ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УРОВНЯ КЛИНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Абдуллаева У.К.
Бухарский государственный медицинский институт им. Абу Али ибн Сина, Бухара, Республика Узбекистан
В настоящей работе приведены результаты применения интерактивных способов обучения мозговой штурм и академическая полемика по предмету «пропедевтика внутренних болезней». Интерактивный способ обучения мозговой штурм способствовал преимущественному совершенствованию I (знакомство) и II (копия) уровней знания. В то же время знания, полученные с помощью учебной игры академическая полемика, были гораздо более совершенными и соответствовали III (знание-умение), а то и IV (знание-творчество) уровням. Примечательно, что в ходе учебно-клинической игры академическая полемика гораздо быстрее рос потенциал аналитического мышления, что представляет важное и отличительное преимущество данного способа обучения.
Для цитирования: Абдуллаева У.К. Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 29-33. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-11003. Статья поступила в редакцию 16.01.2019. Принята в печать 01.03.2019.
Ключевые слова:
обучение, интерактивный метод, мозговой штурм, академическая полемика, клиническое знание
SIGNIFICANCE OF INTERACTIVE TRAINING METHODS IN PERFECTION OF STUDENTS' LEVELS OF CLINICAL KNOWLEDGE
Abdullaeva U.K.
Abu Ali ibn Sina Bukhara State Medical Institute, Bukhara, Republic of Uzbekistan
In the present paper results of interactive teaching mode usage, brainstorm and academic polemic on "Propaedeutics of Internal Diseases" subject are represented. Interactive way of learning and brainstorm contributed to prime improvement of I (acquaintance) and II (copy) knowledge levels. At the same time knowledge that was gained by the aid of academic polemic training game was far more perfect and corresponded to III (knowledge-skill), or even IV (knowledge-creativity) levels. It is worthy of note that in the course of academic polemic educational and clinical game potential of analytical thinking grew much faster. This is an important and distinct advantage of the teaching mode.
For citation: Abdullaeva U.K. Significance of interactive training methods in perfection of students' levels of clinical knowledge. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development].2019; 10 (1): 29-33. doi: 10.2441 1/22208453-2019-1 1003. (in Russian)
Received 16.01.2019. Accepted for publication 01.03.2019.
Keywords:
education, interactive approach, brainstorm, academic polemic, clinical knowledge
Разворачивающийся в настоящее время
новый виток в оптимизации учебного процесса, несомненно, связан с ростом интереса преподавателей к формам интерактивного обучения, способствующим увеличению потенциала знаний студентов [1, 2]. К интерактивным способам обучения (ИСО) относятся те, которые обязывают обучающихся самостоятельно добывать, перерабатывать и реализовывать информацию, представленную в дидактической форме. Подобный вид обучения, в отличие от традиционных, значительно обогащает банк знаний и одновременно повышает потенциал творческого мышления студентов [3].
Установлено, что использованные ИСО по-разному влияет на формирование уровней знания. Многолетняя целенаправленная работа коллектива института по исследованию прочности усвоения знаний и умений студентов, формируемых в процессе обучения, а также желание сделать преподавание интересным, насыщенным, а главное, эффективным, изменить методологию обучения, ввести особый стиль педагогического общения способствуют развитию личности студента и оптимизируют учебный процесс [4].
ИСО принято делить на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, к которым относятся учебные клинические игры (УКИ), погружают студентов в атмосферу, предельно близкую к практической работе врача. Более того, они формируют и поддерживают эмоциональный накал, повышают чувство ответственности за судьбу больного, по крайней мере, на интеллектуальном уровне. УКИ позволяют систематически контролировать повышение качества профессиональной подготовки студентов и выполняют роль барьера на их пути к постели больного,
пропуская к пациентам только подготовленных студентов [3-6].
Учитывая сказанное выше, была проведена данная работа, целью которой стала сравнительная оценка уровня клинических знаний студентов, приобретенных с помощью ИСО мозговой штурм и академическая полемика.
