Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова А.С., Масалимова А.Р., Сабаева Э.К., Камалиева Г.А.

Благодаря сочетанию традиционных и интерактивных форм обучения в системе высшего образования становится возможным реализация не только внешней, но и внутренней мотивации студентов. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие современных образовательных практик использования интерактивных технологий в вузе. Методологию исследования составили глубокий и детальный анализ психолого-педагогической и методической литературы, затрагивающей многообразие интерактивных технологий: авторская программа, сочетающая в себе комплекс интерактивных технологий (деловая игра, интерактивное видео, квест, викторина, ажурная пила). В качестве педагогических инструментов были использованы смартфоны студентов, платформы Kahoot и Learnis. Представленный в статье опыт по использованию комплекса интерактивных технологий позволяет констатировать его эффективность по улучшению психологического климата в коллективе, повышению мотивации и интереса к изучаемой дисциплине, активного рефлексивного диалогического общения субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова А.С., Масалимова А.Р., Сабаева Э.К., Камалиева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY EDUCATIONAL PRACTICES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN HIGHER EDUCATION

Due to the combination of traditional and interactive forms of learning in higher education it makes it possible to realize not only external but also internal student motivation. In this regard, this article aims to reveal modern educational practices of interactive technologies’ implementation in higher education institutions. The methodology of the research was an in-depth and detailed analysis of psychological, pedagogical, and methodical literature concerning the diversity of interactive technologies: the author's program, which combines a complex of interactive technologies (business game, interactive video, quest, quiz, and jigsaw). Students' smartphones, Kahoot and Learnis platforms were used as pedagogical tools. The experience of using a complex of interactive technologies, presented in the article, allows us to state the level its efficiency in improving the psychological climate in the team, increasing motivation and interest in the discipline studied and active reflexive dialogical communication of the educational process entities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ»

УДК 372.83

Современные образовательные практики использования интерактивных технологий в вузе

Contemporary educational practices of interactive technologies implementation in higher education

Юсупова А.С., Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦРФ «Российский университет кооперации», agnya@yandex.ru

Масалимова А.Р., ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», alfkazan@mail.ru

Сабаева Э.К., ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», kfn_agni@rambler.ru

Камалиева Г.А., ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», Kam_gala@mail.ru

Yusupova A., Kazan Cooperative Institute (branch) ANO VPO CRF "Russian University of Cooperation", agnya@yandex.ru

Masalimova A., Kazan (Volga Region) Federal University, alfkazan@mail.ru Sabaeva E., Almetyevsk State Oil Institute, kfn_agni@rambler.ru Kamalieva G., Almetyevsk State Oil Institute, Kam_gala@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.012

Ключевые слова: мотивация, студенты, интерактивные технологии, образовательные практики, высшее образование.

Keywords: motivation, students, interactive technology, educational practices, higher education.

Аннотация. Благодаря сочетанию традиционных и интерактивных форм обучения в системе высшего образования становится возможным реализация не только внешней, но и внутренней мотивации студентов. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие современных образовательных практик использования интерактивных технологий в вузе. Методологию исследования составили глубокий и детальный анализ психолого-педагогической и методической литературы, затрагивающей многообразие интерактивных технологий: авторская программа, сочетающая в себе комплекс интерактивных технологий (деловая игра, интерактивное видео, квест, викторина, ажурная пила). В качестве педагогических инструментов были использованы смартфоны студентов, платформы Kahoot и Learnis. Представленный в статье опыт по использованию комплекса интерактивных технологий позволяет констатировать его эффективность по улучшению психологического климата в коллективе, повышению мотивации и интереса к изучаемой дисциплине, активного рефлексивного диалогического общения субъектов образовательного процесса.

Abstract. Due to the combination of traditional and interactive forms of learning in higher education it makes it possible to realize not only external but also internal student motivation. In this regard, this article aims to reveal modern educational practices of interactive technologies' implementation in higher education institutions. The methodology of the research was an in-depth and detailed analysis of psychological, pedagogical, and methodical literature concerning the diversity of interactive technologies: the author's program, which combines a complex of interactive technologies (business game, interactive video, quest, quiz, and jigsaw). Students' smartphones, Kahoot and Learnis platforms were used as pedagogical tools. The experience of using a complex of interactive technologies, presented in the article, allows us to state the level its efficiency in improving the psychological climate in the team, increasing motivation and interest in the discipline studied and active reflexive dialogical communication of the educational process entities.

