Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски в учебном процессе подготовки студентов Южного федерального университета'

Использование интерактивной доски в учебном процессе подготовки студентов Южного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ДИАЛОГОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данчук И.И., Данчук М.П.

Статья посвящена вопросам интенсификации учебного процесса профессиональной и технологической подготовки студентов средствами информатизации образования. Интерактивная доска одно из самых современных средств обучения в учебных заведениях, технология работы, с которой сегодня активно осваивается преподавателями самых различных дисциплин. Интерактивная доска имеет широкие возможности: визуальное и аудиальное представление информации, контроль работы студентов; возможность естественным образом увеличить учебную нагрузку группы; обеспечение эргономичности обучения; создание новых мотивационных предпосылок к обучению; позволяет вести обучение, построенное на взаимодействии. Авторы представляют опыт использование интерактивной доски в учебном процессе подготовки студентов Южного федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данчук И.И., Данчук М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски в учебном процессе подготовки студентов Южного федерального университета»

дание. - 26.03.2014. - Режим доступа: http://www.ug.ru/news/11039 (дата обращения: 15.03.2014).

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

7. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей: монография. - М.: АПКиПРО, 2003. - 132 с.

8. Рынок труда в России (ИТ и телеком) [Электронный ресурс] // TAD-V[SER. Государство. Бизнес. ИТ [портал]. - Дата последнего обновления: 10.04.2014. - Режим доступа: http://www.tadviser.ш/mdex.php/Статья:Рынок_ труда_в_России_(ИТ_и_телеком) (дата обращения: 20.04.2014).

9. Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Современные концепции обучения: традиционный, разноуровневый, профильный, индивидуальный, природо-сообразный подходы // Кафедра. - 2005. - С. 54-63.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Данчук И.И.*, Данчук М.П.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена вопросам интенсификации учебного процесса профессиональной и технологической подготовки студентов средствами информатизации образования. Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в учебных заведениях, технология работы, с которой сегодня активно осваивается преподавателями самых различных дисциплин. Интерактивная доска имеет широкие возможности: визуальное и аудиальное представление информации, контроль работы студентов; возможность естественным образом увеличить учебную нагрузку группы; обеспечение эргономичности обучения; создание новых мотивационных предпосылок к обучению; позволяет вести обучение, построенное на взаимодействии. Авторы представляют опыт использование интерактивной доски в учебном процессе подготовки студентов Южного федерального университета.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные средства учебного назначения, интерактивная доска, интерактивность, диалоговая форма обучения, повышение активности студентов.

* Доцент кафедры Технологии и профессионально-педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Технологии и профессионально-педагогического образования.

Включение России в Болонский процесс, модернизация высшего образования обусловили необходимость коренного пересмотра целей и задач высшего образования. Это не означало отказ от всего того, что было создано за многие десятилетия в нашей стране, и произведение нечто абсолютно нового. Только необходимо стало тщательно соотнести задачи, формы и методы высшего образования в соответствии с императивами общества.

Появление новых дисциплин, качественное обновление содержания дисциплин и их учебно-методического обеспечения, изменение образовательных технологий, качество обучения сегодня являются основным показателем конкурентоспособности вуза и факультета.

Многоуровневая система подготовки в вузе потребовала «больших «интеллектуальных капиталовложений»; изменения структуры факультета и форм управления; развития мощной научно-исследовательской базы по новым научным направлениям; подготовки преподавателей высшей школы по новым специальностям; разработки широкого спектра новых образовательных программ подготовки бакалавра и магистра; необходимости постоянного анализа состояния и перспектив развития образовательного рынка региона; разработки и внедрения новых образовательных и информационных технологий [1, с. 5].

В этих условиях качество обучения во многом определяется качеством преподавания, что означает - главное действующее лицо, определяющее результат модернизации высшего образования, есть преподаватель. Поэтому преподавателю высшего учебного заведения стало необходимым осуществить «ревизию своих знаний в соответствии с изменениями в области науки и с теми потребностями, которое выдвигает общество и сам обучающийся» [1, с. 5].

Это потребовало креативного подхода к учебному процессу и его сопровождения как со стороны преподавателя, так и студента. Ведь современный студент из пассивного участника образовательного процесса превращается в активного, полноправного и заинтересованного в достижении конкретных результатов обучающегося.

Поэтому внедрение информационных технологий в различные области системы образования сегодня приняли масштабный и комплексный характер, что привело к повышению эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования таких технологий. Как следствие -повышение качества подготовки выпускников вузов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств с их содержательным наполнением (их называют средства информатизации образования).

