ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шаад И.Н. Email: Shaad6100@scientifictext.ru
Шаад Ирина Николаевна - учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Чуноярская средняя школа № 13», с. Чунояр, Красноярский край
Аннотация: в предлагаемой статье ведутся рассуждения о существенных переменах в современном школьном образовании, которые связаны как с активным использованием инновационных технологий, так и с развитием дистанционного обучения. Значительная часть интерактивных технологий была использована учителями в дистанционном формате в условиях карантина. Поэтому в статье акцентируется внимание на возможностях и вариантах применения инновационных технологий в дистанционном обучении школьников.
Ключевые слова: инновационные технологии, современная школа, дистанционное обучение.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS A BASIS OF MODERN SCHOOL EDUCATION Shaad I.N.
Shaad Irina Nikolaevna - primary school Teacher, MUNICIPAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION
CHUNOYAR SECONDARY SCHOOL № 13, CHUNOYAR VILLAGE, KRASNOYARSK REGION
Abstract: the proposed article discusses significant changes in modern school education, which are associated both with the active use of innovative technologies and with the development of distance learning. A significant part of interactive technologies was used by teachers in a remote format under quarantine conditions. Therefore, the article focuses on the possibilities and options for using innovative technologies in distance learning for schoolchildren.
Keywords: innovative technologies, modern school, distance learning.
УДК 373.1
В настоящее время система школьного образования обновляется в разных направлениях. Одним из таких направлений является применение на занятиях инновационных технологий. Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании в целом и в изучении отдельных предметов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Принимая во внимание огромное влияние современных игровых и интерактивных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Это позволяет усилить мотивацию учения и существенно повысить уровень интереса детей к учебной деятельности благодаря возможности расширения круга упражнений и мероприятий, способствующих пониманию и запоминанию правил, теорем, понятий и определений.
Принципы развивающего обучения, личностно-ориентированный подход в психологии и современные ФГОС обусловливают ценность формирования индивидуальных способностей и возможностей, что реализуется благодаря применению инновационных технологий практически на каждом уроке как в начальной, так и в средней и старшей школе. Таким образом, актуальность данной
статьи заключается в рассмотрении особенностей использования инновационных технологий в настоящее время. Следует заметить, что сегодня в значительной мере увеличен потенциал дистанционного образования - это связано и с принятием ограничительных мер по причине распространения вируса COVID-19, и с общим стремлением обучающихся к другому образовательному формату. Поэтому цель наших рассуждений - проанализировать возможности применения инновационных технологий в современной школе и в условиях дистанционного образования. К основным задачам исследования можно отнести следующие: дать определение понятию педагогической технологии, рассмотреть специфику инновационных технологий, выявить главные аспекты дистанционного образовательного формата, определить возможности применения инновационных технологий в дистанционном образовании в условиях карантина. Статья носит теоретико-обобщающий характер, что отражено в методах работы над заявленной темой: анализ и синтез, классификация, обобщение.
В отечественной педагогике понятие «технология» более широко начинает использоваться с 80-х годов прошлого века. В работах П.Я. Гальперина (поэтапное формирование умственных действий, психология внимания), Н.Ф. Талызиной (вклад в деятельностную теорию обучения, модели целей и типовых задач), А.Г. Ривина (коллективная форма обучения, диалоговые технологии), Л.Н. Ланды (алгоритмизация обучения), Ю.К. Бабанского (оптимизация процесса обучения), И.П. Раченко (интегративная педагогика), Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других педагогов отражены отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию. В настоящее время существует большое количество педагогических (дидактических) технологий, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся:
1. личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили);
2. технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, опорные конспекты Ю.С. Меженко);
3. технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации, технология программированного обучения, система КСО -коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов - групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);
4. технологии, основанные на дидактическом усовершенствовании и реконструировании учебного материала («школа диалога культур» В.С. Библера и С.Ю. Курчанова, технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева -методика УДЕ, система М.Б. Воловича);
5. частно-предметные педагогические технологии (эффективные уроки А.А. Окунева);
6. технологии развивающего обучения (классно-урочные система Л.В. Занкова, технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко);
7. авторские школы (школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга -Б.А. Бройде, школа самоопределения А.Н. Тубельского, «Русская школа»).
