Научная статья на тему 'Интерактивное обучение как педагогическая технология профилизации образования в сельской школе'

Интерактивное обучение как педагогическая технология профилизации образования в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение как педагогическая технология профилизации образования в сельской школе»

с целью развития у них способностей осознать здоровье школьников как ценность и эффективно решать вопросы его сохранения и укрепления. Бороться за здоровье учащихся должны все учителя, независимо от их предмета преподавания.

В связи с этим возникает необходимость новой стратегии в формировании образовательной программы по физической культуре в педагогических вузах [2].

По мнению Г.М. Соловьева и В.Ф. Горбатова [7], необходимо получение дополнительной специальности по физической культуре для студентов общеобразовательных предметов на базе высшего педагогического образования. И это следует рассматривать как стимул создания органичного института многопрофильной подготовки кадров в системе многоуровневого высшего образования.

Современная концепция многоуровневой структуры подготовки нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и естественнонаучной подготовки выпускников вуза при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков, так как в настоящее время стали очевидными общественные потребности в более широком использовании ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнедеятельности и созидательной активности личности для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995).

Система физкультурного образования будущих учителей в условиях вуза должна иметь ярко выраженную профессиональную направленность, не только быть сосредоточенной на формирование личностной физической культуры, но и образовывать студентов, прививая им навыки физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе.

Исследуя модель педагогической готовности учителя в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе, В.П. Косихин (1995) включает в нее три взаимосвязанных подструктуры:

- физическая культура личности студента педагогического вуза;

- специальная теоретико-образовательная образованность будущего педагога;

- педагогические умения и навыки организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.

Таким образом, анализ научно-методической литературы, результаты практики показали, что дополнительные профессиональные образовательные программы по физической культуре для студентов педагогиче-

ского вуза наиболее целесообразно проектировать на базе государственного стандарта по дисциплине «Физическая культура», их физкультурного образования с учетом конкретных условий учебно-воспитательного процесса и общественной деятельности вуза. Например, на базе образовательной программы подготовки учителя физической культуры для сельской малокомплектной школы (дополнительная специализация) с учетом дисциплин общеобразовательного, психолого-педагогического и медико-биологического циклов, которые осваиваются студентами на занятиях по основной специализации, которая способствует расширению возможностей получить образование, новую профессию, а также позволяет повысить мобильность выпускника на рынке труда.

Литература

1. Акишин Б.А. Особенности преподавания физической культуры в ВУЗе на основе новых видов спорта // Физическая культура молодежи в XXI веке: Матер. 1-й научно-практ. конф. ВУЗов ЦЧР России. - Воронеж: ВГУ, 2001.

2. Акулова Л.Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза. Дисс. ... док. пед. наук - СПб., 2005.

3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Электронный ресурс): http // dod.miem.edu.ru/NPT/00/ declare.htm

4. Об образовании. Закон РФ от 13.01.1996 № 12-Ф3.

5. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание / Под общ. ред. док. пед. наук, проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань, 1998.

6. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебн. пособие. - Л.: Ин-т культуры им. Н.К. Крупской, 1989.

7. Соловьев Г.М., Горбатов В.Ф. Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №9.

8. Тарасов А.М. Модель программы дополнительного высшего профессионального образования по физической культуре. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004.

9. Хайретдинов Д.Н. Формирование социогумани-тарной готовности будущего учителя сельской начальной малокомплектной школы. Дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

А.Ю. Закиева,

учитель русского языка и литературы Балтасинской средней школы Республики Татарстан

На успешное социальное становление ученика по формационной и организационной поддержки учащих

а успешное социальное становление ученика по окончании школы направлено профильное обучение, соответственно, на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе направлена предпрофильная подготовка. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, ин-

ся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Известно, что в сельской школе ситуация с профессиональным выбором значительно уже, чем в городской. Расширить эти возможности позволяет интерактивное обучение.

Уточним само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». («inter» - англ. - это «взаимный», «act» - действовать) [3, с. 54].

В понятиях «интерактивный урок» и «Интернет» есть общий корень «интер». Разобраться в сущности вопроса поможет происхождение слова «интерактивный». Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Словосочетание «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Под понятием «интерактивные технологии» многими понимается умение ориентироваться в основных технических характеристиках новейших интерактивных средств: интерактивная доска, Интернет-ресурсы, программные средства: Smart Notebook, Smart Ideas, Syn-chronEyes, Bridgit Conferencing Software, M-Path, Chi-noor и другие, то есть взаимодействие человека с машиной.

«Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге, оно представляет собой поэтапную социально-психологическую подготовку учебной группы к продуктивному (структурированному) общению. Участие в диалоге требует умения не только слушать и слышать, не только говорить, но и быть понятым» [1, с. 51]. Мы это взаимодействие превращаем в искусство общения. Ведь педагогическая технология [нем. Technologie < греч. techne искусство, мастерство + logos наука, учение] - «искусство, мастерство воздействия человека на что-то» [3, с. 78]. Интерактивное обучение как педагогическую технологию профилизации образования мы рассматриваем как искусство взаимодействия:

■ субъектов образовательного процесса с учебным материалом, в том числе и с информационно-компьютерным содержанием (интерактивная доска, мультимедиа проекторы и т. д.);

■ учителя с учеником;

■ ученика с учеником.

Можно ли отнести интерактивные методы обучения к новым современным педагогическим технологиям? Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Таким образом, если переходить от традиционного обучения к организации обучения во взаимодействии, то есть строить урок на основе интерактивных методов, то это пример применения НПТ.

Эта технология позволяет включать национально-региональное содержание в процесс обучения профильным дисциплинам, в содержание элективных курсов.

