Научная статья на тему 'Социально-нравственные проблемы развития информационно-коммуникативных технологий в образовательной среде'

Социально-нравственные проблемы развития информационно-коммуникативных технологий в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
528
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL AND MORAL PROBLEMS / INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макаров Денис Владимирович, Немцова Анна Александровна

В статье рассматриваются социально-нравственные проблемы развития информационно-коммуникативных технологий в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and moral problems of development of information and communicative technologies in the educational environment are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-нравственные проблемы развития информационно-коммуникативных технологий в образовательной среде»

Денис МАКАРОВ, Анна НЕМЦОВА

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются социально-нравственные проблемы развития информационно-коммуникативных технологий в образовательной среде.

Social and moral problème of development of information and communicative technologies in the educational environment are considered in the article.

Ключевые слова:

социально-нравственные проблемы, информационно-коммуникативные технологии, образовательная среда; social and moral problems, information and communicative technologies, educational environment.

В современном обществе все более развиваются информационно - коммуникативные технологии. «Доминирующей тенденцией развития мировой цивилизации в XXI в. явля -ется переход к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу, — открытому информационному обществу. Последствия информатизации, при -нявшей глобальный характер, затрагивают все формы жизни обще -ства, становятся все более значимыми»1. Формируется единое информационно - коммуникативное пространство. Естественно, что современные вузы и школы как часть общества не остаются в стороне от этого процесса. В образовательной среде развитие ИКТ получает непосредственный и очень быстрый отклик. Причем школьники и студенты порой оказываются технически более осна щенными и информированными, чем преподаватели, могут обго нять своих наставников в компьютерных навыках и умениях.

К чему приводят вышеназванные изменения? Начинает меняться основополагающая модель отношений «ученик — учитель». Традиционная модель предполагает всезнающего учителя и тре петно внимающего ученика. Но, благодаря современным средствам коммуникации, ученик за доли секунды может получить такую информацию, на получение которой преподаватель затратил годы обучения в вузе, аспирантуре и докторантуре. Сейчас, как в России, так и на Западе, начинает складываться новая модель образователь -ных отношений. Теперь студент уже не просто внимает учителю, расширяя с его помощью границы своего знания, а оба они почти на равных стоят перед «границей незнания». Преподаватель при глашает студента вместе начать исследование, освоение навыков и умений, приобретение компетенций и т.д. При этом преподавателю больше не надо бояться, что он чего -то может и не знать.

Следует сказать также и о происходящих изменениях в отноше -нии к получаемой информации. Традиционное понимание знания предполагает личное по - знание (со - знание), со - единение с предметом познания. При этом чрезвычайно важен предмет познания, особенно с нравственной точки зрения. Соединение с прекрасным, истинным, добрым внутренне обогащает человека, приобщает к высшим началам бытия. А соединение с безобразным, безнрав -

1 Аникин Л.С. Тарский Ю.И. Политика модернизации и информационное общество: социокультурный аспект // Власть, 2012, № 6, с. 94.

МАКАРОВ

Денис

Владимирович — д.культурол., профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ

им. И.Н. Ульянова mkrvdv@gmail.com

НЕМЦОВА

Анна

Александровна — аспирант кафедры философии и культурологии УлГПУ

им. И.Н. Ульянова shastje@list.ru

42

ВЛАСТЬ

2012’09

ственным, ложным разлагает и опусто -шает его. Однако современная концеп -ция знания предполагает совершенно иное отношение к информации, а именно безличное (по аналогии с компьюте -ром) освоение и обработку информации, которая нисколько не изменяет субъект познания. Новая концепция освоения информации механизирует человека, компьютеризирует его, вернее, начинает воспринимать человека уже не как чело века с бессмертной душой, а по аналогии с вычислительной машиной, компьютером. Но человек — не машина. И, хочет он того или нет, все, что он видит, слышит и вос принимает, неизбежно изменяет его.

Отсюда вытекает нравственная про блема использования информационных технологий. Известно, что есть разные (в нравственном плане) сайты и компью терные игры. И прежде чем выходить в Интернет или выбирать игру, человек дол жен быть уже нравственно зрелым. Иными словами, он должен заранее сделать свой выбор в пользу добра, истины, красоты в мире действительном, чтобы утвердить затем его и в мире виртуальном. К сожа -лению, это происходит не всегда. Сегодня молодые люди попадают в мировую паутину — большой виртуальный мир — еще не сделав никакого выбора, еще ничего не понимая ни в нравственном, ни в эсте тическом, ни в философском смыслах. Думается, что ни один здравомыслящий родитель не отпустил бы ребенка одного бродить по злачным местам, но на вир туальные его странствия многие смотрят сквозь пальцы. В результате молодой чело -век насыщается безличной (по новой кон -цепции) информацией, получает иллюзию всезнания. А т.к. «прекрасное трудно»1, а безобразное — легко, то последнее чаще увлекает человека.

