Научная статья на тему 'Интеллигенция и вопросы строительства Союзного государства Беларуси и России'

Интеллигенция и вопросы строительства Союзного государства Беларуси и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / INTELLIGENTSIA / INTERNATIONAL RELATIONS / RUSSIA / BELARUS / UNION STATE / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козляков Владимир Егорович

Раскрывается роль интеллигенции в строительстве Союзного государства Беларуси и России, прежде всего в работе по унификации национальных законодательств, координации внешнеполитической деятельности, укреплению обороноспособности, реализации масштабных межгосударственных программ, обеспечению единых социальных гарантий. Отмечается ряд препятствующих факторов объективного и субъективного свойства, преодоление которых позволит ускорить процесс интеграции. Анализируются существующие среди политических партий точки зрения по вопросам строительства Союзного государства и делается вывод, что интеллигенция двух стран должна объединить свои усилия для достижения интеграционных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intelligentsia and issues of creation of the Union State of Belarus and Russia

The article shows the role of intelligentsia in construction of the Union State of Belarus and Russia, first of all in work on standardization of national legislations, coordination of foreign policy activity, strengthening of defense capability, implementation of large-scale interstate programs, providing uniform social guarantees. However construction of the Union State is interfered by a number of factors having objective and subjective properties the overcoming of which will allow to accelerate integration process. The author analyzes some points of view, existing among political parties concerning construction of the Union State and comes to a conclusion that the intelligentsia of the two countries has to combine the efforts for achievement of the integration purposes.

Текст научной работы на тему «Интеллигенция и вопросы строительства Союзного государства Беларуси и России»

19 Ерахтин А. В. Есть ли будущее у системы российского образования? // Экономическая и философская газета. 2011. № 40.

20 Захаров В. Е. Что и как нужно спасать в российской науке // Там же. 2010. № 3—4.

ББК 63.3(2)64-6-283.2

В. Е. Козляков

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Интеллигенции всегда принадлежала ведущая роль в разработке и реализации идей национального возрождения. Однако в условиях глобализации на первое место стали выдвигаться интеграционные процессы. Сохраняя и оберегая национальные интересы в нынешних реалиях, интеллигенция призвана понять, учесть и выразить интеграционные тенденции, идущие из глубин традиций конкретного этноса, определить практические пути взаимодействия народов.

В этих условиях Союзное государство Беларуси и России представляет собой самое эффективное интеграционное образование на всем постсоветском пространстве. Оно имеет твердую историческую, политическую, экономическую и духовную основу. Не случайно поначалу подавляющая часть интеллигенции двух братских народов с воодушевлением восприняла эту идею. Однако вскоре процесс союзного строительства замедлился. Тем не менее, несмотря на трудности и проблемы, Союзное государство состоялось. Подписано около 300 договоров и соглашений между Россией и Беларусью. Запущены стратегически важные процессы развития наукоемких технологий и импортозамещения, реализуются важнейшие научно-технические программы и социальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан двух стран.

© Козляков В. Е., 2013

Козляков Владимир Егорович — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Белорусского государственного технологического университета. kozlyakov-ve@rambler.ru

«Союзное государство — катализатор и своего рода масштабная лаборатория глубокой интеграции, — отмечал Президент Беларуси А. Лукашенко в своей статье “О судьбах нашей интеграции”, опубликованной в газете “Известия”. — Это предмет нашей гордости. Ведь мы смогли расширить рамки интеграции от экономики до социальных и даже отчасти политических вопросов. Нам удалось серьезно продвинуться в обеспечении равных прав граждан, унификации национальных законодательств, координации внешнеполитической деятельности. Реальным стало осуществление масштабных межгосударственных программ, в том числе в сфере научно-технического сотрудничества»1.

В самом деле, принятые союзные программы позволяют консолидировать интеллектуальные, технические, экономические ресурсы государств-участников и обеспечить их расширенное воспроизводство, ускорить развитие наиболее актуальных направлений сотрудничества. За период с 2000 г. полностью или частично за счет средств союзного бюджета профинансировано выполнение 40 совместных программ, призванных вывести предприятия наших стран на качественно новый уровень производства. В реализации этих программ участвуют около 180 предприятий Республики Беларусь и свыше 250 — России.

