Научная статья на тему ' педагогические мотивации при создании стендового оборудования для студентов радиотехнических специальностей'

педагогические мотивации при создании стендового оборудования для студентов радиотехнических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульрих Олег Карлович, Евдокимов Алексей Олегович

Анализируются педагогические мотивации и опыт практической работы в вузе со студентами радиотехнических специальностей при разработке и модернизации стендового оборудования, используемого в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « педагогические мотивации при создании стендового оборудования для студентов радиотехнических специальностей»

192

ИТО Марий Эл -2010

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 246 с.

3. Иностранный язык для научных работников. М.: Изд-во «Наука», 1978. 250 с.

Педагогические мотивации при создании стендового оборудования

для студентов радиотехнических специальностей

Ульрих Олег Карлович (UlrihOK@marstu.net), Евдокимов Алексей Олегович (EvdokimovAO@marstu.net)

ГОУВПО Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация

Анализируются педагогические мотивации и опыт практической работы в вузе со студентами радиотехнических специальностей при разработке и модернизации стендового оборудования, используемого в учебном процессе.

Современному выпускнику вузов предъявляются требования новых знаний, следовательно, это требует введения новых обучающих дисциплин. Возникает вопрос, а как быть с базовыми дисциплинами, которые характерны для факультета, кафедры, которые являются их маркой. Введение новых дисциплин ведет к сокращению времени на все дисциплины. Поэтому большие требования предъявляются к управлению учебным процессом не только управляющих органов, а и самого преподавателя.

Обучение в свете общей теории управления. Под управлением понимают такое воздействие на процесс, которое ведет к улучшению функционирования или развития его.

Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Этапы формирования умственных действий. Знание структуры, функций и основных характеристик действия позволяет моделировать наиболее рациональные виды познавательной деятельности и намечать требования к ним в конце обучения.

Главная задача состоит в создании мотивации у обучаемого.

На первом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Это этап предварительного ознакомления с действием и условиями его вы -полнения - этап составления схемы ориентировочной основы действия. Учащимся показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные, контрольные.

На втором этапе - этапе формирования действия в материальном виде, учащиеся уже выполняют действие, но пока во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций.

После того как все содержание действия оказывается усвоенным, действие необходимо переводить на следующий, третий, этап - этап формирования действия как внешнеречевого. Теперь же речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия.

Организация контроля за процессом усвоения знаний. Влияние частоты контроля оказывается неоднозначным. Эпизодический контроль ведет к ухудшению качества усвоения по форме, освоению, прочности. Что касается влияния на мотивацию, обнаруживается следующее: несистематичность контроля на этапах материализованного действия и внешнеречевого действия (особенно вначале) вызывает отрицательную реакцию у студентов. Требуемая частота контроля зависит от этапа усвоения и должна меняться внутри отдельных этапов.

В начале материализованного и в начале внешнеречевого этапов студенты усваивают новые формы действия и им необходим систематический контроль. В конце этих этапов формы уже усвоены и поэтому им не нужен систематический контроль. Большой проблемой студенчества является пропуск занятий и соответственно усвоение действия при пропуске отдельных этапов. Пропуск разных этапов оказывает неодинаковое влияние на ход обучения. Пропуск внешнеречевого этапа отрицательно сказывается на этапе умственного действия. Это проявляется в том, что при переходе к действию «про себя» решение задач стало осуществляться у студентов медленно. Особенно сильно сказывается пропуск

Информационные технологии в обучении

193

материализованного этапа. В этом случае словесно данные признаки вначале не использовались, хотя и назывались безошибочно. Преподаватель постоянно должен напоминать о признаках, требовать их применения, давать дополнительные разъяснения. В результате этап внешней речи значительно удлинился. При пропуске и материального, и внешнеречевого этапов действие и понятие сформировать не удалось.

Во многих производственных умениях необходимо ориентироваться на мышечное усилие, поэтому определенный его уровень должен войти в ориентировочную основу действия.

Материальное внешнее представление ориентира позволяет создать у учащихся заданный уровень мышечного усилия. После нескольких повторных действий ощущение запоминается и может служить внутренним ориентиром при получении заданного уровня мышечного усилия.

Формирование научных понятий. Студент, выполняя действие последовательно на всех этапах, научается мгновенно, в уме распознавать объекты, принадлежащие данному классу. Анализируя поэтапно объекты с точки зрения существенных свойств, он постепенно формирует обобщенный, абстрактный образ объектов данного класса - понятие о них.

Организация учебного процесса. В какой же пропорции должны проходить этапы формирования знаний в техническом вузе? Обычно считается, что на первый этап обучения или внешнеречевой, или лекционный должно отводиться не более 25-30 % общего учебного времени. Лекции именитого профессора должны быть событием для студенчества, должны собирать максимальное количество обучаемых. Это не должно быть рядовым событием. На второй этап обучения, материальный, практический, экспериментальный, лабораторный должно отводиться 60-70 % учебного времени. Это время творчества, время, когда можно проверить, «пощупать» то, о чем говорилось на лекции, обработать, закрепить свои знания, умения и навыки не только мозгами, но и физическими усилиями мышц. На третьем этапе обучения студент преобразует свои знания во внешнеречевые в виде показа, рассказа, доказательства. На это отводится 10-15 % учебного времени.

Однако складывается парадоксальная ситуация: первый и второй этапы делят учебный процесс 50 на 50 % в лучшем случае, а в худшем - 70 на 30 %, и это становится нормой. При таком подходе выпускник не уверен в своих знаниях, в своей правоте, потому что он не доказал их, не показал, прежде всего, для себя. Такому выпускнику тяжело найти место на рынке труда.

Одной из причин такой ситуации является низкий уровень учебно-материальной базы современного учебного заведения. Причины отставания:

- недостаточное финансирование;

- моральное и физическое старение оборудования;

- отсутствие конкретной цели подготовки специалистов;

- профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен технически;

- вера в то, что все проблемы решит компьютер.

Педагогические мотивации. Педагогической мотивацией при создании стендового оборудования явилось максимальное согласование учебной программы с учебным процессом, максимальное согласование теоретического материала с практической работой, с практическими исследованиями. Каждой лекции, каждой мысли преподавателя соответствует такая практическая работа и в таком объеме, когда можно говорить, что учебный материал усвоен прочно. При этом возникает обратная связь. Часто студент не может по разным причинам точно донести теоретический материал и тогда ему предлагается проделать практические операции с использованием стендового оборудования. Выполняя практические операции, студент анализирует свои действия, делает выводы о проделанной работе, которые близки к теории. Таким образом, целью педагогической мотивации при создании стендового оборудования является полное и глубокое усвоение учебного материала всеми учащимися.

=!£$- Литература

Зиновкина, М.М. Психология творчества: развития творческого воображения и фантазии в методологии / М.М. Зиновкина Р.Т. Гареев, С.П. Андреев. МГИУ. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.