ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В
ВУЗЕ Горун М.С.
Горун Мария Сергеевна - ассистент, кафедра «Теория и практика перевода и зарубежная филология», Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация: в данной научной статье отражена значимость применения интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов современного вуза. Приведены примеры интерактивных методов и технологий обучения. Рассмотрены интернет-ресурсы, содержащие интерактивную методику обучения студентов. Также приведены методические рекомендации для преподавателей вузов по использованию интерактивных технологий и взаимодействию со студентами на занятиях по иностранным языкам.
Ключевые слова: интерактивные технологии, онлайн-квесты, обучение иностранным языкам в вузе, тренинг, метод мозгового штурма.
В сфере современного образования все большее внимание уделяется подготовке специалистов, обладающих необходимыми навыками для адаптации к возникающим глобальным тенденциям и быстрому развитию информационных и коммуникационных технологий. Для достижения исключительных результатов используется широкий спектр разнообразных средств. Современные методики преподавания предлагают комплексный набор инструментов, включающий геймификацию, компьютерное обучение и различные другие инновационные технологии.
Беликом И.А. выделен ряд неоспоримых преимуществ использования интерактивных технологий обучения иностранным языкам [1].
1. Ускорение передачи знаний и накопленного технологического и социологического опыта человека не только из поколения в поколение, а также между отдельными людьми.
2. Интеграция современных информационных и коммуникационных технологий значительно повысила качество преподавания и образования, позволяя людям эффективно адаптироваться к изменениям в окружающей среде и обществе. Это дает людям возможность приобретать необходимые знания как в настоящем, так и в будущем информационном обществе.
3. Активное и эффективное внедрение технологий в образование играет решающую роль в создании системы образования, соответствующей потребностям информационного общества. Это также способствует реформированию традиционной системы образования под требования современного общества.
Используя возможности интерактивных технологий, обучение иностранному языку может повысить эффективность, адаптируемость и актуальность, что в конечном итоге поможет людям процветать в цифровую эпоху.
Интерактивные технологии широко признаны наиболее эффективным средством вовлечения студентов в процесс обучения. Прошли те времена, когда обучающиеся были просто пассивными получателями информации, а преподаватели выступали исключительно в качестве поставщиков информации. Вместо этого сейчас основное внимание уделяется предоставлению студентам возможности активно участвовать в своем образовании, создавая динамичную и коммуникативную среду, быть вовлеченными посредством общения, образовательных игр.
Бабаева Д. в своем научном труде приводит ряд интерактивных методов обучения, внедрение которых поможет достичь этой цели - повысить эффективность процесса образования и достижения результатов у всех обучающихся [2]:
1. Групповое обсуждение. Играет важную роль в улучшении понимания, поскольку оно сосредоточено вокруг конкретного предмета, облегчает поиск оптимальных решений и способствует улучшению взаимопонимания. Основная цель групповых дискуссий - глубже изучить изучаемый материал.
2. Тренинг как интерактивная форма обучения, направлен на развитие эффективных способностей межличностного общения и повышение профессионализма во взаимодействии. Значительное преимущество заключается в активном участии всех участников, обеспечивающем всесторонний опыт обучения.
3. Метод «мозгового штурма». Мозговой штурм — широко признанный метод решения проблем, целью которого является стимулирование творческих способностей. Этот метод предполагает, что учитель собирает группу учеников и побуждает их дать как можно больше ответов на заданный вопрос. Участники разделены на разные группы для облегчения процесса мозгового штурма:
- Генераторы идей: эта группа формулирует различные решения рассматриваемой проблемы.
- Критики: они анализируют предложенные идеи и пытаются выявить потенциальные негативные аспекты.
- Аналитики: эта группа связывает разработанные предложения с реальными условиями, принимая во внимание критические комментарии и другие соответствующие факторы.
В целом, мозговой штурм обеспечивает эффективную платформу для совместного мышления и побуждает участников изучать инновационные подходы решения проблем.
