Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ И НЕДОРАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ И НЕДОРАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ДИЗАРТРИЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калимбетова Ю.А.

В статье рассматриваются научные подходы, актуальность проблемы формирования понимания сложных логико-грамматических структур языка у старших дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений. В настоящее время интегративные исследования ряда смежных наук расширяют и углубляют представления о механизмах порождения и понимания речи и открывают новые возможности для разработки эффективных и адекватных методов и приемов коррекции недоразвития речи, сопровождающейся несформированностью пространственных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калимбетова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMING AN UNDERSTANDING OF COMPLEX LOGIC AND GRAMMATIC LANGUAGE STRUCTURES IN ELDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTRY AND UNDERFORMANCE OF SPATIAL REPRESENTATIONS

The article considers scientific approaches, the relevance of the problem of forming an understanding of the complex logical and grammatical structures of the language in older preschoolers with dysarthria and underdevelopment of spatial representations. Currently, integrative studies of a number of related sciences expand and deepen ideas about the mechanisms of generation and understanding of speech and open up new possibilities for the development of effective and adequate methods and techniques for correcting speech underdevelopment, accompanied by the lack of formation of spatial representations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ И НЕДОРАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 376.44

Калимбетова Ю.А. студент магистратуры Донской государственный технический университет

Россия, г.Ростов-на-Дону

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ И НЕДОРАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются научные подходы, актуальность проблемы формирования понимания сложных логико-грамматических структур языка у старших дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений. В настоящее время интегративные исследования ряда смежных наук расширяют и углубляют представления о механизмах порождения и понимания речи и открывают новые возможности для разработки эффективных и адекватных методов и приемов коррекции недоразвития речи, сопровождающейся несформированностью пространственных представлений.

Ключевые слова: дошкольники с дизартрией, формирование понимания логико-грамматических структур языка, пространственные представления.

Kalimbetova Yu.A. graduate student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

TO THE QUESTION OF FORMING AN UNDERSTANDING OF COMPLEX LOGIC AND GRAMMATIC LANGUAGE STRUCTURES IN ELDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTRY AND UNDERFORMANCE OF SPATIAL REPRESENTATIONS

Abstract: the article considers scientific approaches, the relevance of the problem of forming an understanding of the complex logical and grammatical structures of the language in older preschoolers with dysarthria and underdevelopment of spatial representations. Currently, integrative studies of a number of related sciences expand and deepen ideas about the mechanisms of generation and understanding of speech and open up new possibilities for the development of effective and adequate methods and techniques for correcting

speech underdevelopment, accompanied by the lack of formation of spatial representations.

Keywords: preschoolers with dysarthria, the formation of an understanding of the logical and grammatical structures of the language, spatial representations.

В условиях модернизации и реорганизации системы дошкольного образования, в связи со сложившимися социально -экономическими условиями прослеживается тенденция к увеличению детей, испытывающих трудности в обучении (А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина, Н. Н. Малофеев, Ю. В. Микадзе, С. В. Покровская, A. JI. Сиротюк и др.). Нарушения экспрессивной и импрессивной речи занимают одно из ведущих мест среди причин неуспеваемости младших школьников в процессе обучения в массовой школе.

В старшем дошкольном возрасте возникает необходимость в усвоении учебного материала, логико-грамматическая сложность которого с каждым годом обучения все возрастает. Перед старшими дошкольниками постоянно встает задача точного и полного понимания вербальной информации. Уровень сформированности процессов декодирования логико-грамматических структур родного языка оказывает значительное влияние на эффективность усвоения учебного материала в процессе обучения в начальной школе. Изучение данной проблемы позволило выявить специфические трудности оперирования смысловой информацией, основу которых составляют сложные патогенетические и нейропсихологические механизмы (И.Т. Власенко, В. К. Воробьева, Н. Я. Семаго, А. В. Семенович, И. А. Филатова, Т. А. Фотекова, T. Б. Халилова, Т.С. Цветкова и др.).

