https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.1.9
Браславская Елена Алексеевна
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ,
ОБЛАДАЮЩИХ КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ
В статье рассматривается проблема клипового мышления у студентов поколения Y и ее решение на занятиях по английскому языку в вузе при помощи включения в образовательный процесс интерактивной доски как средства, помогающего создать высокую динамичность занятий. Детально изучены причины формирования данного вида мышления у современной молодежи, его положительные и отрицательные стороны. Также ставится вопрос о необходимости обучения студентов мыслить линейно и порождать монологические высказывания на английском языке. В связи с этим обсуждается возможность использования интерактивной доски на занятиях по английскому языку как средства, которое удовлетворяет всем потребностям студентов с клиповым видом мышления.
Адрес статьи: www.aramota.net/materials/4/2019/1/9.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 1. C. 42-45. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Теория и методика профессионального образования
Theory and Methods of Vocational Education
УДК 37; 004.582:378 Дата поступления рукописи: 13.02.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.L9
В статье рассматривается проблема клипового мышления у студентов поколения Y и ее решение на занятиях по английскому языку в вузе при помощи включения в образовательный процесс интерактивной доски как средства, помогающего создать высокую динамичность занятий. Детально изучены причины формирования данного вида мышления у современной молодежи, его положительные и отрицательные стороны. Также ставится вопрос о необходимости обучения студентов мыслить линейно и порождать монологические высказывания на английском языке. В связи с этим обсуждается возможность использования интерактивной доски на занятиях по английскому языку как средства, которое удовлетворяет всем потребностям студентов с клиповым видом мышления.
Ключевые слова и фразы: иностранные языки; интерактивная доска; информационно-коммуникационные технологии; «клиповое мышление»; теория поколений.
Браславская Елена Алексеевна
Севастопольский государственный университет EABraslavskaya@sevsu. ru
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ, ОБЛАДАЮЩИХ КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ
Динамичное развитие науки и технологий, несомненно, накладывает отпечаток на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на систему высшего профессионального образования. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы полностью отражает эти изменения и говорит о необходимости применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования [4, с. 20].
Однако бурное развитие информационных технологий приводит не просто к изменению образовательной системы в целом, но и к изменению главного объекта высшего образования - студента. Так, согласно теории поколений, созданной в 90-е годы американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом и адаптированной для России в 2003-2004 году командой под руководством Евгении Шамис и Алексея Антипова, на данный момент в вузах России активно обучается поколение Y и буквально через несколько лет студентами вузов станет поколение Z [11]. Но по сути перед нами Digital Native - «цифровой человек», т.е. мы видим молодежь, которая родилась и живет в эпоху бурного развития информационных и других технологий. Данной эпохе присуще изобилие информации, которая без конца транслируется средствами массовой информации, передается по Интернету, и, столкнувшись с этим, современному человеку необходимо уметь быстро ориентироваться в этом инфопотоке, что, по мнению многих исследователей [1-3; 7-10], приводит к тому, что человек постепенно утрачивает способность мыслить линейно, выстраивая логические цепочки, и начинает мыслить фрагментарно, мозаично. В итоге на первый план выходит такой феномен, как «клиповое мышление», от английского "clip thinking". В переводе с английского "clip" означает «отрезок», «фрагмент», «отрывок», т.е. клип предполагает информацию, как отметила С. И. Симакова, «готовую к употреблению», причем эта информация не претендует на глубину и полноту. Зато человек может поглощать такой инфопоток, не уставая и не испытывая перенапряжения [8, с. 359].
Впервые о «клиповом мышлении» заговорили в 90-х годах, и под этим термином психологи Т. Н. Горо-бец и В. В. Ковалев понимают некий социальный феномен, наиболее отчетливо проявляющийся за последние десятилетия и предусматривающий быстрое и поверхностное мышление, на основе которого строится деятельность человека [1, с. 94]. Впоследствии культуролог К. Г. Фрумкин выделил следующие предпосылки возникновения данного феномена:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [10].
