Научная статья на тему 'Интеллигенция как духовная элита общества'

Интеллигенция как духовная элита общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
932
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЭЛИТА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕЛЬ / ELITE / INTELLIGENTSIA / SPIRITUALITY / MORALITY / GOAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вельмакин Иван Викторович

Рассматривается понятие интеллигенции с точки зрения духовного содержания, ее функции в социуме и отличительные качества. Отличительным признаком интеллигенции, как духовной элиты, является мотивация высокой целью в своей жизни, выходящей за рамки материальных желаний. Стремление к высокой цели способствует развитию лучших моральных качеств, поэтому интеллигенция может и должна задавать нравственные нормы в обществе. Являясь элитарной частью общества, интеллигенция несет ответственность за будущее страны, выступая в роли, во-первых, носителя движущей идеи общества, а во-вторых, идеального нравственного образца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENTSIA AS SPIRITUAL SOCIETY ELITE

The author considers the concept of intelligentsia from the viewpoint of spiritual content, its function in society and distinctive features. The distinguishing character of the intelligentsia, as spiritual elite, is motivation with a high goal of one's life, beyond material desires. The striving for a high goal promotes the development of the best moral qualities, therefore the intelligentsia can and should set moral standards in society. Being an elite part of the society, the intelligentsia is responsible for the future of the country, as long as it is, firstly, the carrier of the society driving idea, and, secondly, the ideal moral model.

Текст научной работы на тему «Интеллигенция как духовная элита общества»

монстрируют наличие некоторых проблемных моментов в поведении женщин. С одной стороны, значимая часть их не умеет строить отношения с мужчиной как с близким по духу человеком, а с другой стороны, большая доля прагматичности в отношениях с мужчинами позволяет женщинам манипулировать ими для удовлетворения своих потребностей. Подобную манипуляцию большинство женщин стремятся скрыть за социально-приемлемым поведением. Но при этом мы видим, что в современном обществе формируются установки и мнения о том, что очень многого можно добиться через сексуальные отношения. Огромное

количество молодых женщин считает, что можно и нужно успеть выгоднее «продать» себя и суметь использовать дивиденды от этой продажи.

Данное исследование показывает, что формирование женской гендерной идентичности проходит под влиянием множества установок, тем более что установки могут накладываться друг на друга. Это порождает у женщины внутреннюю рассогласованность, противоречивость, создает почву для внутреннего конфликта, ведёт к внутренней нестабильности и, как следствие, у наших современниц могут проявляться неадекватные формы поведения.

Библиографический список

1. Бем. С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования: хрестоматия. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1999. С. 68-83.

2. Козлов В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освещение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 675 с.

3. Козлов В., Бызова Л. Тест «Анима». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины: метод. руководство. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 36 с.

4. Юнг К. Г. Отношения между Я и бессознательным // Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. М.: Канон, 1994. С. 175-336.

УДК 316.4

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ДУХОВНАЯ ЭЛИТА ОБЩЕСТВА

И.В. Вельмакин

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается понятие интеллигенции с точки зрения духовного содержания, ее функции в социуме и отличительные качества. Отличительным признаком интеллигенции, как духовной элиты, является мотивация высокой целью в своей жизни, выходящей за рамки материальных желаний. Стремление к высокой цели способствует развитию лучших моральных качеств, поэтому интеллигенция может и должна задавать нравственные нормы в обществе. Являясь элитарной частью общества, интеллигенция несет ответственность за будущее страны, выступая в роли, во-первых, носителя движущей идеи общества, а во-вторых, идеального нравственного образца. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: элита; интеллигенция; духовность; нравственность; цель.

INTELLIGENTSIA AS SPIRITUAL SOCIETY ELITE I.V. Velmakin

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers the concept of intelligentsia from the viewpoint of spiritual content, its function in society and distinctive features. The distinguishing character of the intelligentsia, as spiritual elite, is motivation with a high goal of one's life, beyond material desires. The striving for a high goal promotes the development of the best moral qualities, therefore the intelligentsia can and should set moral standards in society. Being an elite part of the society, the intelligentsia is responsible for the future of the country, as long as it is, firstly, the carrier of the society driving idea, and, secondly, the ideal moral model. 6 sources.

Key words: elite; intelligentsia; spirituality; morality; goal.

