Научная статья на тему 'Сохранение и популяризация культурного наследия казахов А. Каразюк через организацию исследовательской деятельности школьного историко-этнографического музея'

Сохранение и популяризация культурного наследия казахов А. Каразюк через организацию исследовательской деятельности школьного историко-этнографического музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Диянова А.М., Сексембаева Ш.И.

В статье раскрывается значимость научно-исследовательской деятельности школьных музеев в об-ласти сохранения, популяризации культурного наследия казахов на примере системы организации ис следований обучающихся в МБОУ «Каразюкская ООШ». Подчеркивается потенциал исследований му-зейного и этнографического характера в направлении воспитания национальной идентичности, граж-данственности, патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и популяризация культурного наследия казахов А. Каразюк через организацию исследовательской деятельности школьного историко-этнографического музея»

хормейстерами, певцами хора, приобретения нот. С 10 декабря 1912 года открылись вечерние курсы хорового пения, которые в конце 1913 года были преобразованы в хоровые классы. Занятия в хоровых классах велись по теории музыки, сольфеджио, постановке голоса. Отдельно оплачивались уроки на духовых и струнных инструментах, фортепиано. Занятия вели В.В. Титов, выпускница Московской консерватории Н. В. Назаревская. Обучение в классах продолжались вплоть до 1917 года, и многие любители музыки получили необходимые знания, умения и навыки для работы с хором. Количество обучающихся в разные годы доходило до 25 человек. Содержание классов обходилось дорого обществу и поэтому основные денежные средства уходили на оплату преподавателей. Так, например, доходная часть ВСХПО на 1914 год была запланирована в сумме 719 рублей 31 копеек. Из них, 285 рублей назначены на содержание хоровых классов [11].

Отсутствие собственного помещения, инструментария, финансовых средств, методических пособий, нотного материала вынудило Правление обратиться с заявлением в городскую управу о материальной поддержке. В январе 1913 года Барнаульская городская дума внесла в смету расходов 100 рублей на нужды Хорового Певческого общества [12].

Летом 1914 года в Петрограде состоялся 5 съезд Всероссийских хоровых деятелей. В работе представительного форума принимал участие и делегат местного хорового общества В.В. Титов. Результатом его поездки стало серьезное обсуждение идеи открытия Певческого училища в Барнауле, но начавшаяся Первая империалистическая война помешала осуществить задуманное.

Подводя итоги деятельности Второго Сибирского Хорового Певческого Общества необходимо отметить следующее. При отсутствии в Барнауле регламентирующих, контролирующих сферу культуры, в том числе и музыкальную, государственных организации, названное общество сумело реализовать себя во многих направлениях хорового музицирования. Были найдены оптимальные решения в вопросах методики обучения пения, комплектовании преподавателей, консолидации среди любителей музыки, организации репетиционного процесса, взаимоотношении между певчими и руководителями хоров, организации концертов. Творческие достижения Хорового общества явились вершиной в становлении и развитии хоровой исполнительской культуры Барнаула до 1917 года.

Таким образом, оценивая некоторые события и факты из истории хоровой культуры Барнаула в начале XX века, мы можем сказать, что она не существовала обособленно. Каждый из ее проявлений, имея самостоятельное значение, присутствовал во всех своих проявлениях: организационном, учебно-образовательном, музыкально-просветительском уровне. В современных условиях изучение достижений прошлого может послужить конструктивному использованию в организации творческих коллективов, устройства концертов, музыкальных праздников.

Список источников

1. Сибирский вестник. - 1899. - № 103.

2. Жизнь Алтая. - 911. - №№ 65, 68.

3. Жизнь Алтая. - 911. - № 242.

4. Жизнь Алтая. - 911. - № 243.

5. Жизнь Алтая. - 912. - № 53.

6. Жизнь Алтая. - 913. - № 74.

7. Жизнь Алтая. - 912. - № 254

8. Жизнь Алтая. - 915. - № 271.

9. Жизнь Алтая. - 913. - №№ 225, 262

10. Жизнь Алтая. - 913. - № 32.

11. Жизнь Алтая. - 914. - № 16.

