https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-10-2.37
Беляева Елена Владимировна, Мартьянова Наталья Анатольевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЮ
В статье говорится об использовании краеведческого потенциала на занятиях по лингвострановедению. Введение данного аспекта в учебную программу позволяет студенту-иностранцу успешно адаптироваться в новой среде, изучить историю и культуру России, повысить мотивацию к изучению русского языка. Однако в связи с формированием нового типа мышления (клипового), при создании краеведческих учебных материалов необходимо менять формат их подачи. В данной работе предлагаются языковые и коммуникативные задания, в основу которых положены такие параметры клипового мышления, как фрагментарность подачи информации, принцип ассоциирования и анимации, визуализация и др. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/10-2737.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 10(88). Ч. 2. C. 394-398. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Долан П. Счастье по расчету. Как управлять своей жизнью, чтобы быть счастливым каждый день. М.: Альпина Паблишер, 2015. 292 с.
2. Дуэк К. Гибкое сознание [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/search?filmId=9399008981706527698 &text=кэрол дуэк тед&noreask=1&pa1:h=wizard (дата обращения: 25.05.2018).
3. Ефремова Н Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 415 с.
4. Ильин Е. П. Психология воли. Изд-е 2-е. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
5. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. Изд-е 2-е. М.: Флинта, 2013. 224 с.
6. Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы / сост. Г. М. Фролова, И. А. Краева. М.: ФГБОУ ВПО «МГЛУ», 2013. 319 с.
7. Носкова Т. Н., Куликова С. С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlminka.rWarticle/nformirovanie-kompetentsii-samoorganizatsii-studentov-kak-osnovy-obucheniya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede-universiteta (дата обращения: 25.05.2018).
8. Ожегов С. И., Шведова Н Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: ozhegov.info/slovar/ ?ex=Y&q (дата обращения: 25.05.2018).
9. Словарь по педагогической психологии - самоорганизация [Электронный ресурс]. URL: www.вокабула.рф/словари/ словарь-по-педагогической-психологии/самоорганизация (дата обращения: 25.05.2018).
10. Morgenstern J. Is organizing a talent or a skill? [Электронный ресурс]. URL: https://www.juliemorgenstern.com/tips-tools-blog/2016/8/3/3-key-lessons-about-organizing (дата обращения: 25.05.2018).
CONSTRUCTION OF THE PROCESS OF TEACHING SELF-ORGANIZATION TO STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT NOT-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Artemova Yuliya Vladimirovna
The High School of Performing Arts (Konstantin Raikin's Theatrical School), Moscow
malich19@mail. ru
Shmaraeva Anastasiya Aleksandrovna
Lomonosov Moscow State University shmaraeva@gmail. com
The article is devoted to the issue of teaching self-organization to students in the process of their learning activity. The authors focus on the fact that the teacher in the framework of his/her teaching activity through various forms of educational work can contribute to the development of students' self-organization skills, which are necessary for the successful acquisition of the content of educational programs. The paper identifies and describes the criteria for determining students with high, medium and low degree of self-organization, and proposes ways to improve students' self-organization in foreign language classes at non-linguistic universities.
Key words and phrases: self-organization; teaching self-organization to students; learning foreign language; goal setting; planning; self-assessment; ways to improve self-organization.
УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 08.07.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.37
В статье говорится об использовании краеведческого потенциала на занятиях по лингвострановедению. Введение данного аспекта в учебную программу позволяет студенту-иностранцу успешно адаптироваться в новой среде, изучить историю и культуру России, повысить мотивацию к изучению русского языка. Однако в связи с формированием нового типа мышления (клипового), при создании краеведческих учебных материалов необходимо менять формат их подачи. В данной работе предлагаются языковые и коммуникативные задания, в основу которых положены такие параметры клипового мышления, как фрагментарность подачи информации, принцип ассоциирования и анимации, визуализация и др.
Ключевые слова и фразы: лингвокраеведение; русский язык как иностранный; клип; клиповое мышление; понятийное мышление; индивидуальные стили мышления.