В настоящее время невозможно отрицать наличие сложной социальной ситуации в российском обществе, характеризуемой, по мнению большого числа социологов, прежде всего, коренной проблемой потери идентичности гражданами страны. Отсутствие осознанных смысловых направлений деятельности как отдельной личности, так и общества в целом является причиной возникновения проблем-следствий, как то:

снижение численности и качества населения, кризис экономики, растущая преступность и т.д. В социальной группе любого масштаба всегда есть референтный субъект (группа или отдельная личность) - поведенческий ориентир, идейный вдохновитель, более всего отождествляющий себя с интересами группы субъект действия, берущий на себя ответственность ретрансляции определенных ценностей и направле-

1 Вельмакин Иван Викторович, аспирант, тел.: 89025690977, e-mail: [email protected] Velmakin Ivan, Postgraduate Student, tel.: 89025690977, e-mail: [email protected]

ния развития группы. В масштабе страны функционально подходящим концептом в этом смысловом поле является понятие интеллигенции, рассматриваемое как проявление духовной элиты общества.

Понятие интеллигенция возникло в русском языке в первой половине XIX века и первоначально находилось в смысловой плоскости, отражающей культурно-символическую стратификацию, в частности - по признаку компетентности в вопросах макросоциальной организации общества. С точки зрения элитологии, можно говорить об интеллигенции как об элите в сфере культуры и интеллектуального труда. Вместе с тем ряд русских философов отмечают наличие, в идеальном случае, специфических черт интеллигенции, относящихся к сфере духовности. Синтезируя эти аспекты рассматриваемого понятия, можно говорить об интеллигенции как о духовной элите общества, с присущими ей специфическими качествами и важнейшими социальными функциями.

Определяя понятие интеллигенция, мы должны рассматривать его идеально, не затрагивая феноменологических недостатков, исторически проявлявшихся в тех социальных группах, которые претендовали называться интеллигенцией.

Первоисточником концепта интеллигенция считается греческое слово поез1з - сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово ¡МеШдепИэ, которое несло несколько иную смысловую нагрузку, без тонкостей - хорошая степень понимания, сознания. Позднее в латыни значение этого понятия трактовали как способность понимания (умственная способность).

Именно эта способность сознания восстанавливать из хаоса разрозненных частей целостную идею подчеркивалась в работах немецких философов-идеалистов, ставших необыкновенно популярными среди российской интеллектуальной элиты 20-30-х годов XIX века. Утверждая чрезвычайно высокий статус познавательной способности человека в сфере высших законов бытия, философия Ф. Шеллинга, например, требовала от мыслящей (интеллигентной) личности не только умственной, но и поведенческой активности. От внутренней свободы через внутреннее ощущение истины - к волевому поступку, изменяющему сложившийся порядок.

В средние века понятие получило теологический характер и трактовалось как Ум Божий, Божественный Разум. Предполагалось, что им творится многообразие мира. Примерно в таком роде интеллигенцию ощущает и Гегель, заключая в своей «Философии права»: «Дух есть ... интеллигенция» [1].

Философский поиск абсолютной истины - именно такое содержание вкладывалось первоначально в рассматриваемое понятие. Именно поставленная цель делает из ученого, писателя или инженера интеллигента. «... Профессора и академики, - ..., - сами по себе, как таковые, не имели и не имеют ни малейшего права причислять себя к «интеллигенции». Иной автор многочисленных ученых трудов может оставаться фетишистом культурного быта, тогда как далеко выше его в этой интеллигенции стоит какой-нибудь полуграмотный ремесленник, работающий в

немногие часы досуга над своим развитием.» [2]. Для интеллигенции важна не сама деятельность, но ее направление, мотивационная установка - конечная цель. Внешне деятельность интеллигента и обычного человека может не отличаться друг от друга, но имея разную мотивацию она приводит к совершенно отличным результатам. Интеллигент, кроме глубокой внутренней самореализации, получает возможность влиять на других людей, являясь образцом совершенства деятельности, менять умонастроение отдельных личностей, таким образом способствуя прогрессу общества в целом.

Интеллигент - человек, обладающий высоким уровнем интеллекта. Хороший интел-лект означает, что человек задает и пытается решить в своей жизни наиболее значимые вопросы человеческой жизни, т.е. вопросы своего онтологического положения в окружающем мироздании, вопросы причины, а не следствия.

В своем взаимодействии с мирозданием человечество часто проявляет свое несовер-шенство в познании бытия. Глубокий разум означает, что человек пытается решить причину несовершенства - источник его страданий, разум поверхностный может различить только следствия, хотя он способен создавать средства борьбы с ними, но без устранения причины это противостояние будет длиться бесконечно. Таким образом, творческая деятельность интеллигенции находится в области задач духовного интеллекта.

Интеллигент - человек умственного труда, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Такое определение схоже с определением понятия интеллектуал. Здесь очень важно уяснить различие между интел-лигентностью и интеллектуальностью.

