Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаад И. Н.

в статье проанализировано интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся. Проведен анализ научной литературы по проблеме исследования, проведена характеристика отдельных интерактивных методов обучения. Сделан вывод, что интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING AS A MODERN DIRECTION OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

the article analyzes interactive learning as a modern direction of enhancing cognitive activity of students. The analysis of scientific literature on the research problem is carried out, the characteristics of individual interactive teaching methods are carried out. It is concluded that interactive technologies activate the cognitive activity of students, while the student becomes more of a subject of educational activity, actively participates in the cognitive process, performing problematic, search and creative tasks.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

References / Список литературы

1. Ministry of Education and Training Vietnam. (2019). Circular No. 17/2019 /TT-BGDBT. Regular training program for teachers of general education institutions. Ha Noi.

2. Circular № 20/2013/TT-BGDBT dated June 6, 2013 promulgating Regulations on professional training for lecturers of higher education institutions. [Electronic Resource]. URL: https://luatvietnam.vn/Giao-duc/thong-tu-20-2013-tt-bgddt-bo-Giao-duc-va-dao-tao-79009-d1.html/ (date of access: 14.12.2021).

3. Knowles M. (1984). The Adult Learner: A Neglected Species (3rd Ed.). Houston, Texas: Gulf Publishing.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Шаад И.Н. Email: Shaad1184@scientifictext.ru

Шаад Ирина Николаевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье проанализировано интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся. Проведен анализ научной литературы по проблеме исследования, проведена характеристика отдельных интерактивных методов обучения. Сделан вывод, что интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания. Ключевые слова: интерактивные методы, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательный интерес.

INTERACTIVE LEARNING AS A MODERN DIRECTION OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Shaad I.N.

Shaad Irina Nikolaevna - Master's Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF PRIMARY EDUCATION, FACULTY OF

PRIMARY SCHOOL,

KRASNOYARSK STATE PEDAGOGICALUNIVERSITY NAMED AFTER V.P. ASTAFYEV

KRASNOYARSK

Abstract: the article analyzes interactive learning as a modern direction of enhancing cognitive activity of students. The analysis of scientific literature on the research problem is carried out, the characteristics of individual interactive teaching methods are carried out. It is concluded that interactive technologies activate the cognitive activity of students, while the student becomes more of a subject of educational activity, actively participates in the cognitive process, performing problematic, search and creative tasks.

Keywords: interactive methods, cognitive activity, activation of cognitive activity, cognitive interest.

УДК 373.1

Актуальность работы. В настоящее время одной из острых проблем в обучении является пассивность учащихся. Причины этого не только сугубо педагогические, но и социальные:

- информационный переизбыток, доступность различной информации формируют привычку получать всё в готовом виде, не прилагая собственных умственных усилий;

- отсутствие мотивации к обучению, непрестижность успешности учебной деятельности в молодежной среде;

- неадекватная самооценка своих знаний и умений;

- негативное отношение к труду (не только умственному, но и физическому);

- падение авторитета профессии учителя в обществе и др.

В данной ситуации диаметрально противоположными выступают требования к портрету выпускника: образование должно быть нацелено на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, который способен брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в конкретизации задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.

В связи с вышесказанным, очевидным представляется необходимость изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.

В данной работе мы рассмотрим методы обучения, которые наиболее востребованы сегодня в педагогической практике [5, 7]. Речь пойдет об интерактивных методах обучения.

Объект исследования — активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения информатике.

Предмет — условия и возможности использования интерактивных методов обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Цель работы заключается в выявлении потенциальных возможностей и условий, использования интерактивных методов обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи. Для достижения поставленной цели мы проанализировали современную литературу по проблемам современной педагогики. Предпринята попытка раскрыть понятие «интерактивное обучение», выяснить его образовательные и развивающие возможности в образовании, приведены примеры интерактивных технологий.

Методы исследования - анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение.

Основная часть. Интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, которое нацелено на активную познавательную деятельность учащихся и расширение их субъектного опыта посредством новой самостоятельной добытой информации. Роль учителя при этом заключается в направлении учащихся на изучение нового материала, привнесение в учебный процесс своих знаний и опыта деятельности.

Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Функция педагога при этом сводится к побуждению учащихся к самостоятельному поиску.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Это обусловлено процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Ориентированность на интерактивное обучение обусловлена необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не

только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.

Интерактивное обучение является эффективным инструментарием решения задач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Определим, на наш взгляд, наиболее важные компетенции: необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач; нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс; следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Принципами интерактивного обучения являются: диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая (игровая) деятельность; тренинговая организация обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи:

- учебно-познавательную (предельно конкретную);

- коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

- социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному обучающемуся: опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; развитие личностной рефлексии; освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Учебной группе: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «учитель - класс»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Эффективность интерактивного обучения:

- интенсифицирует процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

- повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

- обеспечивает не только накопление знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

- изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Успешность взаимодействия учащихся и учителя при интерактивных методах обучения зависит от реализации следующих условий: мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся; демократический стиль общения; опора на субъектный опыт учащихся; многообразие форм и методов представления информации, форм организации деятельности учащихся.

Интерактивных методов обучения в педагогической науке достаточно много, все они связаны с организацией коллективной или групповой работы учащихся при решении творческих, нестандартных задач. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового [1].

Рассмотрим те интерактивные методы, которые не требуют выделения большого объема учебного времени, а потому могут широко использоваться в обучении [2].

«Мозговой штурм» - это метод коллективного поиска ответа на поставленный вопрос. Здесь важно принимать любой ответ каждого учащегося, не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, фиксировать ответы на доске или бумаге.

