Проведенные исследования показали, что основная причина недостаточной прочности знаний заключается в большом увеличении объемов информации. Они уже превышают допустимые для среднего мозга человека. Выход очевиден: нужно любыми путями сокращать ненужную или мало нужную информацию, используемую в учебном процессе.
Намечены пути сокращения информации. Перехода от знаний к компетенциям. Разработана структура электронных справочников, обеспечивающих учебный процесс.
Интенсивное обучение немецкому языку и информационные технологии
Тунакова Лариса Петровна ([email protected])
МОУ «Средняя школа № 72 г. Казани»
Аннотация
Описан опыт использования современных информационных технологий при интенсивном обучении немецкому языку в средней школе. Показано, что информационные технологии облегчают обучение иностранным языкам (ИЯ), а учащиеся быстрее овладевают элементами самообразования
В настоящее время в педагогике осознается необходимость смены образовательной парадигмы: переход « к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и са-мообразованию». В инновационном обучении - это задача первостепенной важности. Познать новую сущность - вот цель современного учащегося, особенно студента. Это - сущностный подход, или системный, синергетический подход, который означает, что надо действовать в направлении развития способностей на основе сущностных системных знаний с установлением межпредметных связей и целостных представлений.
Доказано, что интенсивное преподавание иностранного языка становится невозможным без современных информационных технологий.
Компьютер необходимо использовать при:
1) введении лексико-грамматического материала, речевых образцов;
2) в закреплении образцов в этюдных заданиях;
3) для обеспечения обратной связи в процессе контроля пройденного.
Информационные технологии позволяют имитировать языковую среду, столь необходимую для успешного обучения ИЯ.
Предметом нашего исследования является применение интенсивной методики в школе. Нами выбран именно «интенсив», который отличает ярко выраженная речевая направленность. Рамки статьи позволяют рассмотреть только один вид речевой деятельности - говорение.
Научить школьников говорить, с нашей точки зрения, - это вооружить их практическим знанием ИЯ, а не просто набором знаний, достаточных, чтобы получить сертификат о владении ИЯ (после сдачи т. н. ЕГЭ).
Говорение - это сложный вид речевой деятельности, когда учащийся должен оформлять свои мысли средствами ИЯ.
Б.В. Беляев выделяет три возможных способа овладения иностранным языком: 1) интуитивное овладение с помощью прямого метода или в условиях иноязычного окружения; 2) сознательное овладение ИЯ (в школе), за ним следует сознательное, дискурсивно-логическое владение им; 3) путь, когда за сознательным овладением следует не сознательное, а интуитивное владение ИЯ. «Психологически оправданным может быть только третий путь. ИЯ вступит в непосредственную связь с мышлением и наступит интуитивное владение ИЯ...» [4, с. 97].
Применяя «интенсив» в обучении школьников, мы ставим себе цель, как можно раньше исключить родной язык из процесса обучении. Для этого с первого урока учащиеся заучивают и записывают в «памятку» элементарные слова и предложения, необходимые для общения на начальном этапе.
Огромную роль в успешном овладении ИЯ играет эмоциональное благополучие каждого учаще -гося, а также всей группы в целом. Исправление ошибок исключается из процесса обучения на протяжении одного месяца. Одновременно преподаватель формирует у учеников навык самоконтроля и взаимоконтроля, когда ученики пересказывают какой-либо этюд (микросценку) и учатся говорить
Информационные технологии в обучении
191
без ошибок на примере друг друга. Искоренение ошибок достигается также многократным предъяв -лением образцовых фраз преподавателем, с CD, а также в процессе тестового контроля на компьютере.
Обучение сопровождается музыкальным фоном, который снимает напряжение и вызывает эффект «сверхпамяти».
Говорение нельзя оценивать только количеством сделанных ошибок (лексического, грамматического характера), важным показателем является соответствие теме, полнота изложения, разнообразие языковых средств, понимание партнера в диалоге, реагирование на реплики партнера и разнообразие реплик. Это - показатели реального общения.
Общаясь на иностранном языке, учащиеся неизбежно допускают лексические и грамматические ошибки. Эти ошибки бывают разными: они могут нарушать или не нарушать общение, понимание. Ошибки - лишь дополнительный критерий оценки результатов обучения говорению.
Чтобы справиться с интенсивным темпом обучения, школьник должен быть уверен, что его продвижение успешно, поэтому так необходимо развивать у него рефлексию, способность к самоконтролю и самооценке. Это важный принцип инновационного (интенсивного) обучения.
При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Межличностное общение, по мнению А. Макаренко, повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.
Какие преимущества мы видим в интенсивной системе обучения ИЯ в школе?
1. Обучение становится более доступным и интересным, повышается мотивация учащихся.
2. Учащиеся быстрее видят результат обучения, быстрее и прочнее осваивают большой объем речевого материала. В этом обучении заложено повышенное внимание к развитию личности учащегося. Ролевое общение, возможность скрыться за «маской», помогают не бояться выражать свое мнение, позицию на ИЯ.
