Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОЛОВЕЦКИХ ЮНГ МБОУ СШ № 11 Г. АРХАНГЕЛЬСКА)'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОЛОВЕЦКИХ ЮНГ МБОУ СШ № 11 Г. АРХАНГЕЛЬСКА) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / история / патриотическое воспитание / школьный музей / QR-технологии / интерактивность / Школа Соловецких юнг

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Павлова В.В.

В статье рассмотрены вопросы совмещения интерактивных и традиционных форм работы в школьном музее на примере школьного музея Соловецких юнг МБОУ СШ № 11 г. Архангельска. Раскрыты основные подходы, формы и методы реализации интерактивности в рамках школьного музея. На примере практической работы школьного музея МБОУ СШ № 11 показаны особенности и методы этой работы. В заключении перечисляются основные преимущества использования интерактивных форм работы в школьном музее, что позволяет совершенствовать музей как ресурс развития музейной педагогики и формирования гражданской идентичности учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОЛОВЕЦКИХ ЮНГ МБОУ СШ № 11 Г. АРХАНГЕЛЬСКА)»

В.В. Павлова

Магистрант кафедры отечественной истории ВШ СГН и МК САФУ им. М.В. Ломоносова, учитель истории, обществознания и права МБОУ СШ №11 г. Архангельска

Интерактивные методы работы в школьном музее как ресурс формирования гражданской идентичности учащихся (из опыта работы школьного музея Соловецких юнг МБОУ СШ № 11 г. Архангельска)

В статье рассмотрены вопросы совмещения интерактивных и традиционных форм работы в школьном музее на примере школьного музея Соловецких юнг МБОУ СШ № 11 г. Архангельска. Раскрыты основные подходы, формы и методы реализации интерактивности в рамках школьного музея. На примере практической работы школьного музея МБОУ СШ № 11 показаны особенности и методы этой работы. В заключении перечисляются основные преимущества использования интерактивных форм работы в школьном музее, что позволяет совершенствовать музей как ресурс развития музейной педагогики и формирования гражданской идентичности учащихся.

Ключевые слова: образование, история, патриотическое воспитание, школьный музей, QR-технологии, интерактивность, Школа Соловецких юнг.

Министерство образования России в 2003 году ввело в действие «Примерное положение о музее образовательного учреждения». Министерство образования уже постфактум признало существование тысяч школьных музеев. Почему школьные музеи создавались и продолжают

открываться в нашей стране? В чем их феномен?

Согласно положению: «Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений РФ» [5]. В данном сухом определении кроется огромный труд всех субъектов образования. Именно субъектов, все: ученики, учителя, семья, администрация в деятельности школьного музея могут не только узнать нечто новое, но выразить себя, стать творцами. Школьный музей сегодня и всегда это элемент гражданского общества, он способствует самоорганизации и самоуправлению участников. Школьный

музей способствует самовыражению и консолидации общества на семейном, школьном, районном и других уровнях. Школьный музей - это, безусловно, и способ расширения кругозора учащихся, формирования научных и

профессиональных интересов, навыков общественно полезной деятельности. Школьный музей, опираясь на героические биографии, события Отечественной истории содействует воспитанию патриотизма обучающихся[2, с. 49]. Экскурсия в школьном музее дает возможность сформировать интерес к отечественной истории и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. Поэтому школьные музеи не исчезают, несмотря на наличие государственных музеев с большей технической и финансовой поддержкой. Школьный музей - это место сотворчества всех его участников.

Практика показывает, что

традиционные экскурсии находят наименьший отклик у школьников, так как информация рассказанная экскурсоводом дублирует урок, рассказанный учителем. Поэтому, в настоящее время, когда для образования характерны процессы модернизации и гуманизации, актуальность приобретают интерактивные формы работы с обучающимися. Учащимся интереснее самостоятельный поиск информации, в связи с этим всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы музея [3, 4].

Что же такое интерактивность? Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами[1, с. 236]. Интерактивность в контексте школьного музея - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Первый интерактивный музей в нашей стране был открыт в Ленинграде в 1935 году. Идея интерактивного музейного пространства начинает формироваться в 1960-е гг. в Европе. Сегодня ведущие музеи мира уже активно внедрили технологию в свою работу. Большинство музеев перестали быть закрытыми социальными институтами, сейчас они представляют вдохновляющее пространство, где внимание сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с аудиторией.

Интерактивные методы и формы работы позволяют воссоздать необходимые ситуации, моделировать явления, они интенсифицируют передачу информации, расширяют иллюстративный материал, создают необходимый эмоциональный фон, обеспечивают большую наглядность. Для интерактивных технологий характерна частая смена видов деятельности. Интерактивные методы способствуют организации самостоятельной поисковой деятельности в среде музея, когда весомым становится взаимодействие в группе и практическое применение информации. В России в списке музеев наиболее успешно реализующих интерактивные технологии: «Лунариум» в Московском планетарии,

«Сталинградская битва» в музее-заповеднике «Сталинградская битва», музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге, Еврейский музей и центр толерантности в Москве.

Постепенно интерактивные

технологии проникают и в школьные музеи. В большинстве своем школьные музеи по-прежнему используют

однообразные экскурсии, характерной особенностью которых является отсутствие обратной связи, когда обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. Внедрение интерактивных методов часто сопровождается финансовыми трудностями. Однако, на примере школьного музея МБОУ СШ № 11г. Архангельска постараемся показать, что, несмотря на небольшие финансовые возможности при наличии желания, внедрение элементов интерактивности возможно.

