Научная статья на тему 'Интерактивные технологии формирования профессиональной психологической устойчивости'

Интерактивные технологии формирования профессиональной психологической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
691
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА / ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / PROFESSIONAL PSYCHOLOGY STABILITY / PROJECTING PRINCIPLES OF INTERDISCIPLINARY INTERACTIVE COURSES / GAME PROJECTING / INTERDISCIPLINARY BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанова Юлия Игоревна

Описан опыт проектирования и внедрения в практику образовательного процесса в техническом вузе междисциплинарного интерактивного курса повышения профессиональной психологической устойчивости. Сформулированы принципы проектирования междисциплинарных интерактивных курсов и дано описание технологий игрового проектирования и деловой игры. Дана схема профессиональной психологической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобанова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technologies for professional psychological stability development

There is a describing of projecting and embedding in practice of education process an interdisciplinary interactive learning course of professional psychology stability improvement. There are projecting principles of interdisciplinary interactive courses and describing such technologies as game projecting and business game. Schema of professional psychology stability, its levels and components are given.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии формирования профессиональной психологической устойчивости»

УДК 159.923.2 : 35.015.3

Ю. И. Лобанова

Интерактивные технологии формирования профессиональной психологической устойчивости

Описан опыт проектирования и внедрения в практику образовательного процесса в техническом вузе междисциплинарного интерактивного курса повышения профессиональной психологической устойчивости. Сформулированы принципы проектирования междисциплинарных интерактивных курсов и дано описание технологий игрового проектирования и деловой игры. Дана схема профессиональной психологической устойчивости.

There is a describing of projecting and embedding in practice of education process an interdisciplinary interactive learning course of professional psychology stability improvement. There are projecting principles of interdisciplinary interactive courses and describing such technologies as game projecting and business game. Schema of professional psychology stability, its levels and components are given.

Ключевые слова: профессиональная психологическая устойчивость, принципы проектирования междисциплинарного интерактивного курса, технология игрового проектирования, междисциплинарная деловая игра

Key words: Professional psychology stability, projecting principles of interdisciplinary interactive courses, game projecting, interdisciplinary business game

Проект междисциплинарного интерактивного курса в целом и методические разработки отдельных занятий базируются на использовании модификаций технологий, разработанных для ведения занятий по дисциплине «Психология делового общения» в техническом вузе. Говоря о создании интерактивного курса, нужно понимать, что на данный момент в России интерактивные методы обучения в большей степени предполагают наличие непосредственного взаимодействия между самими обучаемыми, а также преподавателя и обучаемых относительно содержания образования. За рубежом «интерактивные» технологии чаще всего применяются при подготовке учителей и медиков [23; 24], при этом западные ученые используют термин «интерактивное обучение» применительно к занятиям с использованием компьютерных программ-симуляторов, позволяющих имитировать определенные аспекты профессиональной деятельности.

Основаниями для проектирования и внедрения модификации технологии курса в современных социально-экономических условиях в российском техническом вузе явились следующие факторы:

© Лобанова Ю. И., 2014

необходимость формирования мотивационной обеспеченности учебного процесса; выбор методов и средств для достижения поставленных дидактических и воспитательных целей; предоставление обучаемым возможности замещения недостающего практического опыта профессиональной деятельности; необходимость в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов формирования мета-компетенций у обучаемых; создание условий для самодиагностики студентами собственных профессиональных интересов; необходимость оказания психологической помощи студентам-строителям в выборе профиля специализации.

Перечислим методологические принципы, которые легли в основу проекта междисциплинарного интерактивного курса:

1) основополагающими дидактическими принципами технологии явились принципы доступности и практической применимости знаний, умений и навыков, получаемых в процесс обучения. Реализация принципов должна осуществляться за счет переходов от непосредственного опыта участия в ситуациях, имитирующих профессиональное взаимодействие, к их теоретическому анализу и рефлексии полученного опыта и обратно;

