Научная статья на тему 'Интерактивные педагогические технологии – метод «Мозговой штурм»'

Интерактивные педагогические технологии – метод «Мозговой штурм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
национальная идея / дисциплины национальной идеи / информационные технологии / современные технологии / интерактивные методы / метод «мозговой штурм» / письменные и устные формы метода «Мозговой штурм» / идеологический иммунитет / идеологическое воспитание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мухайё Искандаровна

в статье освещаются сущность метода «Мозговой штурм», особенности применения данного метода при изучении дисциплин, входящих в группу дисциплин «Национальная идея независимости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные педагогические технологии – метод «Мозговой штурм»»

и эффективным составителем мультимодальных текстов. Следовательно, обучение преподавателей и студентов мультимодальной грамотности - это веление времени.

Сложность создания подобных текстов возрастает пропорционально количеству задействованных режимов и взаимосвязям между ними. Простые в создании мультимодальные тексты включают плакаты, раскадровки, устные презентации, иллюстрированные книги, брошюры, слайд-шоу (PowerPoint), блоги и подкасты. К более сложным цифровым мультимодальным текстовым продуктам относятся вебстраницы, цифровые истории, интерактивные истории, анимация и фильмы

Мы используем элементы мультимодальной коммуникации в преподавании английского языка на факультете прикладной математики. Эта педагогическая стратегия идеально вписывается в концепции Смешанного и Мобильного обучения. Так, при прохождении темы «Роботы» студентам предлагается ответить на проблемные вопросы по теме, подготовив презентации с мультимодальными текстами, создать так называемый цифровой нарратив от лица робота-домохозяйки и робота-учителя (сайт CreatingMultimodalTexts). Огромный интерес у студентов вызвало задание составить тест, в котором в предложения вместо слов надо было вставить картинки с изображением периферических устройств компьютера методом drag and drop. Задания данного типа позволяют развивать навыки продуктивной речевой деятельности, устанавливать межпредметные связи, способствуют созданию коллективных образовательных продуктов.

Организованная таким образом работа способна существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности, развития коммуникативной компетенции студентов, направлена на реализацию принципа индивидуализации обучения.

Список литературы

1. Arlene Archer. Multimodal texts in Higher education and the implications for writing pedagogy// English in Education. [Электронный ресурс]. September, 2010. № 44 (3). (дата обращения: 18.03.2019).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Абдуллаева М.И.

Абдуллаева Мухайё Искандаровна - старший преподаватель, кафедра методики социально-экономических дисциплин, Бухарский областной центр народного образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещаются сущность метода «Мозговой штурм», особенности применения данного метода при изучении дисциплин, входящих в группу дисциплин «Национальная идея независимости».

Ключевые слова: национальная идея, дисциплины национальной идеи, информационные технологии, современные технологии, интерактивные методы, метод «мозговой штурм», письменные и устные формы метода «Мозговой штурм», идеологический иммунитет, идеологическое воспитание.

В нашей стране реализуется широкомасштабная работа, в частности, обеспечение качества образования в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров,

а также подготовка молодых специалистов (бакалавров, магистров), в соответствии со стандартами мирового образования. Сегодня эта задача является одной из самых актуальных в нашей стране.

Для решения этих вопросов и проблем на месте требуется широкое проведение реформ в образовании, повышение качества образования в нашей стране, введение новшеств и модернизации образования, популяризация передовых педагогических технологий, коренное улучшение качества образования и воспитания молодёжи [1].

25 августа 2006 года Президент Республики Узбекистан подписал Указ «О повышении пропаганды национальной идеи и духовно-просветительской работы» за номером ПП-451, в котором подчёркивается расширение духовно-просветительской работы в период усиления идеологической, идейной и информационной борьбы на международной арене, в целях организации духовно-просветительской работы на основе современных требований, защиты нашей молодежи от различных идеологических агрессий, пропаганды здорового образа жизни среди соотечественников, воспитание чувства сопричастности к происходящему вокруг, борьба с возможными агрессивными действиями, нарушающими наш мир и спокойствие - всё это основные задачи, стоящие перед системой учебно -воспитательной системы.

