Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы / кубики историй / метафорические ассоциативные карты / арт-коучинг / виртуальный кабинет профориентации / interactive methods / story cubes / metaphorical associative maps / art coaching / virtual career guidance room

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурсинова Ольга Владимировна, Устименко Татьяна Алексеевна, Зенкина Светлана Викторовна

В статье авторы делают акцент на эффективности применения интерактивных методов в профориентационной работе с обучающимися в образовательной организации. С помощью этих методов можно прорабатывать ограничивающие убеждения, препятствующие осознанному выбору профессии, целеполагание, в игровой форме раскрыть свой потенциал, сильные стороны и качества. Авторы делают вывод о том, что что на сегодняшний день педагоги, классные руководители, а также педагоги-психологи имеют большие возможности для применения интерактивных методов в профориентационной работе с обучающимися как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Данные методы позволяют не просто в увлекательной форме мотивировать обучающихся на совместную работу, но и вооружают их средствами более осознанного и самостоятельного выбора своего дальнейшего жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурсинова Ольга Владимировна, Устименко Татьяна Алексеевна, Зенкина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors emphasize the effectiveness of using interactive methods in career guidance work with students in an educational organization. With the help of these methods, you can work out limiting beliefs that impede the conscious choice of profession, goal-setting, in a playful form to reach your potential, strengths and qualities. The authors conclude that today teachers, class teachers, as well as educational psychologists have great opportunities for the use of interactive methods in career guidance work with students both in the classroom and in extracurricular activities. These methods allow not only to motivate students to work together in a fun way, but also equip them with the means of a more conscious and independent choice of their future life path.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

Педагогика

УДК 37.047, 37.048

кандидат психологических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Чурсинова Ольга Владимировна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, проректор по информатизации и проектной деятельности Устименко Татьяна Алексеевна ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Зенкина Светлана Викторовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Мытищи)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация. В статье авторы делают акцент на эффективности применения интерактивных методов в профориентационной работе с обучающимися в образовательной организации. С помощью этих методов можно прорабатывать ограничивающие убеждения, препятствующие осознанному выбору профессии, целеполагание, в игровой форме раскрыть свой потенциал, сильные стороны и качества. Авторы делают вывод о том, что что на сегодняшний день педагоги, классные руководители, а также педагоги-психологи имеют большие возможности для применения интерактивных методов в профориентационной работе с обучающимися как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Данные методы позволяют не просто в увлекательной форме мотивировать обучающихся на совместную работу, но и вооружают их средствами более осознанного и самостоятельного выбора своего дальнейшего жизненного пути.

Ключевые слова: интерактивные методы, кубики историй, метафорические ассоциативные карты, арт-коучинг, виртуальный кабинет профориентации.

Annotation. In the article, the authors emphasize the effectiveness of using interactive methods in career guidance work with students in an educational organization. With the help of these methods, you can work out limiting beliefs that impede the conscious choice of profession, goal-setting, in a playful form to reach your potential, strengths and qualities. The authors conclude that today teachers, class teachers, as well as educational psychologists have great opportunities for the use of interactive methods in career guidance work with students both in the classroom and in extracurricular activities. These methods allow not only to motivate students to work together in a fun way, but also equip them with the means of a more conscious and independent choice of their future life path.

Key words: interactive methods, story cubes, metaphorical associative maps, art coaching, virtual career guidance room.

Введение. На современном этапе, когда с развитием цифровых технологий появляется очень много профессий, о которых раньше мы даже и представить не могли актуализируется профориентационная работа с обучающимися в образовательных организациях. Эффективность такой работы напрямую зависит от комплексного подхода в применении интерактивных методов, о которых и пойдет речь в нашей статье.

Большой потенциал в профориентационной работе с обучающимися кроется в следующих интерактивных формах работы:

• профориентационные квесты;

• геймификация;

• арт-коучинг;

• метафорические ассоциатвные карты;

• технология модерации;

• элементы кинотерапии и т.д.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим несколько примеров применения интерактивных методов в профориентации.

Огромным потенциалом обладает применение короткометражных мультфильмов, кинофильмов, в сюжетах которых главный герой сталкивается с проблемой выбора, принятия решений, поиска себя. И в такие моменты очень важно, чтобы рядом оказался наставник, который может поделиться жизненным опытом («Кунг-фу панда», «Тайна Коко», «Пой», «Моана» и др.).

При проработке сюжетов таких видеоматериалов обучающийся может понять, как найти свое предназначение, идти к достижению своей цели, выработать новые паттерны поведения. Для профориентационной работы великолепно подходит мультфильм «Душа», в котором очень подробно описан нелегкий путь карьерного самоопределения [5].

