ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Шевалдышева Е.З.
Шевалдышева Елена Зигфридовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка естественных факультетов, Белорусский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы развития мультимодальной грамотности студентов, в частности, развитие навыков создания цифровых мультимодальных текстов.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимодальный текст, проблемное обучение, английский язык, критическое мышление.
Известно, что основной формой представления дидактического материала является текст, который использует только языковой режим, несмотря на то, что существуют другие способы, которые могут эффективно использоваться для коммуникации. В педагогике изображение, жест и действие традиционно считаются лишь иллюстративной поддержкой письменной или устной речи с целью наглядности. Однако, следует признать, что общение мультимодально и все способы передачи смысла сообщения полностью репрезентативны. Ведущие педагоги призывают шире включать в учебный процесс так называемые мультимодальные средства обучения в том числе мультимодальные тексты, которые могут сочетаться с традиционными устными и письменными [1].
Создание цифровых мультимодальных текстов предполагает использование коммуникационных технологий, однако, хотя развитие мультимодальной грамотности тесно связано с ростом технологий цифровой связи, слово «мультимодальный» не является синонимом слова «цифровой».
Выбор так называемого носителя для создания мультимодального текста всегда является важным фактором. Мультимодальный текст может быть бумажным -например, книги, комиксы, плакаты. Мультимодальный текст может быть цифровым -от слайд-презентаций, цифровых нарративов, электронных книг, блогов, электронных постеров, веб-страниц и социальных сетей до анимации, фильмов, видеоигр. Мультимодальный текст может быть живым. Живые мультимодальные тексты включают в себя танцы, перформанс, устные рассказы и презентации.
Например, если от студентов факультета прикладной математики на занятиях по английскому языку требуется представить аргумент за или против использования роботов в качестве учителей, они могут сделать это в режиме мультимодальной коммуникации: с помощью перевоплощения (танец или драма), создания художественного произведения, сообщения в блоге с соответствующими изображениями, клипа, газетного сообщения, моделирования.
Какие же изменения должны происходить в практике преподавания и создания дидактических материалов с использованием информационных технологий в связи с растущей распространенностью мультимодальных текстов, которые используют более одного способа создания смысла? Представляется, что требуется научить не только преподавателя, но и студента создавать мультимодальные тексты. Подобное умение выходит за рамки просто написания текстов. Ведь создание дидактических материалов и даже преподавание и обучение больше не могут рассматриваться как чисто лингвистические явления.
Если студенты должны уметь читать мультимодальные тексты, то логично предположить, что опытный читатель мультимодальных текстов, скорее всего, будет
и эффективным составителем мультимодальных текстов. Следовательно, обучение преподавателей и студентов мультимодальной грамотности - это веление времени.
Сложность создания подобных текстов возрастает пропорционально количеству задействованных режимов и взаимосвязям между ними. Простые в создании мультимодальные тексты включают плакаты, раскадровки, устные презентации, иллюстрированные книги, брошюры, слайд-шоу (PowerPoint), блоги и подкасты. К более сложным цифровым мультимодальным текстовым продуктам относятся вебстраницы, цифровые истории, интерактивные истории, анимация и фильмы
Мы используем элементы мультимодальной коммуникации в преподавании английского языка на факультете прикладной математики. Эта педагогическая стратегия идеально вписывается в концепции Смешанного и Мобильного обучения. Так, при прохождении темы «Роботы» студентам предлагается ответить на проблемные вопросы по теме, подготовив презентации с мультимодальными текстами, создать так называемый цифровой нарратив от лица робота-домохозяйки и робота-учителя (сайт CreatingMultimodalTexts). Огромный интерес у студентов вызвало задание составить тест, в котором в предложения вместо слов надо было вставить картинки с изображением периферических устройств компьютера методом drag and drop. Задания данного типа позволяют развивать навыки продуктивной речевой деятельности, устанавливать межпредметные связи, способствуют созданию коллективных образовательных продуктов.
Организованная таким образом работа способна существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности, развития коммуникативной компетенции студентов, направлена на реализацию принципа индивидуализации обучения.
Список литературы
1. Arlene Archer. Multimodal texts in Higher education and the implications for writing pedagogy// English in Education. [Электронный ресурс]. September, 2010. № 44 (3). (дата обращения: 18.03.2019).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Абдуллаева М.И.
Абдуллаева Мухайё Искандаровна - старший преподаватель, кафедра методики социально-экономических дисциплин, Бухарский областной центр народного образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещаются сущность метода «Мозговой штурм», особенности применения данного метода при изучении дисциплин, входящих в группу дисциплин «Национальная идея независимости».
Ключевые слова: национальная идея, дисциплины национальной идеи, информационные технологии, современные технологии, интерактивные методы, метод «мозговой штурм», письменные и устные формы метода «Мозговой штурм», идеологический иммунитет, идеологическое воспитание.
В нашей стране реализуется широкомасштабная работа, в частности, обеспечение качества образования в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров,