Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ONLINE COURSE / BLENDED LEARNING / FLIPPED CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плужник И.Л., Ильницкая Т.О.

В статье представлен анализ практического опыта интеграции онлайн-курса по предпринимательству в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Обосновывается актуальность внедрения предпринимательского образования в вузе, дается классификация предпринимательских компетенций. Применение технологий «смешанное обучение» и «перевернутый класс», а также интерактивных методов обучения в вузе позволяет использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования предпринимательских компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плужник И.Л., Ильницкая Т.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FOREIGN LANGUAGE AND DIGITAL TECHNOLOGY IN DEVELOPING UNIVERSITY STUDENTS’ ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

The article presents an analysis of the practical experience of integrating an online course in entrepreneurship into the process of teaching a foreign language for special purposes. It justifies the relevance of the introduction of entrepreneurial education in the university, provides a classification of entrepreneurial competencies. The application of "blended learning" and "flipped classroom" technologies as well as interactive teaching methods in high school allows using the potential of the foreign language for developing students’ entrepreneurial competencies.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

И.Л. Плужник, Т.О. Ильницкая

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, обучение иностранному языку, онлайн-курс, смешанное обучение, перевернутый класс.

Аннотация: В статье представлен анализ практического опыта интеграции онлайн-курса по предпринимательству в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Обосновывается актуальность внедрения предпринимательского образования в вузе, дается классификация предпринимательских компетенций. Применение технологий «смешанное обучение» и «перевернутый класс», а также интерактивных методов обучения в вузе позволяет использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования предпринимательских компетенций студентов.

Предпринимательство и иностранный язык, на первый взгляд, - «две вещи несовместные». Первое имеет отношение к сфере бизнеса и экономики, второе -иностранный язык - к гуманитаристике, которая, как отмечает В.Л. Бенин, характеризуется широтой, разносторонностью и многогранностью [1], далека от таких понятий, как прибыль и добавленная стоимость. При более пристальном рассмотрении можно отметить то, что и для предпринимательства, и для иностранного языка неотъемлемой характеристикой является коммуникация и интеракция. Иноязычная компетентность наряду с другими факторами создает условия для эффективной коммуникации между представителями разных культур. Успешная предпринимательская деятельность во многом зависит от взаимодействия и коммуникации между представителями бизнес-сообщества.

Целью статьи является раскрытие потенциала гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» для формирования предпринимательских компетенций студентов вуза на основе анализа практического опыта интеграции онлайн курса по предпринимательству в образовательный процесс. В настоящее время наблюдается большой интерес со стороны университетов и научно-образовательного сообщества во многих странах мира, включая Россию, к предпринимательскому образованию и формированию предпринимательских компетенций. Необходимость введения предпринимательского образования в вузах объясняется растущим спросом на выпускников, обладающих широким спектром предпринимательских компетенций, способных создавать конкурентоспособную среду и развивать инновационную экономику страны.

Значимость формирования предпринимательской культуры и предпринимательских компетенций в рамках высшего образования признана ЮНЕСКО [4], закреплена в «Федеральной целевой программе развития российского образования до 2020 года» [6]. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» указывает на то, что формирование предпринимательских компетенций граждан, начиная с самого раннего возраста, должно превратиться в один из приоритетов государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Для достижения этой цели необходимо разрабатывать обучающие программы, образовательные курсы по предпринимательству «с учетом лучших российских и иностранных практик» [9].

Совет национального проекта 5-100, направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых образовательных центров, разработал рекомендации вузам-участникам по развитию предпринимательскоого образования как одного из необходимых направлений создания инновационной культуры как внутри университета, так и в регионе в целом [3].

В настоящее время Национальная ассоциация обучения предпринимательству совместно с ведущими вузами страны (Уральский Федеральный университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МиСиС) занимаются разработкой образовательного стандарта по предпринимательству. В планах разработчиков - присвоение этому стандарту статуса Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Предпринимательство».

