Научная статья на тему 'Интерактивные тестовые системы в практике кафедр хирургического факультета Гз «Змапо МЗ Украины»'

Интерактивные тестовые системы в практике кафедр хирургического факультета Гз «Змапо МЗ Украины» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПіСЛЯДИПЛОМНА МЕДИЧНА ОСВіТА / СУЧАСНі ТЕХНОЛОГії КОНТРОЛЮ ЗНАНЬ / іНТЕРАКТИВНИЙ ТЕСТОВИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА SENTEO SMART RESPONSE PE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луценко Наталья Степановна, Резниченко Галина Ивановна, Потебня Вадим Юрьевич, Плотникова Валентина Николаевна, Милица Константин Николаевич

Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения. В статье приводится анализ применения современных технологий контроля знаний. Описываются система Senteo SMART Response PE и её возможности. Изложена методика её использования. Отмечены преимущества ее использования перед традиционными методами контроля знаний в последипломном обучении врачей акушеровгинекологов и хирургов. Ключевые слова : последипломное медицинское образование, современные технологии контроля знаний, интерактивный тестовый контроль, система Senteo SMART Response PE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луценко Наталья Степановна, Резниченко Галина Ивановна, Потебня Вадим Юрьевич, Плотникова Валентина Николаевна, Милица Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TESTS SYSTEM IN PRACTICE OF DEPARTMENTS SURGICAL FACULTY OF STATE INSTITUTE “ZAPORIZHZIA MEDIKAL ACADEMY OF POSTGADUATE EDUCATION OF MINISTRY OF HELTH OFUKRAINE"

The introduction in the educational process of computer teaching-control systems is one of the most effective ways to improve the effectiveness of the training. The article provides an analysis of the use of modern control technology expertise. The technique of its use of. Marking the benefits of its use over traditional methods of knowledge control in the postgraduate training of doctors obstetricians and surgeons

Текст научной работы на тему «Интерактивные тестовые системы в практике кафедр хирургического факультета Гз «Змапо МЗ Украины»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Луценко Наталш Степатвна

доктор медичних наук, професор, i гтекологп ДЗ "ЗМАПО МОЗ Украти " Резтченко Галина Iiuiiiinini доктор медичних наук, професор i гiнекологii ДЗ "ЗМАПО МОЗ Украти " Потебня Вадим Юршович кандидат медичних наук, доцент i гiнекологii ДЗ "ЗМАПО МОЗ Украти " Плотникова Валентина Миколагвна i гiнекологii ДЗ "ЗМАПО МОЗ Украти " Мтща Костянтин Миколайович кандидат медичних наук, ассистент кафедри хiрургii та проктологи

ДЗ "ЗМАПОМОЗ Украти"

НТЕРАКТИВН ТЕСТОВ1 СИСТЕМИ В ПРАКТИЦ КАФЕДР ХРУРГЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ ДЗ

«ЗМАПО МОЗ УКРАНИ»

Луценко Наталья Степановна доктор медицинских наук, професор,

заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ГЗ "ЗМАПО МЗ Украины " Резниченко Галина Ивановна доктор медицинских наук,

профессор кафедры акушерства и гинекологии ГЗ "ЗМАПОМЗ Украины"

Потебня Вадим Юрьевич

кандидат медицинских наук, доцент

кафедры акушерства и гинекологии

ГЗ "ЗМАПОМЗ Украины"

Плотникова Валентина Николаевна

кандидат медицинских наук, доцент

кафедры акушерства и гинекологии ГЗ "ЗМАПОМЗ Украины"

Милица Константин Николаевич

кандидат медицинских наук, асистент

кафедры хирургии и проктологии ГЗ "ЗМАПО МЗ Украины

Lutsenko N. S.

MD, Professor, Head Department of Obstetrics and ginekology

Of State Institute "Zaporizhzia Medikal Academy of Postgraduate Education of Ministry of Helth of

Ukraine"

Reznichenko G.I.

MD, Professor of Obstetrics and Gynecology

Of State Institute "Zaporizhzia Medikal Academy of Postgraduate Education of Ministry of Helth of

Ukraine"

Potebnya V. U.

PhD, associate professor Obstetrics and Gynecology

Of State Institute "Zaporizhzia Medikal Academy of Postgraduate Education of Ministry of Helth of Ukraine " Plotnikova V.M.

PhD, associate professor Obstetrics and Gynecology

Of State Institute "Zaporizhzia Medikal Academy of Postgraduate Education of Ministry of Helth of Ukraine " Milica K.M.

