Научная статья на тему 'Интерактивные образовательные технологии в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы: ролевая игра'

Интерактивные образовательные технологии в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы: ролевая игра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход в образовании / интерактивные образовательные технологии / ролевая игра / подготовка специалистов социально-культурной сферы / competency based education / interactive teaching technologies / role playing / educating sociocultural activity managers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Екатерина Владимировна

Компетентностный подход – понимаемый как ориентация на формирование у студента способностипользоваться полученными знаниями и навыками в ситуациях профессиональной деятельности в целяхрешения конкретных задач – определяет как содержание образовательного процесса, так и используемыев этом процессе образовательные технологии. Подготовка специалистов социально-культурной сферы,осуществляемая в рамках компетентностного подхода, невозможна без внедрения в учебный процессинтерактивных образовательных технологий. Среди них центральное место занимает ролевая игра,сущность которой состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации, а содержаниесоставляют целенаправленные действия студентов, осуществляемые в соответствии с сюжетом игры ираспределением ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive teaching technologies in educating socio-cultural activity managers: role play

The competency based approach in education – which focuses on developing a student’s ability to use the acquired knowledge and skills while performing professional tasks and solving professional problems – determines not only the educational content but also teaching technologies. Using this approach while educating socio-cultural activity managers requires applying interactive teaching technologies among which one of the most important is role playing. In the process of role playing a professional situation is being modeled while students act in accordance with the plot of the game and the parts’ distribution.

Текст научной работы на тему «Интерактивные образовательные технологии в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы: ролевая игра»

УДК 004.031.42:[378.147:316.663.5]

Е. В. Клименко

Интерактивные образовательные технологии в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы: ролевая игра

Компетентностный подход - понимаемый как ориентация на формирование у студента способности пользоваться полученными знаниями и навыками в ситуациях профессиональной деятельности в целях решения конкретных задач - определяет как содержание образовательного процесса, так и используемые в этом процессе образовательные технологии. Подготовка специалистов социально-культурной сферы, осуществляемая в рамках компетентностного подхода, невозможна без внедрения в учебный процесс интерактивных образовательных технологий. Среди них центральное место занимает ролевая игра, сущность которой состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации, а содержание составляют целенаправленные действия студентов, осуществляемые в соответствии с сюжетом игры и распределением ролей.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, интерактивные образовательные технологии, ролевая игра, подготовка специалистов социально-культурной сферы

Ekaterina V. Klimenko

Interactive teaching technologies in educating socio-cultural activity managers:

role play

The competency based approach in education - which focuses on developing a student's ability to use the acquired knowledge and skills while performing professional tasks and solving professional problems -determines not only the educational content but also teaching technologies. Using this approach while educating socio-cultural activity managers requires applying interactive teaching technologies among which one of the most important is role playing. In the process of role playing a professional situation is being modeled while students act in accordance with the plot of the game and the parts'distribution.

Keywords: competency based education, interactive teaching technologies, role playing, educating sociocultural activity managers

Существенным компонентом тех масштабных реформ, которые переживает сегодня российская система высшего образования, является изменение представлений о его, образования, целях. Если традиционно в качестве основного результата образования виделся объем знаний, которые приобретал студент к моменту выпуска из высшего учебного заведения, то теперь в роли такого результата выступают общекультурные и профессиональные компетенции, которыми студент овладел в ходе обучения. Компетентностный подход - понимаемый как ориентация на формирование у студента способности пользоваться полученными знаниями и навыками в ситуациях профессиональной деятельности в целях решения конкретных

66

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

задач - определяет как содержание образовательного процесса, так и используемые в этом процессе образовательные технологии. Для успешной реализации такого подхода к образованию необходимо широкое использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий.

Эффективная педагогическая работа по подготовке специалистов социальнокультурной сферы также невозможна без внедрения в учебный процесс интерактивных образовательных технологий. Сама специфика профессиональных задач, к решению которых готовятся студенты, обучающиеся по специальности «Социально-культурная деятельность», требует умения эффективно взаимодействовать с людьми, разными по возрасту, психологическим и социальным характеристикам, способности быстро реагировать на меняющуюся социальную и культурную среду. Эти и многие другие профессиональные качества, необходимые для будущего специалиста социально-культурной сферы, могут быть сформированы лишь при эффективном использовании в процессе обучения интерактивных образовательных технологий.

Интерактивные образовательные технологии широко используются на кафедре социально-культурной деятельности СПбГИК в рамках изучения целого ряда дисциплин профессионального учебного цикла. Одной из таких дисциплин являются «Методики организации аудио- видео- досуга». В качестве основной цели данной учебной дисциплины выделяется формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять эффективную работу по организации аудио-видео досуга разных групп населения и формированию и развитию аудиовизуальной культуры члена современного общества. В ходе изучения учебной дисциплины студенты узнают принципы, методы, технологии организации аудио-видео досуга; основы проектирования социально-культурных программ в области аудио-видео досуга; учатся проектировать и организовывать массовые и групповые формы социально-культурной деятельности в области аудио-видео досуга в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; овладевают методами образования и воспитания населения в условиях развивающей социально-культурной деятельности в области аудио-видео досуга; технологиями организации программ в области аудио-видео досуга; методами обеспечения условий для социально-культурных инициатив населения в области аудио-видео досуга; технологиями организации массовых форм аудио-видео досуга населения.