Одно из наиболее перспективных направлений в современной науке — развитие нанотехнологий. Союзное государство, интеллигенция наших стран не могли остаться в стороне от потребностей нового тысячелетия. В настоящее время разрабатывается проект программы «Разработка нанотехнологий создания материалов, устройств и систем космической техники и их адаптация к другим отраслям техники и массовому производству». Эта программа нацелена на разработку новых и развитие существующих нанотехнологий2.

Предназначение любого государства — создать необходимые условия для свободной и достойной жизни своих граждан. Именно поэтому развитие социальной сферы принадлежит к числу важнейших направлений деятельности Союзного государства. Разработано более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации в социально-трудовой области. Отсутствует система квот на привлечение рабочей силы, формируется единая информационная база вакантных рабочих мест. Все это позволило мно-

гим белорусам (по официальным оценкам, около 400 тыс. человек) временно или постоянно трудиться в России. Урегулирован вопрос о выплате пенсий гражданам Беларуси и России в случае переезда с территории одной страны на территорию другой.

Исключительно важной для развития и становления Союзного государства является область культуры и искусства. Совместно проводятся крупные культурные акции: Дни культуры Беларуси в России и России в Беларуси, Международный фестиваль искусств «Славянский базар» в Витебске. С 2003 г. на «Славянском базаре» проводится День Союзного государства. Реставрируются памятники истории и культуры, присуждаются премии Союзного государства в области литературы и искусства.

Но, пожалуй, наиболее важным направлением является союзное строительство в области укрепления обороноспособности. Полноценное военное сотрудничество предусматривает создание необходимой нормативно-правовой базы, осуществление совместной оборонной политики, координацию деятельности в области военного строительства, совместное использование военной инфраструктуры, разработку и размещение оборонного заказа, функционирование региональной группировки войск и другие мероприятия.

Следует подчеркнуть, что в разработке и реализации договоров и соглашений интеллигенция двух государств играет исключительно важную роль, и как генератор союзных идей, и как их исполнитель. К сожалению, сегодня не всё идет так, как хотелось. Строительство Союзного государства притормозилось по многим направлениям. Оказалось, что это не простой процесс, особенно в условиях различных форм хозяйствования, усиливающейся конкуренции.

Какие факторы не способствуют союзному строительству? Во-первых, сказываются несоизмеримые масштабы двух стран, что затрудняет межрегиональное сотрудничество. Во-вторых, ощущается разница в различных формах собственности: в Беларуси главенствующей является государственная собственность, в России — частная. Отсюда возникают проблемы взаимодействия разных субъектов хозяйствования с разными формами собственности. В-третьих, не секрет, что правящие элиты обеих стран, как в Беларуси, так и в России, не заинтересованы в том, чтобы над ними был и некий наднациональный орган. Отсюда — многие

согласования не только тормозятся, но и вызывают противодействия со стороны отдельных чиновников различных министерств и ведомств. В этих условиях интеллигенция Беларуси и России призвана усилить свою интегрирующую роль.

Но современная интеллигенция не однородна. Разброс мнений по широкому кругу вопросов общественного развития достаточно широк, а порой противоположен и противоречив. Нет единства среди интеллигенции и в вопросах союзного строительства. Можно выделить, как минимум, три точки зрения: патриотическую, либеральную и либерально-имперскую. Патриотически настроенная интеллигенция последовательно выступает в поддержку Союзного государства. Положительно относится к союзному строительству главная российская партия — «Единая Россия», хотя в ее программных документах, предвыборных платформах не удалось найти конкретных положений, касающихся союзной проблематики. Тем не менее руководство партии неоднократно заявляло о своей приверженности союзному строительству, необходимости унифицировать законодательство двух стран, искать другие возможности, направленные на развитие белорусско-российской интеграции. Лидер «Единой России» В. Путин, победивший на президентских выборах в марте 2012 г., неоднократно демонстрировал себя на практике поборником дальнейшего укрепления Союзного государства. Многие депутаты Г осударственной думы Российской Федерации активно участвуют в деятельности Парламентского собрания Беларуси и России, других союзных структурах.

