Научная статья на тему 'Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования'

Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23475
1044
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУССИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА / INTERACTIVE / INTERACTIVE PEDAGOGY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / GAME TECHNOLOGY / DISCUSSION TECHNOLOGIES / TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Илона Владимировна

Перемены, происходящие в современной России, коснулись не только экономической, политической, социально-культурной жизни общества, но и системы дополнительного образования. В этой связи назрела необходимость модернизировать и усовершенствовать педагогические технологии, которые в современных условиях приобретают новый смысл и значение. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования выступают как одно из эффективных средств личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive pedagogical technology in system of supplementary education

Russia is characterized by changes in different aspects of economy, political, social and culture life. Also changes take a system of supplementary education. In this regard necessity modernizes and improvement pedagogical technologies, which in modern condition acquire special meaning. Interactive pedagogical technologies in system of supplementary education one of the most effective means personality development.

Текст научной работы на тему «Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования»

УДК 37.02: 374

И.В. Швецова

Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования

Перемены, происходящие в современной России, коснулись не только экономической, политической, социально-культурной жизни общества, но и системы дополнительного образования. В этой связи назрела необходимость модернизировать и усовершенствовать педагогические технологии, которые в современных условиях приобретают новый смысл и значение. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования выступают как одно из эффективных средств личностного развития.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивная педагогика, педагогические технологии, игровые технологии, дискуссионные технологии, технология тренинга.

I.V. Shvetsova

Interactive pedagogical technology in system of supplementary education

Russia is characterized by changes in different aspects of economy, political, social and culture life. Also changes take a system of supplementary education. In this regard necessity modernizes and improvement pedagogical technologies, which in modern condition acquire special meaning. Interactive pedagogical technologies in system of supplementary education one of the most effective means personality development.

Keywords: interactive, interactive pedagogy, pedagogical technology, game technology, discussion technologies, training technologies.

Проблема технологизации дополнительного образования довольно актуальна в связи с реализацией идеи гуманизации, демократизации учебно-воспитательного процесса. Технологический подход в образовании способствует решению проблемы согласования целей, средств и методов учебного процесса. Соответственно, его реализация требует от педагога дополнительного образования внедрения разнообразных подходов к организации учебно-познавательной деятельности, т.е. речь идет об усовершенствовании интерактивных педагогических технологий с целью стимулирования познавательной и творческой активности учащихся.

По нашему мнению, именно применение на практике интерактивных педагогических технологий, которые предусматривают интерактивную модель учебно-воспитательного процесса, будет эффективным в развитии интеллектуальной сферы и творческого мышления, стимулирования познавательной активности в современных условиях социальнокультурной среды. Интерактивные педагогические технологии предусматривают применение активных методов обучения, стимулируют умственную деятельность, способствуют раскрытию творческого потенциала педагога и ученика. На основе трудов ученых заметим, что проблема

стимулирования познавательной и творческой активно учащихся является актуальной с точки зрения практического аспекта.

В рамках данной работы будет целесообразно обратиться к таким понятиям, как «интерактивная педагогика» и «педагогическая технология».

Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 г. немецкий ученый Ганс Фриц. Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. ‘‘Inter’’ - между-, взаимо-, среди-, ‘‘akt’’ - действовать, следовательно, ‘‘Interakt’’ - взаимодействовать.

Принципами интерактивного обучения являются:

- диалогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая деятельность);

- тренинговая организация обучения [1, с. 18].

Интерактивность в учебно-воспитательном процессе - это взаимодействие учащихся, их работа в режиме беседы, диалога, общего действия, а педагог выполняет функцию помощника в работе, являясь одним из источников информации. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит только путем постоянного активного взаимодействия всех субъектов учебно-

воспитательного процесса. В этой связи можно говорить об интерактивном педагогическом взаимодействии, где хорошо организована обратная связь между объектами и субъектом учебы, присутствует двусторонний обмен информацией между ними, предусмотрена система взаимодействий: со стороны педагога - запланированных, со стороны учеников - ситуативных и неожиданных, в процессе которых создаются условия для оптимального развития их субъективности.

Термин «педагогическая технология» появился относительно недавно, но нельзя не заметить, что он прочно вошел и закрепился в педагогическом лексиконе. Несмотря на большие разногласия в понимании и употребления этого термина, все же существуют некоторые общие, объединяющие позиции, которые характерны для этого понятия.

Анализ определений категории «педагогическая технология» (И. А. Зимняя, В.И. Боголюбов, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) позволяет нам сделать вывод о неоднозначности рассматриваемой дефиниции, которая имеет несколько линий проявления и направлений развития, в результате чего обозначились различные варианты формулировок.

По В. Далю, технология - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО педагогическая технология выступает как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в своем учебном

пособии «Основы социально-культурной деятельности» говорят о том, что технология - это механизм реализации теории в практику социальнокультурной деятельности [2, с. 16].

В данной статье перед нами не стоит задача рассмотреть все определения понятия «педагогическая технология», но те формулировки, к которым мы обратились, позволяют нам сделать вывод, что в любом случае «педагогическая технология» - это система, которая определяет некий алгоритм действия какого-либо процесса. Универсальность понятия «технология» обусловлена тем, что поле применения технологии гораздо шире, в отличие от конкретной частной методики.

