Информационные технологии в обучении
189
Компьютерный учебник содержит базовый объем изучаемого материала, составленного в соответствии с методическими и дидактическими подходами, предоставляемого обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров. Гипертекстовая структура позволяет студенту определить не только оптимальную траекторию изучения, но и удобный темп работы, а также способ обучения, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.
Компьютерный лабораторный практикум содержит набор лабораторных работ по темам модулей обучающего курса, каждая из которых предполагает выполнение определенных заданий по пройденному материалу. Практикум позволяет приобрести первоначальный опыт и навыки программирования, а также расширяет рамки теоретической части курса приведением примеров практического использования.
Компьютерная система контроля знаний обеспечивает, с одной стороны, возможность самокон-троля для обучаемого, а с другой - принимает на себя часть текущего или итогового контроля. Эта система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную электронную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.
Проведенный нами анализ использования компьютерных курсов показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, учебный материал в которых изложен с учетом принципов как линейного его структурирования, так и концентрического. Разработанный обучающий курс по языку программирования Java на первом уровне включает в себя основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям государственного стандарта; системы упражнений и задач, позволяющие выработать соответствующие практические умения и навыки; средства управления процессом обучения и методы итоговой оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень составляют дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; разделы курса, удовлетворяющие его профессиональным и творческим запросам.
Полученные нами результаты внедрения позволяют сделать вывод об эффективности реализации компьютерного обучающего курса в совершенствовании профессиональной подготовки студентов -программистов. Его использование в учебном процессе не только помогло обучаемым систематизировать и контролировать свои знания, но и позволило самостоятельно совершенствовать и углублять их, что, в свою очередь, способствовало развитию интереса к этому предмету, к применению полученных знаний при изучении других дисциплин, связанных с программированием.
=10- Литература
1. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.
2. Компьютерный обучающий курс по языку программирования Java [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Ток-тарова. Йошкар-Ола, 2009. 174 с. Режим доступа: http://fmf.marsu.ru/java/index.html ограниченный.
Проблема прочности знаний выпускников высшей школы
Тунаков Алексей Павлович ([email protected])
Научно-исследовательский университет.
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, г. Казань
Аннотация
Анализируются причины недостаточной прочности знаний выпускников высшей школы. Влияние на них современных информационных технологий. Предлагаются некоторые методы для повышения прочности знаний и компетенций.
Современные информационные технологии в корне изменили учебный процесс в высшей школе. Это произошло при активном участии большинства ныне функционирующих преподавателей. Все помнят, как повышалась зрелищность лекций и других занятий, насколько они становились более наглядными и доходчивыми. В большинстве случаев улучшался уровень знаний на экзаменах и зачетах.
Однако не все уловили, что знания стали менее долговечными. Большая часть их через какой-то период времени после экзаменов забывалась, и быстрее, чем в прошлые годы. Молодые специалисты уже не могли их использовать.
190
ИТО Марий Эл -2010
Проведенные исследования показали, что основная причина недостаточной прочности знаний заключается в большом увеличении объемов информации. Они уже превышают допустимые для среднего мозга человека. Выход очевиден: нужно любыми путями сокращать ненужную или мало нужную информацию, используемую в учебном процессе.
Намечены пути сокращения информации. Перехода от знаний к компетенциям. Разработана структура электронных справочников, обеспечивающих учебный процесс.
Интенсивное обучение немецкому языку и информационные технологии
Тунакова Лариса Петровна ([email protected])
МОУ «Средняя школа № 72 г. Казани»
Аннотация
Описан опыт использования современных информационных технологий при интенсивном обучении немецкому языку в средней школе. Показано, что информационные технологии облегчают обучение иностранным языкам (ИЯ), а учащиеся быстрее овладевают элементами самообразования
В настоящее время в педагогике осознается необходимость смены образовательной парадигмы: переход « к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и са-мообразованию». В инновационном обучении - это задача первостепенной важности. Познать новую сущность - вот цель современного учащегося, особенно студента. Это - сущностный подход, или системный, синергетический подход, который означает, что надо действовать в направлении развития способностей на основе сущностных системных знаний с установлением межпредметных связей и целостных представлений.
Доказано, что интенсивное преподавание иностранного языка становится невозможным без современных информационных технологий.
Компьютер необходимо использовать при:
1) введении лексико-грамматического материала, речевых образцов;
2) в закреплении образцов в этюдных заданиях;
3) для обеспечения обратной связи в процессе контроля пройденного.
Информационные технологии позволяют имитировать языковую среду, столь необходимую для успешного обучения ИЯ.
Предметом нашего исследования является применение интенсивной методики в школе. Нами выбран именно «интенсив», который отличает ярко выраженная речевая направленность. Рамки статьи позволяют рассмотреть только один вид речевой деятельности - говорение.
Научить школьников говорить, с нашей точки зрения, - это вооружить их практическим знанием ИЯ, а не просто набором знаний, достаточных, чтобы получить сертификат о владении ИЯ (после сдачи т. н. ЕГЭ).
Говорение - это сложный вид речевой деятельности, когда учащийся должен оформлять свои мысли средствами ИЯ.
Б.В. Беляев выделяет три возможных способа овладения иностранным языком: 1) интуитивное овладение с помощью прямого метода или в условиях иноязычного окружения; 2) сознательное овладение ИЯ (в школе), за ним следует сознательное, дискурсивно-логическое владение им; 3) путь, когда за сознательным овладением следует не сознательное, а интуитивное владение ИЯ. «Психологически оправданным может быть только третий путь. ИЯ вступит в непосредственную связь с мышлением и наступит интуитивное владение ИЯ...» [4, с. 97].
Применяя «интенсив» в обучении школьников, мы ставим себе цель, как можно раньше исключить родной язык из процесса обучении. Для этого с первого урока учащиеся заучивают и записывают в «памятку» элементарные слова и предложения, необходимые для общения на начальном этапе.
Огромную роль в успешном овладении ИЯ играет эмоциональное благополучие каждого учаще -гося, а также всей группы в целом. Исправление ошибок исключается из процесса обучения на протяжении одного месяца. Одновременно преподаватель формирует у учеников навык самоконтроля и взаимоконтроля, когда ученики пересказывают какой-либо этюд (микросценку) и учатся говорить