Выделим основные виды компьютерных средств учебного назначения:

- сервисные программные средства общего назначения, используемые при проведении лабораторно-практических работ, организации самостоятельной работы студентов для оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований;

- программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся, предназначенные для многократного и более частого контроля знаний студентов, а также самоконтроля студентов (это способствует повторению и закреплению учебного материала);

- электронные тренажеры, необходимые для отработки практических умений и навыков студентов при обучении основам производства;

- программные средства для математического и имитационного моделирования, расширяющие границы экспериментальных и теоретических исследований и позволяющие сократить затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования и снизить уровень безопасности работ в учебных лабораториях;

- информационно-поисковые справочные программные системы (это различные гипертекстовые и гипермедиа-программы, всевозможные базы данных), предназначенные для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации;

- электронные учебники (ЭУ) - основные образовательные электронные издания, обеспечивающие непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи;

- экспертные обучающие системы (ЭОС), реализующиеся на базе идей и технологий искусственного интеллекта и моделирующие деятельность экспертов при решении достаточно задач. Такие системы способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной среды, при этом поясняя стратегию и тактику решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения;

- интеллектуальные обучающие системы (ИОС), реализующиеся на базе идей искусственного интеллекта и осуществляющие управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие на языке близком к естественному, но однако они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их;

- средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты прикладных программ и т.п.), используемые как средство обучения при решении профессионально-ориентированных задач [2 с. 10-13].

Важная особенность выше названных компьютерных средств учебного назначения, являющихся примерами образовательных электронных изданий, - интерактивность, т.е. наличие обратной связи (связь в триаде «педагог - образовательный ресурс - обучаемый).

«Интерактивный - от английского interactive (взаимодействующий). Чаще всего говорят об интерактивном режиме работы пользователя с компьютером. По существу, это означает поочередные «высказывания» каждой из сторон». Поочередные высказывания каждой из сторон - это и есть диалог. Соответственно в учебном процессе можно говорить о диалоговой форме обучения как об обучении в интерактивном режиме» [4, с. 7].

К вышеперечисленным средствам информатизации образования можно отнести и наиболее актуальные в образовательном процессе всех учебных заведений сейчас интерактивные доски.

«Интерактивная доска (Interactive whiteboard) - одно из самых современных средств обучения в учебных заведениях, технология работы, с которой сегодня активно осваивается преподавателями самых различных дисциплин. Интерактивные доски - не просто электронные «меловые» доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять занятия, дополнять их записями улучшает способ подачи материала» [3, с. 68].

Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.

Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.

Интерактивная доска имеет широкие возможности: визуальное и ауди-альное представление информации, контроль работы студентов; возможность естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку группы; обеспечение эргоно-мичности обучения; создание новых мотивационных предпосылок к обучению; позволяет вести обучение, построенное на взаимодействии [5].

Использование интерактивной доски способствует эффективному освоению дисциплины студентом, развитию его логического мышления, памяти, интуиции. Работая с интерактивной доской, преподаватель всегда находится в центре внимания, поддерживает постоянный контакт со студенческой груп-

пой. Педагог может активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала.

Другими словами, интерактивная доска позволяет преподавателю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на занятии, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию.

Наглядность интерактивной доски позволяет сосредоточить и удерживать внимание студентов. Поэтому с помощью интерактивной доски преподаватель может привлекать студентов к активной работе с доской, делая эти же занятия более насыщенными и интересными. Использование электронной доски позволяет экономить учебное время. Теперь нет необходимости вести конспекты. Все происходящее на доске может быть сохранено в файл и роздано студентам в виде электронных материалов к уроку.

Следует отметить, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть работы преподавателя, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, можно сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать студенту, пропустившему занятие. Также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

Интерактивная доска позволяет студентам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными, выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную педагогом.

Важно также понять, что наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на занятии задачам. Поэтому занятие (лекционное, семинарское, лабораторно-практическое) должно быть приготовлено заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее.

Так как интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы, течение занятия должно быть логическим и последовательным, чтобы выполнить все поставленные задачи занятия.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет создавать уникальные методические материалы, с помощью которых студенты вовлекаются в учебный процесс более активно и быстрее усваивают новую информацию.

Существует 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

1. презентации, демонстрация и моделирование, когда преподаватель может использовать управление интерактивной доской, чтобы пре-

поднести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени;

2. повышение активности обучающихся, так как при использовании интерактивной доски информация становится более доступной и понятной, улучшается атмосфера понимания в группе, и студенты становятся более нацеленными на работу;

3. увеличение темпа урока, потому что преподаватель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время занятия будет использовано только на решение поставленных задач [6].