«Микрофон» - это метод высказывания собственной точки зрения каждым учащимся по поставленному вопросу или проблеме: по классу пускают предмет, имитирующий микрофон, и каждый, получивший такой «микрофон», обязан изложить свои мысли.

«ПОПС-формула» - это метод, который позволяет учащимся высказать свою точку зрения к предложенной проблеме, последовательно излагая: П-позицию («Я считаю, что...»); О-обоснование («Потому что...»); П-пример («Я могу подтвердить это тем, что...»); С-следствие («В связи с этим, можно сделать вывод о.»).

«Дерево решений» - это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения. Построение «дерева решений» является способом оценки преимуществ и недостатков различных вариантов.

«Метод шести шляп» - это метод, который позволяет структурировать умственную деятельность, развивает гибкость мышления, помогает преодолеть творческий кризис и правильно принять решение в соответствии с поставленной задачей. Суть метода: разделение процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде шляпы определенного цвета: белая шляпа - это режим актуализации всей имеющейся информации и её анализ; красная шляпа - это режим высказывания интуитивных догадок; желтая шляпа - это режим выделения преимуществ того или иного решения; черная шляпа -это режим выделения недостатков того или иного решения; зеленая шляпа - это режим высказывания творческих решений; синяя шляпа - это режим управления процессом реализации идеи и работы над решением поставленной задачи.

«Два, четыре - вместе» - это метод, при котором учащимся предлагается проблема, которую они сначала прорабатывают самостоятельно, затем обсуждают в парах, далее - в четверках и в завершении происходит общее обсуждение вопроса и совместное принятие решения.

«Выбери позицию» - это метод, при котором предлагается проблемный вопрос, имеющий две противоположные точки зрения и соответственно три позиции: «да», «нет», «не знаю, не определил собственную позицию»; учащиеся выбирают определенную позицию, формируя три группы, обсуждают правильность своей позиции. Затем каждая группа аргументирует свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия решения.

«Синквейн» - это метод творческой работы, который позволяет учащимся лаконично выразить своё отношение к определенной теме. Учащимся предлагается написать 5 строк: строка - существительное (название темы); строка - два прилагательных (определение темы); строка - три глагола, показывающие действия в рамках темы; строка - фраза из 4 слов, содержащая отношение автора к теме; строка - вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

Рассмотренные интерактивные методы обучения не охватывают всего многообразия методов данной направленности, но позволяют понять специфику организации учебной деятельности учащихся в ходе ориентации на интерактивное взаимодействие участников учебного процесса. Они требуют от учащихся активности при решении учебно-познавательной задачи, обращению к субъектному опыту. Интерактивные методы обучения учат учащихся эффективно работать в команде, обогащают их субъектный опыт личностно значимыми знаниями.

В контексте вышесказанного важно выделить ещё одно направление организации интерактивного обучения - это использование компьютерных интерактивных технологий [3, 4]. Компьютерные интерактивные технологии предоставляют широкий спектр средств визуализации учебного материала, поддерживающих возможность взаимодействия с ним учащихся, как в индивидуальном режиме, так и групповом.

В целом можно выделить следующие положительные моменты применения интерактивных методов обучения в школе. Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы. Суть интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучающихся, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Интерактивные методы обращаются к субъектному опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы приобретения социального опыта.

При использовании интерактивных методик установки процесса обучения на высокую мотивацию, прочные знания, коммуникабельность, формирование активной жизненной позиции, деятельностный характер обретают практическую реализацию.

Важнейшим условием осуществления на практике интерактивного обучения является личное участие учителя, его непосредственное включение в различные формы данного процесса. Внедрение в практику работы образовательного учреждения информационно-коммуникационных технологий открывает большие возможности и для совершенствования образовательных методик, для обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве школы и использование интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и обучающимися.

Применение методов модернизации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Исследователи показали, что спектр педагогических и дидактических возможностей игрового моделирования в процессе изучения предметов и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Все это повышает эффективность усвоения учащимися программного материала, приближает процесс обучения к практике, вызывает интерес к предмету. Игровое моделирование дает возможность:

- активизировать и интенсифицировать процесс обучения, т. к. достаточно сильно стимулируют мотивы учебной деятельности учащихся;

- воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;

- в широких пределах варьировать проблемность, сложность, трудность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;

- гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения и учения: от репродуктивных до проблемных;

- моделировать практически любой вид профессиональной деятельности. Заключение. Таким образом, интерактивные методы обучения выступают средством

активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяют вовлечь учащихся в процесс открытия новых знаний, активизируя при этом их личную заинтересованность и накопленный субъектный опыт, способствуют формированию направленности на самообучение и саморазвитие.

Список литературы /References

1. Адорно Т.В. К логике социальных наук. // Вопросы философии, 1992. № 10. С. 76-86.

2. Ганиева НА., Муртазаева У.И. Классификация интерактивных методов обучения в процессе преподавания // Вестник науки и творчества, 2016. № 11 (11). С. 53-57.

3. Дронова Е.Н., Путинцева А.С. Программные средства разработки интерактивных дидактических материалов // Педагогическое образование на Алтае, 2016. № 2. С. 103-109.

4. Магомедов Д.М. Использование интерактивных методов в учебном процессе // В сборнике «Язык и литература: проблемы теории и практики». Материалы Международной научно-практической конференции. - 2016. С. 236-238.

5. Новикова А.Ю., Полуян Е.О. Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний // Символ науки, 2016. № 11-2 (23). С. 158-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.