Необходимо отметить, что статистика такова, что с каждым годом увеличивается число детей с дизартрией (Е.М. Мастюкова, Е.Н. Правдина -Випарская, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова и др.), которая рассматривается как сложное речевое нарушение центрально -органического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических и речевых расстройствах. Дизартрия часто протекает на фоне системной несформированности высших психических функций, в том числе и пространственных представлений (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович, И.А. Филатова и др.).

Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности старшего дошкольника (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, А.В. Семенович). Пространственный анализ и синтез лежит в основе понимания развернутой речи: способности не только удержать в памяти все элементы развернутой речевой структуры, но временно «обозреть» ее, уложить в одновременно воспринимаемую смысловую схему. «Симультанное обозрение» и

составление симультанных смысловых схем совершенно необходимы для понимания речевых конструкций, которые включают в свой состав сложные логико-грамматические отношения, выражаемые с помощью предлогов, падежных окончаний, порядка слов и других средств (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская, Н.Я.Семаго, М. М. Семаго, И. А. Филатова, Л. С. Цветкова и др.).

Сформированные и полноценные структурно-функциональные системы мозга служат морфологической основой для развития интегративных психических функций. Данные нейропсихологических исследований и специальной психологии (В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и др.) свидетельствуют о том, что причинами несформированности высших психических функций, таких как речь, письмо, чтение, счет, понимание устных и письменных сообщений, могут быть задержка созревания определенных зон мозга и несформированность межанализаторных связей. Нарушения установления слухо-моторных, слухо-зрительных, оптико-пространственных, сомато-пространственных связей, их прочности, подвижности являются одним из механизмов недоразвития речи и других психических функций.

Проблема недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на современном этапе характеризуется тенденцией многоаспектного анализа не только двигательных, речевых, по и учебно-познавательных особенностей данной категории детей. При экспрессивных нарушениях речи в специальной научной, методической литературе недостаточность понимания речевого высказывания традиционно рассматривается как вторичное расстройство, с указанием на то, что смысловая сторона речи является сохранной (Г.И. Жаренкова, В.А. Ковшиков, Р.Е.Левина, Е.Ф. Соботович). Основное внимание при дизартрии и общем недоразвитии речи направлено на диагностику и коррекцию экспрессивной речи. Импрессивная речь нарушается не так грубо и часто выпадает из поля зрения логопедов, что значительно осложняет и замедляет процесс коррекции.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования возрастает в связи с необходимостью организации дифференцированного коррекционного воздействия по устранению нарушений речи у младших школьников с дизартрией. В настоящее время интегративные исследования ряда смежных наук расширяют и углубляют представления о механизмах порождения и понимания речи и открывают новые возможности для разработки эффективных и адекватных методов и приемов коррекции недоразвития речи, сопровождающейся несформированностью пространственных представлений. Научных исследований, в которых бы предлагались глубокий качественный анализ особенностей формирования психических функций у детей с речевой патологией и

дифференцированные методики коррекции импрессивной речи, явно недостаточно.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что с каждым годом увеличивается число детей с дизартрией, которая часто протекает на фоне системной несформированности высших психических функций, в том числе и пространственных представлений. В условиях демократизации и гуманизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей одной из актуальных проблем, стоящих перед современным дошкольным образовательным учреждением, является оказание дифференцированной -коррекционной помощи дошкольникам с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений. Однако в научно-методическом сопровождении логопедического процесса дифференцированной коррекции недостаточное внимание уделяется импрессивной речи.

Таким образом, процесс формирования понимания сложных логико -грамматических структур языка у старших дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: разработки и апробации рабочей программы учителя-логопеда, направленной на формирование понимания сложных логико-грамматических структур языка и взаимодействия специалистов в процессе логопедической работы со старшими дошкольниками с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений.

Использованные источники:

1.Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика. -1982.-С. 7-31.

2. Левина Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» //Бессознательное. Тбилиси: Мецпиереба. - 1998. - С.249-254.

3. Малафеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программ развития // Дефектология. 2017. - № 4. - С. 315.

4. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. //Дефектология -2000.-№1.-С. 66-72.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.