Система дополнительного образования детей и юношества - это уникальная среда, обеспечивающая комфортные психологические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, социально-культурной адаптации. Наметившиеся тенденции преобразования и модернизации учреждений системы дополнительного образования открывают новые педагогические возможности и перспективы для образования новых форм, методов и средств использования современных интерактивных педагогических технологий. Их успешная реализация зависит от созданных условий, то есть той среды, в которой они применяются.

Отличительная особенность учреждений системы дополнительного образования заключается в практически полном отсутствии жесткой регламентации их деятельности, что позволяет в полной мере раскрыть и использовать потенциал интерактивных педагогических технологий. Активное взаимодействие субъектов деятельности и добровольность участия дают возможность каждому достигнуть оптимального результата с учетом его индивидуальных особенностей. Взаимоотношения между педагогом и учащимся строятся на основе сотрудничества, сотворчества и свободе выбора.

Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи:

- учебно-познавательную;

- коммуникативно-развивающую;

- социально-ориентационную.

Анализ интерактивных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие формы и методы, как:

- дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.),

- технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности),

- игровые технологии (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно -деятельностные игры);

- тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, снятия ментальных барьеров, партнерского общения и др.), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Дискуссионные технологии строятся на основе организации дискуссии и являются наиболее эффективным средством для группового взаимодействия, в рамках которого происходит усиление развивающего и воспитательного воздействия, а также создаются условия для открытого выражения участниками своих идей, мыслей, позиций. Дискуссия - это публичный спор, целями которого являются выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса, выявление истинного мнения. Считается, что дискуссия - это эффективный способ убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Е.С. Полат выражает мнение о том, что «участие в дискуссии - сложный интеллектуальный процесс, который предполагает владение целым спектром интеллектуальных умений критического мышления. Поэтому участники дискуссии должны быть хорошо осведомленными в предмете дискуссии, знать историю вопроса, предвидеть возможные последствия того или иного решения» [3, с. 150].

Способы представления проблемной ситуации могу быть самыми разнообразными, например, видеоклип, видео- или аудиофрагмент, в котором довольно очевидно должно быть представлено противоречие, вызывающее необходимость разобрать и понять причину. Также могут использоваться газетные и журнальные публикации.

В подготовке и проведении дискуссии можно обозначить следующие три этапа:

1. Мотивационный (начало дискуссии).

2. Содержательно-операционный (организация пространства, установка правил ведения дискуссии, структурирование и регулирование дискуссии).

3. Оценочно-рефлексивный (завершение дискуссии).

Основная роль педагога в период подготовки и проведения дискуссии должна заключаться в стимулировании самостоятельных мыслей участников дискуссии, умении задавать наводящие вопросы, создания доброжелательной атмосферы, поддержание психологического комфорта.

Ступина С. Б. выделяет в технологии дискуссионного общения четыре существенных взаимосвязанных компонента:

- мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии);

- познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация);

- операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);

- эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл) [1, с. 25].

Главное значение дискуссии - побуждение участников задуматься над проблемой, пересмотр своих убеждений, позиций, точки зрения. Воспитательный потенциал дискуссии заключается в умении аргументированно отстаивать свое мнение, и, в тоже время, осознавать право других иметь свой взгляд, быть индивидуальностью. Дискуссионные технологии способствуют приобретению и развитию навыков межличностного общения, которые в современном мире приобретают особую значимость.

Технологии творчества на современном этапе развития общества приобретают доминирующий характер в развитии гармоничной личности. Умение креативно мыслить, быстро принимать нестандартные решения, творческая инициатива и интеллектуальная свобода - те необходимые качества, которыми должна обладать личность в сложившейся новой социально-культурной ситуации. Характерными чертами технологии творчества являются признание индивидуальности каждого участника творческого процесса, творческие эксперименты в свободных группах, в которых учащиеся, благодаря неформальной обстановке, чувствуют себя раскованно и непринужденно. Этому способствует педагогика сотворчества и сотрудничества; применение различных методов коллективной работы: творческая мастерская, мозговая атака, творческая дискуссия; стремление к творческому самовыражению и самореализации.

Технологическую цепочку группового творческого взаимодействия можно выстроить следующим образом:

- этап подготовки включает в себя предварительное формирование отношение к предстоящей совместной творческой деятельности, основанной на интересе группы;

- этап позитивного психологического настроя определяет значимость дела, постановка, цели, задач, веру в успех и т.д.

- этап коллективного планирования, сбора необходимой информации, выдвижения идей.

- этап коллективной подготовки заключается в распределении ролей, выборе актива группы, уточнении и корректировке плана действий.

- этап предварения в жизнь разработанного плана, осуществления творческого замысла.

- этап подведения итогов, оценки результатов коллективного дела.

Творческие технологии по своей сути обладают огромным обучающим и воспитательным потенциалом, с помощью которого возможно решать педагогические задачи формирования и интеллектуальнотворческого развития личности.

