Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харькина Марина Александровна

В статье рассматривается профориентационная работа как процесс, состоящий из комплекса мер, направленных на помощь обучающимся в профессиональном самоопределении. Опираясь на психологическую и педагогическую литературу, а также практический опыт организации и проведения работы по профессиональной ориентации молодежи, автор предлагает разделить этот процесс на три основных блока («Познай себя», «Мир профессий», «Рынок труда») и проводить в образовательных организациях цикл занятий по профессиональной ориентации в соответствии с этими блоками. Автор обращается к понятию «профессиограмма» и предлагает использовать профессиограммы в процессе профориентационной работы с обучающимися. В статье приведены примеры упражнений по самоанализу, которые способствуют осознанному выбору профессии молодыми людьми. Описаны цели, задачи и планируемые результаты, предложены формы работы для каждого из блоков цикла занятий. Материал статьи основан на анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и проведение профориентационной работы в образовательных организациях, а также на анализе психологической и педагогической литературы; может быть использован педагогами при организации и проведении профориентационной работы с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харькина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER-GUIDANCE WORK WITH YOUNG PEOPLE

The article considers the career-guidance work as a process consisting of a set of measures aimed at helping students in professional self-determination. Based on psychological and pedagogical literature, as well as practical experience in organizing and conducting work on vocational guidance for young people, the author suggests dividing this process into three main blocks ("Discover yourself", "World of professions", "Labor market") and conducting a cycle of vocational guidance classes in educational organizations in accordance with these blocks. The author refers to the concept of "professionogram" and suggests using professionograms in the process of career-guidance work with students. The article provides examples of introspective exercises that contribute to the conscious choice of profession by young people. The goals, objectives and planned results are described. The forms of work for each block of the cycle of classes are presented. The material of the article is based on the analysis of normative legal documents regulating the organization and conduction of career-guidance work in educational organizations, as well as on the analysis of psychological and pedagogical literature and can be used by teachers in organizing and conducting career-guidance work with students.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ»

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

Харькина Марина Александровна | marikh3711@yandex.ru

Специалист по учебно-методической работе кафедры общего образования Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия

Профориентационная работа с молодежью

Аннотация. В статье рассматривается профориентационная работа как процесс, состоящий из комплекса мер, направленных на помощь обучающимся в профессиональном самоопределении. Опираясь на психологическую и педагогическую литературу, а также практический опыт организации и проведения работы по профессиональной ориентации молодежи, автор предлагает разделить этот процесс на три основных блока («Познай себя», «Мир профессий», «Рынок труда») и проводить в образовательных организациях цикл занятий по профессиональной ориентации в соответствии с этими блоками. Автор обращается к понятию «профессиограмма» и предлагает использовать профессиограммы в процессе профориентационной работы с обучающимися. В статье приведены примеры упражнений по самоанализу, которые способствуют осознанному выбору профессии молодыми людьми. Описаны цели, задачи и планируемые результаты, предложены формы работы для каждого из блоков цикла занятий.

Материал статьи основан на анализе нормативно-правовых документов,

регламентирующих организацию и проведение профориентационной работы в

образовательных организациях, а также на анализе психологической и педагогической литературы; может быть использован педагогами при организации и проведении профориентационной работы с обучающимися.

Ключевые слова: профориентацион-ная работа, выбор профессии, профессиональное самоопределение, рынок труда, востребованность профессии, профессиограмма.

Уже более десяти лет одной из задач, стоящих перед педагогами и администрацией образовательных организаций, является профориентационная работа в школе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятого 21 декабря 2012 года, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации [6].

О профориентационной работе упоминается в статье 11 Федерального закона

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятого в июле 1998 года [5].

Несмотря на то, что профориентационная работа в школах ведется уже достаточно давно, не исключены ошибки в ее организации. Зачастую эта работа проводится в виде разовых мероприятий, не связанных между собой. Педагоги, психологи, специалисты, занимающиеся с молодежью данной работой, сводят ее к выбору учебного заведения среднего профессионального или высшего образования, ориентируясь на уровень оценок по школьным предметам. Такой узкий подход часто приводит к ошибочному выбору обучающимися будущей профессии.

