Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в работе современного музея и их влияние на культуру и образование'

Интерактивные технологии в работе современного музея и их влияние на культуру и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2127
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET / INTERACTIVE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Денис Владимирович, Егунова Ольга Владимировна

Татья посвящена проблемам влияния информационно-коммуникативных технологий на культуру. Авторы также рассматривают влияние информационно-коммуникативных технологий на процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the influence of information and communicative technologies on culture are considered in the article. The authors show the influence of information and communicative technologies on the learning process.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в работе современного музея и их влияние на культуру и образование»

Денис МАКАРОВ, Ольга ЕГУНОВА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ И ОБРАЗОВАНИЕ

Статья посвящена проблемам влияния информационно-коммуникативных технологий на культуру. Авторы также рассматривают влияние информационно-коммуникативных технологий на процесс обучения.

Problems of the influence of information and communicative technologies on culture are considered in the article. The authors show the influence of information and communicative technologies on the learning process.

Ключевые слова:

Интернет, интерактивность, образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии; Internet, interactivity, educational environment, information and communicative technologies.

МАКАРОВ

Денис

Владимирович — д.культ., профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ

им. И.Н. Ульянова mkrvdv@gmаil. сот

ЕГУНОВА

Ольга

Владимировна — аспирант кафедры истории УлГПУ им. И.Н. Ульянова iveta.90@mail.ru

Л / \/Тв. — это время развития современных технологий,

jL jL I время инноваций. Все новое способно развивать .Z. У / А человека, заставлять его думать и анализировать. Анализ и постоянная творческая работа способствуют совершен -ствованию культуры человека. Человек в процессе познания спосо -бен открывать для себя новое. Этот век становится для человечества информационным. Традиционные черты социальной и биологиче -ской жизни человека заменяются новыми, в то время как на смену различным формам общественной организации постепенно при -ходит информационное сообщество. Homo sapience превращается на наших глазах в homo informaticus: изменяются традиционные спо -собы социализации индивида в обществе, возникает потребность в иных нормах, установках и ценностях. И такими ценностями ста -новятся виртуальность и интерактивность.

Виртуальность не всегда и не во всем способна оказывать позитивное воздействие, порой она порабощает человека, подчи -няя его своим правилам и установкам. Интерактивность же, наобо -рот, пытается дать свободу человеку, приучить его к самостоятель ности. Это проявляется и в работе современного музея. Например, Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова предлагает своим посетителям интерактивное занятие «В поисках затерянного сокровища», в ходе которого можно самостоятельно с картой пройти все препятствия, выполнить задания и найти зате -рянные сокровища. В конце такого путешествия по островам никто не остается равнодушным, а главное — человек получает полезные знания.

На начальном этапе развития механики и освоения человеком физического мира греческий философ и математик Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»1. Сегодня мы с уве -ренностью можем сказать: Интернет — это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования. «Одна из важнейших сфер воздействия Интернета на культуру — образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой культуры. В ней определен -ным образом упаковано ее важнейшее содержание»2.

1 Цит. по: Соловьев Д. Эврика слово нарицательное // Новый Акрополь, 2005, № 7, с. 15.

2 Разинов Ю.А. Интернет как событие культуры // http://www.ict.edu.ru/ vconf/mdex.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=Цght&id_sec=134&id_ thesis=5250

Интернет и культура образования в XXI в.приобретают важный аспект: «культура самого Интернета, самой дея -тельности в глобальных сетях влияет на формирование культуры современного человека. Многократно умножив сте -пени свободы, информационное обще -ство должно решать проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности»1. Ограниченность представле -ния в сети Интернет научно - популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что моло -дое поколение привыкает рассматри -вать Интернет как развлекательный и коммерческий инструмент. А между тем, Интернет является очень мощным инфор мационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных цен ностей, получения научной и образова -тельной информации для многогранного развития. Конечно, рано говорить о том, что в Интернете имеется исчерпывающая информация. Однако процесс получе ния информации в Интернете начинает привлекать и тем, что можно написать комментарий, оставить свои пожелания. Большой популярностью пользуются гостевые книги, куда можно вносить свои замечания, предложения, обращения. Но все же это не способно заменить живое общение, реальное прикосновение к пер воисточникам.

На помощь образованию приходит инте -рактивность. Она пользуется популяр -ностью в образовании детей. Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершен ствования подготовки человека в совре менном мире. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в своей специальности. И хотя новые взгляды на обучение многими не принимаются, нельзя игнорировать данные исследова ний, подтверждающие, что использова ние активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению. Человек легче понимает и запо -минает материал, который он изучал по средством активного вовлечения. Исходя из этого, основными методическими инновациями сегодня являются: проект ные работы, работа в группах, самостоя

1 Там же.

тельный поиск информации учащимися. Эти формы работы связаны сегодня с при -менением именно интерактивных методов обучения. И сегодня на помощь школе и вузу при создании интерактивных прие -мов приходит музей.

