Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски при обучении студентов экономического факультета иностранному языку (английский язык; технический вуз)'

Использование интерактивной доски при обучении студентов экономического факультета иностранному языку (английский язык; технический вуз) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / INTERACTIVE BOARD / INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERACTION / MULTIMEDIA COURSES / TEACHING FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Т. И.

В статье рассматривается использование интерактивной доски как информационной технологии и методической инновации в обучении студентов экономического факультета иностранному языку. Обучение иностранному языку с применением интерактивной доски, или диалоговое обучение (от англ. “interact”, “inter” – взаимный, “act” – действовать), означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем-либо (человеком), оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию студентов. При использовании интерактивной доски в обучении иностранному языку в техническом вузе представлен ряд преимуществ как для студентов, так и для преподавателей. Указанные в работе разновидности использования интерактивной технологии способствуют улучшению качества обучения и обеспечению гармоничного развития высококомпетентных и квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of interactive board in teaching foreign language to students of economics department (English language, technical university)

The article deals with the use of interactive board as the information technology and methodological innovation in teaching foreign language to students of economics department. Teaching foreign language with the use of interactive board or dialogue training optimizes educational process and increases the students’ motivation. The advantages of working with the board are listed for both students and teachers in Technical University. Varieties of usage interactive technology further education improvement and provide harmonized development highly-qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски при обучении студентов экономического факультета иностранному языку (английский язык; технический вуз)»

УДК 378.16:811.111

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК; ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ)

Т.И. Иваненко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается использование интерактивной доски как информационной технологии и методической инновации в обучении студентов экономического факультета иностранному языку. Обучение иностранному языку с применением интерактивной доски, или диалоговое обучение (от англ. "interact", "inter" - взаимный, "act" - действовать), означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем-либо (человеком), оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию студентов. При использовании интерактивной доски в обучении иностранному языку в техническом вузе представлен ряд преимуществ как для студентов, так и для преподавателей. Указанные в работе разновидности использования интерактивной технологии способствуют улучшению качества обучения и обеспечению гармоничного развития высококомпетентных и квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: интерактивная доска, информационные технологии, взаимодействие, мультимедийные курсы, обучение иностранному языку.

Use of interactive board in teaching foreign language to students of economics department (English language, technical university). T.I. Ivanenko (Kamchatkа State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

The article deals with the use of interactive board as the information technology and methodological innovation in teaching foreign language to students of economics department. Teaching foreign language with the use of interactive board or dialogue training optimizes educational process and increases the students' motivation. The advantages of working with the board are listed for both students and teachers in Technical University. Varieties of usage interactive technology further education improvement and provide harmonized development highly-qualified specialists.

Key words: Interactive board, information technologies, interaction, multimedia courses, teaching foreign language.

Проблема качества образования тесно связана с развитием новой цивилизации XXI в. и с управлением развитием образовательных систем. Государственные образовательные стандарты третьего поколения, разрабатываемые для вузов технического профиля, призваны учесть потребности современной инженерно-технической практики и соотнести содержание обучения иностранному языку в техническом вузе с требованиями рынка профессионального труда, интересами и потребностями гражданского общества в высококомпетентных и квалифицированных специалистах. Неслучайно компетентностный подход признан основой новой парадигмы высшего профессионального образования [1].

На сегодняшний день многие основные методические инновации, внедряемые в высшее профессиональное образование, связаны с применением информационных технологий и методов обучения. Проблемы совершенствования образовательного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий отражены в работах таких авторов, как В.П. Беспалько, М.А. Бовтенко, Б.Г. Гершунский, Е.С. Полат, И.В. Роберт, R. Gagne, L. Briggs, K. Ahmad, C. Corbett, M. Rogers, R. Sussex и др.

Одну из возможностей качественного изменения образовательного процесса с использованием информационных технологий представляет интерактивная доска. В последнее время интерактивная доска как эффективное средство мультимедиа становится все более популярной в сфере российского высшего образования. Интерактивный (от англ. "interact", "inter" - взаимный,

"act" - действовать) - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем-либо (человеком). Следовательно, обучение с использованием интерактивной доски - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента [2].

