Научная статья на тему 'Устойчивость к нецивилизованному влиянию в социотехнических профессиях: диагностика, методы и факторы ее повышения'

Устойчивость к нецивилизованному влиянию в социотехнических профессиях: диагностика, методы и факторы ее повышения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / УСТОЙЧИВОСТЬ К НЕЦИВИЛИЗОВАННОМУ ВЛИЯНИЮ / МЕТОДЫ И ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ / ЭКСПРЕСС-ТРЕНИНГ / RESISTANCE TO UNCIVILIZED INFLUENCE IN THE TECHNICAL AND SOCIO-TECHNICAL PROFESSIONS / DIAGNOSTICS / METHODS AND FACTORS OF ITS INCREASE / EXPRESS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Юлия Игоревна

В статье обосновывается возможность объединения мастеров производственного обучения и инженеров-строителей в группе социотехнических профессий. Показано значение профессиональной психологической устойчивости (ППУ) для данной группы профессий. Представлен подход к диагностике и формированию такого компонента ППУ как устойчивость к нецивилизованному влиянию. Дано описание экспресс-тренинга и результаты его внедрения в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resistance to uncivilized influence in the technical and socio-technical professions, diagnostics, methods and factors of its increase

The article substantiates the possibility of combining trainers and engineers in the group of socio-technical professions. The importance of professional psychological stability (PPU) for this group of professions. An approach to the diagnosis and the formation of such a component of PPU as resistance to the influence of uncivilized. There are the description of express training and the results of its implementation in the educational process.

Текст научной работы на тему «Устойчивость к нецивилизованному влиянию в социотехнических профессиях: диагностика, методы и факторы ее повышения»

УДК 159.9.07 : 378.015.33 : 62 : 316.776.3

Ю. И. Лобанова

Устойчивость к нецивилизованному влиянию в социотехнических профессиях: диагностика, методы и факторы ее повышения

В статье обосновывается возможность объединения мастеров производственного обучения и инженеров-строителей в группе социотехнических профессий. Показано значение профессиональной психологической устойчивости (ППУ) для данной группы профессий. Представлен подход к диагностике и формированию такого компонента ППУ как устойчивость к нецивилизованному влиянию. Дано описание экспресс-тренинга и результаты его внедрения в учебный процесс.

The article substantiates the possibility of combining trainers and engineers in the group of socio-technical professions. The importance of professional psychological stability (PPU) for this group of professions. An approach to the diagnosis and the formation of such a component of PPU as resistance to the influence of uncivilized. There are the description of express - training and the results of its implementation in the educational process.

Ключевые слова: профессиональная психологическая устойчивость, социотехнические профессии, устойчивость к нецивилизованному влиянию, методы и факторы повышения, экспресс-тренинг.

Key words: Resistance to uncivilized influence in the technical and sociotechnical professions, diagnostics, methods and factors of its increase, express training.

Традиционно инженеров относят к группе технических профессий, педагогов - к социономических, водителей - к социотехнических [5; 6]. Если же более детально рассмотреть данные профессиональные группы, то можно заметить, что специфика деятельности инженеров-производственников, осуществляющих организацию и контроль производственного процесса - прежде всего в строительстве [25], а также мастеров производственного обучения (в частности, инструкторов по практическому вождению, одновременно осуществляющих обучение кандидатов в водители и управление автомобилем), имеет нечто общее.

© Лобанова Ю. И., 2015

77

И инженеры (строители), работающие на производстве, и мастера производственного обучения участвуют в управлении техническими системами (мастера и непосредственно, и опосредованно, в зависимости от степени подготовленности обучаемых ими кандидата в водители, а инженеры опосредованно через подчиненных), и те, и другие включены в активное социальное взаимодействие с другими участниками рабочего процесса, осуществляемого в рамках социотехнической системы [3; 15; 17].

На возрастающее значение социального компонента в деятельности инженеров и архитекторов в современных социальноэкономических условиях (по сравнению с традиционным подходом к подготовке инженерно-технических работников и архитекторов в прошлом веке) указывают В.Л. Воробьева, Н.Н. Шестернева,

О.В. Мельникова, Е.А. Соловьева [1; 14; 22; 23]. Персональных водителей совершенно обоснованно относят в группу социотехнических профессий [20]. Мастера производственного обучения (инструктора по практическому вождению автомобиля) находятся внутри двух профессий: водителя и педагога, а по сути управляют социотехнической системой «человек-автомобиль» (имеется в виду система «ученик-транспортное средство»). Исходя из вышесказанного предлагается представителей этих профессий отнести в группу социотехнических.

