УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
Баканова Анастасия Александровна | [email protected]
Магистрант Института образования
Балтийский федеральный университет имени И. Канта
Калининград, Россия
Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт
Аннотация. Статья посвящена определению роли и содержания эффективной модели профориентационной работы в школах России с учетом положительного опыта зарубежных стран. Главными задачами обновления стратегии профориентации школьников, основанной на мониторинге тенденций в сфере профессионального образования, является создание условий для профессионального самоопределения учащихся с учетом их личностных характеристик, а также развития национальной экономики и потребностей рынка труда.
Ключевые слова: профориентация, про-фориентационная работа, модели про-фориентационной работы.
Современный социально-экономический уровень развития государства, динамика состава профессий, наличие большого количества учебных заведений, специальностей и специализаций ставит перед молодым человеком чрезвычайно сложную проблему выбора направления своей профессиональной деятельности, а затем и профессии.
Проблема выбора профессии является чрезвычайно важной и непростой. Существует множество технологических вопросов, которые не под силу решить старшекласснику без квалифицированной помощи опытного специалиста в данной области. Анализ организации и проведения профориентационной работы в России показывает, что данное направление достаточно серьезно обеспечено нормативно-правовой базой, в стране созданы отделы профориентации населения в системе государственной службы занятости, существует значительное количество научно-методических разработок, но системная работа в этом направлении в школах практически отсутствует. Результатом этого является низкий уровень мотивации выпускников школ при выборе профессии и при ее получении, значительный дисбаланс между потребностями рынка труда и желаниями молодежи получить определенную профессию.
Профориентационная работа традиционно занимает важное место в деятельности школы в связи с тем фактом, что, с
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
одной стороны, она обеспечивает связь системы образования с экономической системой страны, а с другой — сочетает настоящее учащихся с их будущим. Именно поэтому среднее образование должно не только обеспечивать предметную подготовку, но и создавать благоприятные условия для профессионального самоопределения учащихся. Целью данной статьи является проведение анализа существующих моделей профориентационной работы со школьниками в зарубежных и отечественных учебных заведениях.
Аналитический обзор литературы позволил констатировать, что профессиональная ориентация населения в целом определяется как научно обоснованная система взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения и реализацию способности лица к труду, выявление его навыков, интересов, возможностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену вида трудовой деятельности [5, с. 26; 7 с. 257].
В целостной структуре профориентационной работы с учащимися в отечественной системе исследователями выделены следующие элементы: профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация [1, с. 189]. Учитывая наработки современных специалистов и положения Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, профессиональную ориентацию в школе автор данной статьи определяет как систему, которая обеспечивает эффективное профессиональное самоопределение учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, желаний и возможностей и потребностей рынка труда в специалистах, имеющих определенный набор профессиональных компетенций. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах развития личности, начиная с раннего детства и продолжая дошкольным, школьным и молодым возрастом.
В странах с развитой экономикой профориентации учащихся уделяется значительное внимание, а общее руководство профориентационной работой в школах осуществляется на государственном уровне. Соответствующие услуги предоставляются гражданам на безвозмездной основе. В то же время в некоторых странах (например, в США) законодательство позволяет частным фирмам предоставлять платные профориента-ционные услуги, которые, как правило, сочетаются с трудоустройством.
В свою очередь, в Великобритании и Финляндии работу со школьниками организуют на уровне образовательных организаций, в то время как работающей молодежью и взрослым поколением занимаются специализированные органы трудоустройства и социального обеспечения. Опыт указанных стран показывает модель разделения зон
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
влияния на уровне конкретных организаций, взаимодействующих с человеком на различных этапах подготовки к реализации самостоятельной трудовой деятельности [3, с. 30].
В Швеции за профориентационную работу и дальнейшее трудоустройство молодежи отвечают службы образовательной и профессиональной ориентации при Министерстве образования и Национального управления рынком труда; в Германии ответственность за деятельность в этих сферах несет Федеральное ведомство по труду.
Интеграция услуг проявляется в сочетании профориентации с психолого-педагогическим и медицинским консультированием учеников и их родителей по широкому кругу вопросов — обучению, поведению, общению, особенностям физического и психического развития (Великобритания, Финляндия, Германия и др.). Усиливаются связи между службами профориентации, профподготовки и трудоустройства, создаются единые центры занятости, которые предоставляют комплекс услуг (Финляндия, Германия, США, Швеция) [8, с. 1234].
На модернизацию профессиональной ориентации в Великобритании и США повлиял перенос данной активности в сферу услуг и трансформации в такие направления, как «развитие карьеры», «образование и ориентация по вопросам карьеры». Что касается направления, связанного с образованием по вопросам карьеры, то оно реализуется
в условиях учебной деятельности и опирается на интересы обучающихся, несет общий характер. При этом активность, касающаяся ориентации в вопросах карьеры, фокусируется на индивидуальных потребностях и особенностях, проводится в формате частных мероприятий.
