Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MODERN SCHOOL / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаад Ирина Николаевна

В предлагаемой статье ведутся рассуждения о существенных переменах в современном школьном образовании, которые связаны как с активным использованием инновационных технологий, так и с развитием дистанционного обучения. Значительная часть интерактивных технологий была использована учителями в дистанционном формате в условиях карантина. Поэтому в статье акцентируется внимание на возможностях и вариантах применения инновационных технологий в дистанционном обучении школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS A BASIS OF MODERN SCHOOL EDUCATION

The proposed article discusses significant changes in modern school education, which are associated both with the active use of innovative technologies and with the development of distance learning. A significant part of interactive technologies was used by teachers in a remote format under quarantine conditions. Therefore, the article focuses on the possibilities and options for using innovative technologies in distance learning for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шаад И.Н. Email: Shaad6100@scientifictext.ru

Шаад Ирина Николаевна - учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Чуноярская средняя школа № 13», с. Чунояр, Красноярский край

Аннотация: в предлагаемой статье ведутся рассуждения о существенных переменах в современном школьном образовании, которые связаны как с активным использованием инновационных технологий, так и с развитием дистанционного обучения. Значительная часть интерактивных технологий была использована учителями в дистанционном формате в условиях карантина. Поэтому в статье акцентируется внимание на возможностях и вариантах применения инновационных технологий в дистанционном обучении школьников.

Ключевые слова: инновационные технологии, современная школа, дистанционное обучение.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS A BASIS OF MODERN SCHOOL EDUCATION Shaad I.N.

Shaad Irina Nikolaevna - primary school Teacher, MUNICIPAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION

CHUNOYAR SECONDARY SCHOOL № 13, CHUNOYAR VILLAGE, KRASNOYARSK REGION

Abstract: the proposed article discusses significant changes in modern school education, which are associated both with the active use of innovative technologies and with the development of distance learning. A significant part of interactive technologies was used by teachers in a remote format under quarantine conditions. Therefore, the article focuses on the possibilities and options for using innovative technologies in distance learning for schoolchildren.

Keywords: innovative technologies, modern school, distance learning.

УДК 373.1

В настоящее время система школьного образования обновляется в разных направлениях. Одним из таких направлений является применение на занятиях инновационных технологий. Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании в целом и в изучении отдельных предметов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Принимая во внимание огромное влияние современных игровых и интерактивных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Это позволяет усилить мотивацию учения и существенно повысить уровень интереса детей к учебной деятельности благодаря возможности расширения круга упражнений и мероприятий, способствующих пониманию и запоминанию правил, теорем, понятий и определений.

Принципы развивающего обучения, личностно-ориентированный подход в психологии и современные ФГОС обусловливают ценность формирования индивидуальных способностей и возможностей, что реализуется благодаря применению инновационных технологий практически на каждом уроке как в начальной, так и в средней и старшей школе. Таким образом, актуальность данной

статьи заключается в рассмотрении особенностей использования инновационных технологий в настоящее время. Следует заметить, что сегодня в значительной мере увеличен потенциал дистанционного образования - это связано и с принятием ограничительных мер по причине распространения вируса COVID-19, и с общим стремлением обучающихся к другому образовательному формату. Поэтому цель наших рассуждений - проанализировать возможности применения инновационных технологий в современной школе и в условиях дистанционного образования. К основным задачам исследования можно отнести следующие: дать определение понятию педагогической технологии, рассмотреть специфику инновационных технологий, выявить главные аспекты дистанционного образовательного формата, определить возможности применения инновационных технологий в дистанционном образовании в условиях карантина. Статья носит теоретико-обобщающий характер, что отражено в методах работы над заявленной темой: анализ и синтез, классификация, обобщение.