Помимо этих технологий, в современной школе часто применяются и другие, нацеленные на творческое и культурное развитие личности обучающегося. К ним можно отнести следующие:
1. Технология дифференцированного обучения. Ее реализация связана с ориентацией учителя на разные уровни требований к пониманию и запоминанию материала. Эта технология дает возможность воплотить в ходе урока творческие способности учеников, т.к. работа связана с разнообразием заданий и обязательным учетом степени подготовленности каждого ученика. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, а также появляется возможность повышения уровня самостоятельности, т.к. ученики в рамках данной технологии могут составлять задания, предлагать новые творческие приемы их выполнения [2].
2. Технология концентрированного обучения. Цель данной технологии заключается в создании наиболее оптимальной структуры учебного процесса, которая позволяет сближать обучение с восприятием, вниманием интересных аспектов. Здесь наиболее ценным является использование рисунков, картин, отрывков фильмов или стихов; важны игры (парные, групповые), взаимообучение, словарная работа.
3. Вузовские технологии обучения в школе. К ним относятся уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
4. Технологии личностно-ориентированного образования, представленные модульным обучением, методом проектов, исследовательским обучением.
Указанные технологии обладают достаточно высокой степенью мобильности, поэтому в период карантина, объявленного в марте 2020, эффективно применялись в дистанционном формате школьного образования. В целом, дистанционное обучение (ДО) трактуется как взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, достигаемое путем использования интернет-средств и интерактивных технологий [5, с. 17]. Следовательно, ДО - это
самостоятельная форма обучения, в которой информационные и инновационные технологии являются ведущим средством [7, с. 32].
Существуют очевидные положительные стороны ДО:
• снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы);
• сокращение времени на организацию обучения (сбор, время в пути, лишнее время нахождения в помещении);
• самостоятельное планирование учеником времени, места и продолжительности занятий;
• проведение обучения большого количества человек за одно занятие;
• повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
• создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения).
В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения, в которых ведется речь о важности применения инновационных, интерактивных и современных игровых технологий на занятиях. В рекомендациях содержится пример дистанционного урока с использованием таких технологий. Полученный сегодня педагогами опыт дистанционного обучения показывает, что применение большинства из рассмотренных нами выше технологий оказалось удачным. Уроки строились с учетом разнообразия форм ДО и интернет-средств:
1. Чат-занятия, при которых активно применялись чат-технологии, т.е. возможность быстрого письменного общения с учителем. Вопрос каждого ученика и ответ учителя были видны всем присутствующим.
2. Веб-занятия, которые представляли собой проведение видео-конференций, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ. Чаще всего они проводились на платформе «Zoom» или «Skype». Именно в рамках веб-занятий
активно реализовывались такие технологии, как дифференцированное и концентрированное обучение, диалог культур и различные игровые уроки. Также для веб-занятий применялись образовательные веб-форумы, посвященные той или иной теме или проблеме, которая требовала обсуждения и анализа. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
3. Телеконференция, проводимая путем рассылок заданий на электронную почту и дальнейших обсуждений выполненного. Электронная переписка включает в себя возможность обмена фотографиями, рисунками, презентациями, ссылками на видеофайлы.
