Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНОЕ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

В статье рассматриваются проблемы формирования связного речевого высказывания у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Системное недоразвитие речи (СНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи. У старших дошкольников с системным недоразвитием речи наблюдаются такие особенности связного речевого высказывания как: определенные недостатки связности и целостности в высказываниях, достаточно слабое разнообразие применяемых лексических средств, нарушение грамматической правильности построения высказываний и предложений, и поражение звукового оформления связного речевого высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Польшина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COHERENT SPEECH UTTERANCE IN OLDER PRESCHOOLERS WITH SYSTEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN SPEECH THERAPY CLASSES

The article deals with the problems of formation of coherent speech utterance in older preschoolers with systemic speech underdevelopment. Systemic speech underdevelopment (SNR) is a variety of complex speech disorders in which the formation of all components of the speech system related to its sound and semantic side in children with disabilities is disrupted. Speech underdevelopment in children is expressed to varying degrees: from complete absence of speech to minor developmental abnormalities. There are three degrees of speech underdevelopment. Older preschoolers with systemic speech underdevelopment have such features of coherent speech utterance as: certain shortcomings of coherence and integrity in utterances, a rather weak variety of lexical means used, violation of grammatical correctness of the construction of utterances and sentences, and the defeat of the sound design of a coherent speech utterance.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Из полученных результатов, отраженных в таблице видно, что на формирование самоопределяющих мотивов в большей степени влияют преподаватели высших учебных заведений. Следовательно, преподаватель высших учебных заведений должен знать эту особенность и использовать ее в полной мере для формирования самоопределяемых мотивов студентов. Так как эти мотивы способствуют успешной учебной деятельности, удачному окончанию вуза и дальнейшему профессиональному росту выпускников.

Выводы. Из вышесказанного следует, что теория самоопределения имеет большое значение в формирование мотивировано поведения молодежи.

Сформированные самоопределяемые мотивы влияют на все стороны жизни студенческой молодежи. Так они способствуют положительной динамике во многих сферах жизни, особенно на учебную деятельность.

Немало важно, то, что самоопределяемые мотивы способствуют дальнейшему профессиональному росту. Следовательно, мотивы формируют у студентов такие важные умения, как:

- умение планировать и организовывать свою деятельность;

- умение преодолевать препятствия, возникающие на пути выполнения профессиональных обязанностей;

- инициативность;

- способность к самоконтролю на всех этапах трудовой деятельности; творческое отношение к выполняемой работе.

Самоопределяющие мотивы формируются под влиянием общения преподавателя со студентом, что должно

учитываться педагогом в подготовке и преподавание своей дисциплины.

Литература:

1. Бугременко, А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г. Бугременко // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 51-59.

2. Зимняя, И.А. «Педагогическая психология» / И.А. Зимняя. - М.: «Педагогическая литература», 2002. - 384 с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

4. Комусова, Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» / Н.В. Комусова. - Л., 1983. - 236 с.

5. Мильман, В.Э. «Мотивация и творчество» / В.Э. Мильман. - М.: «Мирея и Ко», 2005. - 165 с.

6. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-132.

7. Ярулина, Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов / Л.Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. - С. 30-32.

Педагогика

УДК 159.931

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования связного речевого высказывания у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Системное недоразвитие речи (СНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи. У старших дошкольников с системным недоразвитием речи наблюдаются такие особенности связного речевого высказывания как: определенные недостатки связности и целостности в высказываниях, достаточно слабое разнообразие применяемых лексических средств, нарушение грамматической правильности построения высказываний и предложений, и поражение звукового оформления связного речевого высказывания.

Ключевые слова: связное речевое высказывание, системное недоразвитие речи, коррекционно-логопедическая работа, старшие дошкольники.

Annоtation. The article deals with the problems of formation of coherent speech utterance in older preschoolers with systemic speech underdevelopment. Systemic speech underdevelopment (SNR) is a variety of complex speech disorders in which the formation of all components of the speech system related to its sound and semantic side in children with disabilities is disrupted. Speech underdevelopment in children is expressed to varying degrees: from complete absence of speech to minor developmental abnormalities. There are three degrees of speech underdevelopment. Older preschoolers with systemic speech underdevelopment have such features of coherent speech utterance as: certain shortcomings of coherence and integrity in utterances, a rather weak variety of lexical means used, violation of grammatical correctness of the construction of utterances and sentences, and the defeat of the sound design of a coherent speech utterance.