Студенческая аудитория, несмотря на то, что вышла из детского возраста, тем не менее, очень отзывчива на игровые формы обучения и применение разнообразных технических новинок. При работе с интерактивными досками можно увидеть ряд преимуществ для студентов:

- делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

- освобождает от необходимости записывать лекцию благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

- возможность понять более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Преподавателю же интерактивная доска предоставляет массу возможностей для оптимизации учебного процесса и повышения мотивации студентов [3]. Преимущества использования интерактивной доски для преподавателя следующие:

- позволяет объяснять новый материал из центра аудитории;

- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

- позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, даже сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

- позволяет делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

- вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;

- позволяет использовать при работе с большой аудиторией [4].

Для работы доски необходим проектор, интерактивная доска и компьютер с мышью и колонками. Интерактивная доска представляет собой сенсорную доску, поверхность которой чувствительна к прикосновениям руки и специального маркера. На доске можно писать либо прилагаемым маркером, либо просто пальцем. Даже если почерк неразборчивый, доска распознает его и превратит в печатный текст. Кроме того, существуют такие функции, как «лупа», увеличивающая необходимый фрагмент, «затемнение», открывающая лишь нужную часть доски и т. д.

Преподаватели иностранного языка в техническом вузе, владеющие навыками управления интерактивной доской, должны стремиться не к тому, чтобы превратить свои занятия в череду эффектных презентаций и бесконечное мелькание ярких картинок на экранах мониторов. Технологии ни в коем случае не должны заслонять собой то, ради чего они, собственно говоря, и созданы - целенаправленное и плодотворное общение учителя и студента под грамотным руководством учителя. На сегодняшний день для достижения нового качества образования, действительно адекватного современности, преподаватель английского языка должен осознать, насколько изменяется подход к соотношению функций процесса обучения: традиционно руководящая и контролирующая функции постепенно замещаются ориентирующей и систематизирующей [5].

С помощью интерактивной доски возможно использование мультимедийных курсов в аудитории. Например, обучающая программа EBC (English Business Contracts) нацелена на обучение студентов экономических специальностей составлению деловых контрактов и состоит из обучающих модулей, упражнений, грамматического справочника и итоговых тестов.

При использовании интерактивной доски, подключенной непосредственно к Интернету, можно выйти на обучающие сайты, где существуют различные дидактические игры. Так, на сайте www.quia.com можно тренировать экономические термины наподобие игры «Кто хочет стать миллионером» и т. д. Более того, на этом сайте можно самим составлять подобные игры, выкладывать их на сайте, для того чтобы студенты выполняли данные задания.

Интерактивная доска располагает к творчеству как преподавателя, так и студента. При чтении лекций в Power Point преподаватель может по ходу вносить изменения, сохранять их, делать примечания, дополнять, объяснять материал, приводить примеры, записывать вопросы аудитории

для дальнейшего рассмотрения. Сохраненные изменения и дополнения позволяют преподавателю обратить внимание на те вопросы, которые вызвали у студентов особый интерес или трудность и непонимание, и, следовательно, доработать и исправить лекцию в соответствии с потребностями студентов.

Подводя итог вышеизложенного, необходимо отметить, что одним из условий эффективности учебного процесса в вузе и повышения качества образования студентов является совершенствование его содержательной составляющей с учетом комплексного использования различных дидактических, методических и технических компьютерных средств [6]. Внедрение интерактивных технологий способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Литература

1. Рогинко Е.В. Интерактивные методы обучения студентов иноязычному профессиональному общению на основе текстов по специальности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2010. -16 с.

2. Шандров Б.В., Булавин И.А. Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования [Электронный ресурс]: Материалы всерос. науч.-техн. конф. ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». - Режим доступа: http://www.mami.ru/science/ mami145/scientific/article/s12/s12 15.pdf

3. Мачнева Л.Ф., Мороз В.В. Использование интерактивной доски в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]: Материалы всерос. науч.-метод. конф. «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Режим доступа: http: //conference .osu.ru/assets/files/conf info/conf7/S7.pdf

4. Беленкова И.В. Интерактивные технологии в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/problemy_i_perspektivy_ispolzovanija_innovacionnykh_ tekhnologij_v_uchebnom_processe_shkoly/interaktivnye_tekhnologii_v_obrazovatelnom_processe_vuze/1 5-1-0-15

5. Штанько Е.В. Современные технические средства обучения на уроке английского языка [Текст] / Е. В. Штанько // Актуальные задачи педагогики: Материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 258-261.

6. Преснякова И.И. Интерактивные технологии на уроках английского языка как способ формирования положительной мотивации (формирование поликодовой коммуникации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //sch5.edu.sbor.net/presnj akova/ 1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.