Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системные недоразвитие речи / старший дошкольник / интерактивные технологии / systemic speech underdevelopment / senior preschooler / interactive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

В статье обоснована актуальность выявления и развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме пространственных представлений и внедрения интерактивных технологий образовательной среды в практику детского сада. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Развитие пространственных функций у детей с системным недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном речевом развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее. В статье показана необходимость раскрытия содержания эффективной организации логопедической работы развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи средствами интерактивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Польшина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of identifying and developing spatial representations in older preschoolers with systemic speech underdevelopment. An overview of the main ideas of modern researchers on the problem of spatial representations and the introduction of interactive technologies of the educational environment into kindergarten practice is presented. Orientation in space is of universal importance for all aspects of human activity, covering various aspects of his interaction with reality. The development of spatial functions in children with systemic speech underdevelopment follows the same patterns as in normal speech development, but this process is slower. The article shows the need to disclose the content of the effective organization of speech therapy work for the development of spatial representations in older preschoolers with systemic speech underdevelopment by means of interactive technologies.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

2. Кобзев, К.А. Роль воспитательно-психологического аспекта в служебно-прикладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел / К.А. Кобзев, В.И. Пахомов // Наука-2020. - 2022. - № 3 (57). - С. 22-28

3. Колокольцев посетовал на кадровый дефицит в 90 тысяч человек в МВД [Электронный ресурс] // Федеральное агентство РИА Новости: сайт. -URL: https://ria.ru/20221116/mvd-1831926029.html (дата обращения: 06.01.2023)

4. Молоствов, А.Н. Совершенствование физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / А.Н. Молоствов, A.A. Захаров // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2022. - Т. 7. - № 1 (13). - С. 120-124

5. Настуев, Э.Б. Формирование личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД средствами физической подготовки / Э.Б. Настуев // Культура физическая и здоровье. - 2022. -№ 1 (81). - С. 20-22

6. Рямова, К.А. Образовательная среда в формировании мотивационно-волевой сферы курсантов юридических вузов МВД России / К.А. Рямова, A.C. Розенфельд // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). -С. 283-287

7. Синенко, С.А. Эффективность комплексирования физической и специальной подготовки сотрудников силовых структур / С.А. Синенко, В.В. Чмыхов, A.A. Щепелев, В.Г. Меркулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 1 (203). - С. 381-384

8. Состояние преступности. Статистика и аналитика [Электронный ресурс] // МВД России: сайт. - URL: М1рз://мвд.рф/Ве1]а1е1поз1/з1айзйсз (дата обращения: 06.01.2023)

Педагогика

УДК 159.931

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность выявления и развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме пространственных представлений и внедрения интерактивных технологий образовательной среды в практику детского сада. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Развитие пространственных функций у детей с системным недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном речевом развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее. В статье показана необходимость раскрытия содержания эффективной организации логопедической работы развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи средствами интерактивных технологий.

Ключевые слова: системные недоразвитие речи, старший дошкольник, интерактивные технологии.

Annotation. The article substantiates the relevance of identifying and developing spatial representations in older preschoolers with systemic speech underdevelopment. An overview of the main ideas of modern researchers on the problem of spatial representations and the introduction of interactive technologies of the educational environment into kindergarten practice is presented. Orientation in space is of universal importance for all aspects of human activity, covering various aspects of his interaction with reality. The development of spatial functions in children with systemic speech underdevelopment follows the same patterns as in normal speech development, but this process is slower. The article shows the need to disclose the content of the effective organization of speech therapy work for the development of spatial representations in older preschoolers with systemic speech underdevelopment by means of interactive technologies.

Key words: systemic speech underdevelopment, senior preschooler, interactive technologies.

Введение. Хорошо развитые пространственные представления являются ключевым фактором для социальной адаптации дошкольников и их успешного дальнейшего обучения в школе. Плохо развитые пространственные представления прямо влияют на уровень умственного развития ребенка. Недостаточное усвоение пространственных представлений к старшему дошкольному возрасту является к одним из факторов, которые могут привести к трудностям в освоении детьми школьными навыками. Недостаточное развитие пространственных представлений может проявляться в недостаточной развитости графических умений, трудностях с письмом, чтением и математическими операциями.