Идею союзного строительства поддерживают в основном партии левой ориентации. Активной защитницей Союзного государства выступает Компартия Российской Федерации. Вопросы союзного строительства нашли должное отражение в предвыборных платформах, высказываниях лидеров КПРФ. Выступая на XII съезде партии в сентябре 2007 г., Г. Зюганов резонно заметил, что в XXI в. выживут только самодостаточные государства или объединения нескольких государств. «Мы боремся за создание Союзного государства, прежде всего Союза России, Украины, Белоруссии и, может быть, Казахстана для совместного построения нашего общего будущего и противодействия внешним угрозам, — заявил лидер КПРФ. — Без такого взаимодействия никакой суверенной перспективы у данных государств нет».

Слова и заявления российских коммунистов не расходятся с делами. Они неоднократно солидаризировались с белорусским руководством в самых острых ситуациях, рассказывали россиянам о реальном положении в нашей стране, пропагандировали достижения Беларуси в сфере экономики и социальной политики, проявляли другие инициативы в Госдуме, направленные на поддержку белорусского народа.

Например, состоявшийся в августе 2011 г. по инициативе коммунистов IV съезд народных депутатов Сибири и Дальнего Востока потребовал от президента Медведева, от правительства России прекратить давление на братское государство. «Мы требуем в марте 2012 года, одновременно с выборами президента РФ, принять Конституцию Союзного Государства России и Бела-руси»3, — говорится в резолюции съезда. Идею строительства Союзного государства поддержал и предвыборный съезд КПРФ (сентябрь 2011 г.) Выступая с докладом на съезде, Г. Зюганов подчеркнул, что важнейшая задача — создание нового Союза братских народов. «Ускоренная реинтеграция стран, входивших в состав СССР, будет основой наших решений по внешней полити-ке»4, — заверил делегатов съезда Г. Зюганов.

Справедливости ради следует сказать, что идеи Союзного государства находят понимание и поддержку среди других патриотических сил России, многих их представителей. Так, бывший депутат Госдумы, известный экономист С. Глазьев полагает, что создание Союзного государства расширяет «наши конкурентные преимущества, наше экономическое пространство, наши возможности».

В Беларуси союзные идеи разделяет и активно поддерживает Коммунистическая партия. Принятая еще в 1996 г. программа КПБ четко заявила, что партия будет способствовать укреплению Союза Беларуси и России, активно противодействовать разрушительной экспансии Запада5. Как известно, депутаты-коммунисты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь активно участвуют в деятельности не только Парламентского собрания Беларуси и России, но и в других союзных структурах, содействуют развитию информационного обеспечения союзного строительства.

К сожалению, не все партии, считающие себя левыми, оказались такими же последовательными, как КПБ и КПРФ. Например, провозгласив в своей программе, принятой в 1999 г., задачу восста-

новления «Союзного государства, всемерное укрепление Союза Беларуси и России», Партия коммунистов (Белорусская) (ПКБ)6 стала на практике отходить от данного положения, постепенно в этом и других вопросах эволюционизируя вправо. Этому во многом способствовало ее беспринципное сотрудничество с националистическими и праволиберальными группировками типа БНФ и Объединенной гражданской партии. В итоге вполне закономерно, что партия изменила свое название и стала называться с 2007 г. «Левая партия “Справедливый мир”». Сегодня, к сожалению, позиция «Справедливого мира» в отношении Союзного государства мало чем отличается от позиций праволиберальных партий. С. Калякин, лидер «Справедливого мира», теперь больше рассуждает о «мифическом союзном государстве» и «реальном нейтралитете Беларуси». Правда, тут же лидер бывшей ПКБ оговаривается, спешит уверить, что «нет нужды рушить единую региональную систему ПВО и в целом отказываться от надежного российского щита»7.