Для выделенной группы профессий (исходя из необходимости решения задач социально-психологического воздействия для достижения целей профессиональной деятельности) особое значение приобретает обладание профессиональной психологической устойчивостью [9-12]. ППУ как особое системное профессионально важное качество субъекта деятельности определяется:

- способностью к оказанию психологического влияния;

- освоением техник противостояния нецивилизованному влиянию противостояния влиянию;

- уровнем развития рефлексивного механизма, в частности, достижением работником уровня рефлексии профессиональной деятельности.

Решение задач диагностики и формирования профессиональной психологической устойчивости проводится автором в течение последних 15 лет. Одним из направлений является конструирование и внедрение в учебный процесс междисциплинарной интерактивной технологии (МИТ) [9]. Некоторые результаты работы в рамках МИТ представлены в данной статье.

78

Актуальность обучения техникам защиты в ситуациях нецивилизованного влияния исходя из современных социальноэкономических условий и результатов проведенной диагностики

Под устойчивостью к нецивилизованному влиянию понимается сохранение способности к эффективному реагированию в ситуациях такого типа. Под эффективным реагированием подразумеваются ответные реакции, которые укладываются в рамки цивилизованного влияния и осуществляются при относительной стабильности психофизиологического состояния, т. е. при оптимальном соотношении результата ответного воздействия и его цены (прежде всего психоэмоциональной).

Анализ данных, полученных в ходе проводимой в 2012-2014 гг. диагностики устойчивости к нецивилизованному влиянию на I и IV курсах СПбГАСУ (на строительном, автодорожном и факультете городского строительства) показал, что без прохождения специального курса подготовки студенты демонстрируют низкий (в лучшем случае - на отдельных специальностях - промежуточный между низким и средним) уровень устойчивости [12]. Баллы за ответы на предъявляемые ситуации оценивались на основе следующего принципа [12].

Обработка результатов: при первичной обработке ответов использовалась следующая классификация ответов с присвоением им следующих баллов (в дальнейшем был осуществлен переход на 7-балльную шкалу):

- 2 балла - ответы в юмористическом ключе (крайне редко встречающийся тип реакции);

- 1 балл (техники психологического самбо, как-то: уточнение, наведение тумана, «английский профессор», «заезженная» пластинка [19, с. 109-110];

- 0,5 балла (молчание (в том числе с обидой), уколы (сарказм в ответ);

- 0 баллов - варварство (хамство), выход на физический контакт с субъектом влияния.

Используемая на данном этапе работы качественноколичественная оценка и интерпретация оценки устойчивости к нецивилизованному влиянию результатов [12]:

- наличие нескольких вариантов ответа, включающих несколько разных техник, так и ответы в философском ключе и юмористического характера (предметное осмысление содержания ситуации) соответствуют очень высокому уровню устойчивости (в балльном выражении это должно соответствовать 5 и более баллам);

79

- наличие нескольких вариантов ответов, включающих на основе техник психологического самбо (предметное осмысление ситуации) - высокий уровень устойчивости - от 4 баллов и выше;

- наличие одного варианта ответа на каждую ситуацию (с использованием только одного варианта техники - средний уровень устойчивости) или (допускается) использование самооправданий, молчания или легкого сарказма в единичных случаях - от 2 до 3 баллов;

- наличие как ответов на базе отдельных техник, молчания (как при сохранении стабильности состояния, так и при переживании внешне не демонстрируемых отрицательных эмоций), так и варварских вариантов (грубость, хамство) - низкий уровень устойчивости, требуются дополнительные занятия на освоение техник защиты -менее 2 баллов;

- отсутствие внешней реакции (молчание, основанное на переживании гнева или обиды, «варварство» во внутренней речи) или ответы только в форме варварства (оскорбление, хамство, проявление агрессивности) - крайне низкий уровень устойчивости - менее 1 балла.

Соответственно, минимальное количество баллов, которое может получить испытуемый - 0 баллов; максимальное (в том случае, если на каждую ситуацию дан один ответ - 6 баллов).

На основании полученных эмпирических данных был сделан вывод о важности психологических курсов для формирования культурного, толерантного поведения студентов в любых, самых неожиданных ситуациях.

