Научная статья на тему 'Интерактивная доска как прогрессивное средство обучения иностранным языкам'

Интерактивная доска как прогрессивное средство обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВО / НАГЛЯДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова И.В., Кушнарева Т.В.

В статье рассматривается интерактивная доска как одно из самых инновационных средств обучения иностранным языкам. Дано описание различных видов. Приведены положительные стороны ее использования. Рассмотрен алгоритм работы при подготовке к занятиям. Описаны многочисленные приемы применения интерактивной доски на занятиях. В этой статье доказана необходимость использования интерактивной доски для обеспечения неограниченных возможностей повышения качества преподавания и обучения. Библиогр. 6 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная доска как прогрессивное средство обучения иностранным языкам»

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК ПРОГРЕССИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

© Богданова И.В.*, Кушнарева Т.В.

Национальный исследовательский

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В статье рассматривается интерактивная доска как одно из самых инновационных средств обучения иностранным языкам. Дано описание различных видов. Приведены положительные стороны ее использования. Рассмотрен алгоритм работы при подготовке к занятиям. Описаны многочисленные приемы применения интерактивной доски на занятиях. В этой статье доказана необходимость использования интерактивной доски для обеспечения неограниченных возможностей повышения качества преподавания и обучения. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: интерактивная доска, эффективность, оптимизация, преимущество, наглядность.

Одной из основных целей современной высшей школы является подготовка высоко профессионального специалиста. Наличие социального заказа на подготовку будущих специалистов, обладающих необходимым уровнем профессиональной компетентности в условиях современного информатизированного общества, делает необходимым использование современных инновационно - образовательных средств при организации учебного процесса. Поэтому не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя при подготовке, способного креативно и инновационно мыслить специалиста [1].

Всё выше сказанное во многом зависит от преподавателя, который на сегодняшний день должен отличаться новым, аналитическим, проектно-конструктивным характером мышления, направленным на совершенствование практики обучения студентов. Для выхода образования на новый более качественный уровень нужно уже сегодня резко увеличить эффективность труда преподавателей, а с нею и качество обучения. Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.

В поисках новых методик у преподавателя языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиск инноваций.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков для технических специальностей № 2.

160

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Одним из самых прогрессивных интерактивных средств обучения являются интерактивные доски. С ними можно работать как с большой аудиторией, так и в маленьких группах.

Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и интернет-ресурсы. Программное обеспечение позволяет писать и делать пометки прямо поверх всех видов документов, диаграмм и веб-страницы. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

Интерактивная доска - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Такому оборудованию не требуется много места. Если проектор для доски прямой проекции прикрепить к потолку, не нужно дополнительно размещать подставку для аппаратуры посреди аудитории. Приобретая доску обратной проекции, можно избежать проблем с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет единую конструкцию с ним. Есть и мобильные модели: они не крепятся к стене и их можно с легкостью перемещать из одной аудитории в другую [5].

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества преподавателя и студента.

Эти доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Студенты по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Все это повышает эффективность подачи материала.

Как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в высшее образование возникают при обучении преподавателей эффективному владению этим оборудованием. Большинство из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано с отсутствием достаточных навыков проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных структур, соответствующих новым возможностям представления информации. Поэтому самая важная задача сегодня - подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава, точнее даже, создание преподавателей новой формации. Надо не просто освоить новые технологии, а научиться эффективно соединять их с наработанным опытом [2].

В данной статье представлены обобщенные материалы о том, как сделать урок более продуктивным и запоминающимся, используя преимущества интерактивной доски.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

161

Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже отработанные годами педагогические приемы, т.к. соединяет достоинства обычной школьной доски с преимуществами компьютера. Перед преподавателем и его студентами всегда стоят конкретные задачи - сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением изображения подчеркиваниями, комментариями.

Интерактивная доска стала помощником преподавателя в его работе и помогает на занятиях решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи.

Использование интерактивной доски позволяет учитывать индивидуальные и психологические особенности студентов разных курсов, создавать благоприятный психологический климат на занятиях, сохранять интерес студентов к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся [3].

Как показывает практика, используя интерактивные технологии можно повысить качество подачи и эффективность усвоения материала студентами, ускорить темп проведения занятия, обогатить его содержание и повысить интерес к изучению языка.