Профессиональная ориентация — это сложный и длительный процесс, что подтверждается и документами, регламентирующими проведение профориен-тационной работы.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, принятому 31 мая 2021 года, «рабочая программа воспитания должна обеспечивать: формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе общественно полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей профессии; информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном,

региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых Организацией совместно с различными предприятиями, образовательными организациями, центрами профориентацион-ной работы, практической подготовки; оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии» [Цит. по: 1].

На сложный характер профориентаци-онной работы указывает и ряд исследователей. К примеру, Н. С. Пряжников определяет профориентацию как комплексную, системную помощь индивидууму в профессиональном выборе и планировании карьеры. Под комплексностью автор подразумевает «работу по следующим направлениям: информационно-справочное, профессиональная психодиагностика, моральная и эмоциональная поддержка личности, помощь в принятии решения и планировании перспектив профессионального развития» [Цит. по: 2, с. 16]. Системность про-фориентационной работы, по мнению автора, заключается во взаимодействии семьи, школы, центров занятости, психологических центров, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, других организаций [Там же].

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

Известная схема выбора профессии призывает специалистов в области профессиональной ориентации учитывать желания и интересы учащихся, их способности и возможности, а также требования рынка труда. По мнению Г. В. Резапкиной, именно учет совокупности всех данных факторов способствует правильному выбору профессионального пути и дальнейшему успеху на нем [4, с. 174].

Таким образом, становится ясно, что профориентационная работа — это комплекс мероприятий, направленных на помощь учащимся в самоопределении. В процессе этой работы учащийся не только должен познать себя, то есть выявить свои интересы, склонности к определенным видам деятельности, особенности характера, сильные и слабые стороны, побуждающие мотивы, но и узнать потребности общества, а именно понимать ситуацию на рынке труда в регионе, востребованность профессий. Помимо этого, учащимся необходимо познакомиться с

самими профессиями, их типами, классификациями, требованиями к специалистам той или иной отрасли.

По мнению Н. С. Пряжникова, информированность о мире профессий в целом и о выбираемой профессии в частности является важнейшим фактором профессионального самоопределения личности. Для реализации данного фактора автор предлагает обращаться к профес-сиограммам [2, с. 20].

Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач [3, с. 80].

Для примера приведем схему профес-сиограммы. В качестве основы была взята профессиограмма, предложенная Е. Ю. Пряжниковой. Отметим также, что в таблицу внесены незначительные авторские изменения (выделены курсивом) (таблица 1).

Таблица 1 — Пример составления профессиограммы [Там же. С. 93]

Предмет труда Цели труда

1. Природа (животные, растения). 2. Материалы и заготовки. 3. Люди (дети, взрослые). 4. Техника. 5. Знаковые системы. 6. Художественный образ 1. Контроль, оценка, диагноз. 2. Преобразовательная. 3. Изобретательная. 4. Транспортирование. 5. Обслуживание. 6. Собственное развитие

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

Средства труда Условия труда

1. Ручные простые приспособления. 2. Механические. 3. Автоматические. 4. Функциональные (речь, мимика). 5. Теоретические. 6. Переносные или стационарные 1. Бытовой микроклимат. 2. Большие помещения с людьми. 3. Обычный производственный цех. 4. Необычные производственные условия (влажность, 1, стерильность). 5. Экстремальные условия. 6. Работа на открытом воздухе. 7. Домашний кабинет, лаборатория, мастерская

Характер подвижности в труде Характер общения в труде

1. Сидя. 2. Стоя. 3. Множество разнообразных движений. 4. Длительная ходьба. 5. Вынужденные статичные позы. 6. Высокая подвижность разных групп мышц 1. Минимальное общение. 2. Клиенты, посетители. 3. Обычный коллектив. 4. Работа с аудиториями. 5. Выраженная дисциплина, субординация в труде. 6. Небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипаж судна, экспедиции)

Ответственность в труде Особенности труда

1. Материальная. 2. Моральная. 3. За жизнь и здоровье людей. 4. Невыраженная ответственность 1. Возможность работы по совместительству. 2. Большая зарплата. 3. Льготы. 4. «Соблазны». 5. Изысканное отношение. 6. Встречи со знаменитостями. 7. Частые командировки. 8. Законченный результат труда. 9. Высокий престиж профессии. 10. Общественная полезность

