Научная статья на тему 'Роль компьютера в процессе обучения иностранному языку'

Роль компьютера в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботирбекова Гулчехра Абдумуталовна, Ёкубов Искандар Кобилович

Статья посвящена использованию компьютера в процессе обучения иностранному языку. В ней названа цель изучения данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль компьютера в процессе обучения иностранному языку»

информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у студента умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Список литературы

1. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: Монография / Под ред. Т.И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 212 с.

2. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 253 с.

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

1 ** 2 Ботирбекова Г.А. , Екубов И.К.

1Ботирбекова Гулчехра Абдумуталовна - преподаватель; 2Ёкубов Искандар Кобилович - преподаватель, кафедра узбекского и иностранных языков, Узбекский государственный институт физической культуры и спорта, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена использованию компьютера в процессе обучения иностранному языку. В ней названа цель изучения данной дисциплины.

Ключевые слова: процесс обучения, методы обучения, современные педагогические технологии, информационная технология, компьютер.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения. Это не только новые технические средства, но также новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Если целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком, то задача учителя состоит в том, что бы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося и выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обучения, склонности и т.д. Всем известно, еще недавно обучение иностранному языку основывалось на традиционном подходе, который

заключается в сообщении преподавателем суммы теоретических знаний и выработке у учащихся умений и навыков по изучаемой дисциплине.

В условиях аудиторной формы обучения преподаватель не всегда имеет возможность уделить должное внимание каждому студенту, поэтому многие из них теряют мотивацию к обучению, что приводит к существенному снижению уровня их знаний, умений и навыков. Поэтому, из основных задач учителя является активизация деятельности каждого учащегося в процесс обучения, создания ситуации для их творческой активности. Использование компьютера помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей обучающихся, их уровня знаний. В настоящее время происходит изменение роли учителя в образовательном процессе. Качественно меняется и характер взаимодействия «учитель-ученик». Постепенно основная функция учителя, как источника знаний, снижается. Современная задача учителя - направить образовательный процесс в нужное русло, дать ссылки на качественные ресурсы и проследить за пониманием материала аудиторией, помочь каждому в его освоении. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. С использованием новейших разработок в области обучения иностранным языкам, основанным на использовании технологии мультимедиа, процесс обучения перешёл на качественно другой уровень. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что даже в условиях искусственного общения, можно смоделировать ситуации реального, естественного общения.

Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения иностранному языку: создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения иностранного языка; технические преимущества обучения иностранному языку при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи [1, с. 64].

Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, так и глобальных, практически неоценимо. Также обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит от учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка, так как использование компьютера обеспечивает студентам возможность работать в интерактивной сфере обучения.

Список литературы

1. Гребенёв И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе //

Педагогика. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.