Оценка эффективности обучения техникам защиты с помощью объяснительно-иллюстративного метода (в отдельных учебных группах)

На первом этапе работы, направленном на повышение устойчивости студентов к нецивилизованному влиянию, делались попытки обучить студентов техникам защиты исключительно с помощью объяснительно-иллюстративного метода [16, с. 212]. Для этого проводилось теоретическое занятие, в ходе которого студентам сообщалась информация об основных видах влияния, а также описывалась техники защиты в ситуациях нецивилизованного влияния.

Балльную оценку получили ответы испытуемых, данные ими в начале практического занятия (до объяснения темы «Виды влияния. Техники защиты в ситуациях нецивилизованного влияния»), и по его

80

завершении. Средние баллы были измерены и сопоставлены в двух учебных группах I курса (автомобильно-дорожного и строительного факультетов) дважды: на входе (в начале учебного занятия) и по его завершении (см. табл. 1).

Таблица 1

Анализ различий средних до и после теоретического занятия (с использованием объяснительно-иллюстративного метода) по теме «Нецивилизованное влияние»

Этап диагностики устойчивости к нецивилизованному влиянию Обычное практическое занятие (I курс) Различие и уровень значимости

Вход 1,56 0,8

Выход 2,36 t= 3,48 при а=0,002

Выводы: теоретическая подготовка, а именно проведение практического занятия с уклоном на разъяснение понятий цивилизованного - нецивилизованного влияния с кратким изложением основных техник психологического самбо с последующим изменением студентами собственных ответов с учетом полученных знаний дало повышение эффективности реагирования. Средние баллы до и после проведения занятий различаются на значимом уровне. В содержательном отношении это означает, что студенты стали чаще использовать техники психологического самбо в ситуациях нецивилизованного влияния взамен «замалчивания» и грубых ответов.

Выводы: проводить обучение техникам защиты в ситуациях нецивилизованного влияния с помощью пассивных методов обучения можно, повышение устойчивости наблюдается, однако эффективность не очень высока.

Разработка экспресс-тренинга на отработку техник защиты в ситуациях нецивилизованного влияния (на базе техники метаморфозы)

Проектирование экспресс-тренинга основано на обучении работе с негативными высказываниями собеседника с использованием социально-психологической рефлексии (вначале с контрольной, а затем и с конструктивной функцией). Рефлексия рассматривается как отражение личностных смыслов на основе установления связей между мировоззрением личности и конкретной ситуацией [8, с. 9]. Провоцирование эмоций при нецивилизованном влиянии связано с непроизвольным сопоставлением реципиентом воздействия оценочных определений, даваемых его личности субъектом воздействия с эталонными, принадлежащими мировоззрению личности реципиента (в том числе с так называемыми иррациональными идеями [19, с. 25]). Рассогласование между ними (которое при нападении несомненно возникает) вызывает у личности реципиента

81

когнитивный диссонанс. Разрешение диссонанса, как известно, может происходить через поиск дополнительной информации, доказательство собственной точки зрения, расширение круга сторонников, а также через так называемое «навешивание ярлыков» [21, с. 178223]. Ответное варварское или нецивилизованное влияние, возникающее у переживающих нападение, вполне укладывается в такую реакцию, как «навешивание ярлыков», не являющуюся самой эффективной.

Представляется, что если пребывание в ситуации нападения будет осознаваться, установление связей между смыслом ситуации и мировоззрением контролироваться, то реакция будет управляться и носить более эффективный характер.

Кроме опоры на контрольную функцию рефлексии для эффективной отработки нападения целесообразно произвести трансформацию высказываний собеседника в двусмысленные (основываясь на нарушении одного из основных логических законов - законе тождества) [2, с. 90]. Этот этап основан на использовании рефлексии и с контрольной, и с конструктивной функцией. Человек должен не только соотнести высказывания с собственным мировоззрением и распознать негативный личностный смысл (как на предыдущем этапе), но и придать ему двойной (или многозначный смысл), так чтобы высказывание могло трактоваться как отрицательное (негативное), так и положительное. Фактически идет переконструирование личностного смысла высказывания с опорой при формулировании ответа в дальнейшем на положительную интерпретацию высказывания. Для того чтобы помочь обучаемым в работе с деструктивными высказываниями собеседника в рамках группового тренинга, предлагается раздаточный материал с соответствующими примерами.