Чтобы приобщить учащегося к цен ностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить его в культурно - историческое пространство. Музей выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Концентрируя усилия, музей и образование формируют духовность человека. В познании прошлого ничто не заменит непосредственного прикос новения к музейной реликвии. При всех достоинствах Интернета, с его помощью невозможно воссоздать торжественную атмосферу музейного зала, и невозможно электронными средствами передать осо бую ауру подлинного музейного пред -мета.

Одно из золотых правил интерактивных технологий — это развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, которая способна помочь им стать творче ской личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отно шения. Цель учителя — увлечь, зажечь, направить в нужное русло. Интерактивные музейные технологии дают неограничен -ные возможности для проведения нестан -дартных уроков. Это урок в музее, урок — описание экспоната музея, урок — защита проекта, презентация поискового мате риала, интегрированные уроки с исполь -зованием музейных материалов. Главной особенностью является появление живого интереса у детей, т.к. многие предметы становятся доступными. Появляется воз можность трогать, исследовать предметы, все это способствует развитию и образова нию детей. Начиная с 1990 -х гг. интерактивные технологии начинают осваиваться и российскими музеями.

Сегодня хороший музей — это музей, в котором посетитель может самостоятельно совершать открытия независимо от того, кто он — ребенок или взрослый. Открытия могут быть связаны с физическими, хими ческими, историческими, культурными и другими явлениями. Благодаря новым тех -нологиям и возможности самостоятельно

принимать решения, музей перестает быть скучным, его все больше можно считать интерактивным. Музеи стремятся обрести свое лицо, они начинают развиваться, воз никают яркие нестандартные идеи и про екты, инновации, которые отличают их от других музеев. Появляются такие формы работы с музейной аудиторией, которые постоянно требуют самостоятельности, активности и творческого закрепления знаний. Например, экскурсия заверша ется работой в мастерских, а нередко ее заменяет работа с листками активности, или творческими тетрадками.

Интерактивность предполагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Она тре -бует создания среды, для характеристики которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю реше -ния. Таким образом, человек, попав в интерактивную среду, способен самостоя тельно проходить образовательные этапы и получать новые знания, которые гораздо дольше останутся в памяти, нежели зна ния, просто полученные в Интернете и непрочувствованные.

Как справедливо отметил С.И. Муряков, «движущим источником развития чело века и общества всегда является есте ственная, не свойственная в такой мере животным познавательная активность — творчество. Человечество находится в постоянном поиске новых, менее ограни ченных форм взаимодействия с окружаю щей средой и способов социальной ком муникации и социальной организации в целом»1. Развить творческий потенциал помогает интерактивность, она способна не только познакомить с материалом, но и привить новые навыки. Например, «музейное пространство, основанное на принципах интерактивности, стро ится таким образом, чтобы позволить посетителю проявить большую свободу, поставить его перед выбором, вызвать желание изучать и экспериментировать. Традиционное представление о том, что в музее можно только смотреть и слушать,

1 Муряков С.И. Информационная среда и усло -вия экспоненциального роста объема знаний в современном обществе // Власть, 2012, № 4, с. 42.

сменяется стремлением воздействовать и на остальные человеческие анализаторы, особенно тактильные»2.

У человека есть потребность открывать себя, самосовершенствоваться в различ ных видах деятельности, а также в умении общаться с разными людьми. Но, к сожа -лению, общение в виртуальном простран -стве приводит к совершенно противоположным результатам. Люди с головой погружаются в вымышленный мир, при думывают себе новые имена, скрывают свой возраст, выдают себя за тех, кем они не являются, но хотели бы стать в реаль ной жизни. В результате такие люди огра ничиваются только общением с вирту альными друзьями, рдко встречаются с другими людьми лично, у них появляются проблемы не только в общении, но и в личной жизни, они попросту перестают чувствовать и быть самими собой. Человек больше не пытается проявить себя в реаль -ном мире, т.к. на смену реальности прихо -дит виртуальный мир.

В интерактивной среде все наоборот, человек не может оставаться пассивным, т.к. интерактивность требует постоянного движения. С помощью интерактивных занятий повышается уровень культурного развития. В музее человек может быть самим собой, общаться с новыми людьми и узнавать много нового. Применение в практике интерактивных технологий спо собствует повышению интеллектуальной активности, а следовательно и эффектив ности полученных знаний. Даже самый пассивный человек включается в актив ную деятельность с огромным желанием, у него наблюдается развитие навыков ори -гинального мышления. Следовательно, современный человек приобретает воз можность нестандартно мыслить, способ ность быстро реагировать и принимать интересные решения, которые ему будут помогать в его учебе, работе, в создании собственных проектов.

2 Борисова М. Культурно - образовательная де -

ятельность музеев // Музей, 2009, № 5, с. 33.

4 Харченко Д. Сверхчеловек: социальное изме -рение и динамика // Власть, 2012, № 1, с. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.