Научная статья на тему 'Интерактивные формы проведения педагогических советов как инновационная составляющая работы методической службы колледжа'

Интерактивные формы проведения педагогических советов как инновационная составляющая работы методической службы колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1763
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHERS' COUNCIL / METHODOLOGICAL SUPPORT / FORMS OF METHODICAL WORK / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Татьяна Георгиевна

В статье рассматривается проблема подготовки и проведения педагогических советов в колледже как одной из форм массовой методической работы, имеющей широкий спектр возможностей для повышения профессионального уровня преподавателей. Внимание акцентируется на интерактивных формах педагогических советов, которые способствую перестройке профессионального поведения педагогов в соответствии с идеями компетентностного подхода. Данная тема представляется актуальной для педагогики среднего профессионального образования на этапе реализации ФГОС СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF TEACHERS’ COUNCILS AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF METHODOLOGICAL WORK IN A COLLEGE

The article is concerned with organization of the teachers’ councils in a college as a form of the mass methodological work with a wide range of opportunities for increasing of the teachers’ professional level. The special attention is paid to the interactive forms of the faculty meetengs, which stimulate rearrangement of the teaching behaviour in compliance with the competence-based approach. The subject under consideration is relevant for methodology of the secondary vocational education on the stage of implementation of the Federal state educational standards for the secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы проведения педагогических советов как инновационная составляющая работы методической службы колледжа»

УДК 377

Глазырина Татьяна Георгиевна

преподаватель высшей категории, методист Слободского государственного колледжа педагогики и социальных отношений [email protected]

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КОЛЛЕДЖА

Glazyrina Tatiana Georgievna

Teacher of top qualification, Methodologist, Slobodskoy State College of Education Science and Social Relations [email protected]

INTERACTIVE FORMS OF TEACHERS’ COUNCILS AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF METHODOLOGICAL WORK IN A COLLEGE

Аннотация:

В статье рассматривается проблема подготовки и проведения педагогических советов в колледже как одной из форм массовой методической работы, имеющей широкий спектр возможностей для повышения профессионального уровня преподавателей. Внимание акцентируется на интерактивных формах педагогических советов, которые способствую перестройке профессионального поведения педагогов в соответствии с идеями компетентностного подхода. Данная тема представляется актуальной для педагогики среднего профессионального образования на этапе реализации ФГОС СПО.

Ключевые слова:

методическая служба, формы методической работы, педагогический совет, интерактивные методы обучения.

Summary:

The article is concerned with organization of the teachers’ councils in a college as a form of the mass methodological work with a wide range of opportunities for increasing of the teachers’ professional level. The special attention is paid to the interactive forms of the faculty meetengs, which stimulate rearrangement of the teaching behaviour in compliance with the competence-based approach. The subject under consideration is relevant for methodology of the secondary vocational education on the stage of implementation of the Federal state educational standards for the secondary vocational education.

Keywords:

methodological support, forms of methodical work, teachers’ council, interactive methods of training.

Современные требования к профессиональной подготовке выпускников в системе СПО требуют новых форм и методов обучения, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций. Создание новой педагогики профессионального образования - дело не одного дня. Переход на новые стандарты - сложный и достаточно болезненный процесс, требующий от преподавателей ломки сложившихся профессиональных стереотипов. Результат воспитательнообразовательного процесса во многом зависит от педагогических кадров: только педагог с высоким профессиональным уровнем может сформировать соответствующие профессиональные компетенции у студентов. Одним из важнейших звеньев системы непрерывного образования преподавателей, повышения их профессионального мастерства является методическая служба колледжа. Модель методической службы, ориентированной на реализацию идей компетентностного подхода формируется, что требует инновационных подходов к организации ее работы.

Анализ новых требований, предъявляемых ФГОС СПО, позволил выделить области профессиональной деятельности педагогов, с которыми они ранее не сталкивались: конкретизация конечных результатов обучения в виде компетенций и приобретаемого практического опыта; совершенствование управления самостоятельной работой студентов; использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Оказание оперативной и качественной помощи в решение этих вопросов направлено, прежде всего, на повышение профессионализма преподавателей.

Повышением квалификации педагогов занимается методическая служба колледжа. Научные работы Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.И. Дружинина, В.И. Загвязинского, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, О.Е. Саенко и других отражают вопросы содержания и организации методической работы в образовательных учреждениях. Опыт работы методических служб колледжа на этапе внедрения и реализации ФГОС СПО, отраженный в исследованиях Л.Н. Белотеловой, Н.А. Кандакова, С.В. Кирдякиной, Л.М. Козыревой, В.П. Лариной, Ю.В. Маховой, В.А. Новицкой, Л.Г. Тарита и других, подтверждает необходимость качественной перестройки системы работы методической службы колледжа и внесения изменений в процесс повышения квалификации преподавателей.

В современной ситуации работа методической службы должна заключаться не просто в оказании методической помощи преподавателям, а в создании условий для достижения ими достаточного уровня профессиональной компетентности, обеспечивающей реализацию идей компетентностного подхода.

С точки зрения О.Е. Саенко формы методической работы в колледже могут быть массовые (совет колледжа, цикловые комиссии, педагогические чтения и другое) и индивидуальные (методические разработки, доклады, сообщения, беседы, самообразование и другое) [1, с. 12]. Преимущество индивидуальных форм методической работы неоспоримо: позволяют установить тесный контакт с педагогом, возможна более глубокая проработка существующих ситуаций профессионального затруднения, больше шансов добиться положительной динамики в решении проблем, расширения профессионального репертуара педагогической деятельности. Массовые формы методической работы имеют свои положительные стороны: они повышают мотивацию, позволяют дать каждому участнику эмоциональную и содержательную поддержку, дают возможность объединить научные знания с практическим опытом участников.

