Научная статья на тему 'Interactive methods of teaching in the formation of ecological knowledge of students of technical speciality'

Interactive methods of teaching in the formation of ecological knowledge of students of technical speciality Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL EDUCATION / INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран Ольга Алексеевна, Зайцева Ольга Георгиевна

The article deals with interactive methods of training for formation of ecological knowledge of students of technical speciality and explains the role of higher education in formation of ecological knowledge of future technical specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таран Ольга Алексеевна, Зайцева Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Interactive methods of teaching in the formation of ecological knowledge of students of technical speciality»

Ежеквартальный

УДК 378.147:502

Таран О. А., Зайцева О. Г.

Taran O. A., Zaytseva O. G.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL KNOWLEDGE OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITY

Рассмотрены интерактивные методы обучения в формировании экологической культуры студентов технического профиля; раскрыта роль и высшего профессионального образования в формировании экологической культуры личности будущего технического специалиста.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, экологическая культура, экологическое образование, интерактивные методы обучения.

The article deals with interactive methods of training for formation of ecological knowledge of students of technical speciality and explains the role of higher education in formation of ecological knowledge of future technical specialist.

Keywords: professional education, vocational train-

ing, ecological knowledge, ecological education, interactive methods of education.

Таран Ольга Алексеевна -

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры педагогики, психологии и социологии

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел.: (8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Зайцева Ольга Георгиевна -

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры педагогики, психологии и социологии

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел.: (8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Taran Olga Alekseevna -

Ph.D. in Pedagogics,

Docent of Department of Pedagogics, Psychology and Sociology

Stavropol State Agrarian University

Tel.: (8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Zaytseva Olga Georgievna -

Ph.D. in Pedagogics,

Docent of Department of Pedagogics, Psychology and Sociology

Stavropol State Agrarian University

Tel.: (8652) 71-72-50

E-mail: pedagogiki.kafedra@yandex.ru

Современные темпы развития научнотехнического прогресса и использования продуктов инженерной деятельности опережают развитие гуманитарных наук и ставят перед последними новые проблемы, связанные с результатами использования инженерно-технических знаний (техногенные аномалии, экологические проблемы, урбанизация, производство вооружения и т. п.).

Модернизированные уровни развития технологий предъявляют новые требования к подготовке специалистов. Современное производство на сегодняшний день отличается значительной степенью специализированности. В этих условиях высшее образование должно обеспечить общеобразовательную, общепрофессиональную и общеспециализированную подготовку, в то время как узкая специализация обеспечивается конкретным производством.

Профессиональная подготовка специалиста рассматривается не только как процесс, но и как результат формирования знаний, умений

и навыков, которые используются для выполнения конкретных задач в условиях общественного разделения труда, обеспечения профессиональных функций при выполнении своей профессиональной деятельности.

Своеобразие инженерной деятельности заключается в изобретательстве, конструировании, проектировании, создании систем, преобразующих объекты окружающего мира, информацию в более полезную форму.

Мир объектов инженерной деятельности охватывает искусственные системы во всех отраслях экономики, включая: медицину, строительство, промышленность, транспорт и сельское хозяйство [1].

В деятельности человека воплощаются не только имеющийся уровень умений и навыков, степень раскрытия способностей, но и степень развития установок на творчество, готовность к воплощению профессиональной культуры.

Профессиональная культура специалиста инженерного профиля представляет совокупность мировоззренческих и специальных (инженерно-

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 1(9), 2013 =

технических) знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и воспринятых норм, чувств, качеств, которые, проявляясь в разнообразных видах деятельности, позволяют эффективно выполнять стоящие в этой области задачи. Качество достигаемого результата зависит от степени сформированности общей и профессиональной культуры специалиста, включённой в различные виды инженерной деятельности.

Высокий профессионализм будущего технического специалиста в создавшихся условиях может быть достигнут при новых научных подходах к непрерывному обновлению содержания обучения; активному внедрению современных технологий обучения, построенных на базе последних достижений психологии и педагогики; высокоразвитой современной материальнотехнической базе. Особую роль в этом может сыграть интеграция учебного и научного процесса в высшей школе, а также целевая подготовка специалиста, осуществляемая по заказу промышленных предприятий любых форм собственности.