Описание занятия с включением экспресс-тренингом

Ход занятия:

1. Вводная часть. Объяснение нового материала.

Разъяснение основных терминов и понятий, на основе использования которых будет строиться работа на занятии (объяснительно-иллюстративный метод обучения) с приведением конкретных примеров.

2. Фронтальная форма работы:

Предъявление учебной группе наборов:

• набора незаконченных предложений для исследования иррациональных идей;

• ситуаций нецивилизованного влияния;

Инструкция для работы: каждый обучаемый должен зафиксировать свои ответы на индивидуальном бланке (как вариант - в рабочей тетради).

82

3. Переход к работе в подгруппах (в группах сотрудничества).

Проведение мирового кафе (World-Cafe) на тему «Эффективное

поведение в ситуациях нецивилизованного влияния» [18].

Проведение тренинга в рамках практического занятия отличается от описанного в пособии. Во-первых, деструктивные высказывания заранее сформулированы преподавателем. Во-вторых, в этой части (с опорой на раздаточный материал, как показала практика, это эффективнее, чем предоставление полной самостоятельности в работе) обучаемые должны последовательно выявить иррациональные идеи, к которым обращено конкретное высказывание, перевести его в манипулятивное влияние (по возможности - с двойственным значением), сформулировать наиболее эффективный ответ на трансформированные высказывания и совместно с преподавателем выявить техники защиты, использованные в разных подгруппах. Анализ проводится с обращением к техникам защиты, описанным Е.В. Сидоренко [19].

4. Переход к индивидуальной работе.

Задание для обучаемых: откорректировать ответы, зафиксированные на индивидуальных бланках, с использованием выбранных направлений формирования эффективных реакций и (или) техник «психологического самбо».

5. Дебрифинг (подведение итогов занятия).

Тренинг апробирован на большей выборке, в ряде учебных групп статистическая обработка закончена (см. табл. 2), идет процесс описания и представления результатов, полученных на разных потоках и курсах (на данный момент обработано 148 протоколов).

Таблица 2

Оценка уровня устойчивости к нецивилизованному влиянию на входе и выходе из процесса обучения

I курс IV курс (в целом)

Вход 1,05 1,98

Выход 2,51 3,52

Различие между результатами на входе и на выходе 3,97 1,54

Уровень достоверности t = 9,67 При а = 0,001 t = 6,29 При а = 0,001

Выводы: очевидно, что проведение экспресс-тренинга дало существенную прибавку в эффективности как на I, так и на IV курсах.

83

Таблица 3

Сравнение студентов I и IV курсов строительного факультета по устойчивости к нецивилизованному влиянию на входе и на выходе из обучения техникам защиты с помощью экспресс-тренинга

Сравниваемые группы Различия Уровень значимости

I и IV курс (строительного факультета) Устойчивость к нецивилизованному влиянию на входе 1,39-1,05=0,34 При 0,05

I и IV курс Устойчивость к нецивилизованному влиянию на выходе 3,07-2,53=1,59 Нет значимых различий

Сравнение студентов строительного факультета на входе в обучение (см. табл. 3) показало, что учащиеся старших курсов оказались более устойчивыми, но на выходе различия между студентами разных курсов отсутствуют (то есть в процессе обучения происходит сглаживание результатов). Вероятно, жизненный опыт в определенной степени способствует обретению устойчивости (в том числе к нецивилизованному влиянию), что и предопределило различия между первокурсниками и старшекурсниками на входе.

Таблица 4

Сравнение устойчивости к нецивилизованному влиянию на входе и на выходе из процесса обучения в разных потоках и на IV курсе в целом

4 курс ПГС ОП, ОБД МТ, Н, ГС, Т Весь четвертый курс

Количество испытуемых 31 человек 21 64 человека 116 человек

Вход 1,39 2,17 1,9 1,98

Выход 2,53 2,97 4,16 3,52

Различие 1,14 0,8 2,77 1,54

Уровень значимости t = 4,38 0,001 t = 2,67 0,02 t = 5,79 t = 6,29 При 0,001

Есть существенные различия в эффективности тренинга при работе со студентами разных факультетов (см. табл. 4): наиболее высокие результаты получены в группах МТ, Н и ГС, самые низкие -в группах ОП и ОБД. Кроме особенностей самих специальностей, обучение которым предъявляет определенные требования к студентам, их способностям и мотивации, значение мог иметь половой состав групп (в потоке Н, ГС, МТ большинство составляли девушки, тогда как группы ПГС и ОП, ОБД - примерно равные по численности мужчин и женщин) и, соответственно, гендерный фактор, а также гипотетические различия в уровне познавательного и социального интеллекта. Наконец, чувствительность к обучению техникам весьма