Анализ, проведенный авторами данной статьи ранее, показал, что в зарубежных вузах развитых стран накоплен значительный опыт по предпринимательскому образованию [5]. Однако в российских вузах курсы по предпринимательству либо присутствуют в ограниченном количестве, либо недостаточно разработаны. Для заполнения имеющейся лакуны некоторые университеты вводят новые формы предпринимательского образования.

Например, в Тюменском государственном университете разработан предпринимательский майнор (дополнительная специализация) «Бизнес и карьера: управление своим будущим», который будет внедряться, начиная с 2019/2020 учебного года. Майнор включает четыре элективных курса: «Психология карьеры и бизнеса», «Персональный менеджмент», «Основы организации бизнеса», «Акселерация бизнеса» [7].

В системе высшего образования могут иметь место различные формы организации предпринимательского образования. Например, в обзоре, подготовленном Фондом Э.М. Кауффмана по поддержке предпринимательства и предпринимательского образования в вузах США, подчеркивается междисциплинарный характер предпринимательского образования и возможность его интеграции в преподавание различных дисциплин. Отмечается, что в рамках предпринимательского образования естественным образом сочетается изучение взаимосвязей между культурными ценностями, социальными институтами, экономической политикой и юридической практикой для подготовки конкурентоспособного человека. Несмотря на тесную взаимосвязь предпринимательства с экономическими дисциплинами, авторы обзора предлагают интегрировать предпринимательское образование в гуманитарные и общественные науки [12].

В условиях интернационализации образования среди гуманитарных наук владение иностранным языком приобретает особое значение для студентов как средство доступа к электронным образовательным ресурсам, предлагаемым ведущими зарубежными университетами. Кроме того, иностранный язык является действенным инструментом в развитии «мягких» умений обучающихся, составляющих основу их успешной социальной и профессиональной жизни. Используя возможности электронного обучения, студенты вузов могут осваивать курсы по своей специальности, которые направлены на формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

Применительно к иностранному языку использование иноязычных онлайн-курсов имеет особое значение в нашей стране ввиду отсутствия реальной иноязычной среды. Эта среда может быть восполнена «виртуальной реальностью» профессионально направленных ситуаций, представленных в онлайн-курсах на иностранном языке. Интеграция иноязычных онлайн-курсов в образовательный процесс позволяет использовать такие преимущества электронного обучения, как комфортность его использования в различных локациях, доступность, гибкость графика обучения, интерактивность и включенность в виртуальную международную образовательную среду, сохраняя возможности для обучающихся участвовать в реальных ситуациях профессионально-ориентированного дискурса.

С целью проверки эффективности и целесообразности использования онлайн-курсов для формирования предпринимательских компетенций авторы статьи (кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений Тюменского государственного университета) интегрировали англоязычный массовый открытый онлайн курс по предпринимательству и бизнесу в обучение студентов-экономистов профессионально-ориентированному иностранному языку.

В методических рекомендациях по предпринимательскому образованию, разработанных Еврокомиссией, предпринимательские компетенции определяются как «трансверсальные», то есть используемые для личностного развития, активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности в качестве работника или предпринимателя, управляющего собственным предприятием в общественно-культурной или коммерческой сфере [10]. Трансверсальность предпринимательских компетенций отражает сущность предпринимательства как деятельности, направленной на создание продукта, имеющего социальную, культурную или экономическую ценность. Таким образом, очевидно, что предпринимательство не является однородным, а может иметь различный фокус. Выделяются различные виды предпринимательства: социальное, «зеленое», цифровое, внутриорганизационное. Универсальный характер предпринимательских компетенций диктует необходимость использования междисциплинарного подхода к их формированию.

Несмотря на все возрастающий интерес к предпринимательскому образованию, в вузах России отсутствуют четкие дидактические модели, включающие подходы,

механизмы, методы и технологии формирования предпринимательских компетенций. Так, например, курс «Основы предпринимательской деятельности», включенный в учебные планы вузов по различным направлениям подготовки, не отвечает современным требованиям по формированию необходимых предпринимательских компетенций. В частности, анализ рабочих программ дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», преподаваемой для студентов всех направлений бакалавриата в Тюменском государственном университете, показал, что круг имеющихся в них компетенций предпринимательства, подлежащих формированию, весьма ограничен и не конкретен. В данной программе искомые компетенции в основном определяются как способность использовать полученные знания (экономические, правовые, социально-гуманитарные) при решении социальных и профессиональных задач. Очевидно, что подобные компетенции имеют отдаленное отношение к предпринимательству.

