УДК: 616-053.5
ИНТЕНСИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ КАК ФАКТОР РИСКА НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ИМЕВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ С РАННЕГО ВОЗРАСТА
Г.П. Лукина, Ж.Г.Чижова
ГОУ ВПО СГМА Росздрава Смоленский государственный университет
Резюме: Дети, получавшие дополнительные образовательные услуги с трехлетнего возраста, составляют группу риска по нарушению состояния здоровья, как в дошкольном, так и школьном возрасте, а раннее начало обучения и его интенсивность является негативным фактором, что необходимо учитывать при разработке профилактического наблюдения и программ обучения.
Ключевые слова: дополнительное образование, дети раннего возраста, состояние здоровья.
INTENSIVE TRAINING LOAD AS A RISK FACTOR FOR VIOLATIONS OF HEALTH OF CHILDREN, SINCE ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES WITH CHILDREN G.P. Lukin, J.G. Chizhov
Resume: Children receiving additional educational services to the age of three, are at risk of violation of the state of health, both in preschool and school age, and early onset of learning and its intensity is a negative factor that must be considered in the development of proactive monitoring and education programs. Key words: further education, young children, the state of health.
В последние годы появилась тенденция к введению более раннего обучения и созданию школ с углубленным изучением ряда предметов, где происходит тесное слияние новых интеллектуальных технологий с обучающими программами. Данное нововведение ориентировано на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка, но в таких учебных заведениях имеет место увеличение объема суммарной нагрузки, интенсивности учебного процесса без учета психофизиологических особенностей детей разного возраста. Такие подходы нарушают процесс адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и приводят к значительному нервно-эмоциональному и сенсомоторному напряжению уже до поступления ребенка в школу, что может сопровождаться нарушениями всех компонентов здоровья, снижая уровень физического развития [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15]. По данным М.В. Антроповой (2000), А.А. Баранова (2000) чрезмерная суммарная нагрузка перечеркивает достоинства любой педагогической инновации. При неправильной организации учебного процесса развивается школьная дезадаптация, которая сопровождается нарушениями соматического, психического, физического и репродуктивного здоровья [5, 8, 8, 13, 14, 15]. Легче всего к систематическим занятиям в школе адаптируются здоровые дети. Тяжелее всех адаптация происходит у школьников с хроническими заболеваниями [10, 11, 12, 13]. Установлено, что дети, не достигшие к началу
обучения «школьной зрелости», либо не справляются с требованиями учебных программ, либо выполняют их ценой снижения уровня здоровья. Интенсивный учебный процесс вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни, приводя к нарушению общего здоровья, поэтому необходимо проводить динамическое наблюдение на протяжении всех этапов онтогенеза, уделяя особое внимание укреплению здоровья в декретированные сроки.
Поэтому, изучения состояния здоровья у данного контингента детей является актуальным и своевременным. Объектом исследования являлись дети, получавшие дополнительные образовательные услуги на всем этапе дошкольного и на I этапе обучения в средних общеобразовательных школах города Смоленска (п=240 из 340), а так же дети, которые не получали их (п=80 из 1460). Дебютом исследования явилась оценка состояния здоровья детей, получавших дополнительные образовательные услуги в дошкольном возрасте. Вся работа строилась согласно действующим приказам и методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Выявлено, что среди детей не зависимо от пола и дополнительных образовательных услуг с возрастом отмечалась закономерная отрицательная динамика состояния здоровья, которая проявлялась снижением I группы здоровья и увеличением III группы здоровья. Как отмечают ведущие учёные, мнение которых подтверждается и нашими исследованиями, по мере
38
Вестник Смоленской медицинской академии • № 4 • 2010
роста ребенка происходит увеличение частоты различных патологий [107, 116, 162].