Обучение в рамках дисциплины выстраивается как сотрудничество студентов и преподавателя. В основе построения учебного процесса в рамках данной учебной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему глубоко усвоен студентом может быть только тот материал, что пережит им и стал его личным опытом. Именно поэтому в рамках данной учебной дисциплины особое внимание уделяется использованию интерактивных образовательных технологий, которые углубляют знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

67

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

студентов, способствуют трансформации знаний в умения, владение соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в рамках данной учебной дисциплины, направлены на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь. Именно поэтому активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений. Такие технологии предполагают высокую самостоятельность студентов в процессе обучения.

Центральное место среди используемых интерактивных образовательных технологий занимает ролевая игра. Участие в ролевой игре представляет собой один из видов аудиторной работы и проходит в рамках семинарских занятий, предусмотренных в рамках изучения раздела № 5 «Киноклуб как форма аудио-видео досуга. Проектирование и организация киноклубной работы». Подготовка к ролевой игре является также одной из форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы по указанному разделу дисциплины. Ролевая игра «Киноклуб» направлена на углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий и изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине; развивает способности к самостоятельному отбору, анализу и систематизации информации; стимулирует коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; формирует готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Ролевая игра как форма учебной работы позволяет формировать и развивать умение проектировать и организовывать групповые формы социально-культурной деятельности в области аудио-видео досуга в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; владение методами образования и воспитания населения в условиях развивающей социально-культурной деятельности в области аудио-видео досуга; технологиями организации программ в области аудио-видео досуга; методами обеспечения условий для социально-культурных инициатив населения в области аудио-видео досуга. Ролевая игра способствует личностному развитию студентов, адаптации к ситуации профессиональной деятельности.

Сущность и специфика ролевой игры как формы учебной работы состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации. Ее содержание составляют целенаправленные действия студентов в такой ситуации, осуществляемые в соответствии с сюжетом игры и распределением ролей. Ролевая игра «Киноклуб», предусмотренная в рамках дисциплины «Методики аудио-видео досуга» относится к группе имитационных и направлена на имитацию профессионального действия. Таким профессиональным действием является подготовка и проведение

68

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

заседания киноклуба в соответствии с освоенными на лекционных занятиях и в процессе изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине методиками киноклубной работы.

Процесс подготовки и проведения ролевой игры включает подготовительный, игровой и аналитический этапы.

На подготовительном этапе осуществляется ознакомление студентов с условиями и правилами игры, формирование игровых и экспертной групп, распределение ролей и связанных с ними обязанностей, инструктаж участников, подготовка каждого из участников к игре в соответствии с исполняемыми ими ролями.

Ролевая игра «Киноклуб» предполагает два типа ролей: участники заседания киноклуба и его ведущие. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль ведущих киноклуба, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наиболее ярких эпизодов обсуждаемого кинофильма для демонстрации в ходе игры в качестве иллюстративного материала для обсуждения; подготовка комментария по итогам демонстрации фрагментов кинофильма, плана обсуждения, заключительного слова.

Подготовка плана обсуждения, являющегося основным компонентом заседания киноклуба и одной из основных форм киноклубной работы является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед студентом, исполняющим роль ведущего заседания киноклуба. План обсуждения кинофильма в рамках заседания киноклуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение темы, которой посвящен кинофильм, выявление позиции авторов кинофилма по этой теме, анализ художественных средств, используемых авторами для выражения этой позиции. В остальном план дискуссии определяется участником игры, исполняющим роль ведущего заседания, в соответствии со спецификой обсуждаемого кинофильма.

Важно помнить, что качественный план обсуждения должен строиться таким образом, чтобы задействовать максимальное количество направлений деятельности из используемых в киноклубной работе. К их числу относятся: дескриптивный (пересказ кинематографического текста, перечисление действующих лиц и событий); личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает кинематографический текст); аналитический (анализ структуры кинематографического текста); классификационный (определение места кинематографического текста в историческом и культурном контексте); объяснительный (формирование суждений о кинематографическом тексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах кинематографического текста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).

К числу задач студента, исполняющего роль ведущего заседания киноклуба, относится также выявление средств активизации аудитории и их использование в ходе ролевой игры. В числе таких средств могут быть вопросы аудитории, об-

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

69

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

ращение к кинематографическим текстам, связанным с обсуждаемым темой, стилем, жанром, фигурой создателя. Направить обсуждение в нужное и интересное русло поможет обращение к кинематографическим, литературным, музыкальные, живописным, иным художественным текстам для их сравнения с обсуждаемым кинофильмом. Такой вид работы может сопровождаться демонстрацией соответствующих кинофильмов или их фрагментов.