Одним из путей решения вышеуказанной проблемы и повышения эффективности обучения предпринимательству является осмысление обширного и разнообразного опыта по организации предпринимательского образования, накопленного зарубежными университетами, и исследование возможностей его эффективных применения в российских вузах.

Классификация предпринимательских компетенций. Нами был проведен анализ рекомендаций ведущих экспертов сферы образования и бизнес-сообщества США и Великобритании по развитию предпринимательского образования в вузах и выявлены основные компоненты системы предпринимательских компетенций, основанные на интегративном единстве ключевых предпринимательских ценностей, умений, «мягких» умений и соответствующих им образцов поведения, формируемых у студентов вузов этих стран (см. таблицу 1) [11, 12].

Таблица 1.

Система формируемых предпринимательских компетенций в вузах США и Великобритании

Ключевые Ключевые Базовые Образцы поведения

предпринимательские предпринимательские предпринимательские

ценности умения "мягкие" умения

• высокоразвитое чувство • поиск возможностей; • креативность; • деятельность в

независимости; • инициативность; • критическое мышление условиях

• недоверие к • стратегическое • лидерство; неопределенностей и

бюрократии; мышление; • умение работать в сложностей;

• вера в себя; • умение вести команде; • необходимость

• высокоразвитое чувство переговоры; • коммуникативные работать под давлением;

собственности; • умение продавать; умения; • автономность;

• ориентация на • принятие решений при • межкультурная • способность длительно

действие; наличии ограниченной компетентность; работать в условиях

• вера в человека и информации; • эмоциональный перегрузок ;

местное сообщество; интеллект; • способность работать

• ориентация на • этическое мышление; гибко;

достижение; • рассмотрение проблем как возможностей;

Как явствует из таблицы, в образовании предпринимательские компетенции рассматриваются в совокупности как специфических умений, так и общекультурных «мягких» умений, необходимых для эффективной интеллектуальной и этической коммуникации современному специалисту 21 века (21st century skills). Формирование вышеуказанных умений и компетенций предполагает использование инновационного метода обучения, сочетающего возможности традиционного и электронного форм обучения. К таким методам относится «Смешанное обучение» (blended learning).

Сущность метода смешанного обучения в предпринимательском образовании. Использование информационно-компьютерных технологий, развитие электронной образовательной среды (ЭОС) предоставляет возможность доступа к электронным образовательным ресурсам ведущих университетов мира и позволяет обучать предпринимательству в условиях глобальной конкурентоспособной среды. Массовые открытые (общедоступные) онлайн курсы (МООК) являются одной из форм получения студентами вузов специальных знаний и развития их профессиональных компетенций в различных сферах деятельности, включая предпринимательскую.

Электронное обучение становится неотъемлемым компонентом образовательного процесса не потому, что это некий современный тренд. Формирование цифровой образовательной среды является стратегической государственной задачей. В частности, приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» нацелен на то, чтобы обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни [8]. Основная цель создания электронной образовательной среды состоит в повышении эффективности обучения. ЭОР способствует развитию информационной грамотности обучающихся, формирует «критическое мышление, умение анализировать информацию... способность к независимому обучению...»[2].

При выборе смешанного метода обучения мы опирались на его следующие преимущества:

• расширение образовательных возможностей обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования;

• повышение мотивации и самостоятельности студентов, ответственности за результаты обучения;

• повышение качества обучения за счет индивидуализации образовательного процесса, учета интересов и способностей обучающихся.

В рамках смешанного обучения нами была использована педагогическая технология «перевернутый класс», которая позволила интегрировать англоязычный онлайн курс по предпринимательству в процесс обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. «Перевернутый класс» - это технология, в соответствии с которой обучающимся предоставляется материал для самостоятельного изучения вне занятий за счет погружения в электронную образовательную среду. Ознакомление с контентом изучаемого материала позволяет на занятиях в классе организовывать индивидуальный подход и обратную связь с обучающимися для варьирования времени и применяемых технологий, необходимых для формирования компетенций, а также выполнять кооперативную микро-групповую и проектную работу, творческие задания.

