И.Л. Плужник, Т.О. Ильницкая
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ключевые слова: предпринимательские компетенции, обучение иностранному языку, онлайн-курс, смешанное обучение, перевернутый класс.
Аннотация: В статье представлен анализ практического опыта интеграции онлайн-курса по предпринимательству в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Обосновывается актуальность внедрения предпринимательского образования в вузе, дается классификация предпринимательских компетенций. Применение технологий «смешанное обучение» и «перевернутый класс», а также интерактивных методов обучения в вузе позволяет использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования предпринимательских компетенций студентов.
Предпринимательство и иностранный язык, на первый взгляд, - «две вещи несовместные». Первое имеет отношение к сфере бизнеса и экономики, второе -иностранный язык - к гуманитаристике, которая, как отмечает В.Л. Бенин, характеризуется широтой, разносторонностью и многогранностью [1], далека от таких понятий, как прибыль и добавленная стоимость. При более пристальном рассмотрении можно отметить то, что и для предпринимательства, и для иностранного языка неотъемлемой характеристикой является коммуникация и интеракция. Иноязычная компетентность наряду с другими факторами создает условия для эффективной коммуникации между представителями разных культур. Успешная предпринимательская деятельность во многом зависит от взаимодействия и коммуникации между представителями бизнес-сообщества.
Целью статьи является раскрытие потенциала гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» для формирования предпринимательских компетенций студентов вуза на основе анализа практического опыта интеграции онлайн курса по предпринимательству в образовательный процесс. В настоящее время наблюдается большой интерес со стороны университетов и научно-образовательного сообщества во многих странах мира, включая Россию, к предпринимательскому образованию и формированию предпринимательских компетенций. Необходимость введения предпринимательского образования в вузах объясняется растущим спросом на выпускников, обладающих широким спектром предпринимательских компетенций, способных создавать конкурентоспособную среду и развивать инновационную экономику страны.
Значимость формирования предпринимательской культуры и предпринимательских компетенций в рамках высшего образования признана ЮНЕСКО [4], закреплена в «Федеральной целевой программе развития российского образования до 2020 года» [6]. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» указывает на то, что формирование предпринимательских компетенций граждан, начиная с самого раннего возраста, должно превратиться в один из приоритетов государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Для достижения этой цели необходимо разрабатывать обучающие программы, образовательные курсы по предпринимательству «с учетом лучших российских и иностранных практик» [9].
Совет национального проекта 5-100, направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых образовательных центров, разработал рекомендации вузам-участникам по развитию предпринимательскоого образования как одного из необходимых направлений создания инновационной культуры как внутри университета, так и в регионе в целом [3].
В настоящее время Национальная ассоциация обучения предпринимательству совместно с ведущими вузами страны (Уральский Федеральный университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МиСиС) занимаются разработкой образовательного стандарта по предпринимательству. В планах разработчиков - присвоение этому стандарту статуса Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Предпринимательство».
Анализ, проведенный авторами данной статьи ранее, показал, что в зарубежных вузах развитых стран накоплен значительный опыт по предпринимательскому образованию [5]. Однако в российских вузах курсы по предпринимательству либо присутствуют в ограниченном количестве, либо недостаточно разработаны. Для заполнения имеющейся лакуны некоторые университеты вводят новые формы предпринимательского образования.
Например, в Тюменском государственном университете разработан предпринимательский майнор (дополнительная специализация) «Бизнес и карьера: управление своим будущим», который будет внедряться, начиная с 2019/2020 учебного года. Майнор включает четыре элективных курса: «Психология карьеры и бизнеса», «Персональный менеджмент», «Основы организации бизнеса», «Акселерация бизнеса» [7].