12. ГААК, Ф-51, оп. 1, д. 12, л. 50, 50 об.

УДК [316.723(=512.1)]::069.016(571.13)

А. М. Диянова

Ресурсный центр развития и сопровождения работников образования,

Ш. И. Сексембаева Каразюкская основная общеобразовательная школа,

Омская область, Россия

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХОВ А. КАРАЗЮК ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

В статье раскрывается значимость научно-исследовательской деятельности школьных музеев в области сохранения, популяризации культурного наследия казахов на примере системы организации ис-

следований обучающихся в МБОУ «Каразюкская ООШ». Подчеркивается потенциал исследований музейного и этнографического характера в направлении воспитания национальной идентичности, гражданственности, патриотизма.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, школьный музей, национальная идентичность, историко-культурное наследие, экскурсия.

A.M. Diyanova

Resource Center of Development and Support of Educators,

Sh. I. Seksembayeva Karazyuk Main Comprehensive School, Omsk region, Russia

PRESERVATION AND POPULARIZATION OF KAZAKH CULTURAL HERITAGE

IN AUL KARAZYUK THROUGH THE ORGANIZATION OF THE RESEARCH ACTIVITY OF THE SCHOOL HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC MUSEUM

The article is devoted to the importance of school museum's research activity in order to preserve, popularize the Kazakh cultural heritage. The experience of the organization of students' researches in Karazyuk General basic school is presented. The authors of the article emphasize the role of museum and ethnographic researches in youth upbringing and developing of national identity, civic consciousness, patriotism.

Keywords: research activity, school museum, national identity, historical and cultural heritage, excursion.

Школьные музеи сегодня в зависимости от своего профиля являются хранителями той социально-значимой информации и историко-культурной памяти народа, которая может выступать мощным ресурсом воспитания национальной идентичности, гражданственности, патриотизма. От системности построения и организации музейной деятельности, реализации ее в рамках разработанной программы развития зависит как эффективность атрибуции музейных коллекций в процессе сохранения накопленного наследия методами учетно-фондовой работы, так и активность их познания обучающимися разных классов и возрастов через вариабельные формы культурно-образовательной, научно-исследовательской деятельности. Воспитание подлинного интереса у детей к первоосновам культуры и истории своей малой Родины, школы или отдельного народа способно быть направляемым вектором, а в его авангарде может находиться школьный музей.

Обладание уникальной предметной фондовой базой обращает и стимулирует музей к внутреннему самообследованию с целью атрибутирования, или научного описания, скрытых глубин информационного потенциала коллекций, которые способны быть прочным фундаментом для организации интересной и познавательной музейной коммуникации. Как подчеркивает Н. А. Рагимова, музейный предмет является носителем исторической, научной, художественной и коммуникативной информации, поэтому любая фундаментальная научная работа музея способствует его профессиональному росту [1, с. 113]. Добавим, что именно качественный уровень реализуемых исследований приближает школьный музей к научным основам музееведения, что существенно изменяет и углубляет все направления его деятельности.

Рассмотрим более предметно процесс исследований в одном из школьных музеев Нововаршавского муниципального района Омской области. Историко-этнографический музей МБОУ «Каразюкская ООШ» сегодня выступает в роли муниципальной образовательно-методической площадки по предъявлению ведущего опыта изучения музейных коллекций для коллег-музееведов. В Нововаршавском районе действует муниципальный проект, направленный на развитие профессиональных компетенций заведующих музеями, практикоориентированное обучение различным подходам, технологиям, методам вовлечения историко-культурного наследия, сосредоточенного в фондах школьных музеев, в воспитательное пространство школы. Основной образовательной формой проекта стало посещение коллегами тематических семинаров, программ, проводимых на базе школьных музеев района.

