аспекты, как технико-тактическое мастерство спортсменок и их функциональная готовность.
80
£
70
H
о X 60
M
а н 50
40
30
20
Av .
К^ГТ7л
fir —-^ 1 ^--
^ А- -Ч--'А \
\ \ \
» Россия - эффективность атаки • Россия - эффективность обороны
5
Игры
• Призеры -эффективность атаки
• Призеры- эффективность обороны
Рисунок ■
- Динамика эффективности атакующих и оборонительных действий призеров XXIII Чемпионата мира
и сборной команды России
ЛИТЕРАТУРА
1. Булкин, В. А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсмена : дис ... д-ра пед. наук / Булкин В. А. - М., 1984. - 348 с.
2. Тхорев, В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования : дис. ... д-ра пед. наук / Тхорев В.И. - Краснодар, 2000. - 350 с.
3. Тхорев, В.И. Технологии спортивной подготовки : учебное пособие / В.И. Тхорев. -Краснодар : [б.и.], 2017. - 151 с.
4. Тхорев, В.И. Женский гандбол: некоторые аспекты современного состояния / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник, Е.К. Кашкаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 248-252.
5. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б.Н. Шустин ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1995. - 103 с.
REFERENCES
1. Bulkin, V.A. (1984), Pedagogical diagnostics as a factor of controlling the motor activity of a sportsman, dissertation, Moscow.
2. Tkhorev, V.I. (2000), Highly qualified handball players competitive and training activities management on the basis of modelling, dissertation, Krasnodar.
3. Tkhorev, V.I. (2017), Technologies of sport training, tutorial, Krasnodar.
4. Tkhorev, V.I., Arshinnik, S.P. and Kashkarov, E.K. (2018), "Women's handball: some aspects of modern", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 248-252.
5. Shustin, B.N. (1995), The highest achievements modelling in sport, RGAFK, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2018
УДК 796.01
ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ФЕНОМЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается феномен физической культуры, ее духовно-нравственная составляющая. Применительно к феноменологии, если на основании небольших признаков чувственной информации, воспринимаемых людьми какого-нибудь явления, при интенциональном способе его восприятия в сознании человека появляется значимость феномена. Это положение
крайне важно принимать во внимание при осмыслении феномена и материальных, и идеальных объектов восприятия людей.
Ключевые слова: культура, физическая культура, феномен, духовно-нравственные ценности, интенциональный способ, чувственная информация восприятия явлений.
INTENTIONAL PORTRAIT OF PHENOMENON OF PHYSICAL CULTURE
Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg
Annotation
This article discusses the phenomenon of physical culture, its spiritual and moral components. In relation to phenomenology, if on the basis of the small signs of sensory information, perceived by the people of some phenomenon, in the intentional way of its perception, in human consciousness the significance of the phenomenon appears. This position is extremely important to take into account when understanding the phenomenon of both material and ideal objects of human perception.
Keywords: culture, physical culture, phenomenon, spiritual and moral values, intentional way, sensory information of perception of phenomena.
В настоящее время актуальными вопросами становятся духовно-нравственные аспекты существования современного общества. Человек является высшей ценностью, как культуры, так и образования. Физическая культура по праву занимает достойное место среди множества факторов, оказывающих влияние на формирование общества и личности. Трудно переоценить ее влияние на современное общество. Однако происходящие изменения в нашей стране выявили, что на сегодняшний день недостаточно только традиционных представлений понимания физической культуры, тем самым, обязывая науку представить практике более глубокие знания сущности и содержания данного понятия.
Значимость научных знаний о физической культуре увеличивается в эпоху искажения культурных традиций и обесценивания общественных идеалов. Это неизбежно ведет к разрушению моральных устоев. Являясь частью любой человеческой деятельности, физическая культура влияет не только на взаимоотношения между индивидами, их взгляды на духовные, материальные ценности, но и различные процессы, происходящие в обществе (образовательные, воспитательные, правовые, экономические и т.д.). А связь физической культуры с искусством еще больше определяет духовное начало и ее большие возможности в формировании нравственных и ценностных установок современного общества.
В связи с этим оправданным считается при рассмотрении сущности феномена физической культуры применение культурологического подхода. Он позволяет предопределить направленность различных видов деятельности, ее ценностные основы, транслирует динамику и передачу накопленного культурного опыта.
Вследствие этого хотелось особо отметить наше понимание «фундамента» понятия «Физическая культура», которым является «Культура».
Понятие «Культура» используется для определения в различных совокупностях, и, как материальных и духовных ценностей, так и способов, и результатов человеческой деятельности и т.д. Это подтверждает, что она (культура) - сложное социальное явление [4]. Сложность изучения культуры и ее составных частей закономерна и возможна только через анализ большого количества аспектов. Овладение культурой можно считать, как усвоение и участие в развитии культуры за счет развития способностей личности [4].