Введение. На сегодняшний день проблема преподавательским составом любого российского

мотивации студентов является актуальной и вуза. Особенно трудно пробудить интерес

важной задачей, стоящей перед профессорско- некоторых студентов к освоению

общеобразовательных дисциплин

социогуманитарного блока. Они предназначены для формирования общекультурных

компетенций, и часто студенты считают, что знания по таким «общим» дисциплинам им не пригодятся в их будущей профессиональной деятельности. Ситуация может усугубиться ещё и тем, что, если преподаватель использует только традиционные формы обучения, такие как лекция-монолог, практики-доклады, то у студентов вовсе пропадает желание посещать данные занятия [1]. В связи с этим, традиционные лекции и практические занятия должны быть дополнены интерактивными технологиями, которые пробудили бы интерес и мотивацию студента к обучению той или иной дисциплины.

Сегодняшние реалии констатируют тот факт, что лектору недостаточно владеть материалом по преподаваемой дисциплине, а еще необходимо научить студентов самим добывать знания и мотивировать их на освоение образовательных дисциплин.

Многочисленные исследования подтвердили факт эффективности применения интерактивных технологий в системе высшего и среднего образования [2-5]. В данном аспекте студенты становятся активными субъектами

образовательного процесса, эффективно усваивается пройденный новый и закрепляется предыдущий материал.

Словосочение «интерактивный метод» буквально переводится как «Inter» - взаимный, «act» - действовать. Это буквально означается входить во взаимодействие, беседовать с кем-либо. Данный метод предполагает, что наряду с взаимодействием студентов с преподавателем также еще будет налажен процесс общения обучающихся друг с другом и доминирование активности обучающихся в процессе обучения [6].

Цель интерактивной технологии заключается в том, что с помощью конструирования комфортных условий обучения, учащающиеся не бояться высказывать свое мнение, ощущают свою сопричастность к обсуждению различных проблем. Интерактив - это прежде всего рефлексивный диалог между студентом и преподавателем и учащимися между собой.

Перечислим актуальные задачи

интерактивного обучения: эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск путей решения различных учебных задач; повышение мотивации и интереса студентов к изучению конкретной дисциплины; приобщение студентов к командной работе, в которой важную роль играют взаимоуважение, терпимость к

мнению каждого и установление свободы слова; формирование у студентов умений высказывать собственную точку зрения или мнения с опорой на логические факты; выработка осознанной компетентности студентов.

Интерактивный процесс обучения предусматривает включенность всей

обучающейся группы в процесс познания [7]. Налажена обоюдно-коллективная работа, в процессе которой каждый включается в работу и привносит свой индивидуальный вклад через взаимный обмен идеями и мыслями [8]. Естественно это предполагает индивидуальную, парную и групповую работу с обязательной обратной связью. Климат в коллективе характеризуется открытостью, активным взаимным общением студентов друг с другом. Также интерактивные семинары характеризуются фактом взаимной оценки и контроля за деятельностью одних участников над другими, аргументы каждого равноправны между собой. Конечным итогом является создание и накопление общего знания и его генерация [9]. Роль преподавателя в данной системе сводится к тому, что он играет роль наставника и регулировщика в процессе освоения новых знаний, а функция только транслятора знаний, с которыми следует согласиться ежесекундно, уходит в прошлое.

Следует перечислить самые

распространенные формы интерактивного обучения: тренинг; обучающая игра (имитация, ролевая, деловая, образовательная);

сотрудничество в малых группах; мастер-класс; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мозговой штурм; дебаты, дискуссия, круглый стол; привлечение специалистов в конкретной области или посещение общество-значимых мест по тематике урока (экскурсия); лекции (проблемная лекция, лекция провокация, лекция вдвоем, лекция диалог, с использованием видео или аудиоматериалов); «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»; проектные технологии; мозговой штурм; деловая игра;

М.В. Гулакова и Г.И. Харченко отмечают, что включение интерактивных технологий в процесс обучения позволяет вовлечь практически всех студентов в процесс познания, дать всем участникам данного процесса возможность рефлексии по поводу полученных результатов и в идеальном случае — ощущение эмоционального единства всех членов коллектива [10].

Материалы и методы. Следует помнить, что применение интерактивных технологий должно

сочетаться с использованием стандартных лекций и семинарских занятий, то есть они должны идти как дополнение к традиционным. Поэтому остро стоит задача выбрать наиболее подходящий метод интерактива и умело сочетать его с другими традиционными методами по тематике урока.