В системе дополнительного образования игровые технологии занимают особое место. Разнообразие средств позволяет активизировать и стимулировать деятельность учащихся. Положенная в их основу педагогическая игра как основной вид деятельности направлена на усвоение социально-культурного опыта. Принято различать следующую классификацию педагогических игр:

- игры по видам деятельности (интеллектуальные, социальные, физические, трудовые, психологические);

- игры по характеру педагогического процесса (познавательные, обучающие, контролирующие, развивающие, воспитательные, коммуникативные, творческие, тренировочные и др.);

- по игровой методике (деловые, предметные, сюжетные, соревновательные, ролевые и т.д.);

- игры по предметной области (туристические, музыкальные, народные, экологические, спортивные и др.);

- по игровой среде (комнатные игры, настольные, предметные, пространственно-временные и т.д.).

К основным принципам игровых технологий относятся: культуросо-образность; свобода деятельности; равноправие. Среди задач, решаемых с помощью игровых технологий, можно выделить следующие: расширение кругозора, развитие интеллектуально-творческих способностей, индивидуальных качеств и структур личности, формирование моральных и ценносто-духовных ориентиров, социализации и адаптация к условиям новой среды.

Игровая деятельность бесконечна и обладает большим педагогическим потенциалом. Особенность таких интерактивных занятий заключается в практической подготовке учащихся к жизнедеятельности в современных условиях, формировании умения самостоятельно мыслить и принимать решения, познавать и открывать окружающий мир и мир человеческих взаимоотношений.

Универсальность игровых технологий позволяет их применять в разных возрастных группах с учетом актуальности запросов и интересов. Главная особенность игровых занятий заключается в подготовке учащихся к решению важных жизненных проблем, затруднительных ситуаций, также присутствует социализирующий фактор. Как правило, работа происходит в небольших группах, которые разбиваются на подгруппы, каждая из которых самостоятельно прорабатывает ту или иную задачу. После чего происходит обсуждение, оценка, выбираются наиболее интересные идеи, подводятся итоги деятельности подгрупп. Применение педагогами игровой технологии дает возможность организации интерактивных занятий по различным направлениям деятельности, позволяющей учащимся освоить и закрепить на практике навыки группового взаимодействия и коммуникативной культуры.

К этапам проведения занятия-игры можно отнести следующие три этапа:

- подготовительный этап, включающий определение цели, описание изучаемой проблемы, общее описание игры, составление плана, написание сценария, распределение ролей, определение условий и правил.

- этап проведения игры - непосредственно сама игра, выступления групп, отстаивание результатов, экспертиза.

- завершающий этап - анализ и обсуждение результатов, подведение итогов, рекомендации.

Технологии тренинга в современной педагогической практике завоевывают все большую популярность. Благодаря своей природе тренинговые технологии могут включать в себя и дискуссионные, и игровые формы взаимодействия участников. Тренинговые игры могут решать следующие задачи:

- способствуют знакомству и сплочению участников коллектива;

- способствуют созданию адекватного эмоционального фона общения;

- развивают личностные качества участников.

Тренинговые технологии в системе дополнительного образования находят свое применение в различных областях познавательной и творческой деятельности, способствуя формированию и гармоничному развитию личности. По мнению Ю.Н. Емельянова, тренинг представляет собой группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. По определению Петровой Л. А., тренинг -это средство психологического воздействия, направленного на формирование новых знаний, социальных установок, умений и опыта в какой либо области. В педагогической практике дополнительного образования тренинговые технологии позволяют достичь намеченных образовательных и воспитательных целей в более короткие сроки за счет активизации деятельности учащихся. Цель тренинга - создать учащимся (участникам) психологические условия для полноценного взаимодействия на основе доверия и доброжелательных отношений друг к другу; смоделировать реальные жизненные ситуации, в которых:

- устраняется страх перед выражением собственного мнения;

- развивается готовность оказать или принять помощь в экстремальной ситуации;

- формируется уважение и понимание чужых проблем;

- приобретается навык анализа своих и чужих поступков;

- снимаются барьеры перед публичным выступлением;

- формируется чувство радости от совместного труда и творчества.

Преимущество тренинговых технологий заключается в усвоении участниками информации в активном режиме, непосредственного участия каждого в действии или созданной проблемной игровой ситуации, что способствует как интеллектуально-творческому развитию, так и лично-

стному. Наличие обратной связи дает возможность участникам поменяться коммуникативными ролями и повысить эффективность обмена информацией.

В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все чаще используют современные образовательные технологии, рассчитанные на реализацию и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала личности. Использование интерактивных педагогических технологий в системе дополнительного образования, очевидно, является интересным, творческим и перспективным направлением современной отечественной педагогики. Они изменяют требования к роли педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала (карточек, текстов), так и во время самого занятия. Если же учащиеся сами берут инициативу на себя в подготовке и освоении материала, то деятельность преподавателя с точки зрения оценки эффективности занятий становится второстепенной. При использовании интерактивных технологий на первый план выступают такие качества преподавателя, как коммуникабельность, умение организовать учебное пространство, специальные ситуации, поддержка, эмпатия.

Примечания

1. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саратов: Наука, 2009. 52 с.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений. М.: Академия, 2007. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.