В отечественной педагогике понятие «технология» более широко начинает использоваться с 80-х годов прошлого века. В работах П.Я. Гальперина (поэтапное формирование умственных действий, психология внимания), Н.Ф. Талызиной (вклад в деятельностную теорию обучения, модели целей и типовых задач), А.Г. Ривина (коллективная форма обучения, диалоговые технологии), Л.Н. Ланды (алгоритмизация обучения), Ю.К. Бабанского (оптимизация процесса обучения), И.П. Раченко (интегративная педагогика), Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других педагогов отражены отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию. В настоящее время существует большое количество педагогических (дидактических) технологий, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся:

1. личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили);

2. технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, опорные конспекты Ю.С. Меженко);

3. технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации, технология программированного обучения, система КСО -коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов - групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);

4. технологии, основанные на дидактическом усовершенствовании и реконструировании учебного материала («школа диалога культур» В.С. Библера и С.Ю. Курчанова, технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева -методика УДЕ, система М.Б. Воловича);

5. частно-предметные педагогические технологии (эффективные уроки А.А. Окунева);

6. технологии развивающего обучения (классно-урочные система Л.В. Занкова, технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко);

7. авторские школы (школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга -Б.А. Бройде, школа самоопределения А.Н. Тубельского, «Русская школа»).

Помимо этих технологий, в современной школе часто применяются и другие, нацеленные на творческое и культурное развитие личности обучающегося. К ним можно отнести следующие:

1. Технология дифференцированного обучения. Ее реализация связана с ориентацией учителя на разные уровни требований к пониманию и запоминанию материала. Эта технология дает возможность воплотить в ходе урока творческие способности учеников, т.к. работа связана с разнообразием заданий и обязательным учетом степени подготовленности каждого ученика. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, а также появляется возможность повышения уровня самостоятельности, т.к. ученики в рамках данной технологии могут составлять задания, предлагать новые творческие приемы их выполнения [2].

2. Технология концентрированного обучения. Цель данной технологии заключается в создании наиболее оптимальной структуры учебного процесса, которая позволяет сближать обучение с восприятием, вниманием интересных аспектов. Здесь наиболее ценным является использование рисунков, картин, отрывков фильмов или стихов; важны игры (парные, групповые), взаимообучение, словарная работа.

3. Вузовские технологии обучения в школе. К ним относятся уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

4. Технологии личностно-ориентированного образования, представленные модульным обучением, методом проектов, исследовательским обучением.

Указанные технологии обладают достаточно высокой степенью мобильности, поэтому в период карантина, объявленного в марте 2020, эффективно применялись в дистанционном формате школьного образования. В целом, дистанционное обучение (ДО) трактуется как взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, достигаемое путем использования интернет-средств и интерактивных технологий [5, с. 17]. Следовательно, ДО - это

самостоятельная форма обучения, в которой информационные и инновационные технологии являются ведущим средством [7, с. 32].

Существуют очевидные положительные стороны ДО:

• снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы);

• сокращение времени на организацию обучения (сбор, время в пути, лишнее время нахождения в помещении);

• самостоятельное планирование учеником времени, места и продолжительности занятий;

• проведение обучения большого количества человек за одно занятие;

• повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

• создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения).

В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения, в которых ведется речь о важности применения инновационных, интерактивных и современных игровых технологий на занятиях. В рекомендациях содержится пример дистанционного урока с использованием таких технологий. Полученный сегодня педагогами опыт дистанционного обучения показывает, что применение большинства из рассмотренных нами выше технологий оказалось удачным. Уроки строились с учетом разнообразия форм ДО и интернет-средств:

1. Чат-занятия, при которых активно применялись чат-технологии, т.е. возможность быстрого письменного общения с учителем. Вопрос каждого ученика и ответ учителя были видны всем присутствующим.

2. Веб-занятия, которые представляли собой проведение видео-конференций, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ. Чаще всего они проводились на платформе «Zoom» или «Skype». Именно в рамках веб-занятий

активно реализовывались такие технологии, как дифференцированное и концентрированное обучение, диалог культур и различные игровые уроки. Также для веб-занятий применялись образовательные веб-форумы, посвященные той или иной теме или проблеме, которая требовала обсуждения и анализа. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

3. Телеконференция, проводимая путем рассылок заданий на электронную почту и дальнейших обсуждений выполненного. Электронная переписка включает в себя возможность обмена фотографиями, рисунками, презентациями, ссылками на видеофайлы.

