Научная статья на тему 'Музыкальное творчество в пространстве культуры'

Музыкальное творчество в пространстве культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
456
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСКУССТВО / ART / ИГРА / PLAY / КУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ / CULTURAL CONCEPTS / АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / LIFE-WORLD / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / FOLK MUSIC / ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ / PHILOSOPHY OF LIFE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пичко Наталья Сергеевна

Статья посвящена музыке как элементу культурного пространства. Автор выясняет место культуры и искусства как ее аспектов в общественной жизни. Культура трактуется автором как целостный, системный, полифоничный феномен, включающий множество проявлений: от искусства до бытовой жизни народа. Особое внимание автор уделяет духовной культуре как особому пласту культурной жизни, который он наделяет особым, метафизическим смыслом. Обосновывается мысль о том, что культура, в частности искусство, позволяет поддерживать целостность общества за счет воспроизводства, ретрансляции и поддержания аксиологических оснований социальной жизни, которые находят выражение в базовых концептах культуры. После этого автор переходит к рассмотрению музыки и указывает на ее непреходящее значение для любого народа. Сущность музыки интерпретируется автором в контексте феноменологического подхода. Указывается, что истоки народной музыки лежат в фольклорных обрядах и традициях. Усматривается проявление в народной музыке игрового начала как универсального основания культуры. Высказывается мысль об игровой сущности русской народной музыки. Также автор, с опорой на культурологические идеи Ф. Ницше, отмечает, что в русском культурном пространстве, частью которого является музыка, синтезированы языческие дионисийские и христианские аполлоновские принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Creativity in the Cultural Space

The article is devoted to music as an element of the cultural space. The author reveals a place of culture and art as its aspect in public life. The culture is treated by the author as a complete, system, polyphonical phenomenon including a set of appearances: from art to household life of the people. The special attention is given by the author to spiritual culture as a special layer of cultural life, which the author gives a special, metaphysical sense. The thought that the culture, in particular art, allows maintaining integrity of the society due to reproduction, relaying and support of the axiological bases of the social life which are expressed in basic concepts of culture. Then the author passes on to consider music and points to its enduring value for any people. The essence of music is interpreted by the author in the context of the phenomenological approach. It is specified that sources of the folk music lie in folklore ceremonies and traditions. It is observed that there is a game beginning in the folk music as a universal basis of culture. The idea of a game essence of the Russian folk music is presented. Also the author, basing on culturological ideas of F. Nietzsche, notes that in the Russian cultural space, where music is its part, the pagan Dionysian and Christian Apollo principles are synthesized.

Текст научной работы на тему «Музыкальное творчество в пространстве культуры»

УДК 130.2

Н. С. Пичко

Музыкальное творчество в пространстве культуры

Статья посвящена музыке как элементу культурного пространства. Автор выясняет место культуры и искусства как ее аспектов в общественной жизни. Культура трактуется автором как целостный, системный, полифоничный феномен, включающий множество проявлений: от искусства до бытовой жизни народа. Особое внимание автор уделяет духовной культуре как особому пласту культурной жизни, который он наделяет особым, метафизическим смыслом. Обосновывается мысль о том, что культура, в частности искусство, позволяет поддерживать целостность общества за счет воспроизводства, ретрансляции и поддержания аксиологических оснований социальной жизни, которые находят выражение в базовых концептах культуры. После этого автор переходит к рассмотрению музыки и указывает на ее непреходящее значение для любого народа. Сущность музыки интерпретируется автором в контексте феноменологического подхода. Указывается, что истоки народной музыки лежат в фольклорных обрядах и традициях. Усматривается проявление в народной музыке игрового начала как универсального основания культуры. Высказывается мысль об игровой сущности русской народной музыки. Также автор, с опорой на культурологические идеи Ф. Ницше, отмечает, что в русском культурном пространстве, частью которого является музыка, синтезированы языческие дионисийские и христианские аполлоновские принципы.

Ключевые слова: музыка, культура, искусство, игра, культурные концепты, аксиология, творчество, жизненный мир, духовность, жизненный мир, народная музыка, философия жизни.