Следует указать, что УКИ «3-ступен-чатое интервью» вызывала повышенный интерес обучающихся. Знания, полученные с помощью данного вида учебной игры, были более совершенными: более чем у половины участников игры отчетливо формировались элементы III (знание-умение), а у остальной части - IV уровня (знание-творчество) - знания. Вместе с тем гораздо быстрее совершенствовались навыки клинического мышления, что представляет важное и отличительное преимущество данного способа обучения.
Для реализации поставленных задач на практических занятиях по предмету «пропедевтика внутренних болезней» целенаправленно использовались ИСО - УКИ (академическая полемика и мозговой штурм) в течение нескольких лет. Контролем служили рейтинговые показатели студентов, полученные с помощью традиционных способов оценки знаний. Группы обучающихся, привлеченные в круг исследования, были репрезентативны по числу студентов, этапов и видов оценки знаний, а также по индивидуальному их рейтингу. Уровень знаний систематически проверялся с помощью текущих, промежуточных и итоговых контрольных работ. УКИ мозговой штурм применялась в модифицированном варианте, сущность которого заключалась в следующем: вопросы разделялись по уровню сложности на легкие [5], средние [6] и сложные [7]. Их соотношение в общем банке вопро-
Абдуллаева У.К.
Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов
сов составляло 1:2:1. Величина полученных баллов и время, предоставляемое для определения правильных вариантов ответов, зависели от степени сложности вопроса и возрастали по мере роста последней.
Ценность метода мозговой штурм заключается в объединении группы. Каждому участнику дают почувствовать, что его предложение стоит того, чтобы быть записанным. Это позволяет превратить решение проблемы не в соревнование (когда участники претендуют на то, чтобы только их собственные идеи были приняты), а в совместную работу, когда главным противником становится сама проблема, а не другой член группы [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Были получены следующие результаты исследований. Установлено, что ИСО по сравнению с традиционными методами более эффективно способствовали усвоению комплекса клинических знаний. Помимо этого, они наглядно отличались индивидуальностью характера действия на формирование общеизвестных уровней знания. Так, если традиционные методы обучения влияли на развитие в основном начальных I (знание-знакомство) и II (знание-копия) уровней, то ИСО - на более совершенные III (знание-умение) и IV (знание-творчество) их формы. Занятия, проводимые с применением УКИ мозговой штурм, отличались высокой активностью участников, что отчасти объясняется условиями ее проведения, требующими непременного участия всех членов группы. Вместе с тем возможности данной игры в плане совершенствования отдельных уровней знаний оказались далеко неравными. Согласно полученным результатам ИСО, мозговой штурм способство-
вало совершенствованию I (знакомство) и II (копия) уровней знания. На формирование более совершенных уровней (III - умение и IV - творчество) оно сильно не влияло. Последнее существенно ограничивает возможности применения УКИ мозговой штурм. Для достижения искомого результата выбор настоящей УКИ должен быть дифференцированным с учетом специфики конкретного занятия. Ведь уровень освоенных с ее помощью знаний, особенно из частного раздела предмета «пропедевтика внутренних болезней», в итоге может оказаться низким.
Несколько иными оказались результаты, полученные вследствие применения УКИ академическая полемика. Этот ИСО способствовал существенному росту багажа как теоретических, так и практических знаний студентов, максимальному пониманию значения диалога врача с больным и развитию клинического мышления, а также умению своевременно использовать теоретические знания в собственной практической деятельности. Следует подчеркнуть, что для успешного проведения УКИ академическая полемика требуется достаточно большой объем знаний по фундаментальным медицинским дисциплинам, а также владение широким диапазоном манипуляций. К этому обязывало условие сбора субъективной и объективной информации, наиболее приближенное к реальной клинической обстановке.
Прослеживалось и другое положительное качество УКИ академическая полемика. Среди участников-игроков неуклонно возрастало число лиц, владеющих методами физических исследований, и, главное, улучшалось качество их выполнения, что соответствует цели и задачам предмета «пропедевтика внутренних болезней» [2, 7]. Единственным замеченным
недостатком было отсутствие возможности активного участия всех членов группы.