Ученики, взаимодействуя с информационным материалом под руководством учителя-координатора (организатора взаимодействия и общения), активно строят свой учебный процесс. По типу коммуникации в данном случае можно выделить несколько основных

инновационных групп методов и приемов:

1) работа с понятиями - это метод самообучения, при котором обучаемые, работая индивидуально, в паре, в группе, взаимодействуют с информацией, где участие педагога минимально;

2) мультимедийная лекция; поиск информации в Интернете или мультимедийных справочниках;

3) интерактивное общение (активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса).

Последнее становится важным источником получения знаний и опыта при реализации активных и интерактивных методов обучения (ролевая игра, мозговой штурм, групповая дискуссия, анализ ситуации), которые оказывают непосредственную помощь при организации самостоятельной работы учащихся, совершенствуют коммуникативную культуру учащихся, для которых русский язык является вторым государственным, но неродным языком.

На наш взгляд, на занятиях элективных курсов важны не только применение технологии, но и совершенствование содержания представленного материала в целях профориентации посещающих предпрофильные курсы.

Режим интерактивной технологии предоставляет средства для:

■ использования различных видов информации;

■ представления дисциплины как учебного модуля;

■ связи теории с реальной практикой;

■ развития коммуникативно-речевых способностей личности учащегося.

Рассмотрим следующий важный аспект - искусство взаимодействия учителя и учащихся.

Использование учителем различных методов, приемов обучения в режиме интерактивной технологии обусловлено особенностями психофизического общения людей, которое выражается в разном сенсорном восприятии информации:

■ аудиальном (информация является комплексом звуков);

■ визуальном (внешняя и внутренняя информация представляет собой комплекс зрительных образов);

■ кинестетическом (информация поступает в виде комплекса ощущений).

Реализация интерактивных технологий в процессе предпрофильной подготовки позволяет учитывать вышеперечисленные особенности освоения информации через следующие условия:

а) создание комфортных условий для взаимодействия и общения, в том числе и организацию образовательного пространства учителем;

б) вовлечение в учебный процесс всех без исключения субъектов;

в) оценить уровень психологической подготовки и желание воспринять материал элективного курса;

г) позаботиться о здоровьесберегающей направленности содержания элективного курса и методах обучения;

д) организация физической, познавательной, социальной, коммуникативной, профориентационной активности учащихся.

Физическая активность выражается в перемещении в пространстве, в изменении взаимодействия субъектов обучения.

Познавательная активность учащихся проявляется

в:

- самостоятельной работе над освоением нового материала;

- самостоятельном определении необходимой и периферийной информации;

- самостоятельной формулировке, постановке, решении проблемных ситуаций.

Под социальной активностью учащихся мы понимаем самостоятельное взаимодействие друг с другом и социальной средой.

Коммуникативная активность подразумевает поддержку диалогового режима, искусство общения.

Профориентационная активность предполагает профконсультирование, проведение профессиональных проб, а также взаимодействие с представителями гуманитарных видов профессий.

Таким образом, при интерактивном обучении «учащийся становится полноправным участником учебного процесса» [4, с. 107].

Обучение в режиме интерактивной технологии основано на следующих концептуальных положениях:

1) личностный подход, педагогика сотрудничества, научение успехом;

2) обучение взаимодействию, совершенствование коммуникативной культуры;

3) обучение искусству общения: умению дискутировать, поддерживать беседу, публичному выступлению; развитию навыков устной и письменной связной монологической речи;

4) индивидуализация и дифференциация обучения.

Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ прежде всего потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим отметим основные понятия, определяющие групповое обучение.

Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Групповая динамика - «совокупность внутригруппо-вых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, к которой относится и учебная группа. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения» [1, с. 31].

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Групповые виды работ выходят далеко за пределы учебных и терапевтических целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, познавательную активность, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивают у школьников

коммуникативную компетентность, столь необходимую для специалиста, работающего в области человеческих отношений. Обозначенные виды деятельности нашли успешную реализацию в процессе изучения таких элективных курсов, как «Хочу быть журналистом», «Филолог -это звучит гордо!», «Заветные 32 балла» и др. Практический опыт использования интерактивных технологий на занятиях вышеуказанных элективных курсов позволил выявить активность следующих групп:

* Группа принятия решений.

* Группа выполнения задания.

* Группа обучения.

* Группа исследования.

* Группа личностного роста.

* Группа кооперативного обучения.

* Творческая группа.

Техника групповой работы в процессе интерактивного обучения включает в себя: а) технику сплочения учебной группы, б) технику групповой работы в ходе учебных занятий. Первая техника была успешно применена при входных и обобщающих занятиях по предпрофильным курсам. Данная техника позволяет познакомить обучающихся друг с другом, наладить межличностные отношения между обучаемыми, формировать постоянные и временные группы.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательные задачи, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе предпрофильной подготовки учащихся, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Следовательно, интерактивное обучение как педагогическая технология профилизации образования в сельской школе - это целенаправленный процесс предпрофильной подготовки и обучения, процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта межличностных отношений и искусство взаимодействия. Это дает нам право утверждать, что самореализация личности ученика в профильно-ориентированном содержании при помощи этой технологии позволит ему осознанно делать профессиональный выбор.

Данный материал не следует рассматривать как последнее слово в организации предпрофильного обучения, а как возможный вариант проведения занятий в рамках элективных курсов.

Литература

1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Программа «Обучение здоровью». Москва, 2005.

2. Интерактивные методы обучения / Программа «Обучение здоровью».

3. Толковый словарь иностранных слов /Под редакцией Л.П. Крысина. В Большой энциклопедия Кирилла и Мефодия. Российская мультимедиа-энциклопедия, 2005.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.