С этой целью достаточно эффективно применять и видеопритчи. Например, в исследовании темы успеха и составляющих, от которых он зависит можно показать и обсудить с детьми видеопритчу о лягушке которая дошла до цели.

Проблема целеполагания может быть выделена в отдельный блок в рамках профориентационной работы с обучающимися. Очень важно научить обучающихся ставить реальные, конкретные цели и достигать их. Арсенал инструментов здесь может быть самым разнообразным.

Например, можно просмотреть фрагмент мультфильма «Рапунцель», чтобы обсудить основные различия между понятиями «мечта» и «цель», применять метафорические ассоциативные карты, о которых речь пойдет немного позже, а также спектр техник из тайм-менеджмента «Матрица Эйзенхауэра», «SMART-технологию» и т.д.

Достаточно эффективно в проработке целеполагания использовать метафоры. Так, обучающимся можно предложить представить свои цели в виде лестницы, ее можно нарисовать.

На самом верху лестницы обучающиеся рисуют образ цели, внизу лестницы прописывают «Для чего мне нужно достичь цель», на каждой ступеньки расписывают шаги и действия для ее достижения, а затем следует обсуждение:

- на что похожа эта лестница?

- устойчива ли эта лестница?

- что ты чувствуешь, когда описываешь эту лестницу?

- как ты думаешь, какие шаги необходимо сделать для достижения цели?

Для проработки цели можно применять такую форму работы как коллажирование. На первом этапе обучающимся необходимо прописать цели на ближайший год или на 5 лет, а затем на бумаге формата А1, вооружившись клеем, ножницами и журналами составить коллаж своих целей. По завершении работы, обучающиеся объединяются в пары и объясняют партнерам свой коллаж.

Еще можно предложить обучающимся нарисовать дерево цели, где ветви - это ресурсы, необходимые для достижения цели или действия, которые необходимо совершить, а макушка дерева - это сама цель.

В профориентационной деятельности с целеполаганием также очень важно обратить внимание на проработку ограничивающих убеждений, препятствующих достижению цели. Ограничивающие убеждения представляют собой установки, влияющие на наши паттерны поведения. На вербальном уровне ограничивающие установки могут выражаться в таких словах-маркерах обучающихся, как «никогда», «должен», «невозможно» и др.

Начиная с 8 класса на целеполагание обучающимся можно предложить выписать все цели, которые у них есть на ближайшие 3 или 6 месяцев. Затем на каждую цель нарисовать символический образ или вытянуть метафорическую ассоциативную карту. Далее обучающиеся рисуют линию времени. Начало линии символизирует настоящее, а вправо идет по линии будущее. Главная цель размещается на три четверти от начальной точки и задача обучающегося отметить на линии все остальные цели. Такая работа позволяет им осознать последовательность своих целей.

Для проработки ограничивающих убеждений можно использовать техники арт-терапии и арт-педагогики. Достаточна эффективна также групповая работа. Например, обучающихся можно разбить на несколько групп и раздать карточки с перечнем распространенных ограничивающих убеждений. Сначала каждый индивидуально знакомится с этим перечнем и выбирает для себя наиболее эмоционально зараженное ограничивающее убеждение. Затем первый участник произносит вслух выбранное убеждение, а его сосед справа должен ему ответить «да, это действительно так, очень классно иметь такое убеждение». Сосед же слева, наоборот должен ответить «нет, это не так. Это вредное убеждение, потому что...» и т.д. [2].

Большой популярностью среди обучающихся пользуются квесты «Проф-Боярд». Такой интерактивный формат позволяет школьникам в игровой форме больше узнать о своих способностях, увидеть все многообразие профессий и лучше понять собственное предназначение.

Педагог-психолог и классные руководители могут использовать в профориентационной работе метафорические ассоциативные карты (МАК). Существует целый спектр профориентационных колод МАК:

• «Компас выбора профессии».

• «Мой верный путь».

• «Профессии».

• профориентационные настольные игры «Проффорсайт» (рисунок 1).

• «Профильплюс» и др.

Рисунок 1. Профориентационная игра «Проффорсайт»

Профориентационная игра «Проффорсайт» предназначена для организации профориентационной работы со старшеклассниками (9-11 классы), обучению их целеполагания. При этом с обучающимися желательно провести целую серию игр для планирования своей будущей профессиональной деятельности.

В профориентационной работе можно также применять любые универсальные и сюжетные, а также коучинговые колоды МАК (рисунок 2).

Рисунок 2. Метафорические ассоциативные карты

Например, очень эффективно упражнение на основе МАК «Декартовы координаты». Просим обучающегося нарисовать четыре квадрата:

• «Что будет, если я выберу эту профессию».

• «Чего не будет, если я выберу эту профессию».

• «Что будет, если я не выберу эту профессию».