В системе высшего образования могут иметь место различные формы организации предпринимательского образования. Например, в обзоре, подготовленном Фондом Э.М. Кауффмана по поддержке предпринимательства и предпринимательского образования в вузах США, подчеркивается междисциплинарный характер предпринимательского образования и возможность его интеграции в преподавание различных дисциплин. Отмечается, что в рамках предпринимательского образования естественным образом сочетается изучение взаимосвязей между культурными ценностями, социальными институтами, экономической политикой и юридической практикой для подготовки конкурентоспособного человека. Несмотря на тесную взаимосвязь предпринимательства с экономическими дисциплинами, авторы обзора предлагают интегрировать предпринимательское образование в гуманитарные и общественные науки [12].
В условиях интернационализации образования среди гуманитарных наук владение иностранным языком приобретает особое значение для студентов как средство доступа к электронным образовательным ресурсам, предлагаемым ведущими зарубежными университетами. Кроме того, иностранный язык является действенным инструментом в развитии «мягких» умений обучающихся, составляющих основу их успешной социальной и профессиональной жизни. Используя возможности электронного обучения, студенты вузов могут осваивать курсы по своей специальности, которые направлены на формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.
Применительно к иностранному языку использование иноязычных онлайн-курсов имеет особое значение в нашей стране ввиду отсутствия реальной иноязычной среды. Эта среда может быть восполнена «виртуальной реальностью» профессионально направленных ситуаций, представленных в онлайн-курсах на иностранном языке. Интеграция иноязычных онлайн-курсов в образовательный процесс позволяет использовать такие преимущества электронного обучения, как комфортность его использования в различных локациях, доступность, гибкость графика обучения, интерактивность и включенность в виртуальную международную образовательную среду, сохраняя возможности для обучающихся участвовать в реальных ситуациях профессионально-ориентированного дискурса.
С целью проверки эффективности и целесообразности использования онлайн-курсов для формирования предпринимательских компетенций авторы статьи (кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений Тюменского государственного университета) интегрировали англоязычный массовый открытый онлайн курс по предпринимательству и бизнесу в обучение студентов-экономистов профессионально-ориентированному иностранному языку.
В методических рекомендациях по предпринимательскому образованию, разработанных Еврокомиссией, предпринимательские компетенции определяются как «трансверсальные», то есть используемые для личностного развития, активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности в качестве работника или предпринимателя, управляющего собственным предприятием в общественно-культурной или коммерческой сфере [10]. Трансверсальность предпринимательских компетенций отражает сущность предпринимательства как деятельности, направленной на создание продукта, имеющего социальную, культурную или экономическую ценность. Таким образом, очевидно, что предпринимательство не является однородным, а может иметь различный фокус. Выделяются различные виды предпринимательства: социальное, «зеленое», цифровое, внутриорганизационное. Универсальный характер предпринимательских компетенций диктует необходимость использования междисциплинарного подхода к их формированию.
Несмотря на все возрастающий интерес к предпринимательскому образованию, в вузах России отсутствуют четкие дидактические модели, включающие подходы,
механизмы, методы и технологии формирования предпринимательских компетенций. Так, например, курс «Основы предпринимательской деятельности», включенный в учебные планы вузов по различным направлениям подготовки, не отвечает современным требованиям по формированию необходимых предпринимательских компетенций. В частности, анализ рабочих программ дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», преподаваемой для студентов всех направлений бакалавриата в Тюменском государственном университете, показал, что круг имеющихся в них компетенций предпринимательства, подлежащих формированию, весьма ограничен и не конкретен. В данной программе искомые компетенции в основном определяются как способность использовать полученные знания (экономические, правовые, социально-гуманитарные) при решении социальных и профессиональных задач. Очевидно, что подобные компетенции имеют отдаленное отношение к предпринимательству.
Одним из путей решения вышеуказанной проблемы и повышения эффективности обучения предпринимательству является осмысление обширного и разнообразного опыта по организации предпринимательского образования, накопленного зарубежными университетами, и исследование возможностей его эффективных применения в российских вузах.