Key words: coherent speech utterance, systemic speech underdevelopment, correctional speech therapy work, senior preschoolers.

Введение. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.

Закономерности развития связного речевого высказывания освещаются с разных сторон: психологического, лингвистического, методического Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, методистами - А.М. Бородич, Ф.А. Сохиной, Е.И. Тихеевой и другими. Как отмечает А.В. Текучева, под связным высказыванием понимают единицу речи, составные языковые компoненты представляющие собой организованное по законам логики граммaтического строя данного языка одно целое. Таким образом, каждое самoстоятельное предложение рассматривают как одно из разнoвидностей связной речи [1, С. 219]. Связное речевое высказывание является наиболеe сложной формой речевой деятельности. Оно носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе (М.М. Алексеева, В.И. Яшина) [3, С. 31].

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. На сегодняшний день, в методических и психологических исследованиях отмечается, что навыки и умения связного речевого высказывания при спонтанном их развитии не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребенка в школе. Данным навыкам и умениям нужно обучать специально.

Изложение основного материала статьи. Содержание связной речи присутствует в трудах современной психолингвистической, лингвистической, и психологической литературы таких ученых, как Л.С. Выготский, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. [2, С. 67; 4, С. 2571

Связное речевое высказывание - это одно структурное и смысловое целое, которое включает связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. По мнению Т.Б. Полянской [6, С. 14], речь - это инструмент мышления, а мышление не существует вне языковой активности.

Как утверждали Л.С. Выготский и А.А Леонтьев, связное речевое высказывание отличается главными, присущими только ему чертами, в плане речевой организации. Во-первых, сообщение должно носить характер систематического, последовательного представления и только тогда оно станет понятным для всех. Во-вторых, каждое сообщение должно иметь характер развернутого высказывания [7; С. 16].

С.Л. Рубинштейн [5, С. 4] говорил, что связанность - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Основная форма связной речи - ее понятность для другого человека.

По мнению Т.А. Ладыженской [12, С. 189] логичность речи подразумевает четкую конструкцию высказывания, наличие тезисов, доказательств и выводов, соблюдение хронологического порядка изложения мыслей, их взаимообусловленность и взаимозависимость, согласованность фактов и обоснованность выводов. Содержание речи предполагает наличие у говорящего определенного опыта, его знание фактического материала для полного и глубокого раскрытия темы и основной идеи его высказывания. Связная речь состоит из монологической и диалогической речи.

А.А. Леонтьев пишет: «В противоположность диалогической речи, устная монологическая является относительно развернутым видом речи» [8, С. 253]. Монолог - это развернутая или контекстная речь, предназначенная для целенаправленного и продолжительного воздействия на слушателей. В.П. Глухов [9, С. 116] выделяет следующие особенности монологической речи: логическую последовательность связность, и полноту изложения фактов и мысли, их композиционную законченность, обусловленность содержания ориентацией на реакцию слушателей, ограниченное использование дополнительных неязыковых средств передачи информации.

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития действенных навыков и умений связного речевого высказывания, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия, как важного фактора коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) - это отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. Несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи [10, С. 56].

Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Задержка речи, дефекты произношения, ограниченный речевой опыт приводят к отклонениям в развитии грамматического строя речи и недостаточное накопление словаря. Большинство детей с нарушениями артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, путают слова, концентрируясь на сходстве звукового состава, ситуации и не знают повседневных слов [11, С. 102]. Слова употребляются неточно и взамен нужного названия ребёнок использует то, которое обозначает похожий предмет (ваза -кувшин, петля - дырка, желудь - орех) или связывает с данным словом ситуацию (рельсы - шпалы, наперсток - палец).

Достаточно хорошая ориентация в окружающей среде, запас обиходных сведений и представлений являются характерными для детей. Дети могут найти и знают на картинке различные предметы, профессию, показать предметы, окрашенные в разный цвет, понять действия лиц, изображенных на картинке. Тем не менее, ограниченное или полное отсутствие речи приводит к расхождению между активным и пассивным словарем [5, С. 68]. Уровень сформированности лексической стороны речи зависит не только от степени нарушения звука, но и от интеллектуального развития ребенка, среды, в которой он воспитывается, социального опыта. Для данной категории детей, характерно недостаточное овладение грамматическими средствами языка [12, С. 32].