Беляева Елена Владимировна, к. филол. н., доцент Мартьянова Наталья Анатольевна, к. филол. н.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск [email protected]; [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЮ
В настоящее время положение о том, что иностранный язык необходимо изучать в совокупности с культурой данной страны, её историей и традициями, не вызывает сомнений. Такой аспект в методике преподавания
иностранных языков получил название лингвострановедения и был введён в 70-е годы XX века Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым [3].
Опыт преподавания русского языка как иностранного показал, что наряду с лингвострановедческой информацией общего характера необходимо вводить сведения, отражающие специфику конкретного региона, в котором студент находится. Это помогает успешному усвоению материала, расширяет кругозор, способствует повышению мотивации к изучению языка и помогает быстрее адаптироваться в окружающей среде [1; 8].
Таким образом, лингвокраеведение признаётся составляющей частью лингвострановедения. Г. О. Некипе-ловой было сформулировано следующее определение данного термина: «.. лингвокраеведение - ознакомление иностранных учащихся с особенностями природы, населения, традициями, историей и культурой какой-то отдельной части страны, населённого пункта в процессе изучения русского языка с целью формирования коммуникативных умений и лингвокраеведческой компетенции обучаемых» [7, с. 12].
Однако в современной научно-педагогической литературе представлены лишь отдельные исследования о педагогическом потенциале краеведения в разных аспектах, в том числе в аспекте преподавания русского языка как иностранного и русского языка как неродного, но в широком доступе мало системных разработок, использующих краеведение как основной материал, на котором можно обучать иностранцев [13, с. 98-99]. Обзор учебно-методической литературы крупных издательств («Златоуст», «Русский язык. Курсы») показывает, что большинство пособий по русскому языку как иностранному основано на культурно-исторических сведениях о Москве и Петербурге (см., например, Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафонова М. В., Толстых А. А. «Дорога в Россию»; Малышев Г. Г. , Малышева Н. Г., Свидинская Н. Г. «Санкт-Петербург -культурная столица России», Капитонова Т. И. и др. «Живём и учимся в России» и т.д.). Следует заметить, что в последнее время стали появляться учебники, в которых предъявляется не только общая информация о России (климат, география, традиции и обычаи и др.), но и страноведческий материал о конкретном регионе. Так, в книгу издательства «Златоуст» Парецкой М. Э. , Шестак О. В. «Русская мозаика» (Санкт-Петербург, 2017) включён модуль, посвящённый Донскому краю и казачеству. Считаем, что этот список следует пополнить и другими городами/регионами, к примеру, городом Красноярском.
История Красноярска начинается в 1628 году и открывает интересные страницы российского прошлого: освоение Сибири и Дальнего Востока, времена золотого бума и строительства транссибирской магистрали. Красноярск был местом пребывания ссыльных декабристов и революционеров, стал последним пристанищем командора Николая Резанова. История города и горожан оживает на картинах Василия Сурикова («Освоение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка»), на сцене Красноярского оперного театра пел Дмитрий Хворостовский.
Данная статья посвящена разработке учебного пособия по лингвокраеведению. Традиционный тип учебника, в основе которого лежит текст с комплексом упражнений на отработку лексики и грамматики, уже не отвечает требованиям методики. Актуальным в контексте современных исследований становится пособие, учитывающее особенности клипового мышления студентов.
Появление нового типа мышления вызвано, прежде всего, пятью факторами: (1) ускорением темпов жизни и напрямую связанным с ним возрастанием объёма информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; (2) потребностью в большей актуальности информации и скорости её поступления; (3) увеличением разнообразия поступающей информации; (4) увеличением количества дел, которыми один человек занимается одновременно; (5) ростом диалогичности на разных уровнях социальной системы [12].