Интеграция онлайн-курса «English for Business and Entrepreneurship» в процесс обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Нами был апробирован в естественном образовательном процессе Финансово-экономического института Тюменского государственного университета МООК на английском языке «English for Business and Entrepreneurship» («Английский для бизнеса и предпринимательства»). Данный онлайн-курс был включен в учебный процесс в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», преподаваемой студентам II курса направлений «Экономика» и «Менеджмент». Курс был разработан университетом штата Пенсильвания (США), доступен на образовательном портале Coursera

(https://www.c0ursera.0rg/learn/business#ab0ut) и предназначен для обучающихся, владеющих английским языком и интересующихся сферой глобального бизнеса, предпринимательства. Продолжительность курса - 5 недель; количество часов, необходимое для работы с онлайн курсом, составляет 2-4 часа еженедельно. Интеграция курса в учебный процесс осуществлялась в течение одного семестра.

Целью применения искомого онлайн-курса явилось выявление эффективности виртуального обучения предпринимательству в курсе профессионально ориентированного английского языка. Кроме того, данный онлайн курс был выбран по ряду причин. Во-первых, его разделы непосредственно соотносятся с такими темами рабочей программы по дисциплине «Деловой иностранный язык» как «Company» (Компания), «Management and Marketing Fundamentals» (Основы менеджмента и маркетинга), «Finance» (Финансы), «Employment» (Трудоустройство). Во-вторых, использование смешанного обучения и сочетания онлайн-курса с коммуникативными практиками на занятиях позволяло интегрировать знания, полученные в процессе изучения специальных экономических дисциплин, для развития общей предпринимательской культуры - «мягких» умений, как неотъемлемого компонента в структуре предпринимательских компетенций. В-третьих, англоязычный материал этого курса позволяет развивать умения во всех видах речевой деятельности, что соответствует требованиям учебной программы.

В апробации приняли участие 50 студентов второго курса. Студенты до занятий самостоятельно выполняли различные виды заданий: просмотр видеолекций, чтение текстов по актуальным темам организации и ведения бизнеса, обсуждение проблемных вопросов на форуме, выполнение упражнений на закрепление лексики и отработку грамматического материала, подготовка проектных заданий, которые проходили через перекрестное онлайн-оценивание слушателями курса. Несомненным преимуществом курса явилась включенность обучающихся в межкультурную коммуникацию. Межкультурная компетенция студентов формировалась при их общении друг с другом (курс объединял слушателей из разных стран мира), а также при работе с текстами, описывающими опыт развития предпринимательства в разных странах.

Промежуточный контроль проводился преподавателями посредством тренировочных и оценочных тестов. На основе усвоенного студентами материала на занятиях была организована проектная работа студентов в микрогруппах, проходило обсуждение актуальных вопросов ведения бизнеса в формате дискуссии и дебатов. Курс включал пять взаимосвязанных модулей:

Модуль 1; Becomingan Entrepreneur (Как стать предпринимателем);

Модуль 2: Identifyingan Opportunity (Определение возможностей);

Модуль 3: Creating a Business Plan, part 1 (Разработка бизнес-плана, часть 1);

Модуль 4: Creating a Business Plan, part 2 (Разработка бизнес-плана, часть 2);

Модуль 5: Attracting Investors and Obtaining Financial Support (Привлечение инвесторов; получение финансовой поддержки).

При самостоятельной работе над модулем 1 (Как стать предпринимателем) студенты осваивали основные понятия, относящиеся к сфере предпринимательства. На аудиторных занятиях выполнялись следующие виды заданий: составление перечня плюсов и минусов жизни и деятельности предпринимателя с использованием технологии «мозговой штурм»; участие в дискуссии о роли предпринимательства в решении проблемы безработицы; подготовка презентаций об успешных предпринимателях мира; критический анализ проблем предпринимательства в России, в своем городе; анализ факторов делового успеха.