Классификация предпринимательских компетенций. Нами был проведен анализ рекомендаций ведущих экспертов сферы образования и бизнес-сообщества США и Великобритании по развитию предпринимательского образования в вузах и выявлены основные компоненты системы предпринимательских компетенций, основанные на интегративном единстве ключевых предпринимательских ценностей, умений, «мягких» умений и соответствующих им образцов поведения, формируемых у студентов вузов этих стран (см. таблицу 1) [11, 12].
Таблица 1.
Система формируемых предпринимательских компетенций в вузах США и Великобритании
Ключевые Ключевые Базовые Образцы поведения
предпринимательские предпринимательские предпринимательские
ценности умения "мягкие" умения
• высокоразвитое чувство • поиск возможностей; • креативность; • деятельность в
независимости; • инициативность; • критическое мышление условиях
• недоверие к • стратегическое • лидерство; неопределенностей и
бюрократии; мышление; • умение работать в сложностей;
• вера в себя; • умение вести команде; • необходимость
• высокоразвитое чувство переговоры; • коммуникативные работать под давлением;
собственности; • умение продавать; умения; • автономность;
• ориентация на • принятие решений при • межкультурная • способность длительно
действие; наличии ограниченной компетентность; работать в условиях
• вера в человека и информации; • эмоциональный перегрузок ;
местное сообщество; интеллект; • способность работать
• ориентация на • этическое мышление; гибко;
достижение; • рассмотрение проблем как возможностей;
Как явствует из таблицы, в образовании предпринимательские компетенции рассматриваются в совокупности как специфических умений, так и общекультурных «мягких» умений, необходимых для эффективной интеллектуальной и этической коммуникации современному специалисту 21 века (21st century skills). Формирование вышеуказанных умений и компетенций предполагает использование инновационного метода обучения, сочетающего возможности традиционного и электронного форм обучения. К таким методам относится «Смешанное обучение» (blended learning).
Сущность метода смешанного обучения в предпринимательском образовании. Использование информационно-компьютерных технологий, развитие электронной образовательной среды (ЭОС) предоставляет возможность доступа к электронным образовательным ресурсам ведущих университетов мира и позволяет обучать предпринимательству в условиях глобальной конкурентоспособной среды. Массовые открытые (общедоступные) онлайн курсы (МООК) являются одной из форм получения студентами вузов специальных знаний и развития их профессиональных компетенций в различных сферах деятельности, включая предпринимательскую.
Электронное обучение становится неотъемлемым компонентом образовательного процесса не потому, что это некий современный тренд. Формирование цифровой образовательной среды является стратегической государственной задачей. В частности, приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» нацелен на то, чтобы обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни [8]. Основная цель создания электронной образовательной среды состоит в повышении эффективности обучения. ЭОР способствует развитию информационной грамотности обучающихся, формирует «критическое мышление, умение анализировать информацию... способность к независимому обучению...»[2].
При выборе смешанного метода обучения мы опирались на его следующие преимущества:
• расширение образовательных возможностей обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования;
• повышение мотивации и самостоятельности студентов, ответственности за результаты обучения;
• повышение качества обучения за счет индивидуализации образовательного процесса, учета интересов и способностей обучающихся.
В рамках смешанного обучения нами была использована педагогическая технология «перевернутый класс», которая позволила интегрировать англоязычный онлайн курс по предпринимательству в процесс обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. «Перевернутый класс» - это технология, в соответствии с которой обучающимся предоставляется материал для самостоятельного изучения вне занятий за счет погружения в электронную образовательную среду. Ознакомление с контентом изучаемого материала позволяет на занятиях в классе организовывать индивидуальный подход и обратную связь с обучающимися для варьирования времени и применяемых технологий, необходимых для формирования компетенций, а также выполнять кооперативную микро-групповую и проектную работу, творческие задания.