Следует остановиться на использовании в дистанционном формате интерактивных и игровых технологий - в наши дни они стали обязательным условием качественного образовательного процесса, раскрывающего многие возможности каждого ученика. Компьютерные средства обучения вызывают положительный отклик у большинства школьников, поэтому переход на ДО дал хорошие результаты. Кроме того, обучение на основе интерактивных технологий положительно воздействует на познавательную мотивацию и активность, что определяет высокую степень эффективности обучения, выраженную в успеваемости и исследовательском интересе. Многие ученики отметили, что им гораздо интереснее было обучаться с применением Яндекс-учебника, платформы edu.ru, РЭШ, где все задания предполагали использование компьютерных средств. Интерактивные технологии основываются на постоянном взаимодействии с учеником как с субъектом образовательного процесса: «По существу, интерактивное обучение представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают» [6]. Данный процесс демонстрирует возможность поддержания обратной связи учителя и класса, учителя и ученика, участие каждого ученика в собственном образовании и обучении конкретным умениям и навыкам. Также интерактивные технологии расширяют коммуникативные границы и способствуют творческому мышлению, проявляемому и в группе, и индивидуально. Интерактивные технологии моделируют естественные ситуации, приближая изучение каждого предмета к жизненной практике. В этом помогает использование ролевых игр, группового анализа. Наиболее распространены в период дистанционного обучения были такие интерактивные технологии, как мозговые штурмы (brainstorm), круглые столы (дискуссия, дебаты), case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), деловые и ролевые игры, мастер-классы. Часть их была реализована путем веб-занятий, а часть - путем чатов и электронной переписки. Однако есть и другие популярные методики, например: сократические диалоги, обсуждения в группе и работа в парах, тренинги, интерактивные конференции. Здесь также были использованы платформы «Zoom» и «Skype».

В результате выявились очевидные преимущества интерактивных методов обучения:

1. Индивидуальность обучения, учет интересов и способностей каждого ученика;

2. Емкость и сжатость предоставления материала;

3. Упрощение образовательного процесса, легкость восприятия новой темы;

4. Активизация познавательной деятельности учеников, сочетание теоретических знаний и практических навыков [4].

Помимо интерактивных технологий, в ДО применялись и игровые методы обучения, которые заключают в себе многие приемы организации процесса изучения материала в форме педагогических игр. Педагогическая игра имеет четко сформулированную цель и результат, которые обосновываются и характеризуются учебно-познавательной направленностью [3, с. 181]. Такая форма уроков предполагает применение интересных и развлекательных приемов, что повышает учебную и познавательную мотивацию, возможности творческого подхода и саморазвития учащихся, удовлетворяющие разным возрастным этапам. Воплощение игровых ситуаций на уроках осуществляется в трех

направлениях: перед учащимися в форме игровой задачи ставится дидактическая цель; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [1, с. 76].

Игровые технологии могут быть использованы на уроках в разных форматах при следующих условиях:

1) игра соответствует тематике и целям урока;

2) игры применяются в достаточно умеренных количествах, однако деловые и ролевые игры нередко становятся причиной успешного освоения материала.

Поэтому в основном педагогами берутся во внимание игровые задания (соревновательно-конкурсный аспект их выполнения также может повысить учебную мотивацию), проведение урока-КВН, внедрение небольшой по времени игры в ход урока, организация интерактивных экскурсий (посещение виртуального музея или просмотр видео-материалов о конкретной стране) и олимпиад.

Все указанные игровые методы успешно применялись и в очном, и в дистанционном обучении, а в настоящее время разрабатываются новые рекомендации и расширяется техническая база дальнейшего использования технологий в новом формате, который может стать привычным для следующего поколения учеников.

Список литературы /References

1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2010. 288 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М.: КАРО, 2008. 368 с.

3. Мирзоян К.Т. Игровые технологии при обучении русскому языку // Символ науки, 2016. № 6. С. 181-185.

4. Суворова Н. Интерактивное обучение. Новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.

5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

6. Фролова Л. Что такое интерактивная технология обучения? Активные и интерактивные технологии обучения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/230997/chto-takoe-interaktivnaya-tehnologiya-obucheniya-aktivnyie-i-interaktivnyie-tehnologii-obucheniya/ (дата обращения: 20.11.2020).

7. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение, 2014. № 4. С. 30-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.