Следует остановиться на использовании в дистанционном формате интерактивных и игровых технологий - в наши дни они стали обязательным условием качественного образовательного процесса, раскрывающего многие возможности каждого ученика. Компьютерные средства обучения вызывают положительный отклик у большинства школьников, поэтому переход на ДО дал хорошие результаты. Кроме того, обучение на основе интерактивных технологий положительно воздействует на познавательную мотивацию и активность, что определяет высокую степень эффективности обучения, выраженную в успеваемости и исследовательском интересе. Многие ученики отметили, что им гораздо интереснее было обучаться с применением Яндекс-учебника, платформы edu.ru, РЭШ, где все задания предполагали использование компьютерных средств. Интерактивные технологии основываются на постоянном взаимодействии с учеником как с субъектом образовательного процесса: «По существу, интерактивное обучение представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают» [6]. Данный процесс демонстрирует возможность поддержания обратной связи учителя и класса, учителя и ученика, участие каждого ученика в собственном образовании и обучении конкретным умениям и навыкам. Также интерактивные технологии расширяют коммуникативные границы и способствуют творческому мышлению, проявляемому и в группе, и индивидуально. Интерактивные технологии моделируют естественные ситуации, приближая изучение каждого предмета к жизненной практике. В этом помогает использование ролевых игр, группового анализа. Наиболее распространены в период дистанционного обучения были такие интерактивные технологии, как мозговые штурмы (brainstorm), круглые столы (дискуссия, дебаты), case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), деловые и ролевые игры, мастер-классы. Часть их была реализована путем веб-занятий, а часть - путем чатов и электронной переписки. Однако есть и другие популярные методики, например: сократические диалоги, обсуждения в группе и работа в парах, тренинги, интерактивные конференции. Здесь также были использованы платформы «Zoom» и «Skype».
В результате выявились очевидные преимущества интерактивных методов обучения:
1. Индивидуальность обучения, учет интересов и способностей каждого ученика;
2. Емкость и сжатость предоставления материала;
3. Упрощение образовательного процесса, легкость восприятия новой темы;
4. Активизация познавательной деятельности учеников, сочетание теоретических знаний и практических навыков [4].
Помимо интерактивных технологий, в ДО применялись и игровые методы обучения, которые заключают в себе многие приемы организации процесса изучения материала в форме педагогических игр. Педагогическая игра имеет четко сформулированную цель и результат, которые обосновываются и характеризуются учебно-познавательной направленностью [3, с. 181]. Такая форма уроков предполагает применение интересных и развлекательных приемов, что повышает учебную и познавательную мотивацию, возможности творческого подхода и саморазвития учащихся, удовлетворяющие разным возрастным этапам. Воплощение игровых ситуаций на уроках осуществляется в трех
направлениях: перед учащимися в форме игровой задачи ставится дидактическая цель; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [1, с. 76].
Игровые технологии могут быть использованы на уроках в разных форматах при следующих условиях:
1) игра соответствует тематике и целям урока;
2) игры применяются в достаточно умеренных количествах, однако деловые и ролевые игры нередко становятся причиной успешного освоения материала.
Поэтому в основном педагогами берутся во внимание игровые задания (соревновательно-конкурсный аспект их выполнения также может повысить учебную мотивацию), проведение урока-КВН, внедрение небольшой по времени игры в ход урока, организация интерактивных экскурсий (посещение виртуального музея или просмотр видео-материалов о конкретной стране) и олимпиад.
Все указанные игровые методы успешно применялись и в очном, и в дистанционном обучении, а в настоящее время разрабатываются новые рекомендации и расширяется техническая база дальнейшего использования технологий в новом формате, который может стать привычным для следующего поколения учеников.
Список литературы /References
1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2010. 288 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М.: КАРО, 2008. 368 с.
3. Мирзоян К.Т. Игровые технологии при обучении русскому языку // Символ науки, 2016. № 6. С. 181-185.
4. Суворова Н. Интерактивное обучение. Новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.
5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
6. Фролова Л. Что такое интерактивная технология обучения? Активные и интерактивные технологии обучения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/230997/chto-takoe-interaktivnaya-tehnologiya-obucheniya-aktivnyie-i-interaktivnyie-tehnologii-obucheniya/ (дата обращения: 20.11.2020).
7. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение, 2014. № 4. С. 30-41.