Интеграция онлайн-курса «English for Business and Entrepreneurship» в процесс обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Нами был апробирован в естественном образовательном процессе Финансово-экономического института Тюменского государственного университета МООК на английском языке «English for Business and Entrepreneurship» («Английский для бизнеса и предпринимательства»). Данный онлайн-курс был включен в учебный процесс в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», преподаваемой студентам II курса направлений «Экономика» и «Менеджмент». Курс был разработан университетом штата Пенсильвания (США), доступен на образовательном портале Coursera
(https://www.c0ursera.0rg/learn/business#ab0ut) и предназначен для обучающихся, владеющих английским языком и интересующихся сферой глобального бизнеса, предпринимательства. Продолжительность курса - 5 недель; количество часов, необходимое для работы с онлайн курсом, составляет 2-4 часа еженедельно. Интеграция курса в учебный процесс осуществлялась в течение одного семестра.
Целью применения искомого онлайн-курса явилось выявление эффективности виртуального обучения предпринимательству в курсе профессионально ориентированного английского языка. Кроме того, данный онлайн курс был выбран по ряду причин. Во-первых, его разделы непосредственно соотносятся с такими темами рабочей программы по дисциплине «Деловой иностранный язык» как «Company» (Компания), «Management and Marketing Fundamentals» (Основы менеджмента и маркетинга), «Finance» (Финансы), «Employment» (Трудоустройство). Во-вторых, использование смешанного обучения и сочетания онлайн-курса с коммуникативными практиками на занятиях позволяло интегрировать знания, полученные в процессе изучения специальных экономических дисциплин, для развития общей предпринимательской культуры - «мягких» умений, как неотъемлемого компонента в структуре предпринимательских компетенций. В-третьих, англоязычный материал этого курса позволяет развивать умения во всех видах речевой деятельности, что соответствует требованиям учебной программы.
В апробации приняли участие 50 студентов второго курса. Студенты до занятий самостоятельно выполняли различные виды заданий: просмотр видеолекций, чтение текстов по актуальным темам организации и ведения бизнеса, обсуждение проблемных вопросов на форуме, выполнение упражнений на закрепление лексики и отработку грамматического материала, подготовка проектных заданий, которые проходили через перекрестное онлайн-оценивание слушателями курса. Несомненным преимуществом курса явилась включенность обучающихся в межкультурную коммуникацию. Межкультурная компетенция студентов формировалась при их общении друг с другом (курс объединял слушателей из разных стран мира), а также при работе с текстами, описывающими опыт развития предпринимательства в разных странах.
Промежуточный контроль проводился преподавателями посредством тренировочных и оценочных тестов. На основе усвоенного студентами материала на занятиях была организована проектная работа студентов в микрогруппах, проходило обсуждение актуальных вопросов ведения бизнеса в формате дискуссии и дебатов. Курс включал пять взаимосвязанных модулей:
Модуль 1; Becomingan Entrepreneur (Как стать предпринимателем);
Модуль 2: Identifyingan Opportunity (Определение возможностей);
Модуль 3: Creating a Business Plan, part 1 (Разработка бизнес-плана, часть 1);
Модуль 4: Creating a Business Plan, part 2 (Разработка бизнес-плана, часть 2);
Модуль 5: Attracting Investors and Obtaining Financial Support (Привлечение инвесторов; получение финансовой поддержки).
При самостоятельной работе над модулем 1 (Как стать предпринимателем) студенты осваивали основные понятия, относящиеся к сфере предпринимательства. На аудиторных занятиях выполнялись следующие виды заданий: составление перечня плюсов и минусов жизни и деятельности предпринимателя с использованием технологии «мозговой штурм»; участие в дискуссии о роли предпринимательства в решении проблемы безработицы; подготовка презентаций об успешных предпринимателях мира; критический анализ проблем предпринимательства в России, в своем городе; анализ факторов делового успеха.
В ходе работы над модулем 2 (Определение возможностей) студенты овладели умениями проведения исследования рынка, научились определять возможности для запуска нового продукта на рынок, анализировали маркетинговые исследования, стратегии и тактики проведения опросов по изучению спроса на услуги, товары и продукты, разрабатывали анкеты. На занятиях были использованы технологии практико-деятельностного обучения: студенты опрашивали друг друга для анализа данных, выступая в роли маркетологов или потенциальных предпринимателей.