Одна из задач вуза в условиях расширения поля научной информации состоит в повышении роли самостоятельной активности самого студента.

В современных условиях принципиально новые технологии образования могут обеспечить стимулирование самообучения, самовоспитания и саморазвития будущего технического специалиста [2].

Таким образом, основные особенности высшей технической школы состоят в следующем:

- объем теоретических знаний и выработанных практических умений и навыков должен позволить молодому специалисту быстро включиться в практическую работу по конкретной специальности;

- методологическая и методическая подготовка студентов должна обеспечить возможность самостоятельного пополнения своих знаний будущим специалистом;

- практические навыки работы с людьми, приобретённые в вузе, должны позволить выпускнику освоить методы более эффективного управления как собственной деятельностью, так и деятельностью своих подчинённых в случае занятия руководящего поста [3].

Учитывая современные условия развития общества и значительные отличия в подготовке будущих технических специалистов в учебных заведения, необходимо рассмотреть условия, способствующие формированию экологической культуры студентов технических профилей как будущих инженеров.

Одна из важнейших целей профессионального образования инженеров - формирование экологической культуры, разрушение сложившихся в обществе стереотипов мышления и стиля профессиональной деятельности на основе новых научных подходов и социальных требований к современному специалисту.

Проблемыаграрногообразования

Экологическая культура будущих технических специалистов подразумевает наличие специальных знаний по инженерной специальности, позволяющих создавать новые, экологически-ориентированные технологии для максимальной гармонизации техносферы с природной средой.

Безусловно, «выращивание» экологической культуры человека не начинается и не заканчивается в стенах высшего учебного заведения, оно пролонгировано на весь период его развития. Высшая школа является лишь звеном в системе образования. Процесс формирования экологической культуры должен быть непрерывным и характеризоваться специфическими задачами экологического образования и просвещения на каждом этапе: дошкольном, школьном, профессиональном. Непрерывность такого процесса способствует формированию экологической культуры профессионала и позволяет подготовить специалиста, способного принимать природосообразные решения.

Формирование экологической культуры обусловлено преодолением технократического мировоззрения, с обеспечением рациональночувственного восприятия информации, с установлением ценностных отношений субъекта с окружающим миром [4].

Студенты технических профилей в значительной степени попадают под влияние техники, и у них формируется осознание себя как хозяев природы, покоряющих её при помощи технических средств.

Поэтому, на наш взгляд, процесс формирования экологической культуры студентов технических профилей должен учитывать глубокую объективную взаимосвязь между обучением, воспитанием и развитием личности будущего специалиста, а также проходить комплексно и системно.

Немаловажное значение для теории и практики образования в вузе имеют также требования к структурированию и отбору содержания. Содержание образования, организованного на принципах гуманизации, раскрывает не только многообразие взаимосвязей, закономерностей в окружающей среде, но и определяет отношение к ней, способствует анализу действительности, что усиливает фундаментальность экологического образования, что способствует повышению уровня экологической культуры студентов [5].

В образовательном процессе главное средство передачи культуры - содержание учебного предмета и индивидуальность преподавателя как носителя культуры и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся личностью студента.

Формирование культуры личности студента осуществляется в процессе его деятельности под влиянием двух групп факторов:

1) внешних, включающих уровень культурноисторического развития цивилизации, ее потребности, общественное экологиче-

ское мировоззрение и экологическое сознание, образовательную и воспитательную среду, социальные условия и т. д.;

2) внутренних, индивидуальных особенностей человека, представляющих психофизиологические свойства, способности, задатки, генетические особенности индивида.

Система профессионального образования должна строиться таким образом, чтобы в свете определенных нравственных установок помочь студенту сформировать навыки поведения и научить прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности на человека и окружающую среду [6].

При этом поведение и деятельность выступают тем индикатором, который показывает практическую реализацию мировоззрения. Его формирование связано с внутренней перестройкой и развитием личности.

Характер деятельности определяют потребности, мотивы и отношения, в формировании которых в равной мере участвуют не только знания, но и чувства.