Если интеллектуал - понятие количественное, зависящее от памяти и аналитических способностей, то интеллигент - это понятие качественное, отражающее, прежде всего, духовную природу человека, черты его личности: например, терпимость к чужому мнению, мировоззрению, образу жизни, но нетерпимость к подлости, лжи, агрессивности, лицемерию - конечно, прежде всего, в себе. Также важное качество интеллигента - постоянный самоанализ, оценка и переоценка своих взглядов, выводов и действий, отсутствие готовых рецептов, сознание собственного несовершенства. Интеллигент постоянно работает над собой, выбирая те сферы деятельности, которые считает наиболее ценными с точки зрения развития его личности и, что более важно, пользы окружающим и всему обществу, в меньшей степени руководствуясь мотивами материальной выгоды. Оксфордский толковый словарь трактует интеллигенцию как «часть нации, обладающей независимым мышлением» - независимым от политической и экономической выгоды [6].

В русской культуре традиционно интеллигенту противопоставлялся мещанин. Мещанин - человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества. Это понятие отражает определенное настроение человека, морально-нравственную структуру его личности. Мещанство так же, как и интеллигенция - не конкретно-обособленная общественная

группа, это принцип мышления и поведения, характер жизненных целей и средств их достижения. Мобильность между этими состояниями осуществляется через изменение жизненных ориентиров: «Любовь к деньгам и вещам людей превращает в мещан, лишь сила высоких идей мещан превращает в людей».

Несмотря на элитарность положения интеллигенции в социуме, ее место в стратификационной структуре общества находится вне сословий. Интеллигенция объединяема не общностью происхождения, а выбором жизненного пути. Культурная элита нации по существу своему не может принадлежать к социально-обособленной элите. В этом проявляется ее духовная основа - интеллигентная личность может действовать на всех ступенях вертикальной иерархии общества, неизменно являясь примером наиболее привилегированного положения человека - положения слуги общества.

Одним из основных аспектов духовности в человеке является качество идеальности восприятия мира. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира присваивается человеческим сознанием в чистом виде, освобожденной от объективно-материальных или пространственно-временных характеристик действительности. Именно поэтому человеку так сложно принять неидеальную и соответственно «недуховную» истину неизбежного конца своего существования. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами. Именно благодаря этому качеству духовной жизни человек интеллигенции устремлен к постоянному развитию себя и всего мира, для духовной личности материализовать идеальные образы своего сознания - природная потребность, равная в своей необходимости потребностям тела.

«Т. Парсонс отнес «высшую реальность» (идеальность) к одной из пяти сред, составляющих общества как социальные системы. И он, и более ранние исследователи ... пришли к выводу, что облик общества, его структуры, экономическое развитие в конечном итоге определяется отношением в нем «высшей реальности». Это отношение может быть выражено как в мистико-религиозном, так и научно-рациональном виде, что, однако, не меняет сути, заключающейся в необходимости гармонизировать формы социального бытия с представлениями о высших законах, онтологических смыслах [5].

Изначально социальная группа, обозначившаяся как интеллигенция, в России появилась как итог социально-религиозных исканий, как протест против ослабления связи видимой реальности с идеальным миром, который для части людей ощущался как ничуть не меньшая реальность. Она стремилась во что бы то ни стало избежать полного вхождения страны в зону абсолютного господства материальных стремлений, эксплуатации ради экономической выгоды, ведущего к отказу от духовных приоритетов.

Таким образом, главным критерием определения интеллигенции как именно духовной элиты должно служить постоянное (в смысле постоянства приложения усилий), непрерывное, эмоционально-возвышен-

ное стремление к истине, совершенству жизни, пониманию смысла человеческого существования. «Вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе не человек массы, проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Его служение - не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность» [3]. Достижение высокой цели всегда включает в себя естественным образом достижение целей более низкого порядка, поэтому данный критерий является определяющим и наиболее показательным. Хотя для обычного человека «массы» не всегда возможно разглядеть истинные мотивационные установки личности, тем не менее, действительные желания и мотивы человека неизбежно проявляются в его поведении и деятельности.

Другим критерием, позволяющим отнести ту или иную личность к группе духовной элиты, можно считать самопроявленное естественное этичное поведение. Независимо от того, находится ли человек в обществе или наедине с собой, для него это природная потребность - быть нравственным образцом, действовать правильно. Важность нрав-ственного поведения исходит из его существенной необходимости для благополучия социальной группы. Идеи относительно того, что должно совершаться, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, и их нарушение крайне нежелательно для должного функционирования группы. То есть, с точки зрения социального аспекта жизни, действовать правильно - означает действовать таким образом, чтобы способствовать развитию и благополучию социальной группы, общества. Поэтому для духовной элиты мораль - это не проявление сентиментальных чувств, а реальное знание, полученное и усвоенное из практического опыта человечества. Обладая более масштабным восприятием действительности, такие личности способны проследить причинно-следственные связи в больших периодах времени, охватывающих несколько поколений.

