ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ Мирабдуллаева Ш. М.
Мирабдуллаева Шоира Мирзаабдуллаевна - учитель английского языка, 3-средняя школа, пгт. Уйчи, Республика Узбекистан
Аннотация: современные методы содействуют самовыражению личности учеников, подходу с ориентированностью на обучение, индивидуализации обучения и повышению эффективности с учётом особенностей каждой личности, степеней освоения, приобретаемых в обучении, таланта и прочего. Как известно, целью обучения иностранным языкам является практическое освоение иностранным языком учениками, формирование и развитие у них коммуникативной культуры. В этом случае задачей преподавателя является основательное освоение языка учениками в процессе обучения иностранному языку и активизация их деятельности, творческого мышления. В данной статье разработаны предложения и рекомендации по использованию передовых педагогических технологий в обучении иностранным языкам.
Ключевые слова: педагогика, технология, метод обучения, технология обучения, интерактивные методы, свободная беседа, дискуссия, мозговой штурм.
В обучении иностранных языков передовые педагогические технологии, расширяя спектр методов проведения уроков, повышают качество проводимых уроков. Только в этом случае можно достичь повышения эффективности процесса обучения. Преподавателю для повышения эффективности уроков очень полезно тщательно запланировать каждый урок, путём организации урока на основании современных педагогических технологий, выбрав новые примеры упражнений, проводить урок в духе соревнования между группами.
Теория педагогических технологий хоть и развивается и используется со второй половины прошлого века, но нет единой трактовки его определения. В частности, педагог В. П. Беспанько дал определение педагогическим технологиям, как «проект определенной педагогической системы внедряемой в практику» [1]. Ещё один педагог Н. Ф. Талызина отмечает, что педагогические технологии должны быть «самостоятельной наукой, разрабатывающей методы, продвигающие определённые принципы между наукой и практикой, и направленной на решение вопросов их последовательного использования» [2].
Термин «технология обучения» относительно шире термина «методика обучения». Если метод обучения - это метод совместной деятельности преподавателя и ученика, направленный на решение стандартных задач процесса обучения, то методика обучения характеризует научно обоснованные методы, правила и систему методов обучения определённого учебного предмета. Технология обучения - общий смысл процесса достижения цели образования, то есть выражает поэтапное осуществление заранее запланированного процесса обучения в качестве единой системы, разработку системы определённых методов и средств на пути достижения намеченных целей, их эффективное, полезное использование, а также управление процессом обучения на высоком уровне [3].
Центральной проблемой педагогических технологий является обеспечение достижения целей обучения через развитие личности ученика [4]. Современные методы содействуют самовыражению личности учеников, подходу с ориентированностью на обучение, индивидуализации обучения и повышению эффективности с учётом особенностей каждой личности, степеней освоения, приобретаемых в обучении, таланта и прочего.
Как известно, целью обучения иностранным языкам является практическое освоение иностранным языком учениками, формирование и развитие у них коммуникативной культуры. В этом случае задачей преподавателя является основательное освоение языка учениками в процессе обучения иностранному языку и активизация их деятельности
73
творческого мышления. Эффективность процесса обучения во многих смыслах зависит от активности участников, стремления к намеченной цели и дисциплины. Подготовка к проведению учебных занятий, а также их организация в плане объёма затрачиваемых сил и времени намного больше, чем силы и время, затрачиваемые на традиционное обучение. При необходимости визуального представления практических действий, которые трудно объяснить словами, используются технические средства, и это является удобным средством в изучении иностранного языка. Интерактивные методы основаны на активности, умении свободно и самостоятельно мыслить каждого ученика, участвующего в процессе обучения. При использовании этих методов получение знаний для ученика превращается в интересное занятие. При использовании интерактивных методов ученики при содействии и партнёрстве преподавателей получают навыки и опыт самостоятельной работы. Здесь придерживаются принципа получение знаний через познание. Участники учебного процесса работают, разделившись на малые группы. Учебные задания даются не отдельно каждому ученику, а всем членам малых групп.
В обучении иностранным языкам большие возможности существуют и в использовании компьютеров. С точки зрения обучения с помощью компьютеров, важное значение принимает принцип визуальности. Если в традиционном случае визуальность является картиночной составляющей, которая обеспечивает лишь потребность ученика в просмотре предмета или ситуации в какой-либо форме, то в обучении с помощью компьютеров визуальность даёт возможность увидеть стороны, которые в реальной жизни не всегда можно увидеть. Также нельзя не отметить, что компьютер даёт возможность не только читать, но и слушать, просматривать видео, а также путём нажатия кнопок или управления мышью активно воздействовать на происходящие процессы.
Правильно организованная речь и виртуальное общение на иностранном языке даёт возможность учителю привлечь внимание к самым важным основам знаний обучаемого предмета или раздела. Организация прямой связи с аудиторией позволит ученикам осваивать учебные материалы на иностранном языке. А также взаимодействие учеников между собой на иностранном языке и задаваемые ими вопросы имеют важное значение в обеспечении эффективности учебного процесса. Начало изучения темы можно активизировать свободной беседой, дискуссией, мозговым штурмом и другими формами. Широкое применение дидактических материалов, определяющих эффективность информационных технологий, является одним из основных признаков современных педагогических технологий. Процесс обучения, его качество и значение, методы и средства, содействующие повышению знаний учеников, навыки и опыт учителей, новые педагогические технологии и информационные технологии являются основными признаками современного образования, и путём их осуществления достигается повышение эффективности.
Делая вывод, можно сказать, что процесс обучения, его качество и значение, методы и средства, содействующие повышению знаний учеников, навыки и опыт учителей, новые педагогические технологии и информационные технологии являются основными признаками современного образования, и путём их осуществления достигается повышение эффективности. Совместное использование педагогических технологий и информационных технологий в школах будет служить повышению уровня знаний учеников.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989. Ст-12.
2. Талызина Н. Ф. Управление процесса усвоения знаний. М. Из-во МГУ, 1984. Ст-28.
3. Кенжабоев А. С., Эргашева О., Кенжабоев Ж. «Передовые образовательные технологии
являются важным фактором в эффективности обучения», 2012. Ст-5.
4. Толипов Й. К. Основы образовательных реализаций технологии. Фан., 2006. Ст-19.