Подобные виды профориентационной работы формируют у учеников представления о собственных возможностях и способностях, создают условия для прохождения индивидуальной траектории развития на всех этапах образования. Важно отметить, что указанный спектр работы не относится к отдельному блоку учебного курса, а является его связующим звеном, которое играет координирующую роль в рамках всего учебного плана.
В ряде стран понятие «развитие карьеры» имеет более широкую сферу влияния. Например, в Японии помощь с ориентацией в профессиональном мире регламентируется специальным законом о человеческих ресурсах, в рамках которого моделируются условия для комплексного и поэтапного влияния на развитие личности на протяжении всего трудового пути с учетом профессиональных предпочтений и интересов, способностей и опыта. При этом процесс взаимодействия с учеником в рамках профессионального ориентирования обуславливается внешними факторами: требованиями на рынке труда и уровнем экономического развития. Задачи профессиональной ориентации в данном случае направляются на диагностику
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
общающихся, дальнейшее консультирование и информирование в рамках выявленного профессионального направления, кроме того, создаются условия для развития личности на протяжении всего профессионального пути в период всей жизни [9, с. 72].
Рассматривая профориентацию в школах различных стран, можно выявить уникальные национальные особенности. Так, в США на этапе взаимодействия с учениками особое место уделяют знакомству с современными профессиями. Реализуется этот процесс как при помощи консультирования при взаимодействии с учителями, преподающими дисциплины общеобразовательного цикла, так и на специализированном блоке на уроках труда, где школьники получают расширенную информацию об отдельных представителях профессионального сообщества [3, с. 30].
В Великобритании профориентаци-онную работу курируют Министерство образования и науки и Министерство по вопросам занятости, которые имеют разветвленную сеть агентств, центров и бюро. С целью координации деятельности по профориентации учреждена Комиссия по трудовым ресурсам, одной из главных функций которой является подготовка и проведение мероприятий, способствующих выбору и дальнейшему получения профессии, а также трудоустройству и сохранению рабочего места в соответствии с индивидуальными способностями и возрастными показателями. В свою очередь, Национальный
консультативный Совет по профессиональной карьере, в состав которого входят работники сферы образования, представители бизнеса и профсоюзов, научные работники, проводит мониторинг деятельности государственных служб, организующих профориентацию и помощь в трудоустройстве, публикует свои открытые отчеты и составляет рекомендации по совершенствованию этого направления деятельности.
Канада реализует профориентацион-ную работу с учащимися еще на этапе раннего подросткового возраста при помощи внедрения в крупных городах программы по развития компьютерной грамотности школьников. Так, ученики младших классов осваивают работу с персональными компьютерами на продвинутом уровне, в старших — переходят на освоение основ программирования. В небольших городах и сельской местности профессиональная работа корректируется в зависимости от спроса на конкретные профессии данного территориального блока. Выбору будущего профессионального пути или направления развития в Канаде также способствует широко распространенная практика трудоустройства подростков на период каникул в специально созданные центры. В большинстве случаев сотрудниками данных центров становятся старшекурсники и выпускники колледжей и университетов, которые проходят краткий курс подготовки к основной профессиональной деятельности, заключают контракты с различными организациями [6, с. 187].
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
В Швеции предоставление профори-ентационных услуг в школах не только признано законодательно, но и стало важной функцией социальной политики государства. Профессиональная ориентация в данной стране позиционируется как ключевой компонент управления формированием, распределением и использованием трудовых ресурсов на рынке занятости населения, который регулируется на национальном уровне. В стране создана Национальная служба образования и трудовой ориентации (профессиональной ориентации), сотрудники которой трудятся в различных центрах и образовательных организаций по направлению создания условий для сотрудничества образовательных организаций и работодателей в аспекте будущего трудоустройства, при этом осуществляется подключение к данной работе родительских организаций.
Во Франции политику в сфере профессиональной ориентации определяет специально созданная комиссия Министерства образования, разрабатывающая программы профориентационной работы для учебных округов и инструкции по реализации этих программ. В каждом учебном округе существуют центры информации и профориентации, которые имеют в своем арсенале информацию о различных типах школьной и внешкольной подготовки, сведения о разных профессиях, возможностях найма по определенным профессиям [10, с. 217].
В России в связи с переходом на рыночную экономику была создана
государственная служба занятости, внимание которой аккумулировано на содействие в трудоустройстве населения. Данные службы интегрируются с профориентационными центрами для совместной работы в направлении оказания услуг для безработных граждан, ведется активная поддержка со стороны квалифицированных психологов.
В этих условиях в России было создано несколько организаций, в которых разрабатывались определенные направления профориентационной работы. Например, по инициативе Комитета труда и занятости в Москве был создан Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. В Санкт-Петербургской городской службе занятости была учреждена современная система профориентации молодежи и взрослых людей, включая нормативные, организационные, кадровые и методические основы профконсультирования; профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования.
В Ярославле создан областной центр профориентации «Ресурс», известный своими публикациями, методическими разработками, учебно-методическими семинарами [4, с. 25]. В рамках вузовской подготовки педагогов разработаны образовательные программы, направленные на формирование готовности к профориентационной работе со школьниками. С помощью разнообразных практик педагоги учатся реализовывать
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
профориентационную работу через про-ектно-исследовательскую деятельность школьников [2, с.114].