Исследования О.И. Галкиной, А.А. Люблинской, Н.Ф. Титовой, Н.М. Яковлевой [5, С. 120] подтвердили, что для формирования простых пространственных представлений необходимо, чтобы дошкольник имел достаточное количество базовых знаний о предметах, которые его окружают, и о явлениях в окружающей среде. Одним из главных положений в этом процессе является осознание пространственных отношений между предметами, которые являются важными сигналами и помогают формированию сложных условных рефлексов.

Изложение основного материала статьи. Согласно М.В. Фомичевой, пространственные представления включают в себя определенные параметры, такие как размеры, формы перемещения и местонахождения предметов, а также положение собственного тела относительно предметов вокруг себя [3, С. 125].

Из работ Т.А. Мусейибовой [2, С. 75] следует, что изучение пространственной лексики у дошкольников связано с определенной последовательностью развития предлогов, таких как «около», «возле», «у», «на» и «по». Позднее, в детском возрасте, дети начинают использовать слова «справа» и «слева», для обозначения разницы между своими руками. В некоторых случаях к концу дошкольного возраста развиваются предлоги и наречия «как между», «напротив», «над».

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [6, С. 63] выделяли 4 блока пространственных представлений, которые осваивает ребёнок дошкольного возраста (Таблица 1).

Таблица 1

Блоки пространственных представлений по М.М. Семаго и Н.Я. Семаго

Блок Пространственные представления

1. Пространство своего тела. Представления дошкольника своего физического тела, его частях и их местоположения.

2. Пространство тела и объектов. Способность дошкольника ориентироваться в пространстве, учитывая расположение объектов относительно своего тела.

3. Пространство объектов. Понимание взаимосвязи между элементами среды.

4. Квазипространственные представления. Пространственные представления с обозначением словами пространства в лингвистической картине ребёнка. Это грамматические структуры, зависящие от окончаний слов, порядка их расположения и использования предлогов.

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [6, С. 63] последовательность овладения пространственными представлениями в дошкольном детстве разделяют на 2 этапа (рисунок 1).

Последовательность овладения пространственными представлениями

1 этап - Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела

Представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (с использованием понятий «верх - низ», «с какой стороны».

Представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

2 этап - Вербализация пространственных представлений

т

Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов по отношению к телу.

т

Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед).

Рисунок 1. Последовательность овладения пространственными представления в дошкольном детстве по

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго

Г. Т. Майнгашева [1, С. 131 подчеркивает, что у дошкольников с системным недоразвитием речи (далее СНР) несформированность пространственных представлений проявляется в неспособности ориентироваться по сторонам своего тела, выявлять точку отсчета, эта система ориентировки усваивается ими намного позднее, чем у детей в норме. У большинства детей с СНР неразвито понимание целого образа предмета. Особенно отмечаются пространственные отклонения при рисовании. Рисунки характеризуются ограниченностью, бедностью, малым количеством деталей. Овладевают сложностями при потреблении прилагательных «тонкий - толстый», «узкий - широкий». Дошкольники с СНР испытывают сложности в осматривании сюжетных картин, создании рассказа по картинам, ориентировании на листе бумаги. Они осматривают иллюстрации слева направо или снизу вверх, при описании они используют элементарное перечисление отдельных деталей [9, С. 102].

В целом, у дошкольников с проблемами в развитии речи ограничена способность познания ими речевых норм обозначения пространственных отношений, связанных с описанием места. Отставание в развитии познавательной деятельности не разрешают детям самим владеть более сложными предлогами (из-под, из-за, между, над). По причине этого появляются смешение и замены предлогов, что связано с недостаточной дифференциацией форм слова [7, С. 58].

Таким образом, представления о пространстве являются одним из наиболее сложных видов представлений, которые развиваются у детей в ходе их когнитивного формирования. Эта сфера деятельности заключается в выявлении параметров объектов в их отношении друг к другу и к окружающей среде, таких как размеры, форма, перемещение и расположение. Дети с СНР в дошкольном возрасте имеют трудности с усвоением пространственных понятии, что влияет на развитие их познавательной деятельности и ограничивает возможности для речевого общения, что в свою очередь затрудняет усвоение более сложных предлогов.