Данная статья направлена на раскрытие современных образовательных практик использования интерактивных технологий в Казанском кооперативном институте, Казанском федеральном университете и Альметьевском государственном нефтяном институте. В эксперименте принимали участи 248 студентов очной формы обучения (11 групп: 5 групп студентов из Казанского кооперативного института, 3 группы студентов - Казанского федерального университета и 3 группы студентов из Альметьевского государственного нефтяного института).

Основными интерактивными технологиями, которые были использованы в процессе проведения занятий по дисциплине «Психология и конфликтология» явились следующие: деловая игра, квест, интерактивное видео, викторина, ажурная пила. В качестве педагогических инструментов были использованы смартфоны студентов, платформы Kahoot и Ьеаг^, которые позволили в онлайн формате организовать прохождение квеста, просмотры интерактивных видео и участие в викторинах, которые использовались к дополнению к традиционным лекциям и практическим занятиям.

Результаты исследования. Одним из интерактивных технологий, примененным на практических занятиях стала деловая игра по теме семинарского занятия «Внутриличностный конфликт». Целью было: воссоздать конкретную жизненную ситуацию внутриличностного конфликта личности. Для этого у каждого студента была своя роль, в соответствии с которой он говорил и действовал на протяжении всего занятия. Студенты вживались в свои роли и

«проигрывали» жизненную ситуацию, в которой главный герой переживал внутриличностный конфликт. Ситуация развивалась по методу снежного кома, когда одна проблема наваливалась на другую и главной целью было найти выход из тяжелой ситуации. После проведения практической работы был получен конкретный результат в виде ответа главного героя всем действующим лицам, каждый из которых что-то хотел получить от него. Если у студента это не получалось, то игра останавливалась, студентов выводили из своих ролей и затем с помощью метода мозгового штурма совместным обсуждением находился общий результат.

Следующей практикой применения интегративных технологий в дополнении к традиционному семинару явилось использование сети Интернет и собственных смартфонов студентов. Одним из вариантов реализации такой среды является использование возможностей по интерактивной оценке усвоения знаний и приобретения компетенций, предоставляемых сайтом Ка^о1

По всем темам курса «Психология и конфликтология» были разработаны тесты по каждой лекции и по тематике практической работы, если материал не был затронут на лекционном занятии. После изучения лекции и семинара проводился опрос. Оценка ответов каждого студента отображалась сразу после завершения тестирования, сразу же было организовано обсуждение пройденного тестирования и выявление ошибок.

Рисунок 1 демонстрирует экран одного из вопросов с четырьмя вариантами ответов, который видят студенты. Учащиеся на своих телефонах нажимают тот ответ, который они считают верным. После того, как заканчивается время, отведенное на конкретный вопрос, сразу на экране отображается правильный вариант ответа и рейтинг учащихся с начисленными баллами.

1. Слово «психология» в переводе с древнегреческого на русский язык буквально означает ?

О

ЛЮДИ, концепции. ЖКРЧШИШ

психология

о

Answers

▲ наука о познании ♦ наука о внешности

ф наука о поведении ■ наука о душе

Рисунок 1. -Вопрос № 1 по лекции «Введение в дисциплину «Психология и конфликтология»

92

Основной целью проведения онлайн-тестирования стало:

- актуализация знаний студентов по пройденной теме;

- оценка того, как учащиеся поняли пройденный материал;

- с помощью конкурентной борьбы были выявлены лидеры - те, кто знает материал и быстро отвечает на вопросы теста.

В течении проведении каждого онлайн-тестирования наблюдалась доброжелательная обстановка с элементами естественной конкурентной борьбы, так как каждый студент преследовал цель выигрыша.

После завершения изучения дисциплины «Психология и конфликтология» и проведения 12 тестов на платформе Kahoot.com, было проведено анкетирование с целью получения мнения студентов об этом интерактивном методе.

Анализируя результаты данного

исследования, можно сказать, что у студентов повысилась мотивация к изучению дисциплины «Психология и конфликтология» благодаря такому интерактивному метод как Kahoot.com.

Еще одним из интерактивных находок стала платформа «Learms», которая позволила реализовать такие интересные формы работы со студентами, как онлайн прохождение квеста,

просмотр интерактивного видео и участие в онлайн викторине.