Многие исследователи замечают, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире [5], что человек XXI века не может длительное время сосредоточиться на какой-либо информации и утрачивает способность к анализу [10], что формируется новое клиповое мышление как вектор в развитии отношений человека с информацией [12]. Им вторят преподаватели, утверждающие, что современные студенты не способны долго слушать лекции и конспектировать их, излагать материал последовательно и логично.
Действительно, традиционная образовательная парадигма с её размеренностью, склонностью к глубокому обдумыванию, сопереживанию прочитанному подчас вступает в конфликт с новым способом усвоения информации, который с позиции той же образовательной традиции оценивается как поверхностный и фрагментарный, неспособный к анализу и синтезу.
Однако информационные технологии уже пришли в систему образования, поставив вопрос о необходимости пересмотра содержания учебного материала, видоизменения формата его изложения.
Чем характеризуется клиповое мышление, и как его использовать в образовательном процессе? Определения клиповому мышлению нет. Понятие широко употребляется в литературе по культурологии, психологии и философии. В отечественной науке впервые его употребил Ф. И. Гиренок [5]. Клип в современном мире -это форма репрезентации информации. Определение «клиповый» происходит от английского «нарезка, фрагмент, обрезать, отсекать». Основными проблемами клипового мышления можно считать (1) отсутствие контекста (связей, соединений, смысловой завершённости отдельных фрагментов текста/речи), (2) фрагментарность информационного потока, (3) высокую скорость переключения, (4) отсутствие целостности картины мира, (5) утрату элементарных способностей к мыслительным операциям, синтезу и анализу, а следовательно, потерю самостоятельности мышления, (6) зависимость от компьютеров, (7) проблему логического мышления и кратковременной памяти [5; 6]. К положительным моментам клипового мышления можно отнести тот факт, что язык образов древнее языка символов, поэтому легче воспринимается человеком. Ввиду этого клип как единица клипового мышления может помочь в процессе обучения, поскольку позволяет запомнить
большой объём информации (например, новые слова, фразы, числа и т.п.). Тем не менее применение клипового мышления не даст положительных результатов там, где необходимо вдумчивое изучение учебного материала (например, грамматики, анализа синтаксических конструкций и т.п.), но поможет быстро и легко выучить слова при изучении иностранных языков [9].
Важной является связь клипового мышления с когнитивным стилем учащихся. Комплексный подход к учету когнитивных стилей при обучении предложила в своих работах Г. А. Берулава [2]. Исследователь пишет, что для студентов с интегральным стилем приемлема опора на технологии обучения, построенные по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, с опорой на собственную познавательную активность, с использованием дискуссий. А для учеников с дифференциальным стилем обучение строится от частного к общему, направлено на обобщенное логико-формализованное освоение материала, на основе целостного познания либо на основе ступенчатого, последовательного познания.
Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что сегодня преподавателю необходимо учитывать особенности мышления современных студентов при построении учебного процесса.
Представим фрагмент пособия по лингвокраеведению, посвящённый истории Красноярска. При разработке языковых и коммуникативных упражнений мы изменили формат подачи учебного материала. Необходимо указать, что в целом курс лингвокраеведения предрасположен к переформатированию традиционной модели обучения, поскольку в своей основе он предполагает предъявление некоего объёма информации в виде картинок/фотографий и не требует глубокого анализа грамматических явлений и структур.
1. Традиционный учебный текст был разбит на законченные смысловые отрезки, которые подаются до-зированно, как новые этапы урока (принцип фрагментарности). Пример первого фрагмента текста (основание города):
С давних времён Сибирь привлекала внимание людей. Они рассказывали о сказочных богатствах сибирской земли: пушнина, лес, рыба, золото.
XVI век в истории Сибири особенный. Отряды казаков шли с запада на восток. Они исследовали новые земли и строили крепости. Московский дворянин Андрей Дубенский с отрядом казаков в 333 человека нашёл удобное для будущего города место на берегу Енисея и построил там острог. Воевода Андрей Дубенский стал основателем города, который назвали Красноярск (Красный Яр - красный/красивый берег). Первый острог казаки построили из досок лодок, на которых они приплыли. Острог был готов 18 августа 1628 года. Этот день считается днём основания Красноярска.