В итоге многие исследователи (Т. В. Горобец, В. В. Ковалев, Л. В. Софронова, К. Г. Фрумкин, Е. И. Чиркова и др.) пришли к выводу, что «клиповое мышление» приводит к ослаблению логико-когнитивного потенциала, что, в свою очередь, влечет за собой неспособность современного студента к сосредоточенности, фрагментарности восприятия информации, отсутствие логики и неумение анализировать. В то же время исследователи подчеркивают, что «клиповое мышление» не лишено и положительных сторон: работа в формате многозадачности, быстрое переключение внимания, развитая визуальная память, любознательность. Однако современная система высшего образования не ориентирована на студента с новым типом мышления. В итоге налицо проблема, решить которую, на наш взгляд, может помочь использование в учебном процессе информационно-коммуникационных средств обучения, в частности, интерактивной доски.
Однако стоит помнить, что при обучении иностранному языку в вузе нельзя ставить во главу угла исключительно «клиповое мышление» студента и строить образовательный процесс, исходя только из наличия данного феномена. Необходимо учитывать положительные стороны данного вида мышления и стараться избегать отрицательных, так как невозможно освоить иностранный язык только при помощи методов, ориентированных на носителя «клипового мышления». Задача современного педагога заключается в выравнивании дисбаланса, возникающего из-за доминирования в процессе обучения методов и приемов, ориентированных не на «клиповиков», а на учащихся с последовательным мышлением, и обогащении «клиповых» обучаемых культурой неклипового мышления [5, с. 123-124]. То есть необходимо развивать «клиповое мышление» студентов в конструктивном ключе, чтобы они учились логически связывать между собой и анализировать разрозненную мозаичную информацию, полученную из разных источников. В сфере преподавания иностранных языков этот момент ощущается крайне остро, так как «клиповость» мышления создает трудности для студентов в выделении основных мыслей прочитанного текста, пересказа или же порождения монологического высказывания на иностранном языке.
На наш взгляд, наиболее эффективным инструментом для решения сложившейся проблемы на занятиях по иностранному языку является использование интерактивной доски как средства, которое может одновременно сочетать в себе нужную «клиповикам» динамичность, быструю смену действий и яркую визуальную информацию в виде отдельных картинок, анимаций, непродолжительных видеофрагментов на иностранном языке. Но в то же время данное средство, так необходимое студентам с клиповым мышлением, будет одновременно и средством, которое поможет им научиться мыслить линейно. Конечно же, сама по себе интерактивная доска этого сделать не сможет, для этого обязательно наличие преподавателя, создающего такую систему упражнений для интерактивной доски, которая будет учитывать специфику клипового мышления студента, а также будет способствовать формированию навыков построения логических цепочек. Следует отметить, что Б. П. Зеленцовым и И. И. Тятенковой уже была предпринята попытка сформулировать рекомендации по разработке и внедрению методик обучения студентов - «клиповиков»:
1. Включать в учебный процесс элементы «клиповой» подачи информации, то есть исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять студентов слушать, писать, смотреть; использовать учебный материал в виде картинок, таблиц, графиков; приводить примеры применения изучаемых понятий.
2. Разбивать изучаемый материал на более мелкие и простые блоки.
3. Многократно повторять изучаемый материал, в том числе на практических занятиях, контрольных работах, в индивидуальных заданиях и на экзамене.
4. Мотивировать студентов на усвоение изучаемого материала, в том числе путем внедрения заданий, имеющих профессиональную направленность [2].