Квест предполагал тот факт, что студентам нужно было выйти из комнаты (виртуальное закрытое пространство): найти вопросы, спрятанные в комнате, правильно ответить на вопрос, выбирая правильные варианты и составить из номеров правильных ответов шифр, который позволяет завершить квест и выйти из комнаты. Если студенты находили все подсказки и использовали предметы интерьера, то они получали доступ к заданиям, а потом в результате это позволяло им выявить код от двери выхода. Студенты узнаюь об этом в виде музыкального сопровождения или яркой картинки, которая сигнализирует о завершения квеста.

Также хотелось бы отметить, что трудность данного метода для преподавателя заключается в его методическом сопровождении: задания для квеста нужно продумать таким образом, чтобы студенты самостоятельно справились с задачей. В противном случае улетучивается смысл полноценного вовлечения в разгадывание загадки. Мы использовали групповую и индивидуальную работу. Рисунок 2 демонстрирует одну из квест комнат, внутри которой студенты ищут вопросы и пытаются выйти из нее.

Рисунок 2. -Квест-комната «Комната с собакой»

Также платформа «Learnis» позволяет использовать Веб-сервис «Интерактивное видео». Его мы также активно использовали на практических занятиях. Интерактивное видео заключалось в том, что студенты в режиме «здесь и сейчас» просматривали обучающее видео по теме практического занятия и отвечали на вопросы. Система фиксировала правильные и неправильные варианты ответов и таким образом студенты после завершения видели свой

результат. Затем был разбор каждого вопроса и шло совместное обсуждение того материала, на ответы которого были допущены ошибки в ответах студентов. Таким образом закреплялся материал по теме, были выявлены проблемные зоны в понимании студентами материала и шло совместное обсуждение, где каждый с помощью своего одногруппника мог узнать правильный ответ. То есть студенты сами друг друга

поправляли и объясняли друг другу пройденный материал.

Также платформа «Ьеаг^» позволяет использовать Веб-сервис «Викторина». Викторина заключалась в том, что на самостоятельное изучение был дан материал по теме практической работы. А затем в аудитории была проведена онлайн викторина, где студенты были поделены на команды. Цель каждой команды заключалась в том, чтобы быстро нажать на кнопку «ответить» и затем, когда на экране высвечивалось название команды -правильно ответить на поставленный вопрос. Если на вопрос был получен полный и правильный вариант ответа, преподаватель засчитывал его, и система суммировала баллы команды, которая ответила верно. Таким образом можно было провести опрос на неограниченное количество тем и можно было затронуть множество вопросов.

Цели использования платформы Learnis заключались в следующем:

- самостоятельное изучение нового материала, а затем проверка того, как студенты освоили данный материал;

- повторение пройденного материала и закрепление полученных знаний на лекционном занятии;

- повышение уровня коллективной сплоченности и повышение мотивации к изучаемой дисциплине.

Еще одним интерактивным методом, применяемым на дисциплине «Психология и конфликтология» стал такой метод как метод «Ажурная пила». Основная цель, которую мы преследовали - это изучить большой объем информации за небольшой промежуток времени. Например, по теме «Конфликтогены и формулы конфликтов» мы использовали данный метод, который стимулировал взаимообучение студентов и помог учащимся усвоить новый материал. Перед началом занятия группа была поделена на команды, каждой группе был предоставлен свой материал для изучения.

Первой команде - понятие конфликтогенов и их классификация, второй - первая формула конфликтов, третьей команде - вторая формула конфликта, четвертой команде - третья форма конфликта. Материал был изложен простым и доступным языком, обогащен примерами, для лучшего понимания нового материала.

Таким образом, каждая из команд начинает коллективную работу по изучению материала и проговаривается главное условие работы, которое заключается в том, что каждый член команды должен знать материал и что в последующем каждый будет рассказывать свой материал. Затем в течении 30 минут каждая из команд делает свой мини-проект по своей теме. Ребята пишут, изображают с помощью рисунком, чертежей и других наглядных образов свой материал. Таким образом, нужно изучить предоставленный материал и овладеть им на таком уровне, который был бы достаточен для транслирования этой информации другим. В качестве базы создается мини-проект на листе А-4, которым в последующем пользуется каждый из членов команд.

После завершения мозгового штурма, те студенты, которые работали над одним материалом, нумеруются в зависимости от количества участников (от одного до четырех человек). В итоге у нас было четыре команды и каждый из участников четырех команд получил свой порядковый номер. И теперь все студенты из четырех команд под порядковым номером «один» должны были скооперироваться и сесть вместе, и образовать новую команду. То есть мы смешиваем студентов таким образом, чтобы в каждой из вновь созданных групп был эксперт в своем вопросе. Таким образом дается задание каждому студенту в течении 5 минут рассказать своей группе про тот материал, над которым он работал в течении предыдущего получаса. Студенты переходят от одного мини-проекта к другому по кругу. Таким образом, каждый студент оказывается и в роли рассказчика, и в роли слушателя.