Типичные трудности Требуемый уровень образования, необходимый для работы

1. Нервное напряжение. 2. Профзаболевания. 3. Распространены мат и сквернословие. 4. Повышенный риск судимости. 5. Невысокий престиж работы. 6. Низкая заработная плата. 7. Презираемый труд 1. Профессиональное образование. 2. Среднее профессиональное образование. 3. Высшее образование, бакалавриат. 4. Высшее образование, специалитет, магистратура. 5. Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. 6. Дополнительное профессиональное образование (профессиональное переподготовка)

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

Учет всех факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, изучение мира профессий, рынка труда — длительный и сложный процесс, на реализацию которого необходимо время, поэтому в образовательных организациях было бы правильно проводить цикл занятий с обучающимися.

Цикл может состоять из трех блоков, в каждом из которых возможны различные формы занятий: экскурсии на предприятия и в организации, дни открытых дверей образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, ярмарки учебных заведений, брейн-ринги, профессиональные пробы, лекции, круглые столы, тренинги, профориентационные игры, квесты, классные часы, классические уроки и многое другое. Занятия из разных блоков могут перекликаться между собой и проходить параллельно. Количество занятий в каждом блоке не ограничено и зависит от возможностей педагогов, количества выделенных на профессиональную ориентацию часов.

Блок № 1 «Познай себя»

Цель первого блока — создание условий для определения обучающимися зоны своих приоритетных интересов и наклонностей.

Задачи:

1) способствовать осознанию обучающимися своих желаний и определению интересов;

2) помочь обучающимся определить свои возможности;

3) способствовать изучению обучающимися своих психологических особенностей.

Результат данного блока: обучающийся будет понимать, с какой деятельностью он справится лучше, что будет приносить ему удовольствие; сможет определить, в какой профессиональной сфере находятся его интересы.

Возможные формы работы: психологическое тестирование, направленное на определение типа темперамента обучающихся, особенностей его характера и общения с другими людьми, уровня конфликтности и стрессоустойчивости, ведущего мотива деятельности, склонностей к определенным видам профессиональной деятельности.

С целью проведения психологического тестирования в процессе реализации первого блока профориентационной работы необходимо привлекать педагога-психолога. Помимо прохождения тестирования, обучающиеся могут вести дневники, заниматься самоанализом, записывая все, что им нравится делать и что не нравится, что легко получается, а что дается тяжело. Выполняя подобные упражнения, обучающимся важно не ограничиваться школьными предметами, а писать обо всем, в том числе о хобби, домашних делах, спорте, взаимодействии с другими людьми и т. д. В процессе самоанализа учащиеся могут заполнять разного рода таблицы.Приведем несколько примеров (таблицы 2, 3).

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

Таблица 2 — Пример упражнения для самоанализа

Деятельность, которая дается легко, получается и интересует Деятельность, которая дается тяжело, не получается, но интересует

Деятельность, которая дается легко, получается, но не интересует Деятельность, которая дается тяжело, не получается и не интересует

При заполнении данной таблицы формируется четыре списка:

1) список занятий, которые нравятся, привлекают и получаются;

2) список занятий, которые нравятся, привлекают, но не получаются;

3) список занятий, которые не нравятся, но получаются;

4) список занятий, которые не нравятся и не получаются.

Такая таблица, составленная в соответствии с методом «Квадрат Декарта», помогает выявить деятельность, с которой ученик справляется и к которой испытывает интерес.

Таблица 3 — Пример упражнения для самоанализа

Нравится делать Не нравится делать

Получается легко Трудно, не получается Получается легко Трудно, не получается

Второй вариант заполнения таблицы проще. Сначала составляются два списка по наличию или отсутствию интереса к какой-либо деятельности, а затем каждый список делится еще на два в зависимости от умений.

Подобные упражнения помогают школьникам понять себя в отличие от тестов,

при прохождении которых обучающиеся отвечают на вопросы и получают готовый результат. Выполняя упражнения по самоанализу, молодые люди начинают прислушиваться к себе и своим внутренним потребностям, анализировать эмоции, возникающие при выполнении упражнения, что помогает им в дальнейшем принять важное решение.