Одной из эффективных интерактивных технологий обучения иностранным языкам, по мнению Широлаповой Н.Ю., является использование квестов, в том числе онлайн, которые пользуются особой популярностью среди молодежи. С подросткового возраста студенты заинтригованы идеей путешествий, приключений и открытий чего-то нового и неизведанного. Они стремятся погрузиться в тайны неизведанного, разгадать загадки и проверить свою физическую и эмоциональную выносливость, а также способность справляться со стрессом [4].
Кудрявцева О.А. приводит интерактивные технологии, связанные с использованием интернет-ресурсов: Hotlist, Multimedia scrapbook, Treasure hunt, Subject sampler, Web-quest [3].
Для того чтобы учащиеся могли эффективно приобретать знания посредством интерактивных методов обучения, необходимо реализовать следующие меры:
1. Развивать и продвигать образовательные онлайн-платформы. Создавая виртуальные группы, сообщества и форумы, студенты могут участвовать в конструктивном общении как со своими сверстниками, так и с преподавателями, тем самым передавая своё опыт и получая ценную информацию.
2. Расширить доступ студентов к передовым технологиям и ресурсам. Крайне важно обеспечить всестороннее обучение и поддержку при использовании компьютеров и других электронных устройств, что позволит студентам работать с учебными материалами и успешно выполнять практические задания.
3. Чтобы обогатить образовательный опыт, студентам требуется предоставить индивидуальный доступ к множеству интерактивных учебных материалов. Увлекательные видеоролики, захватывающие презентации, познавательные вебинары, онлайн-квесты, онлайн-тесты, заставляющие задуматься, и увлекательные интерактивные игры открывают учащимся путь к активному изучению языка, ускоряя процесс приобретения знаний, выходя за рамки пассивного поглощения информации.
4. Создавая атмосферу роста и взаимодействия, студенты должны активно участвовать в оживленных дискуссиях и совместной командной работе.
5. Преподавателю требуется обновлять учебный материал, предлагать новые виды и типы заданий, чтобы студенты не теряли интерес к обучению.
6. Поддерживать активное участие студентов. Такого результата можно достичь путем внедрения системы баллов или вознаграждений, которая признает усилия и вклад учащихся.
7. Обеспечивать поддержку и помощь студентам во время интерактивного обучения. При возникновении вопросов и затруднений в интерактивном обучении студент может обратиться к старшему преподавателю или ассистенту и своевременно получить ответы на возникшие вопросы.
8. Поддерживать регулярность выставления оценок и обратной связи, позволяя учащимся отслеживать свой прогресс и определять области, требующие улучшения, понимать ими свои сильные и слабые стороны.
9. Преподаватель должен расширять свой арсенал интерактивных методов обучения иностранному языку. Это может быть игровое обучение, визуальные презентации, групповые дискуссии и т.д. Разнообразие помогает «затянуть» студентов в процесс и мотивировать и их.
Таким образом, интерактивное обучение иностранному языку становится все более популярным в современном мире. Особенно это актуально для будущих специалистов, которым необходимо владеть языком коммуникации с зарубежными клиентами и партнерами. Технология интерактивного обучения иностранному языку предлагает ряд преимуществ перед традиционными методами, что позволяет студенту не только пассивно усваивать знания, но и активно применять их в практических ситуациях. Также немало важной особенностей интерактивного обучения остается использование различных мультимедийных средств.
Студенты могут изучать язык через просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, выполнение интерактивных упражнений и игр. Такой способ подачи информации создает наглядную и интересную обучающую среду, которая способствует эффективному усвоению учебного материала.
Список литературы
1. Бабаева, Д. Использование интерактивных технологий при обучении английскому языку / Д. Бабаева
// Матрица научного познания. - 2023. - № 10-2. - С. 364-366.
2. Белик, В.А. Использование интерактивных технологий обучения в преподавании иностранного языка
в вузе / В.А. Белик // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-2. - С. 44-48.
3. Кудрявцева, О.А. Интерактивные интерент-технологии в практике обучения иностранным языкам / О.А. Кудрявцева // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - № 2-2. - С. 280-283.
4. Широлапова, Н.Ю. Квест как современная интерактивная технология обучения в школе и вузе / Н. Ю. Широлапова // Наука и Образование. - 2023. - Т. 6, № 3. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=56783156 (дата обращения: 24.02.2024)