В ходе работы над модулем 2 (Определение возможностей) студенты овладели умениями проведения исследования рынка, научились определять возможности для запуска нового продукта на рынок, анализировали маркетинговые исследования, стратегии и тактики проведения опросов по изучению спроса на услуги, товары и продукты, разрабатывали анкеты. На занятиях были использованы технологии практико-деятельностного обучения: студенты опрашивали друг друга для анализа данных, выступая в роли маркетологов или потенциальных предпринимателей.

Модули 3 и 4 были посвящены разработке бизнес-плана: первая часть включала информацию, касающуюся структуры предприятия, производственных операций и маркетинга; вторая часть рассматривала финансовые аспекты бизнес-плана. Разработка и защита студентами бизнес-планов, которая была организована на основе проектной методики, стала центральным компонентом работы над курсом. Студенты самостоятельно изучили формат бизнес-плана и его типичные образцы. На занятиях работа по подготовке бизнес-планов была организована в группах из 3-4 человек и проходила по следующим этапам: 1) формулировка идеи этического бизнеса; 2) разработка отдельных частей и целостного бизнес-плана; 3) презентация бизнес-плана. Студентам была поставлена задача разработать план по организации малого бизнеса в своем городе (г. Тюмень). При разработке плана обязательным условием было описание социальной ответственности бизнеса в плане сохранения окружающей среды, участия в благотворительной деятельности. В группах были распределены роли и обязанности между участниками (сбор и анализ информации о конкурентах, разработка организационной структуры, описание продукта и его продвижения, расчет затрат); обсуждались результаты работы каждого студента, вносились необходимые изменения и поправки.

Работая с заключительным модулем, студенты приобрели системное представление о различных способах финансирования бизнеса, а также изучили рекомендации по подготовке аргументированных презентаций, которые способны убедить и привлечь инвесторов. На этапе представления презентации студенты оценивали бизнес-

планы друг друга по ряду критериев: содержательность и глубина разработки планов, актуальность открытия бизнеса; социальная направленность предпринимательской деятельности; уровень языковой компетенции; качество и эффективность презентации. Дополнительно к вышеуказанным видам заданий студенты рассматривали проблемные ситуации в сфере предпринимательства и предлагали способы их разрешения на основе метода case-study, применяли методы критического анализа бизнес информации на основе составления ментальных карт. Так, например, при работе с кейсами в области «зеленого» (экологически дружественного) предпринимательства, студенты анализировали информацию о видах «зеленого» предпринимательства (использование перерабатываемого сырья, производство экологически чистых продуктов, применение энергосберегающих технологий), критически оценивали его преимущества как для общества, так и для предпринимателя, аргументировали и предлагали свои собственные этически направленные идеи «зеленых» стартапов.

Роль преподавателя заключалась в мониторинге и обратной связи самостоятельной и аудиторной работы студентов, подборе и организации видов учебной деятельности, нацеленных на формирование у студентов иноязычной компетенции, а также предпринимательских умений. Кроме того, в процессе освоения курса студенты осваивали ключевые ценности, которые присущи жизни и деятельности предпринимателя, а также развивали механизмы, предпринимательского поведения. В таблице 2 представлены педагогические методы и технологии, используемые при изучении модулей онлайн-курса для формирования у студентов предпринимательских компетенций. Среди ключевых предпринимательских умений выделяются инициативность, поиск возможностей, умение стратегически мыслить, способность принимать решения при наличии ограниченной информации, переговорные умения. К «мягким» умениям, формируемым у студентов в ходе изучения курса, относятся критическое и этическое мышления, креативность, умение работать в команде, межкультурная компетентность, эмоциональный интеллект. Студентам прививались такие ключевые предпринимательские ценности как ориентация на действие и на достижение, вера в себя; у них формировались механизмы предпринимательского поведения - способность работать гибко, в том числе необходимость работать под давлением. Для формирования вышеуказанных компетенций использовались методы проектного обучения, case-study, технологии «мозгового штурма», ролевой игры, ментальных карт; применялись коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Следует отметить, что методы и технологии, используемые при организации самостоятельной работы студентов над курсом, а также при вовлечении их в аудиторные виды учебной деятельности, лежат в основе современных подходов к обучению в вузе (личностно-ориентированный, практико-деятельностный, междисциплинарный,