Интерактивные технологии представляют собой, целую систему, включающую в себя конкретную часть образовательного процесса. В нее входят игры и упражнения, развивающие личностные качества обучающихся, оснащающие результативность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с возможностями и интересами.

Технология интерактивного развития - это реализация учебного процесса, при которой неосуществимо непринятие участия в процессе познания, благодаря чему любой учащийся имеет в своем распоряжении конкретное поручение, после выполнения, которого он должен отчитаться. От деятельности каждого обучающегося зависит качество выполнения выдвинутого перед группой поручения [4, С. 76].

Интерактивное обучение решает три задачи: учебную, направленную на конкретное знание; коммуникационную, способствующую развитию эмоционального и интеллектуального фоном познания и социально-ориентационную, проявляющуюся в результате за пределами учебного процесса [9, С. 58].

К разновидностям интерактивных методов и форм работы относятся: дискуссионные включающие диалог, анализ ситуаций из практики, групповые дискуссии и анализ ситуаций морального выбора; игровые такие как дидактические и творческие игры, ролевые игры и управленческие игры, а также тренинговые игры, включающие коммуникативные тренинги и тренинги сензитивности, использующие дискуссионные и игровые методы обучения [7 , С. 158].

Было проведено исследование уровня развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Эксперимент осуществлялся на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 16» г. Оренбурга. Экспериментальную группу составили 20 испытуемых в возрасте 6-7 лет. Из них 7 девочек и 13 мальчиков. Все дети, участвующие в эксперименте, являются воспитанниками логопедической группы и имеют логопедическое заключение: системное недоразвитие речи. В ходе обследования была использована методика экспериментального исследования пространственных представлений О.Б. Иншаковой и О.М. Колесниковой [10 , С. 38]. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики старших дошкольников с системным недоразвитием речи по методике

О.Б. Иншаковой и О.М. Колесниковой

И.Ф ребёнка 1 блок 2 блок 3 блок 4 блок Общая сумма баллов Уровень

Алёна И. 9 8 7 9 33 средний

Кирилл А. 9 8 7 9 33 средний

Данила Г. 5 4 4 5 18 низкий

Кирилл Г. 3 3 2 3 11 низкий

Олеся Р. 7 7 5 8 27 низкий

Виктор Л. 4 3 3 4 14 низкий

Матвей 3. 8 7 8 8 31 средний

Саша К. 11 10 10 10 41 высокий

Глеб А. 6 4 5 5 20 низкий

Света И. 7 7 7 8 29 средний

Кирилл А. 9 8 7 9 33 средний

Даша Г. 5 4 4 5 18 низкий

Катя Г. 3 3 2 3 11 низкий

Оля Р. 7 7 5 8 27 низкий

Кирилл А. 9 8 7 9 33 средний

Данила Г. 5 4 4 5 18 низкий

Кирилл Г. 3 3 2 3 11 низкий

Оксана Р. 7 7 5 8 27 низкий

Виктор Л. 4 3 3 4 14 низкий

Кирилл А. 9 8 7 9 33 средний

У 7 испытуемых был выявлен средний уровень развития пространственных представлений. Дети смогли справиться почти со всеми заданиями. Между тем, вызывали затруднения задания, связанные с употреблением и пониманием предлогов по картинке. Дети испытывали трудности в дифференцировании предлогов «за» - «из-за», «над» - «под» и т.д.

Низкий уровень развития пространственных представлений найден у 12 дошкольников с речевыми нарушениями. Со многими заданиями дети не справлялись, путали практически все предооги, не понимали смысла вопроса.

Качественный анализ результатов исследования по данной методике показал, что лишь один ребенок смог справиться практически со всеми заданиями. Проблемы возникали лишь в некоторых ситуациях, но ребёнок сам исправлял свои ошибки.

Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень развития пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи находится на низком уровне, что позволяет сделать вывод о необходимости их развития на логопедических занятиях.

Результаты повторного исследования показали наличие положительной динамики в развитии пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи средствами интерактивных технологий (рисунок 2).