Следующая проблема информацион -ных технологий: виртуальное простран -ство (экранная культура) уводит человека из реального мира. Молодой человек все больше времени проводит в мире ком -пьютерной игры, «второй (цифровой) реальности». Вспоминаются фантастиче -ские картины будущего, подобные нари сованной Юлией Вознесенской в романе «Путь Кассандры, или Приключения

1 Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — М. : Мысль, 1990, т. 1, с. 304.

с макаронами»2, когда в будущем люди почти все свободное время проводят в искусственных виртуальных мирах, к которым они научились подключать не только зрение и слух (как сейчас), но и все остальные чувства. Киноманы и игро -маны, любители социальных сетей и сете -вых игр очень хорошо знают, как затяги -вает виртуальный мир, как он уводит из реальности, не считаясь даже с естествен -ными потребностями человека, например такими, как сон или отдых, не говоря уже о гимнастике, спорте и вообще здоровом образе жизни. «В результате распростра -нения симулятивных образов в современ -ном российском обществе усиливаются процессы бегства людей от реальности во внешне привлекательные, носящие гедонистический характер, но обладаю щие духовной неподлинностью “миры”, возникшие из симулякров. Сами куль -турные ценности в эпоху постмодерна трансформируются до такой степени, что симулякры становятся значимее, чем традиционные ментальные аксиологиче ские ориентиры общества и социальная реальность»3. Необходимо следить не только за содержанием информацион ного поля, но и за временем пребывания в нем.

Еще одна сторона развития информационных технологий — постепенное превращение информационного обще ства в общество тотального контроля. Распространение мобильных телефонов, цифровыхфото - икинокамер,камервидео -наблюдения, GPS - навигаторов и другой техники скоро приведет к всеохватному и постоянному цифровому фиксированию всего видимого мира. Уже сейчас, стоит сделать «неловкое движение», и оно может быть тут же зафиксировано цифровой техникой и через несколько секунд стать достоянием общественности в Интернете. От этого сейчас не застрахован никто: ни учитель, ни библиотекарь, ни полицей -ский, ни сотрудник таможни, ни депутат. Может быть «взломана» частная перепи -ска, домашний компьютер, сообщения SMS и т.п. В результате личные секреты

2 Вознесенская Ю. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами. — М. : Лепта Книга, Эксмо, Яуза- Пресс, 2010.

3 Шалюгина Т.А. Образы симулятивной реальности в практиках и технологиях манипулирования массовым сознанием // Власть, 20І2, № 1, с. 65-68.

могут стать достоянием гласности. Для общества в целом это еще не так страшно, а для отдельной социальной группы, для закрытой структуры может иметь трагиче ские последствия.

Отсюда по- новому актуализируется проблема профессиональной этики и возникает настоятельная необходимость соблюдения нравственных и профессио нальных норм.

Как известно, компьютер и Интернет были первоначально территорией абсо лютной свободы. Теперь уже, наобо рот, они становятся средством контроля и манипуляции. Поведение человека в Интернете, его виртуальный образ в социальных сетях, его высказывания в блогах становятся частью его имиджа, который начинает оказывать влияние на жизнь и судьбу человека в действитель ном мире. Например, многие работода тели при приеме на работу анализируют этот виртуальный имидж, который в ряде случаев становится даже важнее своего действительного «двойника». В совре менных политтехнологиях, например на выборах, конкурируют не живые люди в действительном мире, а имиджи в мире информационном (Интернет, телевиде ние и др.). В интернет культуре человек создает себе имидж своим визуальным представлением в сети — «аватаром». Данный термин в философии индуизма используется для обозначения нисхожде ния Бога из духовного мира в более низ -кие сферы бытия. Слово avatar перево -дится как «воплощение, высшее прояв

ление (чего -л.); олицетворение». Исходя из этих двух определений, с помощью аватара человек, с одной стороны, пыта ется отразить свой внутренний мир, а с другой — создает себе такой образ, каким его хотят видеть другие.

Возникает законный вопрос: как этот имидж двойник связан с действитель ностью, т.е. с личностью? Если рассма -тривать проблему в постмодернистском дискурсе, то подобная связь вообще не существует, имидж не имеет отно шения к действительному прообразу. Кстати, в одном из социальных прогно зов среди наиболее востребованных про фессий будущего называется профессия интернет имиджмейкера.

Завершая статью, необходимо обозначить еще одну фундаменталь ную проблему, связанную не только с информационными технологиями, но и с научно-техническим прогрессом в целом. Общественное восприятие новых средств технического прогресса двояко. Так и компьютер, с одной стороны, вос -принимается позитивно, как несомнен ное достижение прогресса, а с другой — негативно, в технофобском смысле — как демонически - вредная вещь. На самом деле с философской точки зрения все достижения прогресса нравственно ней тральны. Все они являются орудиями человека (от первого каменного топора до компьютера), проводниками его куль туры. Человек может использовать их как во благо, так и во зло: все зависит от его нравственного сознания и выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.