Специальные программные обеспечения, которые разработаны специально для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в библиотеку картинки, блок схемы, фоны или добавить свои. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь его ход.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать к одному уроку материал на нескольких страницах. Эта возможность позволяет использовать не только большой объем учебного материала, но и иметь дополнительные задания для более сильных студентов. Для такого объема учебного материала обычной доски преподавателю не хватит.

Весь наглядный материал готовится заранее и размещается в нужном порядке. На занятии достаточно просто щелкнуть на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это помогает значительно сэкономить время, а преподавателю позволить держать в зрительном контроле всех студентов. Используя интерактивную доску, преподаватель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к аудитории и поддерживает с ней постоянный контакт.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает творческое сотрудничество между преподавателем и студентами при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией в контексте изучаемого материала между студентами.

162

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда студент в процессе получения знаний, взаимодействует с другими студентами, которые в свою очередь взаимодействуют с гипермедиа материалом курса [4].

Технические возможности доски позволяют в любой момент вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала. Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать и вставлять, а действия - отменять и возвращать. Такая возможность придает студенту больше уверенности - он знает, что всегда может вернуться на шаг назад, и что-то исправить.

Для преподавателя интерактивная доска предоставляет массу возможностей оптимизировать учебный процесс и повысить мотивацию студентов. Кроме готовых интерактивных курсов преподаватель может самостоятельно подготовить материал для использования на интерактивной доске. Это дает возможность проявить свой творческий потенциал и привлечь к этой работе студентов.

Помимо обеспечения богатой образовательной средой, важно и то, что преподаватель, сократив время на воспроизведение информации, получает существенно больше времени на объяснение материала.

Итак, обо всем по порядку. Во-первых, интерактивная доска представляет собой сенсорную доску, поверхность которой чувствительна к прикосновениям руки и специального маркера. Для работы доски необходим проектор, интерактивная доска и компьютер с мышью и колонками.

Перед началом работы доску необходимо настроить. После этого на экране можно увидеть все то, что отображается на дисплее компьютера. Но, доска, по своей сути, гораздо интереснее в использовании, любая работа с ней вызывает у студентов массу положительных эмоций.

Для сравнения отметим, что в компьютерном классе, каждый студент сидит за своим компьютером и работает в индивидуальном темпе. Этот вид работы при тестировании, контроле знаний и т.д., когда необходима индивидуальная работа студентов. Однако, при работе в парах или с группой, несомненным преимуществом обладает интерактивная доска. Так же она удобна и при объяснении новой темы, когда есть необходимость провести «мозговой штурм», для того, чтобы студенты имели возможность предложить больше идей. Все записи наносятся специальными маркерами в виде кластера, которые потом сохраняются в отдельном файле.

При необходимости можно вернуться к этому файлу в любой момент, внести коррективы или дополнить новой информацией. В данном случае мы используем обычные функции компьютера.

Появление интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку значительно его обогатило и разнообразило. Так с помощью интерактивной доски стало возможным использование мультимедийных курсов в аудитории. Например, к учебнику «Enterprise» для студентов прилагается дополнительный мультимедийный курс, в котором содержатся, аудио и видео ролики и задания к ним.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

163

Данное приложение вызывает живейший интерес и у студентов старших курсов. Ведь на экран можно вывести клавиатуру, чтобы впечатывать необходимые слова. На доске можно писать либо специально прилагаемым маркером, либо просто пальцем. Даже если почерк неразборчивый, доска распознает его и превратит в печатный текст. Кроме того, существуют такие функции, как «лупа», увеличивающая необходимый фрагмент, «затемнение», открывающая лишь нужную часть доски, и т.д. [6].

Для изучения и закрепления лексики можно использовать функцию «список слов». Вы выбираете слова по определенной теме, словарь автоматически составляет список по алфавиту. Его можно распечатать или использовать для заучивания лексики. Для этого существует функция flash cards (карточки с текстом и картинкой), которая показывает только слово из списка или толкование (по выбору), если слово знакомо, вы нажимаете клавишу вперед, если слово забыли, нажимаете клавишу для просмотра толкования и т.д. Можно также использовать функцию «блокнота», который позволяет внести свои дополнительные заметки к словарной статье [4].

Кроме того, на компакт-диске существуют страницы для самостоятельного изучения Study pages, где можно найти различные справочники (грамматический, справочник написания деловых писем, географический атлас и т.д.).