Нами установлено, что количество детей, имевших III группу здоровья, увеличилось в основной группе на 7,5 %, в группе контроля на 10,3 %. Обращало на себя внимание, что темп прироста количества мальчиков, которые имели Ш-1У группу здоровья, более выражен в основной группе наблюдения. Их доля возросла на 3,2 %, в то время как в группе контроля только на 0,4 %, составляя перед поступлением в школу 12,7 % и 8,4 % соответственно, (р<0,05). Темп увеличения количества девочек, имевших Ш-1У группы здоровья, также больше в основной группе. Их количество возросло с 15,4 % до 18,5 %, в то время как в группе контроля - с 14,6 % до 16,2 %. При поступлении в школу состояние здоровья детей, пользовавшихся дополнительными услугами, хуже, чем у детей, которые не пользовались ими (52,5 % и 48,8 %, 43,8 %, соответственно). Ухудшение здоровья обусловлено формированием функциональных нарушений (в основной - в 1,5 раза, в группе сравнения - в 1,25 раз и в группе контроля - в 1,2 раза) и хронических заболеваний (в 1,74 раза, в 1,58 раз, в 1,54 раза соответственно). Темп прироста хронической патологии у детей более выражен в первые три года обучения. В группе контроля он составлял - 2,5 % на первом; 2,5 % - на втором; 3,7 % - на третьем и 1,3 % на четвертом годах обучения. В основной группе -2,0 %; 4,7 %; 3,7 % и 0,4 % соответственно. Причем, у мальчиков хронические заболевания возникали чаще (в 1,73 раза), чем у девочек (в 1,3 раза), в дошкольном возрасте наоборот. Критическими возрастами формирования хронической патологии оказались 1-ый и 3-ий годы обучения.
За период обучения I группа здоровья у школьников исследуемых групп сократилась на 6,16 % (в основной группе на 6,6 % и в группе контроля - 5,9 %). III группа здоровья у школьников увеличилась на 5,7 % (в основной группе - на 6,7 % и в группе контроля - на 6,3 %). IV группа здоровья увеличилась на 5,0% (на 4,6 % и на 3,8 % соответственно). Потеря здоровья составила 17,9 %, что на 2,7 % меньше, чем в дошкольном возрасте. Ухудшения здоровья оказался наиболее выражен у детей, постоянно получавших дополнительные образовательные услуги по сравнению с детьми, которые их не получали.
За дошкольный период дети теряют здоровье чаще (20,6 %), чем на этапе начального обучения (15,0 %). Состояние здоровья детей, получавших дополнительные образовательные услуги хуже, темп нарушения его выше, хроническая патология формируется чаще. Потеря здоровья за дошкольный период у них больше (23,7%), чем в процессе школьного обучения (17,9 %). Критическими возрастами нарушения здоровья являются 4, 6, 7 и 9 лет. В структуре и динамике соматической патологии ведущее место занимают болезни ЖКТ, ЦНС, ССС, КМС и ЛОР. Структура заболеваний связана с возрастом, полом ребенка и в меньшей степени со школьным процессом и ранним началом обучения, а частота формирования заболеваний и степень их тяжести зависимы от учебного процесса и начала обучения. Дети, получавшие дополнительные образовательные услуги с трехлетнего возраста, составляют группу риска по нарушению состояния здоровья как в дошкольном, так и школьном возрасте, а раннее начало обучения и его интенсивность является негативным фактором, что необходимо учитывать при разработке профилактического наблюдения и программ обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Банникова Л.П. Влияние психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста на течение процессов адаптации // Гигиена и санитария Российский педиатрический журнал. - 2006. - № 6. - С 46-38.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. -С. 6-10.
3. Беляков В.А., Подлевский Т.С. Адаптационные возможности и здоровья детей раннего возраста // Российский педиатрический журнал. 2005. - №2. - С. 8-13.
4. Евсигнеева Ю.В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Ставрополь: СГМА. 2004. - 23с.
5. Емельянова О.Н. Состояние здоровья и адаптационные показатели у первоклассников при разных формах организации образовательного процесса: Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Иркутск: ЧГМА, 2005. - 21 с.
6. Игнатова Л.Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников // Гигиена и санитария. - 2004. - № 6. - С. 75 - 78.
7. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка // Под ред. Проф. д.м.н. В.Н. Шестаковой. Смоленск, 2003.-591 с.
8. Короткова М.О., Чирков В.И., Насыбулина Г.М. Проблемы и перспективы укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне // Гигиена и санитария.-2007. - № 3. - С. 53-56.
9. Онищенко Г.Г. Санитарно- эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблемы // Гигиена и санитария.-2007. - № 4. - С. 53- 59.
10. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки/ А.Г. Сетко, Н.П. Сетко, Т.М. Макарова, И.М. Сетко // Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 57- 58.
11. Усанова Е.П. Комплексный подход к решению проблем физического, психического и социального здоровья школьников // Моделирование школы здоровья. М., 2001. - С. 34-38.
12. Шестакова В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения // Автореф. дисс. д-ра. мед. наук. - Иваново, 2000. - 48 с.