Модули 3 и 4 были посвящены разработке бизнес-плана: первая часть включала информацию, касающуюся структуры предприятия, производственных операций и маркетинга; вторая часть рассматривала финансовые аспекты бизнес-плана. Разработка и защита студентами бизнес-планов, которая была организована на основе проектной методики, стала центральным компонентом работы над курсом. Студенты самостоятельно изучили формат бизнес-плана и его типичные образцы. На занятиях работа по подготовке бизнес-планов была организована в группах из 3-4 человек и проходила по следующим этапам: 1) формулировка идеи этического бизнеса; 2) разработка отдельных частей и целостного бизнес-плана; 3) презентация бизнес-плана. Студентам была поставлена задача разработать план по организации малого бизнеса в своем городе (г. Тюмень). При разработке плана обязательным условием было описание социальной ответственности бизнеса в плане сохранения окружающей среды, участия в благотворительной деятельности. В группах были распределены роли и обязанности между участниками (сбор и анализ информации о конкурентах, разработка организационной структуры, описание продукта и его продвижения, расчет затрат); обсуждались результаты работы каждого студента, вносились необходимые изменения и поправки.
Работая с заключительным модулем, студенты приобрели системное представление о различных способах финансирования бизнеса, а также изучили рекомендации по подготовке аргументированных презентаций, которые способны убедить и привлечь инвесторов. На этапе представления презентации студенты оценивали бизнес-
планы друг друга по ряду критериев: содержательность и глубина разработки планов, актуальность открытия бизнеса; социальная направленность предпринимательской деятельности; уровень языковой компетенции; качество и эффективность презентации. Дополнительно к вышеуказанным видам заданий студенты рассматривали проблемные ситуации в сфере предпринимательства и предлагали способы их разрешения на основе метода case-study, применяли методы критического анализа бизнес информации на основе составления ментальных карт. Так, например, при работе с кейсами в области «зеленого» (экологически дружественного) предпринимательства, студенты анализировали информацию о видах «зеленого» предпринимательства (использование перерабатываемого сырья, производство экологически чистых продуктов, применение энергосберегающих технологий), критически оценивали его преимущества как для общества, так и для предпринимателя, аргументировали и предлагали свои собственные этически направленные идеи «зеленых» стартапов.
Роль преподавателя заключалась в мониторинге и обратной связи самостоятельной и аудиторной работы студентов, подборе и организации видов учебной деятельности, нацеленных на формирование у студентов иноязычной компетенции, а также предпринимательских умений. Кроме того, в процессе освоения курса студенты осваивали ключевые ценности, которые присущи жизни и деятельности предпринимателя, а также развивали механизмы, предпринимательского поведения. В таблице 2 представлены педагогические методы и технологии, используемые при изучении модулей онлайн-курса для формирования у студентов предпринимательских компетенций. Среди ключевых предпринимательских умений выделяются инициативность, поиск возможностей, умение стратегически мыслить, способность принимать решения при наличии ограниченной информации, переговорные умения. К «мягким» умениям, формируемым у студентов в ходе изучения курса, относятся критическое и этическое мышления, креативность, умение работать в команде, межкультурная компетентность, эмоциональный интеллект. Студентам прививались такие ключевые предпринимательские ценности как ориентация на действие и на достижение, вера в себя; у них формировались механизмы предпринимательского поведения - способность работать гибко, в том числе необходимость работать под давлением. Для формирования вышеуказанных компетенций использовались методы проектного обучения, case-study, технологии «мозгового штурма», ролевой игры, ментальных карт; применялись коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Следует отметить, что методы и технологии, используемые при организации самостоятельной работы студентов над курсом, а также при вовлечении их в аудиторные виды учебной деятельности, лежат в основе современных подходов к обучению в вузе (личностно-ориентированный, практико-деятельностный, междисциплинарный,
компетентностный) и направлены на подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.