В сети Интернет стали функционировать разнообразные специализированные ресурсы, включающие в себя описание профессий, данные о профессиональных образовательных учреждениях России, а также предоставляющие возможность автоматизированного психологического профориентационного тестирования. Можно констатировать, что в российской профориентации имеется несомненный теоретический и методический прогресс.
Тем не менее, на уровне среднего общего образования система профориентации в стране по сравнению с ведущими государствами является слаборазвитой, что обуславливает целесообразность проведения анализа и адаптации успешно зарекомендовавших себя действующих зарубежных моделей профориентации на уровне государственного и муниципального управления, а также на уроне отдельных школ.
Таким образом, проанализировав опыт организации профориентационной
работы в некоторых странах мира, можно сделать следующие выводы.
1. Общее руководство профориентаци-онной работой в развитых странах осуществляется на государственном уровне.
2. Для профориентационного обслуживания населения создаются центры профориентации как в регионах, так и в отдельных школах и колледжах.
Составляющей профориентации являются уроки по ознакомлению учащихся с профессиями, уроки труда и работа школьников во время летних каникул.
3. В результате профориентацион-ной работы в некоторых странах на каждого выпускника средней школы составляется персональное досье, на основе которого готовятся рекомендации, содержащие перечень профессий или специальностей, наиболее приемлемых для отдельного индивида в соответствии с его интересами и способностями.
4. Консультации в процессе профориентации опираются, с одной стороны, на способности и наклонности учащегося, с другой — на состояние рынка рабочей силы и потребности различных отраслей экономики в новых кадрах.
Использование положительного зарубежного опыта будет способствовать решению многих проблем на отечественном рынке труда и формированию трудового потенциала национальной экономики.
В условиях нейтрализации государством последствий экономического кризиса с учетом положительного опыта зарубежных стран необходимо перенести акценты регулирования рынка труда на уровень отдельного региона, что требует разработки региональных программ занятости населения на краткосрочную перспективу с возможностью их оперативного мониторинга и корректировки.
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
Список литературы
1. Амбарова, П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П. А Амбарова, М. В. Неми-ровский // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26. — № 1 (195). — С. 188-199.
2. Конюшенко, С. М. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе / С. М. Конюшенко // Информатика и образование. — 2005. — № 2. — С. 112-116.
3. Мазуренко, Е. А. Система профессиональной ориентации, опыт профориентации школьников в США / Е. А. Мазуренко, А. С. Аванесов, А. Е. Колесник, М. Б. Мирошниченко // CoUoquium-joumaL — 2019. — № 12 (36). — С. 30-31.
4. Мычко, Е. И. Профессиональное самоопределение школьников: современный контекст / Е. И. Мычко, Н. И. Вор-новская, С. В. Несына // Глобальный научный потенциал. — 2020. — № 10 (115). — С. 25-27.
5. Овчинникова, Е. В. Продуктивный подход к современной профориентации / Е. В. Овчинникова, Е. А. Афонина,
Г. К. Паринова // Профессиональная ориентация. - 2019. - № 1. - С. 25-31.
6. Папкова, Н. Е. Профориентация школьников: российский и зарубежный опыт / Н. Е. Папкова, Н. В Багрова // Ученые записки Российского государственного социального университета. —
2017. — Т. 16. — № 5 (144). — С. 183-191.
7. Федосова, И. В. Развитие профессиональной ориентации школьников в России на современном этапе / И. В. Федосова // Физика в школе. —
2018. — № S2. — С. 257-262.
8. Magnano, P. Self-efficacy in Learning and Scholastic Success: Implications for Vocational Guidance / P. Magnano, T. Ramaci, S. Platania // Procedia. — Social and Behavioral Sciences. — 2014. — Vol. 116. — Pp. 1232- 1236.
9. Morita, T. The relationship between school-based career education and subsequent incomes: Empirical evidence from Japan / T. Morita, K. Yamamoto, S. Managi // Economic Analysis and Policy. — 2018. — Vol. 58. — Pp. 70-87.
10. Steiner, R. S. Predictors of a protean career orientation and vocational training enrollment in the post-school transition / R. S. Steiner, A. Hirschi, M. Wang // Journal of Vocational Behavior. — 2019. — Vol. 112. — Pp. 216-228.
УДК 331.548
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 3-10. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/02aprl2021/kvo101/
Anastasia A. Bakanova
Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia
Analysis of models of vocational guidance work with schoolchildren: foreign and domestic experience
schools, taking into account the positive experience of foreign countries. The main tasks of updating the strategy of vocational guidance for schoolchildren, based on monitoring trends in vocational education, is to create conditions for professional self-determination of schoolchildren according to the personal characteristics, as well as the development of the national economy and the needs of the job market.
Abstract. The article is devoted to define Keywords: vocational guidance, vocational the role and content of an effective model guidance work, models of vocational guid-of vocational guidance work in Russian ance work.