2) принцип создания условий для развития рефлексии профессиональной деятельности. Стремительная индустриализация мира в совокупности с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды требует от современного профессионала умений принимать выверенные, устойчивые (в том числе в экологическом плане), проанализированные с учетом различных профессиональных аспектов решения [22; 26]. Способность прослеживать связи между разными аспектами профессиональных решений, определять правильность, адекватность ситуации решений со всех точек зрения обеспечивается определенным уровнем развития рефлексивного механизма, а именно выходом профессионала на уровень рефлексии профессиональной деятельности [12, с. 43; 13, с. 70-71];

3) создание возможности для обучаемых попробовать себя в разных профессиональных ролях, «примерить» разные формы профессиональной активности, предоставление возможности более осознанного выбора специализации, создание базы для диагностики (преподавателем и психологом) и самодиагностики сферы профессиональных интересов самими обучаемыми;

4) деятельностный подход: повышение уровня профессиональной психологической устойчивости осуществляется непосредственно в деятельности (в данном случае - в рамках учебной деятельности, моделирующей решение разных аспектов профессиональных задач);

5) психологическое обоснование используемых методов обучения: интерактивные методы обучения, опора на совместное обучение и обучение в сотрудничестве должно использоваться для преодоления существующих социальных проблем, таких как: разрыв между поколениями, расслоение общества, разный уровень образовательной и профессиональной подготовки студентов конкретных учебных групп и специальностей;

6) принцип мультимодульности: получение курсом статуса междисциплинарный возможно только в том случае, если учебная программа будет включать в себя одновременно несколько модулей, причем эти модули будут принадлежать разным дисциплинам. Принадлежность модулей разным дисциплинам и их конкретное наполнение будет определяться названием проектируемого междисциплинарного курса, его целями и задачами, а также конкретным набором компетенций, которые предполагается формировать в рамках данного курса.

В рамках данной статьи остановимся на отдельных элементах междисциплинарного курса, ориентированного на формирование профессиональной психологической устойчивости (ППУ). Отметим, что для данного проекта в качестве основы нами использованы модификации технологий, которые разрабатывались и подбирались изначально для технологии повышения психологической устойчивости специалиста.

Представление о устойчивости в целом и о психологической устойчивости личности на данный момент в психологической науке не вполне однозначное [1; 2; 5-8; 10]. Нами психологическая устойчивость на начальном этапе рассматривалась как ядро профессиональной устойчивости. При этом психологическая устойчивость представлялась как некое интегративное свойство профессионала, сформированность которого может быть оценена по трем компонентам: уровню психофизиологических затрат; сохранению целепола-гания и, как следствие, результативности психологического воздействия (ПВ); адекватности психологического воздействия (что с нашей точки зрения может оцениваться по уровню технической оснащенности в плане возможности активизации приемов психоло-

гического воздействия, по предпочтению в выборе определенных методов и средств психологического воздействия (особенностей предпочитаемой тактики) и достижению запланированных целей соответственно) [15, с. 85-87; 16, с. 27-30; 17, с. 17-20].

В обозначенном подходе к описанию отдельных компонентов психологической устойчивости можно отметить определенные пересечения с работами д-ра психол. наук, профессора Л.В. Куликова. В его монографии термин «психологическая устойчивость» используется для очерчивания круга составляющих, определяющих психологическое здоровье личности, в частности, «внутреннюю гармонию и настроение». Л.В. Куликов считает психологическую устойчивость личностным качеством, структуру которого определяют такие особенности как стойкость, уравновешенность и сопротивляемость [10, с. 87-110]. Под сопротивляемостью подразумевается «способность человека противостоять ограничению свободы поведения, свободы выбора в той или иной ситуации, свободы принятия решения; под уравновешенностью - способность сохранять соответствие между имеющимися психическими и физическими ресурсами и затратами на купирование возникающих неблагоприятных ситуаций; под стойкостью - способность противостоять трудностям, сохранять веру и определенный уровень настроения» [10, с. 87-92].

Проведем параллели между концепцией Л.В. Куликова и авторским подходом к описанию феномена психологической устойчивости.

1. Стойкость (плюс вера в себя) - сохранение целеполагания.

