированной к изучению ИЯ и стремящейся быть субъектом учебно-познавательной деятельности, обеспечивающее проявление активности и рефлексивности обучающегося в процессе овладения умениями, обеспечивающими способность к иноязычному общению.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - 287 с.
2. Баттерворд Дж., Харрисон М. Принципы психологического развития: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 350 с.
3. Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: Курский государственный университет. - Курск, 2009. -53 с.
4. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учеб. пособие. - М.: МГПУ, 2010. -248 с.
5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сб. ст. - Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.
6. Катрич Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Московский государственный открытый педагогический институт. - М., 1994. - 21 с. -URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/18674.php, свободный.
7. Практическая психология образования / А.Д. Андреева, и др.; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 1997. - 528 с.
8. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. - С. 45-67.
Мурашева Екатерина Сергеевна, учитель английского языка, аспирант, Московский городской педагогический университет. 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1, e-mail: katerinakabaeva@mail.ru Murasheva Ekaterina Sergeevna, a teacher of the English language, postgraduate student, Moscow City Pedagogical University. 129226, Moscow, 2-nd Selskokhozyaistvenny drive, 4, building 1.
УДК 372.8:811.512.31 © А.А. Надагурова
Принципы отбора лексических единиц с этнокультурным компонентом значения при обучении на начальном этапе бурятскому языку как государственному
Статья посвящена отбору лексических единиц с этнокультурным компонентом значения. Рассматриваются принципы отбора лексических единиц с этнокультурным компонентом значения при обучении бурятскому языку как государственному.
Ключевые слова: бурятский язык как государственный, принципы отбора, культурное поле, этнокультурная лексика, бурятская концептосфера.
A.A. Nadagurova
Principles of selection the lexical units with ethnic and cultural component of meaning at the elementary stage of teaching the Buryat language as a state one
The article is devoted to the selection of lexical items with ethnic and cultural component of meaning. The principles of selection the lexical items with ethnic and cultural component of meaning are considered in teaching the Buryat language as a state one.
Keywords: the Buryat language as a state one, principles of selection, cultural field, ethnic and cultural lexicon, the Buryat conceptual sphere.
Республика Бурятия является полиэтническим регионом. Качественно новые подходы к осуществлению языковой политики в республике, принятие закона «О языках народов Республики Бурятия» (1992), в соответствии с которым бурятскому языку придан статус государственного, обусловили необходимость изучения бурятского языка как второго проживающими на территории Республики Бурятия представителями разных национальностей, в том числе бурятской, а именно теми, для которых родным языком является русский.
Овладеть вторым языком означает не только научиться оформлять свои мысли с помощью другой языковой системы, отличной по звучанию и семантике ее единиц, но и осознавать, что язык -это отражение системы культурных ценностей, материальной и духовной культуры народа (А. Вежбицкая, В.В. Воробьев, В.А. Маслова,
Э. Сепир, Б.Л. Уорф).
Бурятский язык является духовной ценностью, культурным достоянием бурятского народа. Наряду с русским языком он выполняет интеграционную функцию в рамках данного региона в политической, социальной и культурной