-

о И

■ Высокий

■ Средний □ Низкий

Констатирующий эксперимент

Контр ольный эклер пмент

Рисунок 2. Результаты исследования до и после проведения коррекционной работы по методике

О.Б. Иншаковой, О.М. Колесниковой

Анализ данных рисунка 2 позволяет сделать вывод, что после реализации программы логопедических занятий, направленных на развитие пространственных представлений у старших дошкольников с системным недоразвитием речи с использованием интерактивных технологий произошло существенное повышение общего уровня развития пространственных представлений детей. Так, высокий уровень развития пространственных представлений на момент проведения контрольного эксперимента был выявлен у 8 детей, средний - у 5 детей и низкий - у двух испытуемых.

Таким образом, наличие положительной динамики по основным показателям после проведения коррекционной работы позволяет сделать вывод об эффективности использования интерактивных технологий, как средства развития пространственных представлений старших дошкольников с системным недоразвитием.

Выводы. Анализ данных, полученных в ходе первичного обследования, показал, что у большей части старших дошкольников с системным недоразвитием был выявлен низкий уровень пространственных представлений. Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод, что испытуемые нуждаются в логопедической помощи.

Специфической особенностью детей с системным недоразвитием является то, что развитие пространственных представлений подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, но осуществляется медленнее, в запоздалые сроки и с отклонениями. Было доказано, что эффективное решение задач развития пространственных представлений у данной категории детей возможно только в результате целенаправленной и систематической коррекционно-развивающей логопедической работы используя интерактивные технологии.

Литература:

1. Ахальцева, E.H. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / E.H. Ахальцева // Логопед - 2008. -№ 4. - С. 4-21

2. Бурачевская, О.В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. -2016. - № 1.- С. 72-75

3. Бурачевская, О.В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Бурачевская // Молодой ученый. -2015,-№9,-С. 123-128

4. Василенко, A.B. Информационные технологии и развитие пространственного мышления / A.B. Василенко // Педагогическое образование и наука - 2010. - № 4. - С. 73-77

5. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.

6. Польшина, М.А. Формирование зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / М.А. Польшина. - Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022-Вып. 75-Ч. 1-С. 118-122

7. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.

8. Семенович, A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / A.B. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

9. Семенович, A.B. Пространственные представления при отклоняющимся развитии / A.B. Семенович, С.О. Умрихин. -М., 1997. - 178 с.

10. Филатова, И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи / И.А.Филатова. -М.: Книголюб, 2010.-42 с.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Помельникова Елена Александровна

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П Королева (г. Самара); кандидат педагогических наук Пекина Маргарита Викторовна

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара); старший преподаватель Альмурзин Прохор Петрович

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара)

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена запросом государства и его экономики на специалистов, обладающих профессиональным мировоззрением, то есть профессиональными, научными и общественными знаниями, системой представлений о цели и смысле жизни, ценностями и нормами в практических поступках и действиях и реальной готовностью к определенному типу профессионального поведения в конкретных обстоятельствах. Решение такой задачи в рамках профессиональной подготовки в вузе видится возможным с помощью преподавателей-наставников, обладающих определенным набором компетенций. Такие компетенции должны содействовать формированию профессиональных и общекультурных компетенций, настраивать студентов на успех, помогать студентам выстраивать технологию карьерного роста и выявлять проблемы, создавать идеи и раскрыть предприимчивость. В работе оцениваются результаты опроса преподавателей на наличие готовности и умений стать наставниками, выявляется необходимость организации специальной подготовки.

Ключевые слова: наставничество, преподаватель-наставник, профессиональное мировоззрение, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции.

Annotation. The relevance of this study is due to the demand of the state and its economy for specialists with a professional worldview, that is, professional, scientific and social knowledge, a system of ideas about the purpose and meaning of life, values and norms in practical actions and real readiness for a certain type of professional behavior in specific circumstances. The solution of such a task in the framework of university education is considered as possible with the help of teachers-mentors with a certain set of competencies. Such competencies should contribute to the formation of professional and general cultural students' competencies, setting students up for success, helping students build career growth technology and identifying problems, creating an idea and revealing entrepreneurship. The paper evaluates the results of a survey of teachers on the readiness and skills to become mentors, identifies the need for special training.

Key words: mentoring, teacher-mentor, professional worldview, professional training, professional competencies, general cultural competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.