Научная статья на тему 'Значимость планирования тренировочного процесса на этапе специализированной подготовки спортсменов легкоатлетов 15-16 лет'

Значимость планирования тренировочного процесса на этапе специализированной подготовки спортсменов легкоатлетов 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
331
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ВУЗ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федичкина Алла Олеговна, Колдашов Александр Игоревич

В данной статье рассматривается значимость планирования тренировочного процесса легкоатлетов-бегунов 15-16 лет, и влияние планирования на оптимизацию тренировочного процесса и более эффективной подготовки к соревновательной деятельности. Показано, что планирование тренировочного процесса за счет увеличения объема бега в анаэробном и анаэробно-аэробном режимах, за счет уменьшения объема бега в аэробном режиме приводит к статистически значимым улучшениям результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федичкина Алла Олеговна, Колдашов Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of planning of training process at the stage of specialized training of track and field athletes aged 15-16 years old

In this article we propose a method of planning of the training process of the athletes-runners aged 15-16 years, aimed at optimizing the training process and more effective preparation for the competitive activity. It is shown that planning of the training process is due to increase in volume of running in the anaerobic, and anaerobic and aerobic modes, due to reduction of the volume of running in the aerobic mode it leads to statistically significant improvements of results.

Текст научной работы на тему «Значимость планирования тренировочного процесса на этапе специализированной подготовки спортсменов легкоатлетов 15-16 лет»

8. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2616990-p63.html (дата обращения: 15.03.18).

9. Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. Том II : Историческая культурология / отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб. : Алетейя, 2008. - 362 с.

REFERENCES

1. Benin, V.L. (2011), "Culturological researches", Education and science, No. 2 (81), pp. 73-84.

2. Demidov, A.B. (1999), The Phenomena of human existence: textbook, Publishing center "Ekonompress", Minsk.

3. Molchanov, V.I., "Time and consciousness. Criticism of phenomenological philosophy" available at: https://www.psyoffice.ru/9/demid01/txt00.html (accessed 15.03.18).

4. Nikolaev, Yu.M. (1998), Theoretical and methodological foundations of physical culture on the eve of the XXI century, Monograph, SPbGUFK them. P. F. Lesgafta, St. Petersburg.

5. Nikolaev, Yu.M. (2010), Theory of physical culture: modern approach, publishing house "Olimp-SPb", St. Petersburg.

6. Ed. Ermakov, P.N. and Labunskaya, V.A. (2007), Psychology of personality, textbook, Eksmo, Moscow.

7. Tomaseva, Z.I. and Kvasha, B.F. (2003), Culture of love for nature, ecology and human health, monograph, publishing house of Chelyabinsk, Chelyabinsk.

8. Philosophical encyclopaedical dictionary, available at: https://refdb.ru/look/2616990-p63.html.

9. Ed. Spivak, D. L. (2008), Fundamental problems of Culturology, in 4 volumes, Vol. 2, Historical culture, Aleteia, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.03.2018

УДК 796.422.1

ЗНАЧИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

15-16 ЛЕТ

Алла Олеговна Федичкина, старший преподаватель, Александр Игоревич Колдашов, старший преподаватель,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им Н.Э. Баумана), Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается значимость планирования тренировочного процесса легкоатлетов-бегунов 15-16 лет, и влияние планирования на оптимизацию тренировочного процесса и более эффективной подготовки к соревновательной деятельности. Показано, что планирование тренировочного процесса за счет увеличения объема бега в анаэробном и анаэробно-аэробном режимах, за счет уменьшения объема бега в аэробном режиме приводит к статистически значимым улучшениям результатов.

Ключевые слова: физическая культура, легкая атлетика, вуз, тренировочный процесс, спорт.

IMPORTANCE OF PLANNING OF TRAINING PROCESS AT THE STAGE OF SPECIALIZED TRAINING OF TRACK AND FIELD ATHLETES AGED 15-16 YEARS

OLD

Alla Olegovna Fedichkina, the senior teacher, Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Annotation

In this article we propose a method of planning of the training process of the athletes-runners aged 15-16 years, aimed at optimizing the training process and more effective preparation for the competitive activity. It is shown that planning of the training process is due to increase in volume of running in the

anaerobic, and anaerobic and aerobic modes, due to reduction of the volume of running in the aerobic mode it leads to statistically significant improvements of results.