Интеграция онлайн-курса по предпринимательству посредством смешанного обучения в изучение иностранного языка позволила достичь следующих целей: сформировать у студентов когнитивную базу по предпринимательству; создать условия для формирования предпринимательских компетенций; развить «мягкие» умения; улучшить у обучающихся умения продуцирования иноязычного профессионально-ориентированного дискурса; предоставить возможность студентам приобрести опыт использования цифровых технологий в обучении.
Таблица 2.
Методы и технологии, используемые для формирования предпринимательских компетенций
Предпринимательские компетенции Ключевые предпринимательские ценности Образцы поведения Педагогические методы / технологии
Ключевые предпринимательские умения Базовые предпринимательские "мягкие" умения
Модуль 1. Как стать предпринимателем
• инициативность • критическое мышление • навыки коммуникации • лидерство • межкультурная компетентность • умение работать в команде • уверенность в себе; • ориентация на достижение • ориентация на действие • способность работать гибко • необходимость работать под давлением • дебаты • работа в группе • презентация • дискуссия
Модуль 2. Определение возможностей
• поиск возможностей • инициативность • критическое мышление • этическое мышление • умение работать в команде • ориентация на действие • способность работать гибко • необходимость работать под давлением • «мозговой штурм» • рефлексивная практика • метод «casestudy» • ролевая игра • дискуссия
Модуль 3. Разработка бизнес плана
• принятие решений при наличии ограниченной информации • стратегическое мышление • креативность • критическое мышление • умение работать в команде • ориентация на действие • деятельность в условиях неопределенностей и сложностей • необходимость работать под давлением • творческое задание • «ментальная карта» • метод «casestudy» • работа в группе • дебаты • метод проектов
Модуль 4. Привлечение инвесторов
• умение вести переговоры • способность к продажам • коммуникативные умения • умение работать в команде • ориентация на достижение • деятельность в условиях неопределенностей и сложностей • необходимость работать под давлением • «круглый стол»» • презентация • работа в группе • дебаты • метод проектов
Опрос студентов, освоивших онлайн-курс, в количестве 50 человек показал следующее:
- более 90% студентов считают курс весьма полезным как для повышения уровня владения английским языком, так и для формирования предпринимательских навыков;
- 70 % студентов готовы в дальнейшем осваивать курсы по предпринимательствув формате электронного обучения;
- около 50% опрошенных заинтересованы в том, чтобы открыть свое собственное
дело;
- около 70 % обучающихся осознают необходимость (и нацелены на ведение) социально-ответственной предпринимательской деятельности и этичного бизнеса;
- более 80% студентов отметили, что за время работы над англоязычным онлайн курсом они улучшили свои коммуникативные умения общения и командной работы, способность принимать нестандартные решения в условиях ограниченной информации;
- более 95% студентов считают такие формы работы как дискуссия, дебаты, работа в микро-группах, а также метод проектов наиболее эффективными для формирования предпринимательских компетенций;
- для 60% студентов критический анализ текстов и подготовка аргументированных презентаций представляли наибольший интерес и наибольшую трудность;
- около 70% обучающихся готовы постоянно работать в формате смешанного обучения в рамках изучения иностранного языка.
С позиции преподавателя анализ результатов опроса, наблюдение за поведением обучающихся во время практических занятий, проведение текущего и итогового контроля иноязычных умений, а также оценивание преподавателем «мягких» умений, составляющих основу гуманитарных предпринимательских компетенций, позволили сделать следующие выводы. Интеграция онлайн курса по предпринимательству в процесс обучения иностранному языку студентов вуза обеспечивает: расширение образовательных возможностей обучающихся за счет применения активных, интерактивных и цифровых технологий; повышение их мотивации, самостоятельности; индивидуализацию образовательного процесса; формирование предпринимательских компетенций обучающихся, в том числе «мягких» умений; развитие интереса к предпринимательству; вовлеченность в практически значимую осмысленную деятельность; включение в глобальное образовательное пространство. Сочетание онлайн курса с контактными коммуникативными занятиями позволяет повысить эффективность формирования предпринимательских компетенций.