PhD, The assistant of Surgery

Of State Institute "Zaporizhzia Medikal Academy of Postgraduate Education of Ministry of Helth of Ukraine" ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТОВЫЕ СИСТЕМЫ В ПРАКТИКЕ КАФЕДР ХИРУРГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГЗ «ЗМАПО МЗ УКРАИНЫ»

INTERACTIVE TESTS SYSTEM IN PRACTICE OF DEPARTMENTS SURGICAL FACULTY OF STATE INSTITUTE "ZAPORIZHZIA MEDIKAL ACADEMY OF POSTGADUATE EDUCATION OF MINISTRY OF HELTH OF UKRAINE"

Анотацiя. Впровадження в навчальний процес комп'ютерних навчально-контролюючiх систем - це один з найбшьш дieвих способiв тдвищення ефективностi навчання. У статтi наводиться анализ застосування сучасних технологш контролю знань. Описуються система Senteo SMART Response PE та ii можливостi.

завiдуюча кафедрою акушерства

кафедри акушерства

кафедри акушерства кандидат медичних наук, доцент кафедри акушерства

Викладено методику и використання. BidsHaHem переваги и використання перед традицшними методами контролю знань у псядипломному навнанн лiкaрiв aкушeрiв-гiнeкологiв та хiрургiв.

Клюновi слова: псядипломна мединна освта, сунасш технологи контролю знань, ттерактивний тестовий контроль, система Senteo SMART Response PE.

Аннотация. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем -это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения. В статье приводится анализ применения современных технологий контроля знаний. Описываются система Senteo SMART Response PE и её возможности. Изложена методика её использования. Отмечены преимущества ее использования перед традиционными методами контроля знаний в последипломном обучении врачей акушеров-гинекологов и хирургов. Ключевые слова: последипломное медицинское образование, современные технологии контроля знаний, интерактивный тестовый контроль, система Senteo SMART Response PE.

Summary The introduction in the educational process of computer teaching-control systems - is one of the most effective ways to improve the effectiveness of the training. The article provides an analysis of the use of modern control technology expertise. The technique of its use of. Marking the benefits of its use over traditional methods of knowledge control in the postgraduate training of doctors obstetricians and surgeons.

Key words: postgraduate medical education, modern control technology expertise, interactive test control, system Senteo SMART Response PE.

Постановка проблемы. Одним из наиболее перспективных направлений развития и совершенствования системы последипломного медицинского образования остается широкое использование современных информационно-телекоммуникационных технологий [1,184], что в свою очередь побуждает к необходимости разработки новых методов обучения, которые могут совместить классическую лекционно-семинарскую форму занятий с применением современных информационных технологий.

Одним из важнейших элементов современного образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих мощными возможностями влияния на процесс познания и запоминания - один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения [3,6]. Используемые, до настоящего времени традиционные формы контроля знаний в большинстве медицинских учреждений последипломного образования, несмотря на значительные организационные изменения, имеют ряд недостатков:

▼ субъективность оценки; ▼ ограниченность времени, за которое преподаватель должен объективно оценить экзаменующегося; ▼ физиологические и психологические нагрузки испытуемых; ▼ отсутствие у обучающихся стимула к сис-тематической самостоятельной работе и т.д. [5,246]. Поэтому в системах образования

постоянно ведется поиск новых методов качественного, объективного и наиболее внедряемого оценивания знаний [7,60].

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе последних лет широко пропагандируются современные

интерактивные обучающие технологии в повышении качества последипломного медицинского

образования. Широко освещены теоретические аспекты интерактивного учебного комплекса, сосредоточенные на прикладном программном обеспечении разработки дидактических материалов для теоретических и практических занятий, в которых описывается, как использовать интерактивные технологии в учебном процессе [2;4,83;8]. Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний и поэтому вопросы современных технологий контроля знаний активно изучаются и обсуждаются мировой научно-педагогической общественностью [4,79 ]. Одним из приоритетных методов контроля признан интерактивный тестовый контроль.

Цель статьи - описать специфику использования интерактивного тестового контроля c использованием систем интерактивного голосования SMART Response PE, его возможности и преимущества.

Изложение основного материала. На кафедрах хирургического факультета (хирургии и проктологии, акушерства и гинекологии) ГЗ «ЗМАПО МЗ Украины» с 2008г. при проведении циклов ТУ используются интерактивные методы обучения — тестовая оценка знаний при помощи комплексов оперативного контроля знаний слушателей (Smart Senteo). Система интерактивного голосования SMART Response PE включает в себя: беспроводные пульты, приемник сигнала, программное обеспечение для создания вопросов, анализа и оценки результатов и позволяет реализовать несколько вариантов контроля знаний: " предварительный " текущий " итоговый.