компетентностный) и направлены на подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Интеграция онлайн-курса по предпринимательству посредством смешанного обучения в изучение иностранного языка позволила достичь следующих целей: сформировать у студентов когнитивную базу по предпринимательству; создать условия для формирования предпринимательских компетенций; развить «мягкие» умения; улучшить у обучающихся умения продуцирования иноязычного профессионально-ориентированного дискурса; предоставить возможность студентам приобрести опыт использования цифровых технологий в обучении.

Таблица 2.

Методы и технологии, используемые для формирования предпринимательских компетенций

Предпринимательские компетенции Ключевые предпринимательские ценности Образцы поведения Педагогические методы / технологии

Ключевые предпринимательские умения Базовые предпринимательские "мягкие" умения

Модуль 1. Как стать предпринимателем

• инициативность • критическое мышление • навыки коммуникации • лидерство • межкультурная компетентность • умение работать в команде • уверенность в себе; • ориентация на достижение • ориентация на действие • способность работать гибко • необходимость работать под давлением • дебаты • работа в группе • презентация • дискуссия

Модуль 2. Определение возможностей

• поиск возможностей • инициативность • критическое мышление • этическое мышление • умение работать в команде • ориентация на действие • способность работать гибко • необходимость работать под давлением • «мозговой штурм» • рефлексивная практика • метод «casestudy» • ролевая игра • дискуссия

Модуль 3. Разработка бизнес плана

• принятие решений при наличии ограниченной информации • стратегическое мышление • креативность • критическое мышление • умение работать в команде • ориентация на действие • деятельность в условиях неопределенностей и сложностей • необходимость работать под давлением • творческое задание • «ментальная карта» • метод «casestudy» • работа в группе • дебаты • метод проектов

Модуль 4. Привлечение инвесторов

• умение вести переговоры • способность к продажам • коммуникативные умения • умение работать в команде • ориентация на достижение • деятельность в условиях неопределенностей и сложностей • необходимость работать под давлением • «круглый стол»» • презентация • работа в группе • дебаты • метод проектов

Опрос студентов, освоивших онлайн-курс, в количестве 50 человек показал следующее:

- более 90% студентов считают курс весьма полезным как для повышения уровня владения английским языком, так и для формирования предпринимательских навыков;

- 70 % студентов готовы в дальнейшем осваивать курсы по предпринимательствув формате электронного обучения;

- около 50% опрошенных заинтересованы в том, чтобы открыть свое собственное

дело;

- около 70 % обучающихся осознают необходимость (и нацелены на ведение) социально-ответственной предпринимательской деятельности и этичного бизнеса;

- более 80% студентов отметили, что за время работы над англоязычным онлайн курсом они улучшили свои коммуникативные умения общения и командной работы, способность принимать нестандартные решения в условиях ограниченной информации;

- более 95% студентов считают такие формы работы как дискуссия, дебаты, работа в микро-группах, а также метод проектов наиболее эффективными для формирования предпринимательских компетенций;

- для 60% студентов критический анализ текстов и подготовка аргументированных презентаций представляли наибольший интерес и наибольшую трудность;

- около 70% обучающихся готовы постоянно работать в формате смешанного обучения в рамках изучения иностранного языка.

С позиции преподавателя анализ результатов опроса, наблюдение за поведением обучающихся во время практических занятий, проведение текущего и итогового контроля иноязычных умений, а также оценивание преподавателем «мягких» умений, составляющих основу гуманитарных предпринимательских компетенций, позволили сделать следующие выводы. Интеграция онлайн курса по предпринимательству в процесс обучения иностранному языку студентов вуза обеспечивает: расширение образовательных возможностей обучающихся за счет применения активных, интерактивных и цифровых технологий; повышение их мотивации, самостоятельности; индивидуализацию образовательного процесса; формирование предпринимательских компетенций обучающихся, в том числе «мягких» умений; развитие интереса к предпринимательству; вовлеченность в практически значимую осмысленную деятельность; включение в глобальное образовательное пространство. Сочетание онлайн курса с контактными коммуникативными занятиями позволяет повысить эффективность формирования предпринимательских компетенций.