84

вероятно связана с устойчивостью к нецивилизованному влиянию на входе в обучение. Группы ОП, ОБД показали самые высокие результаты на входе, но эффект от обучения в этих же группах оказался самым низким. По всей видимости, обладая определенной устойчивостью (уровень которой обеспечивал, по субъективным впечатлениям, определенную личностную защищенность), студенты не были в достаточной мере мотивированы на освоение и сознательное использование изучаемых техник. Ниже представлены результаты исследований, в которых анализировались перечисленные выше причины (см. табл. 5).

Сравнение эффективности обучения техникам защиты с помощью комплексного (интерактивного и объяснительноиллюстративного методов

Таблица 5

Сравнение эффективности обучения техникам защиты в ситуациях нецивилизованного влияния студентов первого курса строительного факультета с помощью объяснительноиллюстративного и интерактивного методов обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тренинг (9-16 группы I курса строительного факультета) 1-4 группы 1-го курса Г руппы строительного факультета Весь первый курс Обычное практическое занятие

Количество испытуемых 27 56 83 32 человека

Вход 0,93 0,51 1,05 1,73

Выход 3,07 2,19 2,51 2,36

Различие 2,14 1,68 1,05 0,8

Уровень значимости При 0,001 При 0,001 При 0,001 При 0,002

1. Цифры наглядно демонстрируют, что обучение техникам способствует повышению эффективности поведения в ситуациях нецивилизованного влияния, однако обучение с опорой на экспресстренинг дает более высокие результаты по сравнению с объяснительно-иллюстративным методом.

2. Проводить обучение техникам защиты в ситуациях нецивилизованного влияния можно как с помощью пассивных, так и интерактивных методов обучения: повышение устойчивости наблюдается и в том, и в другом случае. Однако при использовании интерактивных методов повышение устойчивости выше, чем при опоре на традиционные.

3. Результаты обучения также зависят от возраста обучаемых (первокурсники более чувствительны, чем старшекурсники), профиля обучения (наиболее чувствительны студенты групп Н, ГС и МТ),

85

уровня устойчивости на входе в обучение (наименее восприимчивы студенты групп ОП, ОБД), гендерного фактора (группы, где преобладают девушки, демонстрировали на выходе более высокий уровень устойчивости).

Сравнение субъективных и объективных оценок эффективности тренинга (на основе результатов диагностики на выходе) и анкет обратной связи по курсу

Субъективные оценки эффективности обучения основам психологии делового общения в рамках междисциплинарной интерактивной технологии студентов IV курса (строительного, автомобильнодорожного и факультета городского и жилищного хозяйства); общее количество обработанных анкет - 94, представлены в табл. 6.

Таблица 6

Субъективные оценки эффективности курса обучения (на основе анализа анкет обратной связи)

Оцениваемый показатель Положительных оценок (в процентах) (проанализировано 95 протоколов) Нейтральных оценок Отрица- тельных оценок

Публичные выступления 60 40 0

Аргументация точки зрения 55,8 44,2

Способность оказывать психологическое воздействие 48,4 51,6

Анализ методов психологического воздействия 66,3 32,7 1

Анализ логических нарушений 80 20 0

Распознавание ситуаций нецивилизованного влияния 68,4 30,6 1

Освоенность техник защиты в ситуациях нецивилизованного влияния 63,2 35,8 1

Навыки командной работы 69,5 29,5 2

Отношения в учебной группе 32,6 67,4 0

Определение места в командной работе 32,6 67,4 0

Определение места в профессии 31,6 66,4 2

При анализе субъективных оценок эффективности обучения в рамках междисциплинарной интерактивной технологии выяснилось, что по разным критериям положительно их оценивают результаты от 30 до 80 проектов студентов (остальные нейтрально), отрицательные оценки единичны.

Выводы: обработка анкет обратной связи по курсу ДВС «Психология общения» показала, что студенты в основном положительно

86

оценивают изменения навыков аргументации точки зрения, анализа логических ошибок, допускаемых партнерами по общению, распознавание ситуаций нецивилизованного влияния, освоение техник защиты, работы в командах и т. д.