Заключение. Необходимо отметить, что в ходе интеграции иноязычных онлайн-курсов преподаватель для получения эффективного результата должен преодолевать ряд проблем, которые возникают в системе «Студент - преподаватель»:
- трудоемкость разработки заданий и их выполнения студентами;
- сложность планирования и совмещения аудиторной и внеаудиторной видов
работы;
- частое психологическое сопротивление со стороны обучающихся, ориентированных на трансляцию знаний преподавателем и не желающих брать на себя ответственность и инициативу в образовательном процессе;
- недостаточно высокий уровень владения иностранным языком у студентов, что препятствует активному участию в учебном процессе.
Выполненная апробация подтверждает вклад, который вносят гуманитарные дисциплины, в частности, иностранный язык, в формирование предпринимательских компетенций обучающихся. Значительная доля в этих компетенциях принадлежит общекультурным ключевым компетенциям, необходимым каждому современному человеку для реализации своего личностного и профессионального потенциала, независимо от сферы его деятельности, поскольку «коммуникативная культура содействует сознательному социальному и личностному саморазвитию» [2]. То есть потенциал гуманитарных наук позволяет «вместить невместимое» и «объять необъятное».
1. Бенин, В.Л. О вариативности бытия и константах образования [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 1 (74). - С. 100-105.
2. Бенин, В.Л. Социокультурная коммуникация в контексте образовательного диалога: учеб. пособие [Текст] / В.Л. Бенин, А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая, О.В. Фролов. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2017. - 312 с.
3. Обнародованы итоги Совета Проекта 5-100 [Электронный ресурс]. - URL : https://5top100.ru/news/90865/ (дата обращения: 1.07.2019).
4. Отчет Всемирной конференции по образованию, ЮНЕСКО, Париж, 1998 г. [Электронный ресурс]. -URL : http: // unesdoc.unesco.org/images/0011/001166/116618m.pdf (дата обращения: 1.07.2019)
5. Плужник, И.Л. Предпринимателями рождаются или становятся? Эффективные академические модели обучения предпринимательству студентов вузов [Текст] / И.Л. Плужник, Т.О. Ильницкая, Ф. Луччи // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - №5. - С. 56-78.
6. Постановление Правительства Российской Федерации № 497 от 23 мая 2015 г. «О Федеральной целевой программе развития российского образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL : http://static. government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 1.07.2019)
7. Презентация предпринимательского майнора «Бизнес и карьера: управление своим будущим» состоится в ТюмГУ [Электронный ресурс] https://www.utmn.ru/presse/novosti/individualnye-obrazovatelnye-traektorii/717255/ (дата обращения: 1.07.2019)
8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [Электронный ресурс] http://neorusedu.ru/about (дата обращения 1.07.2019).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1083-р от 2 июня 2016 г. «О стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (дата обращения: 1.07.2019).
10. Margherita, Bacigalupo, Panagiotis, Kampylis, Yves, Punie, Godelieve Van den BrandeJRC Science Frameworkfor Policy Report EntreComp: The Entrepreneurship Competence [Электронный ресурс] http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC101581/lfna27939enn.pdf] (дата обращения: 1.07.2019)
11. Keith, Herrmann. NESTA, NCGE and CIHE report. Developing Entrepreneurial Graduates: Putting Entrepreneurship at the Centre of Higher Education. [Электронный ресурс]. URL : https: // ncee.org.uk/wpcontent/uploads/2018/01/ developing_entrepreneurial_graduates.1 .pdf (дата обращения: 1.07.2019).
12. Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education. Entrepreneurship in American Higher Education: A Report from the Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education [Электронныйресурс]. URL : https://www.kauffman.org/-/media/kauffman_org/research-reports-and-covers/2008/07/entrep_high_ed_report.pdf (дата обращения: 1.07.2019).