В 2017 г. один из таких семинаров состоялся на базе музея Каразюкской школы. Ведущим мотивом встречи «Этнографические музейные исследования обучающихся как ведущий ресурс развития школьного музееведения и детской одаренности» стала демонстрация использования музейного потенциала коллекций для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и развитие подобным образом детской одаренности. Стоит отметить, Каразюкская школа неслучайно выступила образовательной площадкой для данного семинара: ее ученики на протяжении многих лет ежегодно проводят системные этнографо-музееведческие исследования, традиционно становясь лауреатами региональной научно-практической конференции, а педагоги имеют опыт написания и публичного выступления с научными статьями этнографической направленности на всероссийских и международных конференци-

ях, что подтверждает превалирование системного подхода к организации музейных исследований в образовательном учреждении.

Велика в развитии данного направления в школе роль открытого в 2015 г. Центра изучения казахского языка и культуры «Байтерек». Комплексность программы центра, включающая в себя изучение казахского языка, традиционной материальной и духовной культуры казахского народа, обучение детей национальным искусствам (игра на домбре, хореография, вокал), мотивирует ребят не только познавать все богатство своего национального наследия, но и заниматься его исследованием. Фиксация отдельных пластов мировоззрения казахов а. Каразюк на современном этапе, сопоставление его с традиционными элементами культуры, поиск исторических связей и параллелей с другими народами позволяют ученикам и педагогам поддерживать тот самый знак научного качества, который ежегодно отмечают и подчеркивают эксперты региональных конференций.

Среди областей, подвергавшихся научному этнографическому исследованию и анализу обучающимися, укажем представления казахов а. Каразюк о красоте, традициях дарения, культуре праздника, образе лошади, традиционной и современной кухонной утвари, оберегах, нематериальном наследии на примере ремесел, истории родов а. Каразюк и многом другом. Научный компонент реализуется через работу по заранее составленной программе исследования, включающей такие последовательные этапы, как формулирование темы и цели, составление плана, изучение литературы, подготовка вопросов интервью или анкетного опроса местных жителей, проведение экспедиционных выходов к населению для опроса, бесед, систематизация полученного материала и графическое оформление результатов через диаграммы, графики, поиск музейных предметов согласно заявленной теме, их атрибуция и выявление знаково-символического контекста бытования, фотофиксация, подготовка текста всей работы.

Отметим, что обобщенный опыт стал основой для разработки тематической музейной программы «Я - исследователь культуры своей малой Родины» для обучающихся всех школ района. Ее главная цель носит мотивационный характер и заключается в презентации исследовательских направлений музея, выступлений детей с работами, получившими дипломы лауреатов муниципального и регионального уровней, знакомстве гостей с экспозицией школьного историко-этнографического музея, национальными обрядами, традициями, обычаями казахского народа через театрализованные реконструкции и постановки.

В рамках семинара заведующие посетили интерактивную музейную экскурсию «Материальная и духовная культура казахов: по материалам современных этнографических исследований обучающихся МБОУ «Каразюкская ООШ». Ее характерной особенностью являлся научный этнографический характер: экскурсоводами выступили дети, а экскурсионный рассказ основывался на материалах их собственных исследований о родах аула Каразюк, представлениях о красоте у казахов аула, современной и традиционной кухонной утвари. Интерактивный момент включал возможность переодевания в казахский национальный костюм, атрибуты которого подчеркивают, согласно традиционным представлениям местных жителей, женскую красоту.

Следующий этап семинара представлял собой презентацию четырех проектов обучающихся музейной и этнографической направленности с дальнейшим методическим анализом коллегами построения программы исследования, содержания и логичности публичных выступлений, а также обсуждение возможных тем исследовательских работ, которые имеют возможность написания на материалах любого школьного музея. Укажем на значимую роль музейных выставочных и экскурсионных исследовательских проектов обучающихся в углублении, совершенствовании изучения и популяризации имеющегося в музеях историко-культурного наследия.

Наглядность применения данных проведенных исследований была продемонстрирована через историческую реконструкцию обряда «Бесык салу» (укладывание младенца в колыбель), театрализованную постановку «История казахского гостеприимства». Процессы глобализации прямым образом влияют на забвение многих национальных обычаев, традиций, что приводит к прерыванию культурной преемственности, исчезновению целых пластов мировоззрения. Подобные реконструкции, основанные на научных исследованиях, представляют высокую историческую ценность, так как помогают сохранить знание культурных основ, передать его следующим поколениям. Ребята-участники реконструкций ответили, что им было интересно и важно узнать утерянные традиции своего народа, и передавать эти знания они планируют своим детям. Отметим, что учащиеся во время обряда «Бесык салу» говорили на казахском языке, объяснив в заключении зрителям его смысл и символическое значение.