Учитывая вышесказанное, для воспитания гармонично развитого поколения необходимо развивать их творческие способности, навыки самостоятельного мышления. Вместе с этим также необходимо совершенствовать навыки правильной и успешной организации учебно-воспитательного процесса среди педагогов. Поэтому в настоящее время на всех этапах образования, в частности в общеобразовательных школах, устанавливаются следующие важные требования к преподаванию предметов, входящих в категорию «Национальной идеи»:

• научно обосновывать выбранную тему каждого урока, т. е. определение объема предмета с учетом поставленной цели и возможностей учащихся, определение его сложности, связывать с пройденной темой, определять последовательность заданий и самостоятельных работ, предоставляемых учащимся, использовать необходимое оборудование на уроке и обогащать дополнительным наглядным пособием, создавать проблемную ситуацию на уроке с использованием ИКТ.

На самом деле, основная задача предметов, входящих в категорию «Национальная идея», заключается в формировании у учащихся новых мировоззрений и идеологического иммунитета, навыков самостоятельного мышления, противостояния образованию в умах молодёжи идейной пустоты, воспитании их в духе самоотверженности и героизма наших предков. Как справедливо отмечалось в докладе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева на торжественной церемонии, посвященной 24-летию принятия Конституции Республики Узбекистан: «... в настоящее время воспитание молодежи остается для нас вопросом, который никогда не теряет своей актуальности и значимости».

Отличие уроков, основанных на технологиях инновационной педагогики, от традиционных уроков заключается в том, что на этих уроках организовывается свободная атмосфера и предоставляется возможность свободно выражать свое мнение. Организация возможности свободно выражать свое мнение крайне необходимо для учащихся школ, которые только-только начинают свою большую жизнь. Эта возможность, прежде всего, вызывает у них чувство рефлексии и самоудовлетворения. Хорошо, но как организовать такие возможности?

Конечно же, урок нужно организовать рационально, повышая интерес учащихся к уроку, преобразовывая этот интерес в стремление получить больше знаний. Один из критериев достижения такого результата учителем - эффективное использование современных педагогических методов преподавания урока. Ниже приводится доказательство того, что процедура применения современных педагогических методов приводит к высокой эффективности преподавания.

81

Задавая вопросы ученикам, используя метод «Мозгового штурма», учитель сначала закрепляет пройденные темы, освещает новую тему, добивается межпредметной связи. При этом у учащихся формируется свободное мышление, самостоятельное мировоззрение, быстро обобщаются мысли, совершаются быстрые, четкие и лаконичные ответы на вопросы, пробуждаются навыки правильной оценки ситуации. В целях развития самостоятельного мировоззрения, свободного мышления учащихся в учебном процессе ожидается использование данного метода

Во многих источниках, касающихся теоретического анализа педагогических технологий, специалисты руководствуются правилами «мозговой атаки» следующим образом обозначают:

- идеи, которые выдвигаются первыми, не оцениваются и не подвергаются критике;

- внимание уделяется качеству работы, а не количеству, чем больше идей, тем лучше;

- можно совершенствовать и развивать любую идею, насколько это возможно;

- любые идеи поддерживаются;

- записываются все основные идеи (фразы);

- время «атаки» устанавливается и должно соблюдаться;

- предусмотрено предоставление кратких (необоснованных) ответов на вопросы [2]. Следует обратить внимание на то, что при преподавании предмета «Идея

национальной независимости и основы духовности» используя метод «мозгового штурма», необходимо учитывать следующие факторы:

• собрать как можно больше мнений и идей;

• подготовить почву к свободному мышлению учащихся;

• воспитать в детях уважение к идеям друг друга;

• не критиковать неправильные идеи, сохранять толерантное мнение по отношению друг к другу;

• награждение в конце обсуждения всех учащихся, выдвинувших много идей;

• группировка собранных идей и идей;

• комментируя идеи, выбирайте те, которые касаются решения проблемы.

Для проведения занятий, в первую очередь, учитель должен выбрать именно ту тему, которая может быть освящена с помощью этого метода. Потому что не все темы предмета «Идея национальной независимости и основы духовности» могут быть освящены этим методом. В день проведения занятия по выбранной теме с помощью метода «мозговой атаки» ученики приглашаются на дискуссию.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2012 года № 11111761 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений». // Газета «Народное слово», 29 мая 2012 года.

2. Ишмухамедов Р.Дж. Способы применения интерактивных педагогических технологий в процессе обучения. Т.: РБИММ, 2008. 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.