Следует также обозначить понимание феномена культуры с точки зрения философии. Философы рассматривают феномен как «... явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств» [8].
Само понятие феномен имеет различные трактовки. В переводе с греческого Phainomenon - означает являющийся, что предполагает изначальное рассмотрение его как явления. В повседневном употреблении феномен (феноменальный) понимается как человек с особенными возможностями или особое явление.
Наиболее убедительной для многих специалистов считается трактовка данного понятия Мартином Хайдеггером «себя в себе самом показывающее» [3]. Из чего следует, что феномен — это не явление. Явление трактуется как нечто, позволяющее узнать о чем-то другом. Например, выделение гормона адреналина у человека может быть и как проявление страха, так и стресса, и эмоциональных переживаний. Феномен же сам есть то, что есть, не как отображение чего-либо. Демидов А.Б. подчеркивает, что феномен «... есть все, что мы осознаем (подвергаем осмыслению), есть чувство, образ, переживание, мысль, а не вещь сама по себе» [2]. Таким образом, под культурой мы понимаем «нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культур, сколько видов самой человеческой деятельности. Любые изменения самой деятельности неизбежно ведут к изменениям в культуре» [1].
Отличительной чертой сущности культуры являются различные аспекты: деятель-ностный, рассматривающий человеческую деятельность как главный фактор развития культуры; предметно-ценностный, когда культура представлена в совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых и уже имеющихся в обществе и др. [7].
Физическая культура, выступая как часть культуры общества, является одним из основных средств формирования личности. Ее направленность на гармоничное развитие в контексте феномена единства развития в индивиде духовного и телесного, формирование культуры, тела и движений раскрыли в своих исследованиях И.Г. Бердников, И.М. Быхов-ская, В.Ю. Волков, В.И. Ильинич, А.В. Маглеванный, Л.П. Матвеев и многие другие.
Рассмотрение ее феномена с позиции культурологического подхода позволило более полно определить ее основополагающие характеристики как части общей культуры. Ю.М. Николаев в своей работе показал, что физическая культура - это «.многогранное, многоплановое явление, основным объектом ее воздействия является человек, как средство формирования социального человека и существенный фактор в социальной политике государства» [4].
Таким образом, понятие феномен рассматривается нами как реальность, очень важная для всего общества, воспринимаемая каждым индивидом. На основе этого мы рассматриваем феномен физической культуры, как оказывающий влияние на духовно-нравственные ценности человека через регистрацию особенностей восприятия чувственной информации, определяем специфику ее значимости, которую они осмысливают на уровне ежедневных проявлений. Духовно-нравственные ценности физической культуры не могут появляться в какие-то промежутки времени, они существуют на протяжении всей жизни человека. Традиционно интеллект, культура, устройство общества, поведение практически не связывалось с биологическим уровнем организации личности. Причиной этого, являлось то, что личность рассматривалась как субъект и объект, вследствие чего возникали противоречия в представлениях о свойствах и сторонах бытия конкретного индивида, а, следовательно, и утрате «целостности» личности [6]. Однако «.в природе не существует ни другого интеллекта, ни другой культуры, кроме интеллекта и культуры, принадлежащих и созданных объектами биологической природы» [9]. Но физическая культура не только учитывает биологические закономерности развития организма, но при этом оказывает влияние и на духовное развитие личности. Это возможно потому, что она «.та же общая культура человека, с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом через его сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность по преобразованию своей телесности [5]. Вообще духовность человека как смыслообразующее основание человеческого бытия, является ценностным содержанием чувственного образа и задает направленность и мотивацию его жизнедеятельности.
Практически на 90% чувственной информации о мире воспринимается человеком с помощью зрительного и слухового анализаторов. Однако говоря о физической культуре, мы понимаем, что здесь есть свои особенности. Например, двигательную деятельность мы воспринимаем зрительно, но духовно-нравственную составляющую физической культуры
ощущать достаточно сложно, т.к. у нее нет пространственно-временных характеристик. Не можем мы ее уловить и при помощи слуха, или обоняния, или вкуса.
Тем не менее, кое-какие особенности ее у каждого из индивидов улавливаются их ближайшим окружением посредством невербальной информации (отношение к окружающим, манеры, жесты и т.д.), т.е. воспринимается людьми на интенциональном уровне.
Применительно к феноменологии, если на основании небольших признаков чувственной информации, воспринимаемых людьми какого-нибудь явления, при интенциональном способе его восприятия в сознании человека появляется значимость феномена. Это положение крайне важно принимать во внимание при осмыслении феномена и материальных, и идеальных объектов восприятия людей.