Относительно данного критерия в отечественной литературе и социально-политическом дискурсе существует достаточно сложившееся представление об интеллигенции как об общественном слое, которому присуща особая социальная миссия, одной из важных сторон которой является функция нравственного эталона.

Таким образом, местоположение концепта интеллигенции в смысловом пространстве находится в сфере духовных начал. Поэтому важнейшая функция интеллигенции как духовной элиты в обществе - создание или нахождение общей идеи. Отдельный человек не может полноценно жить без осознанной цели, то же относится и к различным социальным общностям. Духовная элита, обладая высокими морально-нравственными качествами, глубоким восприятием действительности, ставя перед собой наивысшие цели человеческой жизни, может и должна задавать направление развития общества. Для этого необходима позитивная идеология, ведущая к благополучию об-

щества в целом и духовному развитию каждого человека в отдельности.

Функция духовной элиты, логически следующая из предыдущей, состоит в передаче знания об окружающей действительности обществу, прежде всего, его лидерам, обучении правильному восприятию мира. Иными словами, речь идет об образовании общества, как о создании определенного «образа» мышления и восприятия. Обучение - это и цель сама по себе (с определенным набором средств коммуникативного воздействия, начинающихся с построения собственной жизни как идеального образца поведения), а также и средство передачи идеологии и жизненной философии в общество. Поэтому интеллигенция является важным проявлением духовной элиты, прежде всего, с точки зрения функции обучения духовным принципам нравственности и передачи философской идеи направления развития общества.

Одной из важных черт, отмечаемых исследователями феномена интеллигенции, является чувство личной ответственности за судьбу страны. Ответст-

венность - наиболее значимое качество личности, являющееся источником всех остальных положительных качеств. Именно оно заставляет забыть о собственных низких желаниях, присущих животной природе личности, и выполнять свой долг - служить на благо всего человечества, что является первостепенной имманентной потребностью человеческого духа. Настоящая ответственность каждой личности, относящей себя к интеллигенции, состоит в выборе своего пути: или это жизнь для собственного иллюзорного и временного комфорта в отказе от участия в решении проблем общества, или это жизнь ради исполнения своего нравственного долга - служения обществу. Единственное, чем человек действительно обладает -это свобода выбора, когда он может решить, провести ли жизнь в погоне за ускользающими ценностями мещанина, или быть в авангарде общественного развития, внося реальный (хотя подчас внешне незаметный) вклад в судьбу своего народа. Второй путь - путь настоящей личности духовной элиты - истинного интеллигента.

Библиографический список

1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция? // Интеллигенция. Власть. Народ: антология. М.: Наука, 1993. 336 с.

3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

4. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология: материалы междунар. конф. (Неаполь,

май 1997). Вып. 2 (10). М.: Объединённое гуманитарное издательство (О.Г.И.), 1999. 152 с.

5. Степанова О.К. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени // Социологические исследования. 2003. № 1 (225). С. 46-53.

6. Хокинс Дж.М. The Oxford Dictionary of the English Language. М.: Астрель, 2002. 832 с.

УДК 930.9 + 943.8 + 947

ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС В ТЕОРИЯХ РОССИЙСКИХ И ПОЛЬСКИХ ПАНСЛАВИСТОВ

А. А. Григорьева

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, г. Иркутск, Нижняя Набережная, 6.

Обозначены проблемы сохранения национально-культурной идентичности в современном глобальном мире, которые обращают историка и политолога к историческим истокам славянской уникальности. Научная новизна материалов статьи состоит в выявлении системы взаимосвязей между отношениями России и Польши, с одной стороны, и эволюцией идеологии панславизма, с другой. Рассмотрены причины и внешнеполитические проблемы, в связи с которыми теория, культурные и политические проекты российских панславистов привлекали внимание правящих кругов России. Представлены конкретные внешнеполитические ситуации в проблемном пространстве русско-польских отношений, включая позиции министерства иностранных дел и военного министерства России в отношении деятельности панславистов. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: панславизм; польский вопрос; поляки; Польша.

POLISH QUESTION IN THE THEORIES OF RUSSIAN AND POLISH PANSLAVISTS A.A. Grigorieva

East Siberian State Academy of Education, 6, Nizhnaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011.

The article marks the problems of the preservation of national and cultural identity in today's global world, which turn historians and political scientists to the historical roots of the Slavic uniqueness. The scientific novelty of the materials of this article is, on the one hand, in the identification of the system of relationships between the relations of Russia and Poland,

1 Григорьева Анна Александровна, старший преподаватель кафедры всемирной истории, тел.: 89086619759, е-mail: [email protected]

Grigorieva Anna, Senior Lecturer of the chair of the World History, tel.: 89086619759, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.