Интерактивная доска сегодня становится необходимой для большинства преподавателей Южного федерального университета по любам дисциплинам.

Представим некоторые виды образовательной деятельности, применяемые преподавателями факультета технологии, изобразительного искусства и профессионального образования Южного федерального университета (ФТИИПО ЮФУ) при использовании электронной интерактивной доски: работа с текстом и изображениями; сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати; коллективная работа с образовательными Web-сайтами; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация и нанесение заметок поверх готовых образовательных материалов; использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала и имитационных моделей технологических процессов; демонстрация творческих работ, созданных преподавателем и студентами.

Поэтому для работы с интерактивной доской преподавателями ФТИИПО ЮФУ в учебном процессе применяются определенные программные продукты: обучающие СБ (электронные учебники, библиотеки наглядных пособий); энциклопедии (видео, фото, аудио); виртуальные лаборатории (демонстрационные анимации, интерактивные работы); тренажеры (тестирование).

Так, использование интерактивной доски при обучении студентов факультета технологии, изобразительного искусства и профессионального образования Южного федерального университета (ФТИИПО ЮФУ, профили подготовки «Сервис автомобильного транспорта» и «Технология») по разным дисциплинам приводит к следующим результатам:

- расширяет границы экспериментальных и теоретических исследований при выполнении студентами курсовых работ по дисциплине «Методика профессионального образования» (например, темы: «Разработка методического обеспечения для проведения лабораторного практикума по предмету «Контроль качества сварных соеди-

нений», «Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» и т.п.), творческих работ исследовательского характера по дисциплине «Основы исследований в технологическом образовании» (например, проект «Разработка практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса уроков технологии в школе» и т.п.);

- позволяет студентам познакомиться с различными сферами общественного производства (дисциплины «Основы производства: основы технологий обработки тканей и пищевых продуктов», «Материаловедение и технология швейного производства», «Основы организации питания и товароведения пищевых продуктов»);

- позволяет отработать практические умения и навыки студентов по технологии художественной обработки разных материалов (дисциплины «Основы производства: основы технологий обработки тканей и пищевых продуктов», «Декоративно-прикладное творчество» и т.п.);

- способствует развитию творческого мышления и воображения студентов по художественному моделированию швейных изделий и декоративному оформлению готовых блюд при представлении им имитационных моделей технологических процессов швейного производства и предприятий общественного питания (дисциплины «Основы производства: основы технологий обработки тканей и пищевых продуктов», «Материаловедение и технология швейного производства»);

- позволяет овладеть навыками органолептической экспертизы качества пищевых продуктов виртуальная лаборатория «Товароведение пищевых продуктов» (дисциплина «Основы организации питания и товароведения пищевых продуктов»);

- способствует формированию у студентов ценностей, соответствующим потребностям развития общества и позволяет подготовиться к дальнейшей практической педагогической деятельности.

Таким образом, когда сегодня в вузе идет качественное обновление содержания дисциплин и их учебно-методического обеспечения, изменение образовательных технологий, использование в учебном процессе интерактивной доски помогает преподавателю сделать занятия живыми и привлекательными, позволяет преподнести студентам информацию в широком диапазоне средств визуализации, что положительно влияет на восприятие информации и повышает уровень усвоения материала, стимулируя при этом развитие их мыслительной и творческой активности.

Список литературы:

1. Виландеберк А.А. Новый учебный процесс: Коротко о главном: методическое пособие для преподавателей / А.А. Виландеберк, Н.Л. Шубина. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

2. Кузнецов А.А. Образовательные электронные и здания и ресурсы: метод. пособие / А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: Дрофа, 2009.

3. Пащенко О.И. Использование интерактивной доски в современном образовательном процессе / О.И. Пащенко // Инновационные подходы в организации учебного процесса в вузе: Материалы вузовского методического семинара-конференции (г. Нижневартовск, 29-30 марта 2011 года) / Отв. ред. Г.А. Петрова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 68-69.

4. Сухлоев, М.П. Разработка учебных материалов для интерактивной доски: учебно-методическое пособие / М.П. Сухлоев. - М.: Дрофа, 2012.

5. Чупина, А.А. Интерактивная доска на уроке технологии / А.А. Чупи-на, О.М. Осокина // Инновации в науке: связи с общественностью, образование, экономика как детерминанты развития специалиста 21го века: сборник статей по материалам международных научно-практических конференций / Отв. ред. С.А. Рунова. - Новокузнецк: КузГПА, 2011. - С. 119-122.

6. Шевчук Ю.В. Интерактивная доска на уроке [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/int-eraktivnaya-doska-na-uroke (дата обращения: 18.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.