С учетом отсутствующих пространственно-временных характеристик духовно-нравственной составляющей физической культуры, можно предположить, что она является идеальным объектом восприятия. Основной отличительной чертой того или иного идеального явления есть средство их существования человека как субъекта жизнедеятельности и внутреннего психического мира. На уровне чувственной информации духовно-нравственная часть физической культуры воспринимается, и в то же время не воспринимается человеком. При этом можно отследить оценку восприятия, одинаковую для больших социальных групп. Учитывая в каждой социальной группе формирование особого типа культуры, своей системы ценностей при восприятии идеального образа физической культуры, целесообразно в данном случае будет формирование для каждой группы соответствующей мотивации. Ведь, в конечном счете, мы предполагаем всестороннее развитие личности средствами физической культуры. А, поскольку, мы признаем различное восприятие чувственной информации феномена физической культуры, то формируемые мотивы и духовно-нравственные ценности не могут быть однотипными.
Только сегодняшнее понимание сущности физической культуры, как явления телесно-духовного, осуществляемого в процессе творческой двигательной деятельности с целью «само- развития, совершенствования, реализации» возможностей человека на протяжении его жизни, а не только как средство его соматического развития. Ее формирование - это, прежде всего, воздействие на духовный мир человека, результатом которого в конечном итоге будет единение духовной и телесной сущности личности. Физическая культура должна стать немаловажным социально-культурным компонентом образа жизни каждого человека. Таким образом, осмысление сущности физической культуры началось давно и не закончено по сей день, учитывая всю многогранность личности. Это свидетельствует о перспективах развития физической культуры, понимания ее сущности в контексте культуросообразности, человекотворческой направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бенин, В. Л. Культурологические исследования / В. Л. Бенин // Образование и наука. -2011. - № 2 (81). - С. 73-84.
2. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия : учеб. пособие / А.Б. Демидов. - Минск : ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. - 180 с.
3. Молчанов, В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.psyoffice.rU/9/demid01/txt00.html (дата обращения: 15.03.18).
4. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века : монография / Ю.М. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.
- СПб. : [б.и.], 1998. - 217 с.
5. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы / Ю.М. Николаев.
- СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2010. - 110 с.
6. Психология личности : учеб. пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабун-ской. - М. : Эксмо, 2007. - 653 с.
7. Тюмасева, З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека : монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 263 с.
8. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2616990-p63.html (дата обращения: 15.03.18).
9. Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. Том II : Историческая культурология / отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб. : Алетейя, 2008. - 362 с.
REFERENCES
1. Benin, V.L. (2011), "Culturological researches", Education and science, No. 2 (81), pp. 73-84.
2. Demidov, A.B. (1999), The Phenomena of human existence: textbook, Publishing center "Ekonompress", Minsk.
3. Molchanov, V.I., "Time and consciousness. Criticism of phenomenological philosophy" available at: https://www.psyoffice.ru/9/demid01/txt00.html (accessed 15.03.18).
4. Nikolaev, Yu.M. (1998), Theoretical and methodological foundations of physical culture on the eve of the XXI century, Monograph, SPbGUFK them. P. F. Lesgafta, St. Petersburg.
5. Nikolaev, Yu.M. (2010), Theory of physical culture: modern approach, publishing house "Olimp-SPb", St. Petersburg.
6. Ed. Ermakov, P.N. and Labunskaya, V.A. (2007), Psychology of personality, textbook, Eksmo, Moscow.
7. Tomaseva, Z.I. and Kvasha, B.F. (2003), Culture of love for nature, ecology and human health, monograph, publishing house of Chelyabinsk, Chelyabinsk.
8. Philosophical encyclopaedical dictionary, available at: https://refdb.ru/look/2616990-p63.html.
9. Ed. Spivak, D. L. (2008), Fundamental problems of Culturology, in 4 volumes, Vol. 2, Historical culture, Aleteia, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2018
УДК 796.422.1
ЗНАЧИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
15-16 ЛЕТ
Алла Олеговна Федичкина, старший преподаватель, Александр Игоревич Колдашов, старший преподаватель,
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им Н.Э. Баумана), Москва
Аннотация
В данной статье рассматривается значимость планирования тренировочного процесса легкоатлетов-бегунов 15-16 лет, и влияние планирования на оптимизацию тренировочного процесса и более эффективной подготовки к соревновательной деятельности. Показано, что планирование тренировочного процесса за счет увеличения объема бега в анаэробном и анаэробно-аэробном режимах, за счет уменьшения объема бега в аэробном режиме приводит к статистически значимым улучшениям результатов.
Ключевые слова: физическая культура, легкая атлетика, вуз, тренировочный процесс, спорт.
IMPORTANCE OF PLANNING OF TRAINING PROCESS AT THE STAGE OF SPECIALIZED TRAINING OF TRACK AND FIELD ATHLETES AGED 15-16 YEARS
OLD
Alla Olegovna Fedichkina, the senior teacher, Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Annotation
In this article we propose a method of planning of the training process of the athletes-runners aged 15-16 years, aimed at optimizing the training process and more effective preparation for the competitive activity. It is shown that planning of the training process is due to increase in volume of running in the