• «Чего не будет, если я не выберу эту профессию».

Далее, на каждую область обучающийся в закрытую достает по 1 карте (колоды «Сила времени», «КАК» и др.). Также на понимание своего предназначения с обучающимися можно использовать технику «Икигай».

С метафорическими ассоциативными картами можно проводить деловые и ролевые игры. Например, для тренировки навыков продажи на основе сказочных колод «Мастер сказок», «Путь героя». Разбиваем детей на команды по 2 человека. Команды будут продавать один и тот же товар. У каждого участника своя карта, которую он вытягивает из колоды в закрытую. Игра состоит из 4 раундов:

- 1 раунд - игроки берут карту и на основе ассоциаций обдумывают и записывают как им лучше представить товар (слоганы, презентация). На данном этапе работа индивидуальная, каждый участник работает со своей картой;

- 2 раунд - каждый в паре представляет мысли по своей карте.

- 3 раунд - парная работа, совмещение своих идей.

- 4 раунд - представление командами своего товара, его изюминки.

В этой игре также отрабатываются навыки аргументации, так как участникам необходимо заставить покупателя поверить именно их презентации товара.

Еще один интересный и универсальный инструмент, который можно эффективно применять в профориентационной работе - кубики историй (рисунок 3).

Л®- _

Рисунок 3. Кубики историй

Существует большое разнообразие кубиков историй «Действия», «Оригинальные», «Фантастические» и др. В работе можно применять любые из них. Например, обучающийся выбирает три кубика на свой вкус и бросает их. Далее работа осуществляется с выпавшими изображениями, которые обучающийся может выложить в любой последовательности, но менять кубики на новые нельзя. Обучающийся должен на основе выпавших изображений рассказать о своих

профессиональных планах [3]. Особенно очень эффективна такая работа на первоначальном этапе, выявлении профессиональных предпочтений.

Работа с кубиками историй достаточно увлекательна не только с обучающимися, но и со взрослыми. В рамках курсовых мероприятий по вопросам профориентации мы обучаем педагогов работе с данным инструментом, им это очень нравится, так как педагоги очень креативны (рисунок 4).

Рисунок 4. Работа с кубиками историй

Цифровизация образования также благотворно влияет на выстраивание системы профориентационной работы в образовательной организации. Можно выделить такие позитивные стороны как:

• оцифрованные опросники и тесты, что позволяет облегчить работу педагога-психолога;

• профориентационный нетворкинг (онлайн-коммуникативные площадки);

• профориентационное онлайн-наставничество;

• онлайн профессиональные пробы;

• виртуальный кабинет профориентации. Основная цель функционирования этого кабинета заключается в методической поддержке педагогов образовательной организации по вопросам самоопределения и профориентации обучающихся и родителей.

Выводы. Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день педагоги, классные руководители, а также педагоги-психологи имеют большие возможности для применения интерактивных методов в профориентационной работе с обучающимися как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Данные методы позволяют не просто в увлекательной форме мотивировать обучающихся на совместную работу, но и вооружают их средствами более осознанного и самостоятельного выбора своего дальнейшего жизненного пути.

Литература:

1. Горюнова, М.Ю. Реализация эффективных инструментов профессиональной ориентации школьников / М.Ю. Горюнова//Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. -2021. - Вып. 1. -С. 77-85

2. Данилова, М. Интегративный коучинг. Как научить и научиться / М. Данилова, А. Савкин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 384 с.

3. Полтинкина, Т.И. Применение игровых методов при проведении групповых и индивидуальных собеседований в системе подбора персонала / Т.И. Полтинкина, М.В. Виниченко // Новое поколение. - 2016. - №9. - С. 134-140

4. Современные методы профориентации и самоопределения обучающихся: учебно-метод. пособие / автор-сост. О.П. Черных; под ред. О.П. Черных. - Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит»; Изд-во Студии рекламы «КОРОвОК», 2021. - 64 с.

5. Чурсинова, О.В. Техники арт-коучинга в профессиональном становлении и саморазвитии / О.В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №10-2 (61). - С. 120-122

Педагогика

УДК 5.8.1

заслуженный работник культуры Республики Татарстан Шакурова Юлия Рафаиловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Блабуга);

директор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1 имени Э. Бакирова» Блабужского муниципального района Республики Татарстан (г. Блабуга)

ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к анализу понятий и определений, а также структура развивающей среды внеучебной деятельности обучающихся, как предмет педагогических и психолого-педагогических исследований. Отмечаются особенности развивающей среды и ее роль в системе дополнительного образования детей художественно-эстетического направления, предлагается авторская модель развивающей среды, учитывающая специфику образовательной деятельности обучающихся и основанная на приоритете их саморазвития и личностной ориентированности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.