Эмоционально-чувственное отношение изначально служит основой для развития познавательного интереса студентов, на фоне которого формируется психологическая готовность к экологически сообразной деятельности. Фундаментом экологической деятельности выступают научные знания, помогающие действовать и поступать с точки зрения законов природы.

Психологи В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко предлагают следующие условия развития познавательного интереса:

- решение задач проблемного характера;

- самостоятельный поиск новых заданий;

- разнообразие педагогических приемов;

- понимание необходимости, важности и целесообразности изучения всех разделов изучаемого предмета;

- связь нового материала с ранее изученным;

- систематичность проверки и оценивание выполняемой работы, повышающие интерес к учебной и познавательной деятельности [7].

Немаловажное значение при реализации целей экологического образования в вузах и учета основных требований к содержанию образования будут иметь и те методы, формы, средства, которые предполагается использовать в образовательном процессе.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что основная цель системы методов, наиболее активизирующих обучение, трактуется с позиции подготовки к компетентному общению, к эффективному социальному поведению посредством развития у людей коммуникативных и социально-перцептивных способностей, необходимых для организации полноценного и продуктивного взаимодействия при решении задач совместной деятельности.

Анализ литературы, посвященной использованию интерактивных методов обучения в учебном процессе, позволил сделать вывод о разнообразии методов обучения и форм организации учебного процесса, обеспечивающих более качественную учебную деятельность. Следовательно, использование интерактивных методов в образовательном процессе также повлияет и на процесс формирования экологической культуры студентов технических профилей.

Интерактивный подход к обучению реализуется на свободе обучающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «учитель - ученик», на диалоговом общении и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры [4].

Интерактивное обучение организовано на прямом взаимодействии обучающихся с субъектами образовательного процесса. Учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область применения осваиваемого опыта.

В интерактивном обучении меняется роль преподавателя - с «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, на субъекта учебного процесса, создающего условия для активности самих обучающихся. Существенное отличие интерактивного обучения состоит в переориентации организации всего учебного процесса на предоставление творческих и продуктивных задач с опережающим решение репродуктивных задач. Решением творческих задач в совместной деятельности преподавателя и обучаемых создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения.

В процессе интерактивного обучения преподаватель выступает в нескольких основных позициях. В каждой из них он выполняет определенные виды деятельности, предполагающие высокий уровень его педагогического мастерства.

К интерактивным методам обучения относят учебные дискуссии, проблемное обучение, деловые и ролевые игры и т. д.

Теоретические исследования об использовании дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о снижении эффективности при передаче информации. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Можно выделить основные факторы углубленного усвоения учебного материала в ходе дискуссии:

- ознакомление каждого студента в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);

- поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 1(9), 2013 =

- допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

- возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

- побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники -каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии - это не подчинение ее дидактическим задачам, которые важны только преподавателю, а ясная для каждого слушателя устремленность к поиску нового знания - ориентира для последующей самостоятельной работы, знания - оценки (фактов, явлений). Взаимодействие и самоорганизация участников дискуссии - это не поочередные ответы на вопросы преподавателя, не высказывания в ожидании его оценки, это обращение слушателей друг к другу, обсуждение самих идей, точек зрения, проблемы; организационные усилия, соблюдение правил обсуждения [4].

Эффективным инструментом интерактивного обучения являются и деловые игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По своей организации и психолого-педаго-гической нагрузке деловые игры являются, по мнению А. А. Вербицкого, «формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для данного вида труда» [8].

В деловой игре акцент делается на аспект инструментального обучения, отработку взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих тот или иной производственный процесс, в то время как аспект межличностных отношений и их анализа оказывается минимизированным по сравнению с реальностью.

По своей процедуре деловая игра представляет собой организованную особым образом и развертываемую в соответствии с предписываемыми или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами совместную деятельность участников учебного процесса. В ходе деловой игры осуществляется постановка профессионально важных целей и их последующее достижение посредством принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений в обстановке условной практики [9].