В этом пункте можно отметить некоторое расхождение между авторами: стойкость предполагает экзистенциальную определенность в совокупности с определенной гибкостью мотивационной сферы, в нашем подходе для обеспечения устойчивости профессионала на определенном этапе необходимо сохранение определенной иерархии мотивов, их соотношений, взаимосвязей.

2. Уравновешенность (как способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма) - результативность деятельности.

Продуктивность деятельности будет зависеть от уровня психофизиологических затрат; их превышение по сравнению с требованиями ситуации и с возможностями профессионала как индивида, обладающего определенными энергетическими запасами и приведет к снижению результативности в ближайшей перспективе.

3. Сопротивляемость - защита от манипуляций [10, с. 27-30].

На начальных этапах работы и в этом пункте наблюдалось расхождение: сопротивляемость предполагает способность как противостоять, так и поддаваться внешнему влиянию, давлению [10, с. 91-92], в нашем варианте акцент был смещен на формирование компетентности обучаемого в плане именно распознавания манипу-лятивного влияния и активного противостояния ему во имя достижения поставленных целей.

В целом разница между сопоставляемыми компонентами психологической устойчивости личности и профессионала прежде всего заключается в возможности более субъективного измерения одних показателей и меньшей субъективности других, в возможности целенаправленного формирования в рамках занятий одних и требований психотерапевтической работы в отношении других, а также в принадлежности описываемых конструктов по сути к разным уровням индивидуальности [4, с. 246-247; 19, с. 269-278; 9, с. 50-51].

В процессе работы в представлении о профессионале с более высоким уровнем психологической устойчивости со временем появился такой функциональный компонент как способность работать, используя преимущественно цивилизованные формы влияния, и побуждать другие также оставаться в границах этой формы влияния (ссылки) [20, с. 28-29].

Психологическая устойчивость профессионала на функциональном уровне должна проявляться во:

1) владении различными тактиками психологического воздействия и грамотный (адекватный) выбор в зависимости от условий такового;

2) владении тактиками и техниками защиты в ситуациях нецивилизованного влияния;

3) владении методами самодиагностики и самокоррекции неблагоприятных психофизиологических состояний;

4) сохранении целеполагания по отношению к задачам профессиональной деятельности, обеспечивающее эффективность делового взаимодействия.

И, наконец, заключительным шагом в нашей работе по исследованию психологической устойчивости профессионала стало введение понятия «устойчивость профессиональных решений», объединение его с компонентами психологической устойчивости профессионала, и, как следствие, появление концепта профессиональная психологическая устойчивость [14, с. 337].

Рис. Уровни профессиональной психологической устойчивости

Основными принципиальными отличиями высокого уровня профессиональной психологической устойчивости от такого же уровня психологической устойчивости являются следующие.

1. Иерархия мотивов при высоком уровне профессиональной психологической устойчивости (ППУ) остается константной или слабо изменяется таким образом, чтобы в новых условиях соответствующие мотивы могли обеспечивать достижение поставленной цели, сформированной на основе рабочей задачи.

В данном случае мы считаем, что истинно высокий уровень профессиональной психологической устойчивости достижим только при становлении личности субъектом деятельности, в тот момент, когда у человека возникает собственное отношение к деятельности, создается свой стиль ее осуществления. В этом смысле мы идем вслед за Абульхановой-Славской, соглашаясь с ней в том, что «для субъекта деятельности характерна такая вовлеченность в дело, та-

32

кая ответственность (за судьбы науки, культуру), которые даже при возникновении трудностей не дают ему возможности изменить отношение к делу [19, с. 304]. Тогда как ценность деятельности для личности изменяется на протяжении жизни».

2. В структуру профессиональной психологической устойчивости мы вводим такой компонент как рефлексия профессиональной деятельности [12, с. 129-135], обеспечивающий устойчивость профессиональных решений.

Рефлексия профессиональной деятельности (с контрольной функцией) - это эксплуатация связей между отдельными предметными знаниями, составляющими профессиональное мировоззрение рефлексирующего и конкретной производственной ситуацией для проверки ее правильности с разных точек зрения. Для инженера-строителя это может быть проверка принимаемого решения одновременно с технологической, конструктивной, экономической точек зрения, психологической грамотности воплощения решения в жизнь, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности [12, с. 43].