Заключение. Необходимо отметить, что в ходе интеграции иноязычных онлайн-курсов преподаватель для получения эффективного результата должен преодолевать ряд проблем, которые возникают в системе «Студент - преподаватель»:

- трудоемкость разработки заданий и их выполнения студентами;

- сложность планирования и совмещения аудиторной и внеаудиторной видов

работы;

- частое психологическое сопротивление со стороны обучающихся, ориентированных на трансляцию знаний преподавателем и не желающих брать на себя ответственность и инициативу в образовательном процессе;

- недостаточно высокий уровень владения иностранным языком у студентов, что препятствует активному участию в учебном процессе.

Выполненная апробация подтверждает вклад, который вносят гуманитарные дисциплины, в частности, иностранный язык, в формирование предпринимательских компетенций обучающихся. Значительная доля в этих компетенциях принадлежит общекультурным ключевым компетенциям, необходимым каждому современному человеку для реализации своего личностного и профессионального потенциала, независимо от сферы его деятельности, поскольку «коммуникативная культура содействует сознательному социальному и личностному саморазвитию» [2]. То есть потенциал гуманитарных наук позволяет «вместить невместимое» и «объять необъятное».

1. Бенин, В.Л. О вариативности бытия и константах образования [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 1 (74). - С. 100-105.

2. Бенин, В.Л. Социокультурная коммуникация в контексте образовательного диалога: учеб. пособие [Текст] / В.Л. Бенин, А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая, О.В. Фролов. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2017. - 312 с.

3. Обнародованы итоги Совета Проекта 5-100 [Электронный ресурс]. - URL : https://5top100.ru/news/90865/ (дата обращения: 1.07.2019).

4. Отчет Всемирной конференции по образованию, ЮНЕСКО, Париж, 1998 г. [Электронный ресурс]. -URL : http: // unesdoc.unesco.org/images/0011/001166/116618m.pdf (дата обращения: 1.07.2019)

5. Плужник, И.Л. Предпринимателями рождаются или становятся? Эффективные академические модели обучения предпринимательству студентов вузов [Текст] / И.Л. Плужник, Т.О. Ильницкая, Ф. Луччи // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - №5. - С. 56-78.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 497 от 23 мая 2015 г. «О Федеральной целевой программе развития российского образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL : http://static. government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 1.07.2019)

7. Презентация предпринимательского майнора «Бизнес и карьера: управление своим будущим» состоится в ТюмГУ [Электронный ресурс] https://www.utmn.ru/presse/novosti/individualnye-obrazovatelnye-traektorii/717255/ (дата обращения: 1.07.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [Электронный ресурс] http://neorusedu.ru/about (дата обращения 1.07.2019).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1083-р от 2 июня 2016 г. «О стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (дата обращения: 1.07.2019).

10. Margherita, Bacigalupo, Panagiotis, Kampylis, Yves, Punie, Godelieve Van den BrandeJRC Science Frameworkfor Policy Report EntreComp: The Entrepreneurship Competence [Электронный ресурс] http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC101581/lfna27939enn.pdf] (дата обращения: 1.07.2019)

11. Keith, Herrmann. NESTA, NCGE and CIHE report. Developing Entrepreneurial Graduates: Putting Entrepreneurship at the Centre of Higher Education. [Электронный ресурс]. URL : https: // ncee.org.uk/wpcontent/uploads/2018/01/ developing_entrepreneurial_graduates.1 .pdf (дата обращения: 1.07.2019).

12. Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education. Entrepreneurship in American Higher Education: A Report from the Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education [Электронныйресурс]. URL : https://www.kauffman.org/-/media/kauffman_org/research-reports-and-covers/2008/07/entrep_high_ed_report.pdf (дата обращения: 1.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.