С помощью данной системы можно: •легко создавать любые задания, тесты, проверочные и контрольные работы;

•импортировать вопросы из своих собственных тестов, пользоваться готовыми тестами;

•дифференцировать вопросы по сложности; •распечатывать подготовленный тест и использовать его в качестве раздаточного материала при отсутствии интерактивной доски или экрана и проектора;

•проводить опрос в анонимном режиме; •отслеживать количество ответивших и управлять темпом опроса;

•просматривать и оценивать результаты по круговой диаграмме или гистограмме сразу по завершении опроса.

Можно использовать вопросы со следующими типами ответов:

•"Да / Нет", •"Истина / Ложь",

• "Выбор единственного правильного из нескольких вариантов ответа",

•"Множественный выбор", •"Число, дробь, десятичная дробь", •"Текст". Управлять материалом очень просто: в то время как обучающиеся отвечают на вопросы с помощью своих пультов, программа оценки знаний в SMART Response PE автоматически суммирует результаты опроса и отображает их в круговой диаграмме или гистограмме. Это мгновенное отображение резуль-татов проверочной работы позволяет преподавателю и экзаменуемым увидеть, сколько ответов было правильными и нужно ли повторить опрос. Быстро оценив результаты, преподаватель может подст-роиться к нуждам аудитории прямо во время занятия и быть уверенным в том, что все учащиеся хорошо поняли материал занятия. Результаты тестов авто-матически добавлются в интегрированный табель и сохраняются в одном файле, что позволяет преподавателю лучше организовать такие сведения [6].

Эта методика была апробирована при изучении модулей «Кровотечения в акушерстве и гинекологии», «Эффективное антенатальное наблюдение», «Контрацепция и планирование семьи», «Акту-альные вопросы хирургии и проктологии», «Неот-ложная хирургическая помощь на догоспитальном этапе в амбулаторно-поликлинической практике» и ряде других с врачами-курсантами. Для анализа уровня усвоения учебного материала, в презентацию лекционного материала или семинара, с помощью WEB-ссылок вставляются вопросы, которые позволяют определить, как группа восприняла тот или иной фрагмент излагаемого материала. При этом используется анонимное тестирование. Как показал опыт, при анонимном опросе курсанты более раскрепощены, не боятся ответить неправильно и дают более объективные ответы. В случае, если тестирование выявило пробелы в знаниях изложенного материала, лектор может вернуться к нему и объяснить более углубленно.

В конце лекции преподаватель предлагает врачам-курсантам пройти обобщающий тест по всему материалу, который рассматривался в лекции и подробно проанализировать как группа работала в течение всей лекции. Таким образом усвоение материала значительно повышается.

Анализ использования тестовых заданий при самостоятельной работе учащихся в режиме самоконтроля, показал значимое увеличение мотивации в изучении темы самостоятельной работы. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.

Выводы. Таким образом, анализ проведенной работы по интерактивному тестированию дает основание для следующих выводов:

1. Современные средства информатизации создают условия для формирования ключевых компетентностей у учащихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию.

2. Современные тесты позволяют выявить скрытые знания и способности учащихся.

3. Педагогические возможности интерактивных средств обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

4. Программное обеспечение (SMART Notebook и SMART Response) позволяет разрабатывать вопросы и систематизировать ответы.

5. Система портативна (может использоваться в любой аудитории) и дает возможность обеспечить двустороннюю связь преподавателя с аудиторией во время занятия.

Преимущества тестового контроля:

•объективность оценки (исключено влияние субъективных факторов);

•достоверность оценки и информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;

• эффективность - возможно одновременное тестирование большого количества учащихся. Проверка результатов производится гораздо быстрее, чем при традиционном контроле;

•надежность - тестовая оценка однозначна;

•дифференцирующая способность (в тестах содержатся задания различного уровня);

•индивидуальный подход в обучении (индивидуальная проверка и самопроверка знаний);

•интерактивное тестирование эффективно экономически (созданная однажды база тестов длительное время);

• интерактивное тестирование представляет собой более гуманный инструмент, исключает нервные напряжения, которые имеют место перед традиционными экзаменами и в некоторых случаях существенно влияют на полученную оценку;

•проведеное тестирование, даёт преподавателю информацию по владению учебным материалом каждым врачом-курсантом и можно четко видеть с какими трудностями происходит усвоение учебного материала по конкретной теме.

6. Использование в последипломном обучении врачей современных интерактивных обучающих технологий и, как неотъемлемую их составляющую -интерактивный тестовый контроль, предопределяет возможность индивидуального подхода к каждому слушателю.

Список литературы:

1 .Баранов А. С. Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения : Международная заочная научно-практическая конференция 02 июля 2013 г. : материалы. -Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. - 184 с.