Наилучшие условия для развития рефлексии профессиональной деятельности создаются при непосредственном выполнении профессиональной деятельности или при прохождении практик на производстве. Однако одной из насущных проблем высшего образования на данный момент как раз является существенное сужение возможностей прохождения производственных практик. Сами студенты частично компенсируют ситуацию опытом реальной работы, однако совмещение учебной и трудовой деятельности отрицательно сказывается на качестве получаемого образования. Когда речь идет о исследовательской деятельности или проектировочной, то достаточно эффективным может считаться привлечение студентов непосредственно к участию в научной работе или выполнение соответствующего заказа [25]. Такого рода опыт несомненно полезен, однако не позволяет обучающемуся в полной мере раскрыть свой личностный, творческий, а возможно, и профессиональный потенциал. В этом отношении, предварительное погружение студентов в игровую среду, включающую профессиональные компоненты, дает больше степеней свободы для развития.

Использование интерактивных методов в рамках междисциплинарного курса при объединении в потоке студентов разных смежных технических специальностей дает возможность систематизации знаний, полученных студентами из разных предметных областей, особенно в тех случаях, когда игры носят имитационный характер, заменяя опыт реальной профессиональной деятельности, способ-

ствуя формированию профессионального мировоззрения более быстрыми темпами и развитию рефлексии профессиональной деятельности.

Представим междисциплинарную технологию, подводящую итог курсу обучения по дисциплине «Психология делового общения». Это заключительная ролевая игра, которая благодаря совместной работе со студентами и при поддержке специалистов других кафедр преобразуется в технологию междисциплинарного занятия. Ролевая игра называлась «Проведение тендера на выполнение строительных работ». Дадим краткое перечисление этапов игры.

1. Предварительный этап.

1а. Разделение по командам: образуется директорский совет (Заказчик) и несколько фирм (Подрядные организации).

1б. Знакомство каждой команды с инструкцией по игре, с основными этапами и задачами игры, с игровыми документами.

2. Рабочий процесс.

2а. Проведение совещания в директорском совете по формулированию критериев оценки проектов (с учетом ролевых ограничений).

2б. Обсуждение и изменение шаблонов проектов в рабочих группах с учетом ролевых задач и сформулированных критериев.

3. Представление командами проектов директорскому (или экспертному) совету;

4. Проведение рабочего совещания директорского совета: выступления заместителей в поддержку отдельных проектов.

5. Объявление о присуждении тендера конкретной фирме: решение принимается директором в соответствии с данной ему инструкцией.

6. Предварительный анализ результатов игры: каждая группа самостоятельно анализирует ошибки.

7. Окончательный анализ результатов игры:

- проигравшие фирмы последовательно высказывают свое мнение о причинах неудачи;

- фирма, выигравшая тендер, анализирует причины своих успехов;

8. Формальное подведение итогов: участники групп оценивают свою работу и других по предложенным преподавателем критериям [26].

Для осуществления трансформации игры из ролевой [3, с. 285286; 18, с. 61-70] в деловую с ролевыми компонентами в порядок ее

проведения внесен ряд изменений: произведена отмена шаблонов проектов (проекты, участвующие в тендере, подготавливаются участниками игры в рамках игрового проектирования), отменены жесткие экономические и временные критерии. Одновременно в сценарий игры закладывается время на определение критериев оценки как самих проектов, так и непосредственно выступлений команд, эти проекты предлагающих. В технологию же всего курса вводится занятие, основанное на игровом проектировании в форме авторской модификации «World-Cafë».

Таблица

Описание этапов «World-Cafe» с элементами проектной деятельности (для студентов старших курсов, проходящих курс ««Повышение профессиональной психологической устойчивости»)

Рабочие шаги Замечания преподавателя - тренера

1. Вводная часть: информация об интерактивных методах обучения и особенностях технологии, используемой на данном занятии (15-20 мин) 1. Проводится в виде мини-лекции с последующими ответами на вопросы

2. Постановка проблемы - определение целей и задач занятия (5 мин) 2.