Для данной работы существенное значение имеет оценка студентами изменений, которые произошли в плане освоения ими техники защиты в ситуациях нецивилизованного влияния. На субъективном уровне более защищенными себя чувствуют более 60 % обучаемых. Следовательно, объективные и субъективные оценки результатов в целом подтверждают эффективность апробируемого тренинга.

Общие выводы по статье

1. Обучение техникам защиты в ситуациях нецивилизованного влияния в целом полезно для представителей профессий, в которых невозможно полностью исключить общение (в том числе с включением «конфликтогенов» [4, с. 45] при решении профессиональных задач (в том числе для представителей социотехнических профессий).

2. Можно обучать техникам защиты как с помощью пассивных, так и активных методов обучения, однако интерактивные эффективнее.

3. Эффективность интерактивных технологий доказана через сопоставление субъективных и объективных оценок эффективности курса.

4. Имеет смысл рекомендовать использовать разработанную модификацию тренинга для обучения тактикам поведения и техникам защиты в ситуациях нецивилизованного влияния в процессе профессиональной подготовки представителей социотехнических профессий.

Список литературы

1. Воробьева В.Л. Психологические знания как инструмент формирования адаптивного поведения личности в трудовых коллективах // ВГИ. - 2013. - №6 (41). - С. 270-274.

2. Г еталова А.Д. Учебник по логике. - М.: ЧеРо, 1996. - 304 с.

3. Евтюков С.А. Глазков В.Ф., Лобанова Ю.И. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Петрополис, 2010. - 276 с.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2000. -368 с.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

7. Лобанова Ю. И. Интерактивные технологии формирования профессиональной психологической устойчивости // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - № 1. - Т. 5. Психология. - 2014. - С. 27-40.

87

8. Лобанова Ю.И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 203 с.

9. Лобанова Ю.И. Обоснование междисциплинарной интерактивной технологии повышения профессиональной психологической устойчивости // Вестн. гражданских инженеров. - 2013. - №6(41). - С. 332-339.

10. Лобанова Ю.И. О критериях психологической диагностики инструкторов для обеспечения их профессиональной устойчивости // Вестн. гражданских инженеров. - 2015. - № 2 (49). - С. 214-221.

11. Лобанова Ю.И. О психологическом сопровождении формирования профессиональной устойчивости // Теоретические и прикладные проблемы социальных наук: сб. науч. тр. - СПб., 2014. - С. 43-47.

12. Лобанова Ю.И. Подход к диагностике отдельных компонентов профессиональной психологической устойчивости представителей социотехнических профессий // Вестн. гражданских инженеров. - 2015. - №3 (50). - С. 304-312.

13. Лобанова Ю.И. Профессиональная устойчивость: основные направления формирования и конкретные шаги //Образование, культура, педагогика: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2014. - С. 123-128.

14. Мельникова О.В., Соловьева Е.А. Некоторые особенности образного мышления студентов архитектурных и строительных специальностей // Вестн. гражданских инженеров. - 2013. - №6 (41). - С. 346-352.

15. Методика профессиональной аттестации педагогического состава образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств. - СПб.: Петрополис, 2015. - 96 с.

16. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. Т 1: Дидактика. - М.: Академия, 2008. - 432 с.

17. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с.

18. Осипова Л.В., Артемьева В.А., Бодня А.И. и др. Социальнопсихологические методы исследования личности и малых групп: учеб. пособие. - СПб.: СПбГАСУ, 2013. - 112 с.

19. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

20. Соловьев В.Ю. Психологические условия личностнопрофессионального развития специалистов профессий социотехнического типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 27 с.

21. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999. - 318 с.

22. Шестернева Н.Н. Образовательная среда в обучении архитекторов: современный российский и европейский опыт обучения // ВГИ. - 2013. -№ 6 (41). - С. 414-422.

23. Шестернева Н.Н. Разработка комплексной методики оценки профессиональных качеств учащихся архитектурно-строительных специальностей. -2012. - № 3(32), июнь. - С. 458-464.

24. Ellis A. Reason and emotion in Psychoterapy. - New York: Life Stuart, 1962.

25. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/26/20111115162234.pdf - Сайт Министерства образования / документы/ ФГОС для высшего .по направлению «Строительство».

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.