N. S. Pichko

Musical Creativity in the Cultural Space

The article is devoted to music as an element of the cultural space. The author reveals a place of culture and art as its aspect in public life. The culture is treated by the author as a complete, system, polyphonical phenomenon including a set of appearances: from art to household life of the people. The special attention is given by the author to spiritual culture as a special layer of cultural life, which the author gives a special, metaphysical sense. The thought that the culture, in particular art, allows maintaining integrity of the society due to reproduction, relaying and support of the axiological bases of the social life which are expressed in basic concepts of culture. Then the author passes on to consider music and points to its enduring value for any people. The essence of music is interpreted by the author in the context of the phenomenological approach. It is specified that sources of the folk music lie in folklore ceremonies and traditions. It is observed that there is a game beginning in the folk music as a universal basis of culture. The idea of a game essence of the Russian folk music is presented. Also the author, basing on culturological ideas of F. Nietzsche, notes that in the Russian cultural space, where music is its part, the pagan Dionysian and Christian Apollo principles are synthesized.

Keywords: music, culture, art, play, cultural concepts, axiology, creativity, life-world, spirituality, folk music, philosophy of life.

Социальная реальность в философии традиционно представляется в виде двух взаимосвязанных аспектов - общественного бытия и общественного сознания. Первый включает все проявления общественных отношений и действий. Это «плоть» общества, его «корпус». Второй состоит из всех духовных проявлений общественной жизни, это все общественные устремления, настроения, это сфера идеального или «дух» общества. Эти два уровня являются взаимосвязанными и оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, различные формы общественного сознания служат в обществе отражением его материального бытия, его рефлексией. С другой стороны, духовная жизнь оказывает влияние на общественные отношения, развитие социальных институтов, эволюцию форм общественной жизни.

Определяя содержание понятия «культура», отечественные исследователи, как правило, подразумевают специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности норм, институтов и духовных ценностей и склоняются к тому, чтобы наделить духовную культуру нравственным, а порой и религиозным содержанием [1, 13]. Феномены «культура», «духовность», «духовные ценности», безусловно, обладают определенными метафизическими аспектами. Исходя из этих позиций, отметим, что идея концепта культуры имеет своей целью преодоление эмпирического образа культуры (Л. Коган, В. Межуев, Э. Ион [5, 7, 9]), распадающегося на изолированные друг от друга функциональные «блоки». Понимание культуры труда, быта, поведения, общения, культуры художе-

© Пичко Н. С., 2015

Музыкальное творчество в пространстве культуры

269

ственной, политической, правовой, культуры личности, семьи, организации, этноса, общества как отдельных компонентов приводит к возникновению эффекта «разбитого зеркала», когда все труднее уловить квинтэссенцию культуры. В то же время синтетическая, интегрированная монофеноменальность культуры выступает как данность, и сегодня концепция культуры актуализируется как понимание меры формирования, развития и реализации сущностных сил человека в его многообразной деятельность [8, с. 557].

Именно культура, в том числе, подчеркнем, культура художественная, выступает важнейшим фактором универсализации смыслов и «сборки мироосвоения» человеком в каждый период времени, ибо универсальное в культуре всегда исторично, определяемо во времени, а следовательно -подвижно и многомерно. Это есть механизм воспроизводства самой целостности социальной жизни. Следовательно, любая культурная универсалия есть выражение и свидетельство определенного цивилизационно-исторического опыта.

С древнейших времен для людей было важно не просто выжить, но и остаться в памяти потомков, рассказать о своем времени и о себе, закрепить в памятниках материальной и духовной культуры дела и имена великих людей, участников исторических событий, обеспечивших выживание и оптимальные условия жизни своего народа. Именно на основе этого историко-культурного наследия сохранялись ментальные традиции, осуществлялось духовно-нравственное, интеллектуальное и эмоциональное развитие и воспитание, возникало стремление воспринять и творчески приумножить культурное наследие предков. В этом и состоял парадигмальный и субъективно-личностный смысл жизнедеятельности человека, общества, государства.