Поскольку качество исполнения роли ведущего заседания киноклуба имеет особое значение для успеха всего занятия, проводимого в форме ролевой игры, эту роль целесообразно поручать наиболее подготовленным студентам, хорошо проявившим себя при работе над другими заданиями в рамках изучения данной учебной дисциплины. В то же время важно учитывать желание студентов исполнить роль ведущего киноклуба при процедуре распределения ролей.

К числу обязанностей студентов, выполняющих роли участников заседания киноклуба относятся: предварительное ознакомление с кинематографическим материалом, обсуждение которого является содержанием заседания киноклуба; подготовка к участию и участие в обсуждении.

Ролевая игра «Киноклуб» предполагает формирование экспертных групп, в задачи которых входит: наблюдение за ходом игры; анализ игры и оценка качества выполнения своих ролевых функций всеми ее участниками; подготовка экспертного заключения, включающего анализ проведенной игры, развернутую оценку качества исполнения своих ролевых обязанностей всеми ее участниками, а также оценки по балльной системе за участие в игре для каждого из ее участников; разработка рекомендаций всем участникам игры по улучшению исполнения ими своих ролевых функций, а также предложений по совершенствованию самой игры.

Важным компонентом подготовительного этапа при проведении ролевой игры является выбор кинематографического материала, который станет предметом обсуждения на имитируемом заседании киноклуба, его анализ и изучение. Самостоятельная работа студентов по подготовке к участию в ролевой игре включает просмотр выбранного кинематографического материала, анализ киноведческой и критической литературы по выбранному материалу, изучение основной и дополнительной литературы по разделу дисциплины.

Собственно семинарское занятие включает этапы игровой и аналитический. Игровой этап состоит собственно в имитации заседания киноклуба в соответствии с его основными структурными элементами, к которым относятся: вступительное слово ведущего, просмотр, комментарий ведущего по итогам просмотра, педагогически направляемое ведущим обсуждение, подведение итогов обсуждения, заключительное слово ведущего. Аналитический этап состоит из следующих элементов: обсуждение игровой части занятия экспертной группой, заслушивание сообщения экспертной группы, общее обсуждение итогов игры, подведение итогов проведенной игры. На аналитическом этапе выявляются сильные и слабые стороны в работе

70

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

ее участников, определяются наиболее активные участники игры, степень их активности, уровень знаний и умений, формулируются рекомендации по совершенствованию игры.

В рамках одного семинарского занятия (2 академических часа) целесообразно выделить три временных блока по 30 минут. Два из этих временных блоков займут имитации заседаний киноклуба, один временной блок будет отведен для аналитического этапа игры.

Критерии оценки качества работы студентов, участвующих в ролевой игре «Киноклуб» определяются характером исполняемых ими ролей. К числу основных критериев оценки качества работы студентов, исполняющих роль ведущих киноклуба, относятся: структура и логика подготовленного плана обсуждения, составляющего существенную часть заседания киноклуба; глубина и оригинальность вопросов, выносимых на обсуждение; способность вовлекать участников заседания киноклуба в обсуждение, стимулировать их творческую активность, активизировать обсуждение; способность сохранять нейтральную позицию в обсуждении, выступая в роли модератора обсуждения, а не его участника; умение управлять обсуждением и соблюдать регламент заседания. К числу основных критериев оценки качества работы студентов, исполняющих роль ведущих киноклуба, относятся: активность участия в обсуждении; самостоятельность, оригинальность и глубина суждений, мнений, оценок, высказываемых в ходе обсуждения; непротиворечивость и аргументированность высказываемых суждений, мнений, оценок, соблюдение требований логики при участии в обсуждении; корректность употребления специальной терминологии; качество устной речи; корректность при участии в обсуждении.

Важно заблаговременно довести критерии оценивания до сведения студентов, в особенности - если предполагается, что окончательную оценку участию студентов в ролевой игре будут выносить студенты - участники экспертной группы.

Использование ролевой игры в процессе преподавания учебной дисциплины «Методики организации аудио- видео- досуга», являющейся частью подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность», доказало свою эффективность. Повышение уровня посещаемости, живой интерес, демонстрируемый студентами к изучению данной учебной дисциплины, высокая степень активности студентов, участвующих в учебных занятиях, несомненно, демонстрируют целесообразность использования ролевой игры в преподавании данной учебной дисциплины. В то же время, высокие результаты освоения учебной дисциплины, которые демонстрируют студенты, как и увеличение количества курсовых и дипломных работ, посвященных работе киноклубов, доказывают, что использование интерактивных образовательных технологий в процессе подготовки специалистов социально-культурной сферы имеет не только краткосрочный, но и долговременный эффект.

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.