Формирование навыков и личностных свойств будущего специалиста обеспечивается через:

- особое отношение участников к окружающему миру, которое реализуется во время проведения игры;

- субъективную деятельность участников, когда проявляются индивидуальные качества в системе межличностных отношений;

- активную жизненную позицию, которая складывается во время игры;

- активное усвоение содержания предмета, когда форма усвоения не принудительная, а естественно потребительная.

Данные исследования Е. И. Ефимовой свидетельствуют о том, что практическая педагогика в настоящее время пользуется линейной образовательной системой, что работающие на каждом последующем образовательном уровне педагоги считают уже сформированным то или иное качество человека, вне зависимости от реального положения дел [10]. Это значит, что студент, обучающийся в вузе, уже как бы развил эмоционально-эстетическое, гуманное отношение к природе, и поэтому необходимо выработать социально-экономические аспекты этого отношения.

Проведенное нами исследование показало, что 70 % студентов, обучающихся на первом курсе технических профилей, при определении терминальных ценностей «красоте природы и искусства» отводят самое последнее - 18-е место [4].

Процессы профессионализации и становления личности специалиста неразрывны в профессиональном образовании, в том числе и в высшем техническом.

Формирование экологической культуры студентов технических профилей связано с экологическим образованием в процессе профессионального обучения.

Экологическая культура инженерно-технического специалиста представляет собой образование, обладающее внутренней структурой. Ядром ее является связь экологического мировоззрения, практической деятельности и такого типа поведения, которое направлено на формирование устойчивой взаимосвязи между человеком, обществом и природой.

Высшее образование должно выступать прочной гарантией творческой деятельности личности с высокой культурой, высокими ценностными критериями, с хорошо сформированным экологическим сознанием и мышлением.

Литература

1. Резник Ю. М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // СОЦИС. 1994. № 2. С. 87-96.

2. Буглаев В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 9-13.

References

1. Reznik Yu. M. Social engineering: the subject area and the borders of application// SOCIS. 1994. № 2. P. 87-96.

2. Buglaev V., Lagerev V. The educational potential of the engineering college // Higher education in Russia. 1998. № 1. P 9-13.

3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М. : Высшая школа, 1990. 191 с.

4. Таран О. А. Формирование экологической культуры студентов технических профилей в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 179 с.

5. Нуризанов Р. М. Развитие экологической культуры учащихся в учебноисследовательской деятельности : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2000. 28 с.

6. Мухаметзянова Г В., Надева М. И. Гуманитаризация - ключевая идея преодоления кризиса образования. Казань : Иссо РАО, 1998. 116 с.

7. Таран О. А. Экологическое образование в системе высшего технического образования // Сборник научных трудов «СевКавГТУ». Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 2. Ставрополь : Изд-во СевКавГТУ, 2005. 178 с.

8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. 205 с.

9. Гершунский Б. С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр I. 1991. № 6. С. 10-18.

10. Ефимова Е. И. Экологическое образование в техноэкополисе: чему, кого и как научить // Экология и промышленность России. 2001. Сентябрь. С. 41-45.

3. Dolzhenko O. V., Shatunovsky V. L. Modern methods and technologies of training in a technical University. M. : The higher school,

1990. 191 p.

4. Taran O. A. Formation of ecological knowledge of the students of the technical speciality in the educational process of the University : Ph.D. thesis in Pedagogics. Stavropol, 2006. 179 p.

5. Nurizanov R. M. Development of ecological knowledge of students in the educational and research activities : author's abstract of Ph.D. thesis in Pedagogics. Kazan, 2000. 28 p.

6. Mukhametzyanova G. V., Nadeeva M. I. Hu-manitarization as the key idea of overcoming the crisis of education. Kazan : Isso RAO, 1998. 116 p.

7. Taran O. A. Environmental education in the system of higher technical education. Proceedings of «NCSTU». Human sciences. Issue 2. Stavropol : Publishing house NCSTU, 2005. 178 p.

8. Verbitsky A. A. Active learning in higher education. Contextual approach. M. : The higher school, 1991. 205 p.

9. Gershunsky B. S. Humanization of education: the need for a new paradigm // Master I.

1991. № 6. P 10-18.

10. Efimova E. I. Environmental education in tech-noecopolis: what, whom and how to teach // Ecology and industry of Russia. 2001. September. 41-45 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.