2.Емашов В.А. Мультимедийные технологии в образовании: Инновационные технологии :

Методические рекомендации. - / В.А. Емашов. -ОмГТУ, 2010. - 53 с. З.Пометун О. I. 1нтерактивш технологи навчання: теорш i практика: / О.1. Пометун, Л.В. Пироженко. - К.; 2002. - 136 с. 4.Федорук П.1., Масловський С.М., Петрик С.М. 1нтерактивш технологи в адаптивнш системi дистанцiйного навчання та контролю знань '^иРго" / П.1. Федорук, С.М. Масловський, С.М. Петрик // Управляющие системы и машины. — 2011. — № 3. — С. 79-88. 5.Рак Т. £. Новггш форми та методи штерактивного навчання у використанш мультимедшного навчального матерiалу / Т. £. Рак, А. Г. Ренкас,

М. I. Сичевський // Iнформацiйно-телекомунiка-цiйнi технологи в сучаснш освiтi: досвiд, проблеми, перспективи : Зб.наук.праць. - 2009. - Випуск 2. -Частина 1. - С. 244-248.

б.Система интерактивного тестирования: общая характеристика и использование в учебном процессе

[Электронный ресурс] // Компания «СМАРТ. Интерактивные Технологии и Системы». - Режим доступа :

http://intis.com.ua/index.php/ru/poleznye-materialv/stati/154-sistema-interaktivnogo-testirovaniva-obshchava-kharakteristika-i-ispolzovaшe-v-uchebnom-protsesse

7.Шапкин Ю.Г. Новое в преподавании хирургии в медицинском вузе / Ю. Г. Шапкин, С. В. Капралов, Р. Х. Хильгияев, А. В. Беликов, А. В. Хорошкевич // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. -2011. - Том 1. - № 2. - С. 59-63.

8.Суховалова А. Автоматизированные системы интерактивного контроля знаний как механизм персонализации учебного процесса при изучении грамматики английского языка / А. Суховалова // Вестник МГЛУ. - 2012. - Выпуск 20 (653). - С. 176-180.

Подплетня Олена Анатоливна

Доктор фармацевтинних наук, професор кафедри загальног та клтнног фармацИ, ДЗ «Днтропетровська мединна aкaдeмiя»

Хмельнжова Людмила 1ватвна Кандидат хiмiнних наук, доцент кафедри загальног та клтнног фармацИ, ДЗ «Днтропетровська мединна aкaдeмiя»

Слесарчук Владлена Юривна Кандидат бiологiнних наук, доцент кафедри загальног та клтнног фармацИ, ДЗ «Днтропетровська мединна aкaдeмiя»

ТЕХНОАОПЧНИЙ П1ДХ1Д У НАВЧАЛЬНОМУ ПРОЦЕС1 ЯК НЕОБХ1ДНА УМОВА ВДОСКОНАЛЕННЯ ЯКОСТ1 П1ДГОТОВКИ ПРОВ1ЗОР1В

Подплетняя Елена Анатольевна

Доктор фармацевтинеских наук, профессор кафедры общей и клининеской фармации, ГУ «Днепропетровская медицинская академия» Хмельникова Людмила Ивановна Кандидат химинеских наук, доцент кафедры общей

и клининеской фармации, ГУ «Днепропетровская медицинская академия» Слесарнук Владлена Юрьевна

Кандидат биологинеских наук, доцент кафедры общей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и клининеской фармации, ГУ «Днепропетровская медицинская академия»

Podpletnya H.A.

Doctor of pharmacy, professor,

State establishment the «Dnepropetrovsk medical academy Hmelnikova L.I.

Ph.d. State establishment the «Dnepropetrovsk medical academy Slesarchuk V.J.

Ph.d. State establishment the «Dnepropetrovsk medical academy

TECHNOLOGICAL APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS AS NECESSARY CONDITION OF PERFECTION OF QUALITY OF PREPARATION OF PHARMACISTS

Анотaцiя. Стаття присвянена питанню вдосконалення навнального процесу на багатопрофтьнш кaфeдрi. Показана нeобхiднiсть використання iнновaцiйних технологт викладанами кафедри, при цьому звернена увага на пeдaгогiнну тeхнологiю навнання як процесуальног складовог настини формування компетенцИ охорони здоров'яу суб'eктiв освтнього процесу.

Клюновi слова: умови вдосконалення якостi пiдготовки провiзорa, пeдaгогiннi технолога, тeхнологiзaцiя навнання.

Summary. The article is devoted the question of perfection of educational process on a bagatoprofil'niy department. Rotined necessity of the use of innovative technologies by the teachers of department, here attention of appeal on pedagogical technology of studies as judicial component part of forming of jurisdiction of zdorovookhoroni in sub''ektiv of educational process.

Keywords: terms of perfection of quality of preparation of pharmacist, pedagogical technologies, tekhnologizaciya of studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.