Очевидным преимуществом данного словаря является то, что словарные статьи в нем на английском, что составляет дополнительную практику для студентов.

Доска работает от компьютера, соответственно можно работать с программами, дисками или непосредственно в Интернете.

При использовании интерактивной доски, подключенной к Интернету, можно выйти на обучающие сайты, где существуют различные дидактические игры. Так, на сайте www.quia.com находится банк данных таких игр на различные темы, аспекты изучения языка, (грамматика, словообразование, орфография, термины и т.д.). Можно тренировать формы неправильных глаголов в игре для двух человек (как в телеигре «Своя игра»), или специальные термины (как в игре «Кто хочет стать миллионером»). Более того, на этом сайте можно самим составлять подобные игры, выкладывать их на сайте, для того, чтобы студенты выполняли данные задания. Для постоянных пользователей возможно ведение Интернет журналов учета успеваемости и успехов студентов [4].

Но работа с интерактивной доской не сводится только к использованию готовых продуктов. Интерактивная доска располагает к творчеству как преподавателя, так и студента.

При чтении лекций в Power Point возможно по ходу вносить изменения, сохранять их, делать примечания, дополнять, объяснять материал, приводить примеры, записывать вопросы аудитории для дальнейшего рассмотрения, то есть работать как с компьютером, только не сидя за ним, а стоя у доски.

164

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Сохраненные изменения и дополнения позволяют преподавателю обратить внимание на те вопросы, которые вызвали у студентов особый интерес или трудность, и, следовательно, доработать и исправить предлагаемый материал, в соответствии с потребностями студентов. Можно также записать и сохранить отдельные занятия, на случай если преподаватель не может провести их лично.

При работе над грамматическим материалом, можно использовать функцию «текстовыделителя», чтобы обозначить необходимые части речи или структуры, или с помощью маркеров выделить необходимый материал.

Преподаватель может самостоятельно составить необходимые упражнения, используя программу Hot Potatoes, которая позволяет без особого труда сделать нужные собственные упражнения для урока или темы. Данная программа помогает преподавателю разработать материал, раскрывая свой творческий потенциал. Студенты, в свою очередь, могут подготовить презентации по определенной теме, и также представить их на занятии. При работе с презентацией можно записать вопросы и ответы и сохранить их [2].

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать следующий алгоритм, следуя которому преподаватель имеет возможность успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

- Определить тему, цель и тип занятия;

- Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

- Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

- Из резервов компьютерного обеспечения отбирать наиболее эффективные средства;

- Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;

- Отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм (рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала);

- Составить временную развертку (поминутный план) урока;

- При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провести поиск в библиотеке или Интернете или составить авторскую программу;

- Из найденного материала собрать презентационная программа. Для этого написать ее сценарий;

- Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски;

- Провести апробацию урока [2].

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

165

При подготовке занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.

Содержание, глубина и объем предлагаемого материала должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности студентов, учитывать их интеллектуальную подготовку и уровень подготовленности.

При подборе материала для зрительного ряда избегать дальних планов и мелких деталей.

Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой, необходимо создавать единый поток информации и подавать ее в понятной для студентов логической последовательности, порционным методом в доступном темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.

Следует избегать больших фрагментов текста. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.

Интерфейс должен быть интуитивным.

Рекомендуется выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков [5].

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех студентов в активную работу на занятии, позволить им активно выполнять индивидуальные и групповые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий студентов для последующего анализа и комментирования.

Для практического подтверждения вышесказанного нами были проведены несколько занятий с использованием интерактивной доски. Они проводились у студентов 1 курса (института авиамашиностроения и транспорта НИ ИрГТУ).

По результатам сравнительного анализа некоторых фрагментов занятий была составлена следующая таблица, наглядно иллюстрирующая преимущества использования интерактивной доски на занятиях английского языка.

Таблица 1

Этап занятия Занятие с применением ИД «Классическое» занятие

Аудирование

Прослушивание Удобный интерфейс и игровая форма позволяют заинтересовать студентов и повысить мотивацию к обучению восприятия и понимания иностранной речи на слух. Процесс прослушивания и просмотра совмещен. Имеется возможность повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс и дает больше возможностей для работы с фрагментами аудиотекста и видеофильма. Прослушать текст студентам чаще всего предлагается с магнитофона и нет возможности дополнить его видеорядом, помогающим воспринимать и запоминать прослушанный текст. Ключевые слова или фразы пишутся преподавателем на доске, что занимает дополнительное время.