Затем идет проверка знаний, которые были получены. На вопросы отвечают те участники команд, которые слушали, а не разрабатывали этот материал. Данная обратная связь дает четкое представление о том, был ли понят изученный материал или нет.

Интерактивные технологии, которые были использованы на занятиях дисциплины «Психология и конфликтология», а также результаты опроса студентов представлены на рисунке 3.

Также хотелось бы привести итоговую таблицу 1, в которой собраны общие оценки всех студентов обо всех интерактивных методах, примененных нами.

на практических занятиях я коммуницировал с теми, с кем не мог найти общий язык вне учебной деятельности

NN викторина; 7 интерактив.видео; 0 I квест. 9

деловая игра; 67

Ничем не отличаются от других методов

Дают возможность выразить свою точку зрения и донести ее до своих одногруппников

Данные методы не мотивируют меня вообще, они являются игровыми и не связаны вообще с предметом

На практических занятиях я смог оценить сам себя, провести саморефлексию

На практических занятиях усиливалась интенсивность мыслительной деятельности

интерактив.видео; 2 I квест; 12 '■/■/■/■/■/■А деловая игра; 15

ажурная пила; 0 викторина; 0 3 интерактив.видео; 2 квест; 0 деловая игра; 2

ажурная пила; 1 викторина; 1

Практические занятия были интересным

Можно было сделать что-либо самостоятельно

Увлекся предметом, захотелось больше узнать, повысилась мотивация к изучению предмета

ажурная пила; 25

1 ажурная пила; 3 викторина; 0 интерактив.видео; 0 квест; 0 деловая игра; 0

ажурная пила; 30

викторина; 62

квест; 3 д

интерактив.видео; 37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деловая игра; 2

ажурная пила; 26

викторина; 14

_| квест; 13

деловая игра; 1

3 интерактив.видео; 47

ажурная пила; 3 викторина; 8 интерактив.видео; 5

квест; 41

деловая игра; 6

ажурная пила; 10 викторина; 5 интерактив.видео; 2 квест; 14

Ш деловая игра; 6

ажурная пила; 2 викторина; 3 интерактив.видео; 5 квест; 8

деловая игра; 1

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 3. -Интерактивные технологии и результаты опроса среди студентов Таблица 1. -Итоговыерезультаты опроса среди студентов

Вариант ответа %

Увлекся предметом, захотелось больше узнать, повысилась мотивация к изучению предмета 39

Можно было сделать что-либо самостоятельно 54

Практические занятия были интересным 68

Продолжение таблицы 1

Вариант ответа %

На практических занятиях усиливалась интенсивность мыслительной деятельности 59

На практических занятиях я смог оценить сам себя, провести саморефлексию 19

Данные методы не мотивируют меня вообще, они являются игровыми и не связаны вообще с предметом 1

Дают возможность выразить свою точку зрения и донести ее до своих одногруппников 39

Ничем не отличаются от других методов 0

На практических занятиях я коммуницировал с теми, с кем не мог найти общий язык вне учебной деятельности 19

Можно сделать вывод, что благодаря интерактивным технологиям большинство студентов отметили тот факт, что занятия были интересными и у них усиливалась активность мыслительной деятельности. Большинство учащихся крайне высоко оценили возможность организации самостоятельного фронта работы.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что интерактивные технологии в вузе необходимо сочетать с традиционными методами. Обучение, основанное на взаимодействии, привносит положительное влияние на создание целостной модели компетенций будущего специалиста благодаря практико-ориентированному подходу к развитию умений организации коллективной деятельности, стремления завершить порученное дело. Представленный опыт по использованию комплекса интерактивных технологий позволяет

констатировать его эффективность по улучшению психологического климата в коллективе, активного рефлексивного диалогического общения субъектов образовательного процесса. В частности, викторина помогла каждому студенту выразить свою точку зрения, каждый студент был услышан группой, так как для общей победы был ценен каждый голос. Интерактивное видео в основном помогло провести саморефлексию, помочь осознать полученные знания. Также немаловажный вклад интерактивного видео заключался в том, что оно позволило в разы усилить познавательную деятельность студентов во время занятия. Квест позволил сделать практические занятия интересными и увлекательными. Метод ажурная пила подтолкнул студентов к самостоятельным поискам и действиям.