Школьный музей Соловецких юнг был открыт 8 мая 1985 года на основе материалов, собранных группой «Поиск -Соловки» и классными коллективами -экипажами учащихся школы. Инициатором сбора материалов по истории Соловецкой школы юнг в 1971 году выступил первый директор школы Виктор Павлович Цыганов. Группу «Поиск - Соловки» возглавила Клавдия Александровна Федухина. Музей паспортизирован 6 мая 1995 года. Основная часть фондов музея посвящена Соловецкой школе юнг. Всего в музее более 1050 единиц хранения основного фонда и 960

вспомогательного[6].

В рамках школьного музея Соловецких Юнг имеются следующие направления работы:

1.История школы Соловецких юнг;

2.История МБОУ СШ № 11;

3.Ученики школы, погибшие при исполнении воинского долга.

Работа ведётся в следующих направлениях:

- экскурсионно - лекторское;

- экспозиционное;

- поисковое, исследовательское;

Основной целью музейных занятий является - расширение знаний учащихся по истории и сохранение исторического

наследия. Исходя из цели задачи музейных уроков:

1. Обучающие:

o расширение знаний о периоде ВОВ;

o систематизация материала по истории Школы Соловецких юнг;

2. Развивающие:

o развитие познавательной

интереса учащихся;

o развитие памяти и

внимательности учащихся;

3. Воспитательные:

o развитие навыков

сотрудничества;

o воспитание культуры

сохранения исторического наследия;

o воспитание уважительного

отношения к прошлому[7, с.108].

Исходя из целей и задач, основными формами интерактивной работы школьного музея являются:

1. Интерактивная экскурсия;

2. Квест;

3. QR-код и сайт школьного музея;

4. Классные часы;

5. Проектная деятельность.

Подробнее о некоторых из них.

1.Интерактивная экскурсия позволяют вовлечь учеников во взаимодействие с экскурсоводом и побудить их к самостоятельному исследованию экспозиции. Так, например, в рамках музейной экскурсии «Юнги-герои» учащимся предлагается по ролям прочитать воспоминания Соловецких юнг. Это позволяет учащимся стать частью экскурсии и примерить на себя биографию героя. В рамках экскурсии «История в деталях» учащиеся знакомятся с формой, учебными принадлежностями Соловецких юнг. Экскурсия проходит в рамках диалога, учащиеся выдвигают версии о назначении предметов, истории их возникновения. Третий вариант проведения интерактивной экскурсии - это раздача опережающего задания. Участникам выдаются опросные листы, которые заполняются по мере прохождения экскурсии.

2. Квест - это синтез традиционной экскурсии и квест-игры. Квест, quest (англ) -поиск чего-либо через преодоление определенных препятствий. Учащиеся

получают различные задания, шифры к которым находятся в экспозиции школьного музея. Самостоятельный поиск информации в купе с игровыми технологиями залог увлекательного музейного занятия. Обычно использование данной формы приурочены к праздничным датам.

3.1.Аббревиатура QR производна от английского quick response, что переводится как «быстрый отклик». Его используют для ёмкого кодирования необходимой информации, которую можно считать с помощью определенных программ. В нашем музее все экспонаты снабжены QR-кодом. Установив программу «QR-code reader» на свой телефон (программу можно скачать в Play Market или Apple Store), учащийся может свободно извлечь информацию об интересующем его экспонате. Такая технология позволяет сделать экспозицию более информативной и в тоже время не перегруженной текстовой информацией. Также технология используется в нашем музее при организации поисковых игр.

3.2 Информация, которую учащийся или иной посетитель может найти с помощью сканера выложена на сайте нашего музея. Создание и пополнение сайта музея еще одно из перспективных направлений работы школьного музея. Здесь учащиеся выступает не как пассивные пользователи, но как создатели. В фондах нашего музея множество документов и фотографий, которые еще не оцифрованы. Создание оцифрованного хранилища еще один способ вовлечь учащихся в истории периода школы Соловецких юнг, ведь невозможно оцифровать документов не познакомившись сначала его содержанием. Приоритетным направлением работы является создание базы биографии Соловецких юнг. Нами разработан шаблон-карточка которые и заполняют учащиеся, которые хотят работать в музее. На данный момент, это направление наиболее популярно среди старшеклассников нашей школы.

В заключение подчеркнем, что школьные музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии. Основными преимуществами

применения интерактивных форм работы в школьном музее:

1) активное формирование гражданской идентичности учащихся;

2) эффективное освоение школьниками интеллектуального и историко-культурного наследия;

3) создание субъект-субъектных отношений между обучающимися и руководителями музея, педагогами;

4) понимание обучающимися событий и явлений через проживание конкретных ситуаций;

5) формирование исследовательских навыков обучающихся в понимании историко-культурного контекста музейного предмета;

6) развитие профессиональных компетенций руководителя музея через совершенствование информационных технологий.

Следовательно, в школьных музеях необходимо применять интерактивные формы работы как можно чаще, комбинируя их с традиционными экскурсиями, что обеспечит дальнейшее развитие музейной педагогики. Кроме того, ресурс интерактивных технологий

способствует сохранению социальной памяти, формированию межпоколенной связи россиян, активной жизненной позиции, - все это является составляющими гражданской идентичности учащихся. Воспитание активных граждан страны -одна из главных целей работы с подрастающим поколением.

Библиографический список:

1. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. 2016. № 22. С. 236-238.

2. Дюмина И. А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея // Человек и образование. 2012. №4. С. 49-52.

3. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учебное пособие. Минск, 2004.

4. Николаюк И. В., Капанина Е. Е. Информационные коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Забайкальский гос. гуманитарно — пед. ун-т. Им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010.

5. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. - [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanij a-rf-ot-12032003 -n-28-51 -18116/

6. Музей Соловецких юнг муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Архангельска. «Средняя школа № 11» Режим доступа: URL http://www.архшкола11.рф/about/school -museum

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. М., 2004.

©Павлова В.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.