3. Объяснение процедуры проведения занятия - 5 мин. 3.

4. Разделение слушателей на 10 рабочих групп по 5-7 человек (5 мин) 4. Можно использовать различные способы разделения на группы, главное, чтобы они были в количественном отношении уравновешены и были не меньше 4 человек

5. Раздача рабочих заданий (карточек) определение архитектурного замысла здания многофункционального назначения (для обучения и отдыха сотрудников крупной фирмы): допускается и даже поощряется использование любых домашних материалов, а также любых информационных материалов, необходимых для решения задач данного этапа 5. Дается инструкция по заполнению листа

6. Работа в группах (формулирование ответов на вопрос, записанный в карточке) (15-20 мин) 6. Тренер периодически посещает группы, отвечает на возникшие вопросы, консультирует и советует

7. Завершение первого этапа работы и смена командами столиков (5 мин) 7. Тренер останавливает работу в командах и дает инструкцию по осуществлению организованного перехода

8. Раздача рабочих заданий (карточек) Второй этап: определение основных строительных материалов, используемых при проектировании данного объекта (допускается и даже поощряется использование любых домашних материалов, а также любых информационных материалов, необходимых для решения задач данного этапа). Допускается использование шаблонов, подготовленных преподавателем в качестве базы или примера 8. Выдача карточек, ответы на вопросы

9. Работа в группах: хозяин стола поясняет материалы, оставленные предыдущей группой, участники отвечают на вопрос (15-20 мин) 9. Тренер периодически посещает группы, отвечает на возникшие вопросы, консультирует и советует

10. Завершение второго этапа и смена командами столиков 10. Тренер останавливает работу в командах и дает инструкцию по осуществлению организованного перехода

11. Раздача рабочих карточек Третий этап: продумывание конструктивных схем и технологий возведения зданий, которые могут быть использованы при сооружении данного объекта 11. Выдача карточек, ответы на вопросы

12. Работа в группах: хозяин стола поясняет материалы, оставленные предыдущей группой, участники отвечают на вопрос (15-20 мин) 12. Тренер периодически посещает группы, отвечает на возникшие вопросы, консультирует и советует

13. Завершение третьего этапа и смена командами столиков 13. Тренер останавливает работу в командах и дает инструкцию по осуществлению организованного перехода

14. Раздача рабочих карточек: четвертый этап: продумывание «изюминок», особенностей проекта, которые могли бы способствовать его победе в конкурсе. Допускаются и приветствуются любые идеи, предпочтительно использовать профессиональные знания, навыки и умения, имеющиеся у обучаемых на момент проведения игры 14. Тренер периодически посещает группы, отвечает на возникшие вопросы, консультирует и советует

15. Завершение четвертого этапа и смена командами столиков 15. Тренер останавливает работу в командах и дает инструкцию по осуществлению организованного перехода

16.Раздача рабочих карточек - Оформление презентации по идеям, отображенной на листе, или просто подготовка выступления по материалам листа 16. Выдача карточек, ответы на вопросы

17. Работа в группах: хозяин стола поясняет материалы, оставленные предыдущей группой, участники отвечают на вопрос (15-20 мин) 17. Тренер периодически посещает группы, отвечает на возникшие вопросы, консультирует и советует

18. Подготовка презентаций по материалам столов: данный этап может проводиться вне рамок аудиторных занятий, предоставляя возможность обучаемым дополнить, доработать проекты самостоятельно (с помощью рекомендованных материалов или специально организованного поиска) или с помощью экспертов - профессионалов в данной области 18. Тренер периодически посещает группы, отвечает на возникшие вопросы, консультирует и советует

19. Проведение презентаций отдельных столиков 19. Тренер фиксирует время проведения презентаций, помогает соблюдать регламент, приглашает к доске следующую команду

20. Подведение итогов занятия по материалам отдельных презентаций 20. Тренер помогает выделить основные кластеры из списка перечисленных мероприятий

21. Подведение итогов обучения 21. Оценка преподавателем (ил приглашенными экспертами) идей, полученных с использованием интерактивных методов

В новом варианте игра уже приобретает междисциплинарный характер: студенты опираются не только на психологические знания, умения и навыки, но и на профессиональные. В рамках предлагаемого подхода [13; 14; 21] качественно меняется познавательная мотивация обучаемых, появляется возможность формирования мета-компетенций, студенты могут обрести опыт совместного творчества, навыки работы в группах (что и требуют современные ФГОС 3го поколения). Для использования потенциала технологии по максимуму требуется создание возможностей перехода обучаемых от игрового проектирования к реальной работе над проектами под руководством (или с участием на уровне консультации) специалистов профильных кафедр.