Надо обратить внимание на затруднения, проявляющиеся в развернутой речи. К ним относятся «скудность высказывания», «стремление избежать развернутой речи», трудности построения фразы и аграмматичность фраз при пересказе, неумение одновременно следить за формой речи и ее содержанием, неуверенность и затрудненность выражения мысли в связной форме. Наряду с ограниченностью речи отмечается и «многословие», которое можно объяснить как «компенсаторное явление при недостаточно прочном навыке правильной связной речи», а также пропуск значимых для сюжета эпизодов, застревание на второстепенных деталях, использование простых, малоинформативных предложений. Таким образом, связная речь у старших дошкольников с системным недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Определенные недостатки связности и целостности в высказываниях, достаточно слабое разнообразие применяемых лексических средств, нарушение грамматической правильности построения высказываний и предложений, и поражение звукового оформления связного речевого высказывания.

Было проведено исследование уровня сформированности связного речевого высказывания у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Для диагностического исследования применялись определенные серии заданий, направленные конкретно на развитие связной речи, из методики: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина [2, С. 7] «Методика диагностики связной речи дошкольников» (две серии заданий).

В ходе исследования проводилось наблюдение за группой детей, полученные данные фиксировались. Данная методика и определенные серии заданий модифицировались в соответствии с задачами исследования. Полученные данные дают представление об особенностях развития связной речи у старших дошкольников с системным недоразвитием речи, что соответствует целям, задачам исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №116" г. Оренбурга. В исследовании участвовало 20 детей с системным недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с каждым ребёнком в отдельности. Содержание заданий соответствовало возрасту детей, было доступным и интересным.

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты первого исследования связной речи у старших дошкольников с системным недоразвитием речи (в баллах)

Респондент Задание № 1 Задание №2 Общее количество баллов Уровень сформированности связной речи

1. Злата Д. 2 2 4 Средний

2. Кирилл П. 1 1 2 Низкий

3. Тимур А. 2 3 5 Высокий

4. Денис Л. 2 2 4 Средний

5. Маша Ш. 3 2 5 Высокий

6. Даша Л. 1 2 3 Средний

7. Костя А. 2 2 4 Средний

8. Илья Д. 2 1 3 Средний

9. Катя Р. 2 1 3 Средний

10. Оля С. 1 1 2 Низкий

11. Максим Л. 2 2 4 Средний

12. Света К. 1 1 2 Низкий

13. Стася В. 2 3 5 Высокий

14. Лиза Щ. 2 2 4 Средний

15. Ира З. 3 2 5 Высокий

16. Вероника М. 1 2 3 Средний

17. Егор Р. 2 2 4 Средний

18. Лена Ж. 2 1 3 Средний

19. Марина Г. 2 1 3 Средний

20. Дима С. 1 1 2 Низкий

Рассматривая данные, представленные в таблице 1, можно отметить, что для старших дошкольников наиболее легким заданием, оказалось задание №1, так как именно это задание они выполнили с наивысшими баллами. Это указывает на то, что дети логично высказывают свои мысли и полно отвечают на вопросы.

Самый низкий результат из всех можно увидеть в задании №2. Кириллу П. и Свете К. несколько раз была озвучена инструкция, помощь в виде вспомогательных вопросов, но испытуемый все равно с заданием не смог справиться.

Оля С., Дима С. были немногословны, боялись сказать лишнего. Вели себя тихо и скромно. Речь состояла из 2-3х слов, что являлось следствием маленького словарного запаса и говорит о том, что связная речь у них не развита. Также показала низкий результат.

Тимур А., Маша Ш., Стася В. и Ира З. справились со всеми заданиями лучше всех и имеют высокие результаты, что говорит о высоком уровне развития связной речи. Испытуемые грамотно подбирали слова, обдумывали свои ответы, что являлось следствием наличия у обоих богатого словарного запаса. Речь детей была правильной, доступной.

Средний уровень развития связной речи имеют 11 испытуемых. Они практически самостоятельно справились со всеми заданиями, в речи использовались полные предложения, но в построении некоторых ответов нужна была помощь в виде вспомогательных вопросов.

В ходе контрольно-оценочного этапа исследования была выявлена положительная динамика почти у всех испытуемых, что свидетельствует о результативности осуществленной логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи (таблица 2).