Литература:

1. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании / С.В. Еловская, Т.Н. Черняева // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - № 1. - С. 83-87.

2. Абдулгалимов Р.М., Гусейнов М.К., Касимов А.К., Абдулгалимова Г.Н. Проблемы и перспективы использования интерактивных образовательных технологий в современном вузе / Р.М. Абдулгалимов, М.К. Гусейнов, А.К. Касимов, Г.Н. Абдулгалимова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). -С. 266-269.

3. Шевченко Н.Н., Шевченко В.И. Организация интерактивной среды вуза как императив современного профессионального образования / Н.Н. Шевченко, В.И. Шевченко // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 64-69.

4. Макаренко О.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе // О.В. Макаренко // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 134139.

5. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании / С.В. Еловская, Т.Н. Черняева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 83-87.

6. Гордеева И.В. Повышение внутренней мотивации обучающихся через применение

интерактивных технологий / И.В. Гордеева // Международный научно-исследовательский журнал. -2019. - № 12 (90). - Ч. 2. - С. 87-92.

7. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленикова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. -Казань: «ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2020. - 228 с.

8. Сералиева А.М., Баймагамбетова З.М. Внедрение интерактивных форм обучения в современном вузе [Электронный ресурс] / А.М. Сералиева, З.М. Баймагамбетова // Вестник КазНПУ. 2016. - Режим доступа: https://articlekz.com/article/19529

9. Генезис когнитивной парадигмы образования: монография / Е.Ю. Левина Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, О.В. Стукалова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. -Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - 232 с.

10. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация / М.В. Гулакова, Г.И. Харченко // Концепт. - 2013. - № 11. - С. 31-35.

References:

1. Yelovskaya S.V., Chernyaeva T.N. Interactive learning in higher education / S.V. Yelovskaya, T.N. Chernyaeva // News of Saratov University. Series: Acmeology of Education. Psychology of development. -2019. - № 1. - P. 83-87.

2. Abdulgalimov R.M., Guseynov M.K., Kasimov A.K., Abdulgalimova G.N. Problems and prospects of using interactive educational technologies in a modern university / R.M. Abdulgalimov, M.K. Guseynov, A.K. Kasimov, G.N. Abdulgalimova // The world of science, culture, education. - 2019. - № 1 (74). - P. 266-269.

3. Shevchenko N.N., Shevchenko V.I. Organization of the university's interactive environment as an imperative of modern professional education / N.N. Shevchenko, V.I. Shevchenko // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 2. -P. 64-69.

4. Makarenko O.V. Interactive educational technologies in higher education // O.V. Makarenko // Higher education in Russia. - 2012. - № 10. - P. 134-139.

5. Yelovskaya S. V., Chernyaeva T.N. Interactive learning in higher education / S.V. Yelovskaya, T.N. Chernyaeva // News of Saratov University. A new series. Acmeology of Education series. Psychology of development. - 2019. - Volume 8. - № 1. - P. 83-87.

6. Gordeeva I.V. Increasing internal motivation of students through the use of interactive technologies / I.V.

Gordeeva // International Research Journal. - 2019. - № 12 (90). - Part 2. - P. 87-92.

7. Cognitive pedagogy: educational and methodical manual / R.H. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslenikova, L.Y. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: "FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", 2020. - 228 p.

8. Seralieva A.M., Baymagambetova Z.M. Introduction of interactive forms of education in a modern university [Electronic resource] / A.M. Seralieva, Z.M. Baymagambetova // Bulletin of KazNPU. 2016. Access mode: https://articlekz.com/article/19529

9. Genesis of the cognitive paradigm of education: monograph / E.Yu. Levina, R.H. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, L.Yu. Mukhametzyanova, E.N. Prokofieva, O.V. Stukalova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2021. - 232 p

10. Gulakova M.V., Kharchenko G.I. Interactive teaching methods in higher education as a pedagogical innovation / M.V. Gulakova, G.I. Kharchenko // Concept. -2013. - № 11. - P. 31-35.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Юсупова Агния Сергеевна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦРФ «Российский университет кооперации», agnya@yandex.ru

Масалимова Альфия Рафисовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики высшей школы, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, alfkazan@mail.ru

Сабаева Эльвира Кутдусовна (г. Альметьевск. Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного образования и социологии, ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», e-mail: kfn_agni@rambler.ru

Камалиева Галина Александровна (г. Альметьевск. Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической и специальной подготовки, ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», e-mail: Kam_gala@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.