В основании культуры находятся ее «единые центральные смыслы» или концепты культуры, формируемые посредством художественной деятельности и образующие художественное сознание. Духовная жизнь в обществе протекает в различных формах, одной из которых выступает искусство. Специфика искусства как формы духовной жизни (общественного сознания), как известно, состоит в художественно-образном отражении социальной действительности.

Данные концепты, определяющие специфику культуры каждого народа, могут быть рассмотрены как совокупность высших ценностей, которые выражают себя в деятельностных, ментальных, духовных свершениях, становясь универсальными

символами культуры, устанавливающими ее ак-сиологично-мировоззренческую нормативную часть.

Так, в русской культуре, основанной на ценностях, отражающих внутреннюю грань между добрым и злым в человеке как основу его самовоспитания, самоусовершенствования, важнейшим, основополагающим концептом универсума художественного сознания является духовность, причем проявление ее специфично для русской культуры. Так, в системе христианского миропонимания на канон возлагались задачи выражения на феноменальном уровне практически невыразимого духовного мира. И наши предки достигли в этом направлении удивительного мастерства, подтверждая, что христианство на Руси было воспринято прежде всего и глубже всего на уровне художественно-эстетического сознания.

Одним из феноменов художественного творчества является музыка. Мы считаем, что музыка, являясь особым видом искусства, должна рассматриваться как особый фрагмент общественного сознания или духовной жизни общества, в котором отражается и преломляется индивидуальное и общественное бытие. Если рассматривать музыку с точки зрения марксистской онтологии и социальной философии, то она выступает элементом надстройки общества, формой отражения материального бытия социума.

Но при таком рассмотрении не учитывается, что в музыке объективная реальность не отражается словно в зеркале, а преломляется сквозь призму сознания ее творца. Если творец музыки - личность, то в ней отражается не просто объективная реальность, а тот фрагмент этой реальности, который составляет сферу наличного бытия автора, его жизненный мир. Другими словами, объективная реальность в музыке проходит двойную рефлексию (отражение): сначала она преломляется в сознании автора, становясь достоянием его сознания в форме чувств, переживаний, мыслей, предметом его интенционально-сти, его жизненным миром, а затем наиболее актуальные для автора переживания и чувства преобразуются в музыкальную форму. Для более полной интерпретации сущности музыки обратимся к философской категории «жизненный мир», сформулированной Э. Гуссерлем в поздних работах [3, с. 166-184].

Жизненный мир - это сфера столкновения «Я» индивида и социальной реальности в определенной точке пространства и времени. В этой сфере он пересекается и взаимодействует не

только с миром физических объектов, но и с другими индивидами, тем самым вступая в социальные отношения. В социуме личность в пределах досягаемости выполняет осознанные действия по преобразованию элементов внешнего мира, как физических, так и духовных, для достижения практических целей. Но и социум в лице других индивидов предъявляет к ней ряд определенных требований, существующих прежде всего в форме социальных ролей.

Как мы отметили ранее, жизненный мир - это пространство, в котором личность сталкивается и взаимодействует со средой, как материальной, так и духовной. Также мы исходим из того, что отношение человека к окружающему миру носит практический характер, вследствие этого жизненный мир есть сфера формирования проектов и достижения целей в соответствии с этими проектами. Продолжая эту мысль, хотелось бы сказать, что отношение личности к миру носит не просто практический, а избирательно-практический характер: человек отбирает из всего многообразия предметов и явлений окружающего мира то, что представляет для него значимость. Другими словами, человек в ходе участия в социальной жизни конструирует ценностную компоненту своего жизненного мира, позволяющую ему ориентироваться в нем.

В чем же проявляется специфика жизненного мира? Для этого приведем основные характеристики жизненного мира типичной личности, которые были сформулированы А. Шюцем. К ним относятся специфическое напряжение сознания, выражающееся в полном внимании к жизни; «приостановка» сомнения в реальности мира; осмысленная спонтанность, основанная на проекте и характеризующаяся намерением вызвать желаемое положение дел посредством действий, вторгающихся во внешний мир; испытывание своего работающего Я как целостного Я; восприятие себя как части общего интерсубъективного мира коммуникации и социального действия; специфическая временная перспектива (пребывание в живом настоящем, находящемся на пересечении космического времени и внутреннего времени) [15, с. 17-18].