Таблица 2

Результаты второго исследования связной речи у старших дошкольников с системным

недоразвитием речи (в баллах)

Респондент Задание № 1 Задание №2 Общее количество баллов Уровень сформированности связной речи

1. Злата Д. 3 2 5 Высокий

2. Кирилл П. 2 1 3 Средний

3. Тимур А. 3 3 6 Высокий

4. Денис Л. 2 2 4 Средний

5. Маша Ш. 3 3 6 Высокий

6. Даша Л. 2 2 4 Средний

7. Костя А. 2 2 4 Средний

8. Илья Д. 2 2 4 Средний

9. Катя Р. 2 2 4 Средний

10. Оля С. 2 1 3 Средний

11. Максим Л. 3 2 5 Высокий

12. Света К. 2 1 3 Средний

13. Стася В. 3 3 6 Высокий

14. Лиза Щ. 2 2 4 Средний

15. Ира З. 3 3 6 Высокий

16. Вероника М. 2 2 4 Средний

17. Егор Р. 2 2 4 Средний

18. Лена Ж. 2 2 4 Средний

19. Марина Г. 2 2 4 Средний

20. Дима С. 2 1 3 Средний

Из приведенных выше баллов в таблице 2, можно выявить, что коррекционная работа по развитию связной речи старших дошкольников с системным недоразвитием речи, являлась положительной и результативной.

Анализ полученных результатов показал, что дети, которые в начале эксперимента имели низкий и средний уровни сформированности связного речевого высказывания, улучшили свои навыки, расширили словарный запас, научились правильно строить связное речевое высказывание, что говорит о высокой эффективности логопедической работы.

Таким образом, в результате проделанной работы у детей наблюдалось:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- глубокий интерес к занятиям по формированию связного речевого высказывания и обучению грамоте;

- значительное расширение активного словаря;

- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

- улучшение монологической и диалогической речи.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о необходимости проведения логопедической работы по формированию связного речевого высказывания у старших дошкольников с системным недоразвитием речи. Разработанный комплекс упражнений в ходе устранения нарушений связной речи у старших дошкольников с системным недоразвитием речи позволяет ускорить процесс коррекционного периода обучения, сократить этап подготовки к обучению грамоте и, следовательно, уменьшить возможность социальной дезадаптации детей в новых условиях дальнейшего обучения в школе.

Литература:

1. Аматьева, Е.П. К проблеме формирования экспрессии речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.П. Аматьева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 218-224.

2. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 77 с.

3. Балаева, В.И. О системе планирования психо-коррекционной работы с детьми с нарушениями речи / В.И. Балаева, А.К. Лопышова // Специальная психология. - М.: 2017. - №1. - С. 27-31.

4. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика: учебное пособие / И.А.Зайцева и др. - М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 352 с.

5. Консур, А.В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи / А.В. Консур // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 1-5.

6. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Копачевская Лариса Александровна. - М., 2000. - 17 с.

7. Кусова, М.Л. Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве / М.Л. Кусова // Филологический класс. - 2003. - № 9. - С. 16-21.

8. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 357 с.

9. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина. - СПб.: НОУ «Союз», 2006. - 151 с.

10. Польшина, М.А. Логопедическая работа в системе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями / М.А. Польшина, Н.М. Суслова. - Наука сегодня: теория, практика, инновации. XI Международная научно-практическая конференция: Изд-во «Перо». Москва, 2016. - С. 242 -247

11. Польшина, М.А. Особенности формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста / М.А. Польшина // Современные тенденции в науке и образовании: сб. статей XVHI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 339-341. - 0.3 п.л.

12. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 2006. - 187 с.

Педагогика

УДК 13.00.08

аспирант Пономарева Мария Васильевна

АОУ ДПО УР «Институт развития образования» (г. Ижевск), Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Дебесский политехникум» (с. Дебесы) профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Газизова Альфия Ильдусовна Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (г. Казань)

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА

Аннотация. Статья посвящена вопросам процесса организации профессионального воспитания студентов среднего профессионального образовательного учреждения в условиях сельского района. Рассмотрены подходы ученых к определению профессионального воспитания в системе среднего профессионального образования, уточнено понятие «профессиональное воспитание». Обозначена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательной организации по направлению организации профессионального воспитания. Авторы перечислили аспекты проблемы, включая сущность и содержание понятия профессионального воспитания. В статье представлены исследования, полученные в результате диагностики студентов политехникума, находящегося в сельской местности и выявленный уровень профессиональной мотивации студентов. Указана взаимосвязь воздействия на ценностный уровень личности студента и профессионального становления специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.