На кафедре разработаны сценарии различных клинических ситуаций с четким определением круга обязанностей каждого участника УКИ. Наряду с этим созданы специальные условия со средствами оснащения, необходимыми при проведении УКИ. Преподаватель бдительно следит за ходом УКИ, контролирует каждое действие участника, в случаях промаха тщательно его корректирует. По требованию обстановки он нередко вносит дополнительную информацию, усложняющую клиническую ситуацию. По ходу УКИ участнику позволяется обсуждать роль каждого симптома в диагностике данного заболевания, план предстоящего обследования больных. Подводя итог занятия, преподаватель дает объективную оценку действий каждого участника игры, комментирует ответы, корректирует составленный план обследования. Выступая в качестве арбитра, подробно останавливается на допущенных просчетах и промахах студентов-игроков и рекомендует пути их устранения.
На основании проведенных исследований можно заключить, что ИСО мозговой штурм и академическая полемика неодинаково влияют на формирование отдельных уровней знания. Так, первый из них способствовал преимущественному росту I и II, а второй - III и IV уровней знания. С учетом этого выбор УКИ должен осуществляться в соответствии с целью и задачей каждого занятия. Считаем целесообразным приме-
нение УКИ мозговой штурм во время общих занятий, а академическая полемика - при изучении специальной части предмета «пропедевтика внутренних болезней».
Таким образом, применение УКИ в процессе обучения предмету «пропедевтика внутренних болезней» существенно увеличивает багаж клинических знаний с одновременным повышением познавательной способности студентов, придает им творческую самостоятельность, расширяет и укрепляет круг приобретенных практических навыков. Главное, УКИ непринужденно воспринимаются студентами. Все это в конечном итоге способствует усвоению новых теоретических и практических знаний, повышает качество подготовки будущих врачей общей практики.
ВЫВОДЫ
1. ИСО мозговой штурм и академическая полемика по-разному влияют на формирование отдельных уровней знаний.
2. Вид УКИ следует выбирать в зависимости от конкретной темы практического занятия.
3. УКИ мозговой штурм оказалась более эффективной при обучении общей, академическая полемика - специальной части предмета «пропедевтика внутренних болезней».
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Абдуллаева Умида Курбановна (Abdullaeva Umida K.) - ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Бухарского государственного медицинского института им. Абу Али ибн Сина, Бухара, Республика Узбекистан E-mail: kardioas10mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4716-5326
Абдуллаева У.К.
Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов
ЛИТЕРАТУРА
1. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. М. : Медицина, 2001. 320 м.
2. Подымова С.Д. Прошлое, настоящее и будущее семиотики и диагностики // Клин. мед. 2005. № 9. С. 70-76.
3. Лазерева И.А. Возможности повышения качество учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 52-60.
4. Каримов Х.Я. Новые педагогические технологии. Ташкент : Ташкентская медицинская академия, 2001. 150 с.
5. Белоусов А.В., Караяни А.Г. Методика формирования у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практическом занятии // Инновации в образовании. 2000. № 2. С. 127-134.
6. Васильев Л.И., Мамацев А.Н. Компетентный подход при модульной технологии организации обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2000. № 12. С. 40-43.
7. Дронова Т.А. К вопросу о преподавании ПВБ // Клин. мед. 2003. № 3. С. 67-70.
REFERENCES
1. Naumov L.B. Educational games in medicine. Moscow: Meditsina, 2001: 320 p. (in Russian)
2. Podymova S.D. Past, present and future of semiotics and diagnostics. Klinicheskaya meditsina [Clinical Medicine]. 2005; (9): 70-6. (in Russian)
3. Lazеrеva I.A. Opportunities to improve the quality of the educational process when using active learning methods. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education]. 2004; (3): 52-60. (in Russian)
4. Karimov X.Ya. New pedagogical technologies. Tashkent : Tashkent Medical Academy, 2001: 150 p. (in Russian)
5. Bеlousov A.V., Karayani A.G. Methods of forming students and cadets of professional skills in a practical lesson. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education]. 2000; (2): 127-34. (in Russian)
6. Vasi^v L.I., Mamacеv A.N. Competent approach in the modular technology of training at the university. Visshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2000; (12): 40-3. (in Russian)
7. Dronova T.A. To the question of PID. Klinicheskaya meditsina [Clinical Medicine]. 2003; (3): 67-70. (in Russian)