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: КГУ, 1999. - 264 с.

2. Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 23 с.

3. Азарнова А. Г. Метод ролевой игры в тренинге. Создание, проведение и разбор ролевой игры. - СПб.: Речь, 2011. - 347 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. (Сер. «Мастера психологии»).

5. Аршинова В.В. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 272 с.

7. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопр. психологии. - 2003. - № 1. - С. 106-112.

8. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии. - 2000. - № 2. - С. 149-155.

9. Кораблина Е.П. профессия психолог-консультант: моногр. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 155 с.

10. Куликов Л.В. Психогигиена и психопрофилактика личности // Вопр. психол. устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 463 с.

11. Лобанова Ю.И. Внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс в техническом вузе актуальные проблемы архитектуры и строительства: материалы 5 междунар. конф., 25-28 июня 2013 г. / под общ. ред. Е.Б. Смирнова: в 2 ч. Ч. 2. - СПб.: СПбГАСУ, 2013. - 390 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лобанова Ю.И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 203 с.

13. Лобанова Ю.И. О подходах к проектированию технологии междисциплинарных занятий // Педагогика высшей школы: диалог эпох: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГАСУ, 2013. - С. 69-74.

14. Лобанова Ю.И. Обоснование междисциплинарной интерактивной технологии повышения профессиональной психологической устойчивости // Вестн. гражданских инженеров. - 2013. - №6 (41). - С. 332-339.

15. Лобанова Ю.И. Основы концептуального подхода к диагностике и описанию психологической устойчивости //Северная психологическая конференция материалы науч.-практ. конф. 2003. - Вологда: изд. Русь, 2003. - С. 85-87.

16. Лобанова Ю.И. Профессиональная и психологическая устойчивость // Вестн. БПА. - Вып. 71. - 2006. - С. 27-30.

17. Лобанова Ю.И. Теоретическое исследование компонентов психологической устойчивости // Вестн. БПА. - Вып. 54. - 2004. - С. 17-20.

18. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. - СПб., СПбИВЭСЭП, 2003. - 536 с.

19. Психология личности: хрестоматия / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - Т. 2. - 544 с.

20. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2007. 256 с.

21. Lobanova Yu. I. About experience of planning and realization unusual business play 11-th International JTEFS/BBCC Conference «Sustainable Development. Culture. Education» «Educational environment: seeking effective solutions», June 03-07, 2013. - 69 p. - SPb., 2013. - 4 7р.

22. Hua-Yueh Liu, Sustainable Approach in Architectural Education: from Low carbon to No carbon - Low no // 11-th International JTEFS/BBCC Conference «Sustainable Development. Culture. Education» «Educational environment: seeking effective solutions», June 03-07, 2013. - 69 p. - SPb., 2013. - 47 p.

23. Margalef L.G., Pareja N.R. Innovation, research and professional development in higher education: Learning from our own experience Teaching and Teacher Education, January 2008. - P. 104-116.

24. Mitchell M., Groves M., Mitchel, Batkin J. Innovation in learning - An interprofessional approach to improving communication Nurse Education in Practice, November 2010. - P. 379-384.

25. Sysoev A. A., Sysoev A. A., Petrov V. I., Poteshin S. S. Engineering Education Technique based on Professional Activity Imitation Procedia // Social and Behavioral Sciences. - Vol. 55, 5 October 2012. - P. 707-709. 3rd. International Conference on New Horizons in Education - INTE 2012.

26. URL: http://strateg.novo-sibirsk.ru/SP027-3.htm (дата обращения:

21.10.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.