Мы полностью согласны с данными рекомендациями и применяем их на практике при подготовке практических занятий по английскому языку. Приведем пример занятия по английскому языку, в котором мы реализовали перечисленные выше рекомендации. Занятие проводилось в 2018 году в группе студентов первого курса направления подготовки 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». В данной группе числилось 18 человек, возраст обучающихся на момент обучения в среднем составлял 17-18 лет, то есть дети, рожденные в 2000-2001 гг. и являющиеся типичными представителями поколения Y. Занятие было посвящено ознакомлению студентов с темой "Steam Generator" («Парогенератор»). Стоит отметить, что на предыдущих занятиях были разобраны два разных вида реакторов: PWR (pressurized water reactor - реактор с водой под давлением) и BWR (boiling water reactor - реактор с кипящей водой). Особенностью реакторной установки с BWR является отсутствие парогенератора (steam generator) в ее конструкции. Тема занятия студентам намеренно не сообщалась, ее они должны были вывести сами. На интерактивной доске были продемонстрированы две анимации разных реакторов PWR и BWR, для того чтобы студенты могли проанализировать конструкцию данных видов реакторов, задавая наводящие вопросы в сильных группах или просто обсуждая конструкцию реакторов в более слабых группах. Цель данного задания - научить студентов анализировать и сравнивать полученные знания на предыдущих занятиях, критически мыслить и, конечно же, выстраивать логические цепочки.
После того как студенты сформулировали тему занятия - "Steam Generator", следует введение нового лексического материала по теме с помощью интерактивной доски, на которой преподаватель может демонстрировать новые лексические единицы, причем не просто записывая их на доске, а используя иллюстративный материал, что, как показывает наш опыт, очень нравится студентам, обладающим клиповым мышлением.
Технические термины очень сложны для понимания, их невозможно объяснить с помощью жестов или мимики, поэтому использование иллюстраций и анимаций как нельзя лучше подходит для введения данного вида лексических единиц. Стоит отметить, что ознакомление с новым лексическим материалом может проходить двумя способами, выбор зависит от уровня владения студентами в группе языковой и предметной компетенциями. В более сильной группе мы предпочитаем использовать "brain storming" («мозговой штурм»), где студенты просто вынуждены мыслить, обдумывать, анализировать и задействовать все свои знания по теме. В более слабых группах введение лексики производится путем рассказа преподавателя по теме с выводом новых лексических единиц на доску и путем их сопоставления с иллюстрацией. В данном случае особых мыслительных процессов от студентов не требуется, но, как отмечают Н. А. Неудахина и Т. С. Федорова, активное владение наглядным материалом возможно только в том случае, когда объекты мышления при помощи образа наглядно объясняются. Никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурной ясной форме. Педагог должен помочь восприятию, но не словами, а структурированием рисунка [6, с. 162].
Отработка и закрепление нового лексического материала также происходит при помощи интерактивной доски, которая дает возможность прикрепить аудиозапись новых лексических единиц, которые начитали носители языка. Следует отметить, что для закрепления лексического материала интерактивная доска является кладезем возможностей. Например, студенты могут выполнять задание "Matching", перетаскивая слова к их дефинициям. Данное упражнение возможно также выполнить при помощи встроенных интерактивных средств программного обеспечения доски, которое позволяет проверять упражнение нажатием одной кнопки, или же упражнение будет проверяться постепенно во время его выполнения. Данный этап занятия не ставит целью научить студентов мыслить линейно, а скорее направлено непосредственно на клиповость мышления студентов. Тут и постоянная смена деятельности, и интерактивность, при желании возможно даже использование сети Интернет. Можно сказать, что на данном этапе мы даем студентам немного отдохнуть от сложной мыслительной деятельности и удовлетворить потребность «клиповиков» в быстрой смене деятельности и интерактивности.
Далее следует довольно сложный блок заданий. Мы подходим к восприятию видео на иностранном языке по новой теме с использованием нового лексического материала. Однако пассивное наблюдение студентами за тем, что происходит на экране, не может привести к эффективному усвоению содержания учебного материала, поэтому каждый просмотр видеофрагмента обязательно должен сопровождаться заданием. Обычно мы практикуем два просмотра видео. При первом просмотре перед студентами ставится задача понять общий смысл видео. При повторном просмотре можно уже давать задания на поиск детальной информации. После того как студенты поработали с видео, идет наиболее сложный этап занятия - обучающиеся должны проанализировать все, что они узнали, услышали и увидели по новой теме на занятии, и подготовить доклад по теме "Steam Generators" на основе полученных знаний.