3. Система «интенсива» использует большое количество наглядных пособий, в т. ч. в виде СД, стихов, песен, игр, видеофильмов, игровых приемов, которые повышают интерес, мотивацию учения, способствуют закреплению материала в учебной ситуации, игре и деятельности.
Контроль знаний, умений и навыков также проходит в ситуативной или игровой форме. Учащиеся приглашают посетить «свой» город и рассказывают о нем другим детям в устной и письменной формах. Когда тема пройдена, учащиеся выполняют тесты для контроля усвоения речевых образцов, многократно повторенных ими в ситуациях, этюдах и играх, т. е. прочно усвоенных. Результаты такого контроля говорят об очень хорошем уровне владения речевым материалом.
Критериями активного овладения говорением на ИЯ являются: построение связного, логически последовательного высказывания. В нем практически отсутствуют ошибки, нарушающие коммуникацию. Достаточно большой объем и легкость речи. Причем объем высказывания должен соответствовать программе, речь учащегося должна быть эмоциональной и в ней должны присутствовать элементы оценки содержания высказывания, то есть собственного мнения учащегося, его отношения к происходящему. («Как ты думаешь, ты согласен со мной, ты этим интересуешься, какой предмет тебе нравится больше всего?»)
Большую часть упражнений и этюдных заданий мы проецируем в классе с компьютера на экран. Тестовые задания также выполнены на компьютере и учащиеся, выполняя их, автоматически получают определенное количество баллов. Учитель, просматривая выполненные тесты, получает возможность быстро реагировать на возникшие ошибки. Или учащиеся сравнивают свои результаты с образцами и осуществляют самокоррекцию заданий.
Таким образом, применение современных информационных технологий в интенсивной методике обучения ИЯ дает значительный эффект.
Этот вид обучения положительно влияет и на развитие личностных качеств учащихся.
Литература
1. Миролюбов А.А., Садомова Л.В. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1997. № 4. С. 2-5.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 246 с.
3. Иностранный язык для научных работников. М.: Изд-во «Наука», 1978. 250 с.
Педагогические мотивации при создании стендового оборудования
для студентов радиотехнических специальностей
Ульрих Олег Карлович ([email protected]), Евдокимов Алексей Олегович ([email protected])
ГОУВПО Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация
Анализируются педагогические мотивации и опыт практической работы в вузе со студентами радиотехнических специальностей при разработке и модернизации стендового оборудования, используемого в учебном процессе.
Современному выпускнику вузов предъявляются требования новых знаний, следовательно, это требует введения новых обучающих дисциплин. Возникает вопрос, а как быть с базовыми дисциплинами, которые характерны для факультета, кафедры, которые являются их маркой. Введение новых дисциплин ведет к сокращению времени на все дисциплины. Поэтому большие требования предъявляются к управлению учебным процессом не только управляющих органов, а и самого преподавателя.
Обучение в свете общей теории управления. Под управлением понимают такое воздействие на процесс, которое ведет к улучшению функционирования или развития его.
Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Этапы формирования умственных действий. Знание структуры, функций и основных характеристик действия позволяет моделировать наиболее рациональные виды познавательной деятельности и намечать требования к ним в конце обучения.
Главная задача состоит в создании мотивации у обучаемого.
На первом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Это этап предварительного ознакомления с действием и условиями его вы -полнения - этап составления схемы ориентировочной основы действия. Учащимся показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные, контрольные.
На втором этапе - этапе формирования действия в материальном виде, учащиеся уже выполняют действие, но пока во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций.
После того как все содержание действия оказывается усвоенным, действие необходимо переводить на следующий, третий, этап - этап формирования действия как внешнеречевого. Теперь же речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия.
Организация контроля за процессом усвоения знаний. Влияние частоты контроля оказывается неоднозначным. Эпизодический контроль ведет к ухудшению качества усвоения по форме, освоению, прочности. Что касается влияния на мотивацию, обнаруживается следующее: несистематичность контроля на этапах материализованного действия и внешнеречевого действия (особенно вначале) вызывает отрицательную реакцию у студентов. Требуемая частота контроля зависит от этапа усвоения и должна меняться внутри отдельных этапов.
В начале материализованного и в начале внешнеречевого этапов студенты усваивают новые формы действия и им необходим систематический контроль. В конце этих этапов формы уже усвоены и поэтому им не нужен систематический контроль. Большой проблемой студенчества является пропуск занятий и соответственно усвоение действия при пропуске отдельных этапов. Пропуск разных этапов оказывает неодинаковое влияние на ход обучения. Пропуск внешнеречевого этапа отрицательно сказывается на этапе умственного действия. Это проявляется в том, что при переходе к действию «про себя» решение задач стало осуществляться у студентов медленно. Особенно сильно сказывается пропуск