Итак, музыку мы склонны трактовать как форму отражения жизненного мира автора. Именно жизненный мир накладывает отпечаток на стиль и содержание музыки. Например, Рихард Вагнер, интересующийся немецкой мистикой и эзотерической историей своего народа, оставил соответствующее своему жизненному Музыкальное творчество в пространстве культуры

миру музыкальное наследие. Характерный представитель субкультуры хиппи и музыкальной культуры ХХ в. Джон Леннон написал много произведений на пацифистскую тематику. Таким образом, музыка выступает формой не просто отображения и преломления духовного мира ее авторов, но и средством его сохранения и передачи.

Если творец музыки - народ, то в ней отражается народный дух, ментальность, этническое сознание, в котором, в свою очередь, отражается и преломляется бытие целого народа, его история, культура, особенности этнической психологии и другие элементы коллективного народного духа.

Народная музыка рождается из подражания природе или, как писал Ницше, «художественно творящей природе» [10]. Данная особенность генезиса народного творчества указывает на целесообразность его логического анализа в контексте игровой концепции культуры, поскольку игра представляется в ней как особая форма активности человека, имеющая истоки в древних религиозных и магических обрядах игрового воспроизведения природной жизни для поддержания ее миропорядка.

Игра есть нечто неуловимое, пронизывающее как все сферы бытия человека, так и всю общественную жизнь. Это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действова-ние, подобное движению человеческого бытия в себе самом [16, с. 364-365].

Феномен игры был подвергнут анализу в работе отечественного мыслителя А. Б. Демидова «Феномены человеческого бытия». По его мнению, игра как феномен бытия человека обладает следующими параметрами:

— игра - это свободная деятельность;

— игра выводит человека за рамки обыденности;

— пространственно-временная замкнутость;

— структурная упорядоченность;

— повторимость и вариативность;

— «одушевленность» игровых предметов;

— переживания напряжения и воодушевления в игре;

— игра содержит в себе возможности и риск [4].

Основатель игровой концепции культуры

Й. Хейзинга отмечает, что «по древнекитайскому учению танец и музыка имеют целью держать мир в колее и покорять природу на благо людей» [17, с. 25]. Данный мыслитель подмечает также, что и в игровых культовых действиях человечество в древности воспроизводило мировой поря-

27!

док, природный космос для его поддержания. «С помощью игры представляются, показываются, сопровождаются, претворяются космические события» [17, ^ 27].

По мнению представителей философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, музыка является важнейшим видом искусства, в котором проявляет себя воля как единое мировое начало. Таким образом, в рамках данной концепции музыка предстает не просто как форма индивидуального или коллективного сознания, а как основной путь появления субстанционального начала мироздания - воли. Шопенгауэр утверждает, что музыка «представляет собой великое и прекрасное искусство, так сильно влияет на душу человека и так полно и глубоко, понимается им в качестве всеобщего языка, который своею внятностью превосходит даже язык наглядного мира» [14].

Немецкий мыслитель утверждает, что музыка является отражением не мира как совокупности объективированных идей, а воли как первоосновы этого мира [14]. Объяснить это можно тем, что музыка, по его мнению, выступает формой объективации воли в этом мире, ее голосом в объективированном мире. По мнению автора, «музыка - это непосредственная объективация и отпечаток всей воли, подобно самому миру, подобно идеям, множественное явление которых составляет мир отдельных вещей» [14].

Последователь А. Шопенгауэра Ф. Ницше продолжает рассмотрение музыки как объективации воли, утверждая, что она «является как воля в шопенгауэровском смысле этого слова, то есть как противоположность эстетическому, чисто созерцательному, безвольному настроению» [11, ^ 167]. Таким образом, музыка в волюнтаризме предстает в качестве особого вида искусства, в котором объективирует себя мировое первоначало - воля.