Многие исследователи (М. С. Речнова, Л. В. Софронова и др.) отмечают, что наибольшей трудностью для студентов с клиповым мышлением является выделение основных мыслей текста, пересказ чужого текста (изложение чужих мыслей своими словами), порождение более или менее продолжительного монологического высказывания [7, с. 129]. Мы считаем правильным помочь студентам научиться этому при помощи составления лексических карт или заполнения таблиц. Однозначно студенты не смогут сами без помощи преподавателя составить карты или заполнить таблицы. Задача преподавателя - подтолкнуть студентов к выбору ключевых моментов из текста и его преобразованию в удобную и понятную для каждого студента форму. Данная работа проходит в виде дискуссии в более сильных группах или же в виде ответно-вопросной работы в более слабых. Карта заполняется по мере выяснения нужной информации. При этом основная и второстепенная информация выделяются разными цветами, что визуально облегчает понимание и запоминание нужной для пересказа информации (Рисунок 1).
Рисунок 1. Лексическая карта по теме "Steam Generator"
Данный этап занятия является ключевым в обучении студентов мыслить логически. Студенты сами отмечают, что данный способ структурирования информации им очень помогает при составлении рассказа по теме. Некоторые студенты даже смогли перенести данный метод и на другие предметы, и все лекции представляют в виде подобных карт, с помощью которых они затем готовятся к экзаменам.
Таким образом, использование интерактивной доски на занятиях по английскому языку в вузе -это не дань моде или новым технологическим веяниям, это обоснованная необходимость для обучения студентов с новым видом клипового мышления. Она помогает создать высокую динамичность занятия, организовать постоянную смену деятельности, так необходимую «клиповикам», и дает возможность обучить студентов мыслить линейно, выстраивая логические цепочки, что, несомненно, важно при обучении монологической речи на английском языке в вузе.
Список источников
1. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.
2. Зеленцов Б. П., Тятенкова И. И. Формирование мыслительных способностей студентов // Непрерывное профессиональное образование: сб. науч. ст. Новосибирск: САФБД, 2009. С. 198-203.
3. Зыкова Н. Е. Конструктивное клиповое мышление как ответ на вызовы информационной среды XXI века // Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: практики медиаобразования: материалы Всероссийского семинара для стипендиатов Оксфордского Российского Фонда. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. С. 20-24.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения: 17.03.2019).
5. Макаровска О. Р. Поколение homo clipus и обучение русскому языку как иностранному: проблемы и решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 123-127.
6. Неудахина Н. А., Федорова Т. С. Современные образовательные технологии: модульный курс: учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. 244 с.
7. Речнова М. С. Проблема клипового мышления и преподавание иностранных языков // Иностранные языки в экономических вузах России: всероссийский научно-информационный альманах. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. С. 124-133.
8. Симакова С. И. Клиповое мышление как фактор, обуславливающий интенсификацию процесса визуализации информации в современных СМИ // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции (г. Казань, 24-25 ноября 2016 г). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 357-362.
9. Софронова Л. В. «Клиповое мышление» и актуальные задачи преподавания иностранного языка профессиональной деятельности // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: сборник статей VII Международной научной конференции (г. Москва, 22-23 апреля 2016 г.). М.: РУДН, 2016. С. 247-257.
10. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] // Топос: литературно-философский журнал. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 17.03.2019).
11. https://rugenerations.su/ (дата обращения: 17.03.2019).
INTERACTIVE WHITEBOARD AS A MEANS FOR TEACHING ENGLISH TO STUDENTS WITH CLIP THINKING
Braslavskaya Elena Alekseevna
Sevastopol State University EABraslavskaya@sevsu. ru
The article examines the problem of Y-generation students' clip thinking and the ways to solve it at higher school English lessons by including into educational process an interactive whiteboard as a means, which helps to create high dynamism in the classroom. The author analyses in detail the reasons for the formation of such a type of thinking among the modern youth, identifies its positive and negative aspects. The paper considers the necessity to teach students linear thinking and to develop their skills of the English monologic speech. In this connection, the author discusses the possibility of using an interactive whiteboard as a means, which satisfies all the needs of students with clip thinking.
Key words and phrases: foreign languages; interactive whiteboard; information and communication technologies; clip thinking; theory of generations.