Одной из массовых форм методической работы в колледже является педагогический совет, цель которого - коллективно выработать управленческое решение по созданию условий, обеспечивающих решение той или иной педагогической проблемы, вопроса, направленных на повышение качества образовательного процесса [2]. Основные недостатки традиционной формы его проведения - абстрактность докладов, слабая связь теории с практикой, поверхностное обсуждение поставленных проблем, низкая активность преподавателей.

Еще Г.К. Селевко указывал на такие формы проведения педагогических советов как: деловая игра, коллективное творческое дело, методический день, совет-диспут, педсовет-конференция, которые дают возможность создать эмоциональный настрой, повысить интерес преподавателей к обсуждаемой проблеме, активизируют творческую деятельность [3]. Нетрадиционные формы педагогических советов должны стать частью системы в создании новой модели методической службы, так как позволяют изменить взгляды, установки преподавателей, учат работать по-новому, сопоставлять свою профессиональную деятельность с современными требованиями.

Модернизация российского образования требует качественных изменений в работе методической службы, что должно проявляться не только в оказании методической помощи, но и в создании условий для саморазвивающейся педагогической деятельности. Поэтому для повышения профессиональной компетентности преподавателей, их уровня самостоятельности и активности в принимаемых решениях была использована интерактивная форма проведения педагогического совета «Управление самостоятельной работой студентов в условиях реализации ФГОС СПО», которая сочетала в себе метод модерации и технологию «Открытое пространство». Технология «Открытое пространство» позволяет осознать свой вклад в общую систему, понять, что происходящие изменения можно координировать, а активное взаимодействие приводит к простым и эффективным решениям. Метод модерации в педагогической практике обеспечивает оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого участника в процессе группового обсуждения путей решения проблемы.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения педагогического совета.

Этап разработки осуществлялся методической службой колледжа и включал в себя составление технологической карты, в которой были выделены современные подходы к организации самостоятельной работы студентов. Основная проблема педагогического совета «Как совершенствовать управление самостоятельной работой студентов при реализации ФГОС СПО?» была разделена на несколько подтем, которые были предложены для изучения преподавателям, объединенным в проблемные группы. Также на этом этапе было проведено интервьюирование и письменный опрос студентов, которые позволили взглянуть на проблему многогранно.

На подготовительном этапе проблемные группы под руководством своих лидеров и методического кабинета изучали состояние обозначенной проблемы: знакомились с документацией и опытом работы преподавателей других учебных заведений, посещали занятия, анализировали результаты опроса студентов, разрабатывали рекомендации. Помощь методической службы преподавателям заключалась в анализе, систематизации и обобщении материала, подготовке выступлений на педсовете. Кроме этого одновременно шла подготовка раздаточного и видеоматериала. Таким образом, данная форма подготовки педагогического совета позволила задействовать большинство участников образовательного процесса и подготовить их мотивационно к принятию решения.

Этап работы педагогического совета начался с освещения итогов предварительной работы и дал участникам информацию к размышлению. Следующий шаг - работа проблемных групп. Под руководством модераторов шел поиск ответов на вопросы: есть ли необходимость в изменении подходов в соответствии с требованиями ФГОС СПО; в какой степени эффективность самостоятельной работы студентов зависит от администрации колледжа, методического кабинета, преподавателей и самих студентов; какие факторы являются сдерживающими и какие конкретные мероприятия помогут решить эту проблему. После обсуждения поставленных вопросов, группы обменивались результатами работы, поэтому в каждой из них были собраны все ответы на один из вопросов. Так каждая из проблемных групп стала экспертной, и работа под руководством модератора продолжилась. Анализ собранных материалов позволил выявить одинаковые и различные точки зрения преподавателей на вопрос и принять общее решение. Роль методической службы на этом этапе - направить групповую деятельность на решение проблемы.

На этапе обобщения и конкретизации полученных результатов был составлен перечень конкретных мероприятий, направленных на решение проблемы. Благодаря совместной работе раз- 170 -

работана и принята система управления самостоятельной работой, составными компонентами которой стали: планирование (разработка нормативных документов, содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, определение бюджета времени на самостоятельную работу, исходя из требований ФГОС СПО и т.д.); организация (разработка графика самостоятельной работы студентов, формирование пакета методических рекомендации и пособий по организации самостоятельной работы, оказание методической помощи преподавателям, оформление информационных стендов и т.д.); мотивация (положения, регламентирующие образовательный процесс; локальные акты позволяющие определить доплаты и стимулирующие надбавки преподавателям, активно работающим над совершенствованием системы управления самостоятельной работой студентов); контроль (соответствие содержания самостоятельной работы требованиям ФГОС СПО, оценивание результатов самостоятельной работы и анализ ее эффективности).

Участие преподавателей в работе педагогического совета подтвердило, что данная форма работы выводит каждого участника на уровень осознанной компетентности, позволяет вести самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленных вопросов, способствует установлению взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, помогает оценить на собственном опыте достоинства интерактивных методов обучения, способствует осознанию новых подходов в организации образовательного процесса и обеспечивает повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей. Именно поэтому интерактивные формы должны стать частью системы методической работы с преподавателями.

Итак, новые задачи, стоящие перед методической службой колледжа, требуют современных подходов в ее организации, поиск новых возможностей и гибкое реагирование на возникающие проблемы в системе профессионального образования.

Ссылки:

1. Саенко О.Е. Организация и содержание методической работы в колледже. Настольная книга заместителя директора, методиста, преподавателя. М., 2008.

2. Роль педагогического совета в развитии профессионализма педагога / сост. Г.Н. Корсакова, В.П. Майорова. Киров, 2006.

3. Селевко Г.К. Нетрадиционные формы педагогических советов // Директор школы. 1998. № 4. С. 76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.