При этом Ф. Ницше придавал значение народной песне, утверждая, что она «имеет для нас значение музыкального зеркала мира, первоначальной мелодии, ищущей себе теперь параллельного явления в грезе и выражающей эту последнюю в поэзии» [11, ^ 167]. Мы можем согласиться с Ницше в том, что музыкальный фольклор является первоначалом всего музыкального творчества.

Если обратиться к русской народной песне, то для ее характеристики, по нашему мнению, подходит тезис Ф. Ницше о народной песне как «вечном следе слияния апполоновского начала с дионисийским» [11, а 156]. Немецкий мыслитель

видел основу народного песенного творчества в дионисийских движениях в культуре народа [там же]. Это утверждение полностью применимо к русской народной песне, которая родилась из языческих обрядовых традиций славян. Для русского народа исконно характерным началом является дионисийское, выражающее естественность жизни, близость к природе и единение с ней, естественность и самобытность культуры. Апполоновское начало было привнесено в отечественную культуру, во-первых, князем Владимиром в процессе христианизации Руси, и во-вторых, Петром I в ходе политики вестерниза-ции. Итогом указанных социокультурных процессов стало образование апполонически-дионисийской культуры, совместившей исконно русские традиции, выраженные в фольклоре и народных традициях, с привнесенными извне.

Наличие в народном песенном наследии как веселых и беззаботных песен о празднествах и отдыхе, так и серьезных песенных композиций о тяжелом труде, разлуке, несчастьях отражает противоречивость жизни русского народа и загадочной русской души. Противоречивость эта обусловлена, по нашему мнению, природно-климатическими условиями жизни народа, которые отличались суровостью, вынуждавшей крестьян к размеренной, цикличной повседневной жизни, включающей этапы упорного труда на земле и этапы отдыха от сельскохозяйственных работ. Кроме природы, на формирование русского быта и национального характера оказали влияние и социоисторические факторы: набеги кочевников, разорения сел, восстания против несправедливости властей и т. д.

Библиографический список

1. Адуло, Т. И. Человек на рубеже тысячелетий: поиск духовных оснований бытия [Текст] / Т. И. Адуло. - Минск: ИСПИ, 2003. - 209 с.

2. Вышеславцев, Б. П. Вечное в русской философии // Этика преображенного Эроса : вступ. ст. , сост. и коммент. В. В. Сапова [Текст] / Б. П. Вышеславцев. - М.: Республика, 1994. - С. 154-325, 275

3. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] / Э. Гуссерль. -СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399 с. - С. 166-184

4. Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: ЗАО Издательский центр «Эконом-пресс», 1999 [Электронный ресурс] / А. Б. Демидов. -Режим доступа: http ://psylib .ukrweb. net/books/demid01/txt02. htm

5. Ильин, И. А. Религиозный смысл философии [Текст] / И. А. Ильин. - М.: АСТ, 2007. - 258 с. -С. 215

6. Ион, Э. Проблемы культуры и культурная деятельность : пер. с нем. [Текст] / Э. Ион. - М.: Прогресс, 1969. - 478 с.

7. Коган, Л. Н. Теория культуры [Текст] / Л. Н. Коган. - Екатеринбург: УрГУ им. А. М. Горького, 1993. -159 с.

8. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

9. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] / В. М. Межуев. - М.: Университетская книга, 2012. - 406 с.

10. Ницше, Ф. О музыке и слове [Электронный ресурс] / Ф. Ницше. - Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/works/other/music-word/

11. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения и философская проза [Текст] / Ф. Ницше. - СПб.: Художественная литература, 1993. - 672 с.

12. Панарин, А. Православная цивилизация в глобальном мире [Текст] / А. Панарин. - М.: Алгоритм 2002. - 496 с.

13. Скворцов, В. Н. К вопросу об определении понятия «духовная культура» [Текст] / В. Н. Скворцов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2009. - № 3. -С. 48-55.

14. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление [Электронный ресурс] / А. Шопенгауэр. - Режим доступа: http://psylib .ukrweb. net/books/shope01/txt15. htm

15. Шюц, А. О множественности реальностей (перевод А. М. Корбута) [Текст] / А. Шюц // Социологическое обозрение. - Том 3. - 2003. - № 2. - С. 17-18.

16. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия [Текст] / Э. Финк // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 364-365.

17. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хейзинга ; пер. с нидерл. ; общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. - М.: Прогресс, 1992. -464 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Adulo, T. I. Chelovek na rubezhe tysjacheletij: poisk duhovnyh osnovanij bytija [Tekst] / T. I. Adulo. -Minsk: ISPI, 2003. - 209 s.

2. Vysheslavcev, B. P. Vechnoe v russkoj filosofii // Jetika preobrazhennogo Jerosa : vstup. st. , sost. i komment. V. V Sapova [Tekst] / B. P. Vysheslavcev. - M.: Respublika, 1994. - S. 154-325, 275

3. Gusserl', Je. Krizis evropejskih nauk i transcenden-tal'naja fenomenologija [Tekst] / Je. Gusserl'. - SPb.: Vladimir Dal', 2004. - 399 s. - S. 166-184

4. Demidov, A. B. Fenomeny chelovecheskogo bytija - Minsk: ZAO Izdatel'skij centr «Jekonompress», 1999 [Jelektronnyj resurs] / A. B. Demidov. - Rezhim dostupa: http ://psylib .ukrweb. net/books/demid01/txt02. htm

5. Il'in, I. A. Religioznyj smysl filosofii [Tekst] / I. A. Il'in. - M.: AST, 2007. - 258 s. - S. 215

6. Ion, Je. Problemy kul'tury i kul'turnaja deja-tel'nost' : per. s nem. [Tekst] / Je. Ion. - M.: Progress, 1969. - 478 s.

7. Kogan, L. N. Teorija kul'tury [Tekst] / L. N. Kogan. - Ekaterinburg: UrGU im. A. M. Gor'kogo, 1993. - 159 s.

8. Lotman, Ju. M. Semiosfera [Tekst] / Ju. M. Lot-man. - SPb.: Iskusstvo-SPB, 2000. - 704 s.

9. Mezhuev, V M. Ideja kul'tury. Ocherki po filosofii kul'tury [Tekst] / V M. Mezhuev. - M.: Universitetskaja kniga, 2012. - 406 s.

10. Nicshe, F. O muzyke i slove [Jelektronnyj resurs] / F. Nicshe. - Rezhim dostupa: http ://www. nietzsche.ru/works/other/music-word/

11. Nicshe, F. Rozhdenie tragedii iz duha muzyki // Nicshe F. Stihotvorenija i filosofskaja proza [tekst] / F. Nicshe. - SPb.: Hudozhestvennaja literatura, 1993. -672 s.

12. Panarin, A. Pravoslavnaja civilizacija v glob-al'nom mire [Tekst] / A. Panarin. - M.: Algoritm 2002. -496 s.

13. Skvorcov, V N. K voprosu ob opredelenii ponjatija «duhovnaja kul'tura» [Tekst] / V. N. Skvorcov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. - 2009. - № 3. - S. 48-55.

14. Shopengaujer, A. Mir kak volja i predstavlenie [Jelektronnyj resurs] / A. Shopengaujer. - Rezhim dostu-pa: http://psylib.ukrweb.net/books/shope01/txt15.htm

15. Shjuc, A. O mnozhestvennosti real'nostej (perevod A. M. Korbuta) [Tekst] / A. Shjuc // Sociolog-icheskoe obozrenie. - Tom 3. - 2003. - № 2. - S. 17-18.

16. Fink, Je. Osnovnye fenomeny chelovecheskogo bytija [Tekst] / Je. Fink // Problema cheloveka v zapadnoj filosofii : perevody / sost. i poslesl. P. S. Gurevicha ; ob-shh. red. Ju. N. Popova. - M.: Progress, 1988. - S. 364365.

17. Hejzinga, J. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnja [Tekst] / J. Hejzinga ; per. s niderl. ; obshh. red. i poslesl. G. M. Tavrizjan. - M.: Progress, 1992. - 464 s.

Музыкальное творчество в пространстве культуры

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.