Следующие 50 лет казаки воевали с местными кочевыми племенами. Красноярск был военной крепостью. Все жители города имели оружие, на дорогах стояли пушки. Долго в городе жили только служилые (военные) люди. Мирные жители пришли в город только в конце XVII века. Это были торговцы и ремесленники.
Вопросы:
1. Кто участвовал в освоении Сибири?
2. Когда и кем был основан Красноярск?
3. Что значит слово «Красноярск»?
4. Кто стали первыми жителями города и почему?_
2. Принцип анимации используется при введении новой лексики по принципу иллюстративного словаря / тематического словаря, т.е. в качестве объяснения слов (казак, острог и др.) приводится соответствующий рисунок, под ним делается необходимый комментарий.
3. Создание ассоциаций как способ запоминания информации. Этот метод можно применять при заучивании новых слов.
Задание. Подберите к словам из левого столбика объяснение из правого столбика, т.е. соедините части А и Б.
4. Каждый текст должен содержать проблемный вопрос для заключительной дискуссии.
Задание. Первый воевода города Андрей Дубенский был боярским сыном, поэтому должен был служить царю и отечеству. Как вы считаете, должен ли современный человек служить своему отечеству, или он может делать то, что хочет, и никому ничего не должен?
5. Задания опираются на визуализацию объекта (фотодокументы, картины, рисунки, карты), на основании которых предлагается сделать репрезентацию фрагмента жизни людей прошлых веков.
Задание. Нанесите на шкалу времени важные моменты в истории города (основание города, получение первой печати, строительство железной дороги, строительство первой школы и библиотеки, открытие театра и т.п.).
А
пушнина
острог
дружина
воевода
частокол
крепость
золотодобыча
Б
острый крепкий
пушистый + зверь частый + колья война + водить золото + добыча
друг
Задание. Посмотрите фотографии старого Красноярска и опишите, как проводили время горожане в XIX веке (возможные фотографии: прогулка на теплоходе, вид на город с сопки, отдых в городском парке, тренировка пожарной команды).
Рисунок 1 [11]
Рисунок 2 [11]
Рисунок 3 [11]
Рисунок 4 [11]
Задание. Рассмотрите гербы старого Красноярска. 1635 год - первая печать города с изображением единорога.
1804 год - герб города с изображением красной горы и лошади - герба Томска, поскольку в XIX веке Красноярск входил в состав Томской губернии.
2010 год - современный герб с изображением льва с серпом и лопатой (что означает хлебный край России и золотодобычу).
Представьте, каким будет город в будущем, нарисуйте герб будущего Красноярска. Что может стать его символом вXXI веке?
Рисунок 5. Первая печать города, 1635 г. [4]
Рисунок 6. Первый герб, 1804 г. [4]
Рисунок 7. Герб Красноярска, 2010 г. [4]
6. Обсуждение интересных тем - это заключительный момент урока, а домашним заданием становится эссе на предложенные темы, например:
1) Представьте себя на месте боярского сына Андрея Дубенского. Вам дали задание найти место для нового города. Что бы вы делали?
2) Отличаются ли люди прошлого от нас, современных жителей планеты (системой ценностей, характером)?
7. В качестве контроля может послужить карта урока в виде картинок, отображающих основное содержание занятия, по которым студент должен восстановить содержание текста / учебного материала. Для студентов, ориентированных на конкретные задания, предлагается список слов и выражений, которые нужно употребить при рассказе данной темы.
8. В зависимости от уровня языковой компетенции студентов на занятиях можно обращаться к специальным заданиям по грамматике или отказаться от них (по выбору преподавателя).