В завершении семинара на этапе рефлексии коллеги-участники подчеркнули практическую и ценностную культурную значимость предъявленной деятельности, высокий интерес детей к собственной культуре, желание заниматься исследованиями и тем самым увековечивать современную историю и традиции своей малой Родины. Каразюкская школа продемонстрировала - музейными средствами, в том числе исследовательскими, что здесь воспитывают граждан, патриотов, знающих и уважающих культу-

ру своего народа и любящих родную землю. Благодаря таким маленьким школам, как МБОУ «Каразю-кская ООШ», национальное материальное и духовное наследие не просто сохраняется на полках музейных фондов, оно выступает объектом активного познания и исследования обучающихся.

В заключении акцентируем, что исследовательская деятельность школьного музея должна быть одним из приоритетных направлений его развития, потому как от наличия ее системы зависит глубина раскрытия потенциала всего музейного фонда, а значит, продуктивность и эффективность его использования в воспитательном процессе; степень усвоения и постижения учениками истории, культуры своей школы, малой Родины и страны в целом.

Список литературы

1. Рагимова, Н. А. Научно-исследовательская работа в музее на основе фондов: на примере Азербайджанского государственного музея искусств им. Р. Мустафаева / Н. А. Рагимова // Вопросы музеологии. -№ 2. - 2010. - с. 113-118.

УДК 930.253Нетисов(574.42)

И. В. Дурново Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, Усть-Каменогорск, Казахстан

ДОКУМЕНТЫ О ВЛАДИМИРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ НЕТИСОВЕ В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Данная статья посвящена жизни и творчеству художника, фотографа, писателя-натуралиста Владимира Николаевича Нетисова.

Ключевые слова: живопись, фотография, художник, природа, путешествия, фотоохота.

I. V. Durnovo

East-Kazakhstan Regional Architectural Ethnological and

Natural Landscape Museum, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan

DOCUMENTS ABOUT VLADIMIR NIKOLAYEVICH NETISOV FROM FUNDS OF EAST-KAZAKHSTAN REGIONAL ARCHIVE

The article is dedicated to life and work of an artist, photograph, naturalist writer Vladimir Nikolayevich Netisov.

Keywords: painting, photography, painter, nature, traveling, wildlife photography.

Впервые с творчеством Владимира Николаевича Нетисова, замечательного человека, художника, фотографа, натуралиста, я познакомилась в начале 2000-х годов, когда небольшую коллекцию его работ в государственный архив Восточно-Казахстанской области привезла директор Глубоковского районного архива Аносова Кристина Станиславовна. В коллекции было несколько акварелей и картин маслом, записки натуралиста, опубликованные в журналах, фотографии. Работы произвели на меня определенное впечатление, захотелось познакомиться с этим человеком.

Судьба предоставила шанс - наше знакомство состоялось. Меня поразили его пейзажи, акварели, портреты, фотографии. Владимир Николаевич подарил часть своих работ государственному архиву Восточно-Казахстанской области.

Владимир Николаевич Нетисов родился 25 марта 1937 года в с. Чесноковка Барнаульской области в семье рабочего. Его отец, Нетисов Николай Егорович по профессии был слесарем-лекальщиком и художником, прожил долгую жизнь, умер в 1986 году в городе Сочи. На протяжении всей своей жизни у отца была тяга к рисованию, которая передалась его сыну.

По воспоминаниям сестер, а их было четверо, семья часто меняла место жительства, переезжая из одного региона в другой.

Накануне Великой Отечественной войны и в период войны семья Нетисовых обосновалась в поселке Глубокое Кировского района Восточно-Казахстанской области [1].

Детские воспоминания об отце описаны Владимиром Николаевичем в его книге «Коробочка красок». «... Как только приехали в Глубокое, отец с вокзала пошел в клуб и устроился на работу. Некото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.