Keywords: physical culture, athletics, University, training process, athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Многолетняя система планирования тренировочного процесса легкоатлетов-бегунов - это не только набор стандартных учебно-тренировочных программ, это система выбора индивидуальных учебно-тренировочных средств и методов, направленных на всестороннее развитие спортсмена. Основной принцип, которым должны руководствоваться специалисты при выборе тренировочных программ по объему основных и вспомогательных средств подготовки на этап, период, годовой цикл - от достигнутого к реально достижимому. Объем и интенсивность нагрузки находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из этих компонентов является важным фактором роста спортивных результатов, при условии того, что они находятся в сбалансированном соотношении, подобраны индивидуально для каждого спортсмена и каждого этапа любого годового цикла многолетней системы тренировок.

В связи с теми изменениями, которые наблюдаются в настоящее время в методике подготовки в легкой атлетике внимание необходимо уделять не только на отдельные компоненты тренировочного процесса, но и тщательно планировать многолетнюю подготовку спортсменов в целом. Это в свою очередь требует поиска новых методических подходов, как учитывающих современные требования со стороны обеспечения соревновательной деятельности, так и позволяющих проводить подготовку в строгом соответствии с особенностями роста и возрастного развития спортсменов. В настоящее время процесс подготовки легкоатлетов на этапах многолетнего спортивного совершенствования строится в соответствии с требованиями программы подготовки по легкой атлетике.

МЕТОДИКА

Цель исследования заключалась в обосновании значимости планирования тренировочного процесса легкоатлетов на этапе специализированной подготовки. Так же предполагается, что планирование тренировочного процесса спортсменов легкоатлетов на этапе специализированной подготовки позволяет более грамотно и целенаправленно подводить спортсмена к соревнованиям.

Исследование проводилось 2016-2017 годах. В исследовании принимали участие 40 спортсменов квалификации 2-3 разряда. Участники эксперимента разделены на две группы по 20 человек - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). В ходе педагогического эксперимента, контрольная группа в течение года занимается по планированию учебно-тренировочного процесса на этапе специализированной подготовки предусмотренного программой для ДЮСШ и СДЮШОР. Планирование же в экспериментальной группе будет несколько отличаться от контрольной группы. Теоретическая часть, часы и объем тренировочных нагрузок в обеих группах будет одинаковым, а различие будет заключаться во времени проведения тренировок различной интенсивности тренировочного процесса и техническом аспекте подготовки спортсменов.

В контрольной и экспериментальной группах, согласно условиям педагогического эксперимента, наблюдаются различия в интенсивности тренировочного процесса (таблица 1). Это позволит экспериментально проверить эффективность планирования на этапе специализированной подготовки, а также проверить несколько вариантов планирования на данном этапе учебно-тренировочного процесса.

Таблица 1 - Допустимые объемы основных средств подготовки

№ Параметры КГ ЭГ

1 Общий объем бега, км 2600-2800 2600-2800

2 Объем бега в аэробном режиме, км 2200-2400 2160-2360

3 Объем бега в аэробно-анаэробном режиме, км 280-300 310-330

4 Объем бега в анаэробном режиме, км 90-100 100-110

В таблице 1 представлены допустимые объемы средств подготовки легкоатлетов. Как видно из таблицы, в экспериментальной группе увеличен объем бега в анаэробном и анаэробно-аэробном режимах, за счет уменьшения объема бега в аэробном режиме. Общий же объем бега одинаковый и для контрольной, и для экспериментальной групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании данных, полученных в ходе статистического анализа результатов педагогического эксперимента, выявилось, что и контрольная (таблица 2) и экспериментальная (таблица 3) методики тренировочного процесса, представленные в работе, имеют положительную динамику результатов в контрольных нормативах, что позволяет утверждать об эффективности методик, представленных в работе. Об этом свидетельствует достоверность различий исходных и итоговых показателей контрольных нормативов педагогического эксперимента. В ходе статистической обработки результатов так же выявлено, что различие между контрольной и экспериментальной группами не достоверно (таблица 4) -это свидетельствует о том, что экспериментальная методика планирования тренировочного процесса по эффективности находится на уровне контрольной и так же может быть использована для подготовки легкоатлетов-бегунов.

В таблице 2 представлены результаты контрольной группы в начале и в конце педагогического эксперимента, а также достоверность различий. На основании полученных данных выявилось, что контрольная группа показала достоверно различимые результаты, в контрольных упражнениях, в конце педагогического эксперимента по сравнению с данными, полученными в начале эксперимента. Все показатели достоверности различий больше 1-кр., что и позволяет говорить о достоверности различий результатов данной группы.