Таким образом, в связи с формированием нового типа мышления (клипового), нужно менять формат подачи материала в учебных пособиях и учебниках. При разработке материалов нового типа (в том числе по линг-вострановедению, лингвокраеведению) целесообразно реализовывать принцип фрагментарности, который заключается в дозированной подаче информации. Это предполагает деление учебного текста на законченные смысловые части с формулированием после каждого отрезка вопросов на понимание. Кроме того, запоминанию новой лексики способствует применение принципа анимации (объяснение значений слов с помощью картинок - иллюстративный словарь) и метода создания ассоциаций. Улучшают усвоение учебного материала творческие задания, в основе которых лежит принцип визуализации. Подобные упражнения выполняются на основе фотографий, картин, схем, карт и др. и направлены на создание связного устного или письменного текста, дополняющего основной учебный текст. Дискуссии и эссе по проблемным вопросам используются при завершении той или иной темы. Эти задания позволяют студентам обобщить полученные сведения и сформулировать собственную точку зрения на указанную проблему. Контролирующим мероприятием становится карта урока в виде картинок, по которым обучающиеся восстанавливают изученный материал.
Полный отказ от традиционной формы урока и однозначный переход на новую модель подачи информации на данном этапе обучения не представляется нам возможным, поскольку в учебной аудитории могут оказаться студенты, воспитанные в рамках разных культур: с сильными письменными традициями (китайские студенты) или ориентированных на визуализацию (европейские студенты). Поэтому необходимо сочетать различные типы заданий в виде дополнительных упражнений, расположенных в конце урока либо в приложениях к учебному пособию.
Список источников
1. Анисимова И. Н., Петрова О. А. О важности краеведческих знаний при обучении русскому языку как иностранному (из опыта использования элементарного лингвокраеведческого материала в преподавании русского языка слушателям подготовительного отделения Чувашского государственного университета) // Вестник Чувашского университета. 2015. № 4. С. 223-227.
2. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001. 236 с.
3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
4. Гербы г. Красноярска [Электронный ресурс]. URL: http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/krasnyar.htm (дата обращения: 29.06.2018).
5. Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. М.: ИФ РАН, 2002. Вып. 8. Синергетика человекомерной реальности. С. 415-420.
6. Грановская Р. Люди с клиповым мышлением элитой не станут [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt. ru/piter/2015/03/28/1382125.html (дата обращения: 18.05.2018).
7. Некипелова Г. О. Лингвокраеведение в преподавании русского языка как иностранного: дисс. ... к. пед. н.: 13.00.02. СПб., 2001. 237 с.
8. Панова Е. В., Тюменцева Е. В. Региональный компонент в обучении русскому языку как иностранному // Известия ВолгГТУ. 2013. № 2. С. 85-88.
9. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 5 (24). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
10. Фельдман А. Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruskolan.com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 20.05.2018).
11. Фотографии г. Красноярска [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasplace.ru/fotografii-starogo-krasnoyarska (дата обращения: 29.06.2018).
12. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. URL: http://nounivers. narod.ru/ofirs/kf_clip.htm (дата обращения: 25.06.2018).
13. Щетинина А. В. Педагогический потенциал краеведения Урала в преподавании русского языка как неродного // Научный диалог. 2015. № 7 (43). С. 93-107.
USING CLIP THINKING PRINCIPLES WHEN CONSTRUCTING THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT THE LESSONS OF LINGUISTIC LOCAL HISTORY
Belyaeva Elena Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Mart'yanova Natal'ya Anatol'evna, Ph. D. in Philology Siberian Federal University, Krasnoyarsk [email protected]; [email protected]
The article considers the usage of the local history potential at the lessons of linguistic local history. Introducing this aspect into curriculum allows the foreign student to adapt successfully to new environment, to study the Russian history and culture, to raise motivation for the Russian language learning. But the formation of a new type of thinking (clip thinking) results in the necessity to change the format of educational materials on local history. The authors propose linguistic and communicative tasks based on such parameters of clip thinking as fragmentary nature of information presentation, the principle of association and animation, visualization, etc.
Key words and phrases: linguistic local history; Russian as a foreign language; clip; clip thinking; conceptual thinking; individual styles of thinking.