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

Блок № 2 «Мир профессий»

Цель второго блока — расширение представлений обучающихся о профессиях.

Задачи:

1) сформировать навыки использования профессиограмм при изучении профессий;

2) познакомить обучающихся с различными классификациями профессий;

3) научить обучающихся ориентироваться в мире профессий и раскрыть понятия «профессия», «должность», «специальность».

Результат данного блока: обучающиеся смогут не только разобраться в профессиях, но и соотнести требования профессий, условия труда со своими желаниями, интересами и возможностями и таким образом выбрать уже не только направление будущей профессиональной деятельности, но и несколько подходящих профессий.

Возможные формы работы: тренинги, профориентационные игры, экскурсии на предприятия, профессиональные пробы, круглые столы, лекции, семинары, классные часы и др.

Второй блок — самый широкий из трех. Многообразие профессий не позволит ограничиться одним или двумя занятиями. В процессе изучения профессий можно использовать различные задания для обучающихся — такие, как составление профессиограмм, подготовка докладов о профессиях, командные

игры (например, «рекламное агентство», «брейн-ринг»), а также составление кроссвордов, загадок о профессиях и многое другое.

Блок № 3 «Рынок труда»

Цель третьего блока — формирование у обучающихся умения ориентироваться на рынке труда.

Задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) информировать обучающихся о существующих образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования;

2) научить обучающихся самостоятельно находить информацию об образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования;

3) познакомить обучающихся с понятиями «рынок труда», «востребованность профессии», «вакансия»;

4) информировать обучающихся о ситуации на рынке труда и востребованных профессиях по стране и в регионе.

Результат данного блока: обучающиеся смогут свободно ориентироваться на рынке труда, будут знать основные понятия по теме «Рынок труда», а также перечень востребованных и невостребованных профессий в своем регионе.

Возможные формы занятий: экскурсии в центры занятости; посещение образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, выставок образовательных организаций,

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

например, «PROобразование»; классные часы, лекции, круглые столы и др.

Стоит отметить, что профессиональная ориентация обучающихся — объемная работа, включающая множество вопросов, которые необходимо освещать, оказывая помощь учащимся в профессиональном самоопределении. Этотребует от педагогов последовательной, спланированной и организованной деятельности. Однако благодаря разнообразию форм работы профессиональная ориентация может стать увлекательным процессом, способствующим осознанному выбору обучающимися будущей профессии.

Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401333920/ (дата обращения: 30.01.2022).

2. Пряжников, Н. С. Профориентоло-гия: Учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 405 с.

3. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: Учебник для академического бакалавриата / Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 520 с.

4. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофиль-ной подготовки: Учебно-методическое

пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2005. - 208 с.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Кон-сультантПлюс. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19558/#dst0 (дата обращения: 30.01.2022).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 30.01.2022).

Marina A. Kharkina

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Career-guidance work with young people

Abstract. The article considers the career-guidance work as a process consisting of a set of measures aimed at helping students in professional self-determination. Based on psychological and pedagogical literature, as well as practical experience in organizing and conducting work on vocational guidance for young people, the author suggests dividing this process into three

УДК 37.048.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Харькина М. А. Профориентационная работа с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 2 (14) / июль. — С. 46-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2022/05jul2022/kvo105/

main blocks ("Discover yourself", "World of professions", "Labor market") and conducting a cycle of vocational guidance classes in educational organizations in accordance with these blocks. The author refers to the concept of "professionogram"and suggests using professionograms in the process of career-guidance work with students. The article provides examples of introspective exercises that contribute to the conscious choice of profession by young people. The goals, objectives and planned results are described. The forms of work for each block of the cycle of classes are presented.

Статья поступила в редакцию 13.02.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 07.05.2022.

The material of the article is based on the analysis of normative legal documents regulating the organization and conduction of career-guidance work in educational organizations, as well as on the analysis of psychological and pedagogical literature and can be used by teachers in organizing and conducting career-guidance work with students.

Keywords: career-guidance work, choice of profession, professional self-determination, labor market, demand for profession, professionogram.

The article was submitted 13.02.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 07.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.