Таблица 2 - Достоверность различий исходных и итоговых показателей подготовленности легкоатлетов контрольной группы___

Контрольные упражнения Результаты в начале эксперимента. Хср Результаты в конце эксперимента. Хср Достоверность различий (R)

Челночный бег 3 x10м 7.5 7.3 2.9

Бег 60 м 8.5 8.29 5.3

Прыжок в длину с места, см 235.6 242.3 2,6

Тройной прыжок, см 705.6 712.3 2,7

Бег 100 м 13.14 12.73 2,9

Бег 800 м 2:31 2:25 2,8

В таблице 3 представлены результаты и достоверность различий экспериментальной группы. В данной группе на основании полученных результатов выявилось, что все показатели в контрольных нормативах, кроме бега на 800 м, достоверно различны, что свидетельствует о том, что экспериментальное планирование тренировочного процесса подходит для подготовки легкоатлетов-бегунов. В беге на 800 м 1-р. = 1.9, что меньше, чем 1-кр. (2.1), что возможно вызвано спецификой подготовки данной группы.

Таблица 3 - Достоверность различий исходных и итоговых показателей подготовленности легкоатлетов экспериментальной группы_

Контрольные упражнения Результаты в начале эксперимента. Хср Результаты в конце эксперимента. Хср Достоверность различий (R)

Челночный бег 3 x10м 7.48 7.24 4.8

Бег 60 м 8.47 8.18 4.7

Прыжок в длину с места, см 235.2 247.9 2.6

Тройной прыжок, см 705.2 717.9 2.7

Бег 100 м 13.12 12.55 3.2

Бег 800 м 2:30 2:20 1.9

В таблице 4 представлены результаты достоверности различий контрольной и экспериментальной групп по всем показателям контрольного тестирования.

Таблица 4 - Достоверность различий показателей подготовки легкоатлетов бегунов экспериментальной и контрольной групп_

Результаты в начале Достоверность Результаты в конце Достоверность

Контрольные упражнения эксперимента различии эксперимента различий

ЭГ КГ (R) ЭГ КГ (R)

Челночный бег 3 x10м 7.48 7.5 0.7 7.24 7.3 1

Бег 60 м 8.47 8.5 1 8.18 8.29 3.7

Прыжок в длину с места, см 235.2 235.6 0.1 247.9 242.3 1.3

Тройной прыжок, см 705.2 705.6 0.2 717.9 712.3 1.4

Бег 100 м 13.12 13.14 0.2 12.55 12.73 1.3

Бег 800 м 2:30 2:31 0.3 2:20 2:25 0.7

Из полученных данных следует, что в начале пед. эксперимента, на основании статистического анализа, не наблюдается достоверного различия между контрольной и экспериментальной группами. В конце эксперимента наблюдаются достоверные различия в упражнении «бег 60 м» t-р = 3.7. это свидетельствует о эффективности планирования тренировочного процесса на этапе специализированной подготовки легкоатлетов бегунов 1516 лет.

ВЫВОДЫ

Различия в динамике и итоговом уровне показателей подготовленности и спортивных результатов легкоатлетов-бегунов контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента имеют положительный прирост результатов, что доказано на основании статистического анализа результатов педагогического эксперимента. Это в свою очередь доказывает эффективность планирования учебно-тренировочного процесса. Из данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, следует, что планирование тренировочного процесса имеет большую значимость в построении процесса подготовки легкоатлетов-бегунов на этапе спортивной специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зотова, Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова ; Камский гос. ин-т физ. культуры. - Набережные Челны : [б.и.], 2002. - 141 с.

2. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2010. - 320 с.

3. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 240 с.

REFERENCES

1. Zotova, F.R. (2002), Sports selection and orientation, Naberezhnye Chelny.

2. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and methodology of physical culture, Soviet sport, Moscow.

3. Nikitushkin, V.G. (2010), Long-term preparation of young athletes, Physical culture, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2018

УДК 796:61

МОНИТОРИНГ ВСТРЕЧАЕМОСТИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Ирина Викторовна Федотова, кандидат медицинских наук, доцент, Ирина Сергеевна Таможникова, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры, (ВГАФК), Волгоград

Аннотация

Проведен анализ частоты встречаемости соматических заболеваний у экс-спортсменов в раннем постспортивном периоде с учетом пола. Выявлено статистически значимое превалирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.