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 1

Этап занятия Занятие с применением ИД «Классическое» занятие

Проверка прослушанного текста на понимание. Преподаватель задает вопрос, который одновременно появляется на доске. При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу или варианты ответов. На доску выводится отрывок текста с пропущенными словами и студентам предлагается заполнить пропуски, выбирая слова из предложенного списка, перемещая их прямо на доске. Студенты на слух воспринимают заданный вопрос, что снижает степень его понимания. Студенты выполняют это задание у себя в тетрадях, и некоторые могут предпочесть списать готовое задание у соседа. Тем самым материал не будет закреплен.

Говорение Диалогическая речь На доске представлены реплики диалогов, находящиеся в хаотичном порядке, студентам предлагается рассортировать их по смыслу и составить диалог. При необходимости преподаватель или другие студенты исправляют допущенные ошибки. Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация. Заготовок может быть много и есть возможность опросить каждого студента за короткий промежуток времени. Если выполнять это задание в тетради, потребуется много времени на переписывание реплик в нужном порядке, и в случае неверного ответа сложно будет аккуратно исправить ошибку. Если раздать это задание на карточках для каждого студента, то при проверке у остальных не будет материала перед глазами, что значительно затруднит восприятие информации.

Работа с лексикой Изучение новой лексики Закрепление лексики Новые слова выводятся на доску с их визуальным отображением, транскрипцией и переводом. Студенты имеют возможность повторять слова за диктором, отрабатывая правильное произношение. На интерактивную доску выводятся английские слова и студентам предлагается написать их русские эквиваленты. Используется функция доски «шторка», за которой спрятан верный перевод. После ответа студентам предлагается посмотреть верный вариант с целью самопроверки. Результаты можно сохранить и сравнить в следующий раз. Чаще всего новая лексика предлагается студентам в виде списка и возникают трудности с заучиванием правильного произношения. На поиски и выписывание транскрипции приходится тратить много времени и есть вероятность, что некоторые студенты прочитают транскрипцию не верно и запомнят не правильное произношение слов. Как правило, знание лексики проверяется либо устным опросом, и тогда нет возможности проверить написание слов, либо письменным тестом при котором сложно проверить правильность произношения у каждого студента. И при дальнейших опросах нет возможности сравнить ошибки предыдущих тестов.

Грамматика Если данная тема не очень хорошо или недостаточно полно изложена в учебнике, то дополнительный материал выводится на доску. Материал, которого нет в учебнике, диктуется студентам под запись. Затем на доске пишутся примеры, которые также записывают в тетради.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

167

Окончание табл. 1

Этап занятия Занятие с применением ИД «Классическое» занятие

Преподаватель комментирует его, дополняя и иллюстрируя приведенными примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы студентов. Грамматический материал может, выводится на доску и сохраняться, что позволяет студентам просматривать его в любое время. Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: студент при записывании может допустить ошибки, которые затем затруднят понимание материала и приведут к проблемам в его использовании.

Таким образом, коснувшись лишь некоторых аспектов использования интерактивной доски на занятиях по иностранному языку, мы хотели бы привлечь внимание к этой удивительной технике и тем безграничным возможностям, которые она предоставляет.

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой студентам в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий. С помощью интерактивных досок, без больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Обучение на базе подобного оборудования помогает использовать выделенное время максимально эффективно и продуктивно.

Список литературы:

1. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М.А. Горюнова, Т.В. Семенова, М.Н. Солоневичева; под общ. ред. М.А. Горюновой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Практикум по интерактивным технологиям на уроках: учебно-методическая разработка / П.Д. Рабинович, Э.Р. Баграмян. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. - 156 с.

3. Осипова О.П. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.open-class.ru/ (дата обращения: 09.06.2014).

4. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opendass.ru/ (дата обращения: 10.06.2014).

5. Уроки с использованием интерактивной доски [Электронный ресурс]. -Режимдоступа: http://pivan-school.net.ru/uchiteU/kuroku/doska/ (дата обращения: 09.06.2014).

6. Электронные интерактивные доски Smart Board - новые технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smart-board.ru/ (дата обращения: 11.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.