Взгляды «калякинцев» во многом перекликаются с позицией бывшего «единого» кандидата в президенты от оппозиции (2006 г.) А. Милинкевича и его движения «За свободу». А. Милинкевич видел свою задачу в том, чтобы между Россией и Беларусью не было попыток строить «какие-то эфемерные союзные государства». Бывший «единый» кандидат постоянно пугал белорусский электорат аншлюсом Беларуси в состав России. При этом он видел угрозу не в политическом, а в экономическом плане, из-за того, что Беларусь якобы неизбежно станет частью России по причине, дескать, фатального роста белорусских задолженностей. А. Милинкевич выступает также, как и С. Калякин, за то, чтобы Беларусь оставалась нейтральной страной — «никакие блоки ей не нужны»8. Подобные высказывания А. Милинкевича, прямо скажем, выглядят лицемерными, поскольку бывший «единый» кандидат в президенты не однажды встречался с деятелями тех стран, которые входят в НАТО.

Мало чем от позиций А. Милинкевича отличаются позиции социал-демократов, переживших не один раскол. Программа Белорусской социал-демократической партии (Народная Громада), принятая в 1996 г., выступала за нейтралитет Беларуси, однако ставила цель, чтобы страна стала членом Совета Европы9. Бывший лидер партии Н. Статкевич убеждал избирателей, что Кремль прикладывает «большие финансовые и политические

усилия по инкорпорации Беларуси в состав России». Тем не менее в период президентской кампании 2010 г. Н. Статкевич уже прямо рассчитывал на помощь российских олигархов. Он признал первостепенную важность стратегического партнерства с Россией и построения Единого экономического пространства. Бывший кандидат «вдруг» прозрел и увидел, что «Россия остается для Беларуси основным рынком сбыта промышленных това-ров»10. Сногсшибательное открытие!

Еще более негативно к идее Союзного государства относятся белорусские праволиберальные партии. Если в программе Партии БНФ, принятой в 1993 г., говорилось о том, что политика Беларуси должна вести к «неуклонному уменьшению ее политической и экономической зависимости от России»11, то «Стратегическая платформа» партии, принятая уже после ее раскола в 2002 г., подтверждая курс на укрепление независимости страны, будущее Беларуси связывает с Евросоюзом и блоком НАТО. Показательной была позиция кандидата в президенты Беларуси (2010 г.) от партии БНФ Г. Костусева. Он тогда обещал пересмотреть все «ненужные» международные договоры и «упразднить Союзное государство»12.

Но некоторые оппозиционные деятели «нового призыва» посчитали, что такая позиция недостаточно русофобская. Выделившийся из БНФ «Молодой фронт», возникший на ниве недовольства молодежной оппозиции «ветеранами от демократии», уже категорично заявил о том, что он против союзов с Россией, «как политических, так и каких-либо других». Стратегический лозунг «Молодого фронта» — «Беларусь у Эуропу»13.

Нетрудно увидеть, что за плечами молодых оппозиционеров маячит фигура одиозного лидера Консервативно-христианской партии БНФ З. Позняка. Именно З. Позняк считает, что строительство Россией белорусской АЭС — «смерть белорусской нации, копание смертельной ямы под целый народ и создание энергетического рабства для всей страны»14. Консервативнохристианская партия БНФ во главе с эмигрантом З. Позняком имеет мизерную численность своих приверженцев и не пользуется особым влиянием в электорате, но занимает наиболее враждебные позиции по отношению к Союзному государству, к России. Принятая в 1999 г. программа партии призывает «дистанци-

роваться от российской имперской политики, от навязывания совместных с Россией союзов и интересов»15.

Более того, программа КХП-БНФ фактически объявляет белорусскими землями территории Смоленщины, Брянщины и северной Витебщины. Правда, программа тут же великодушно оговаривается, что путь территориальных претензий «не есть путь наилучший». Но не исключено, что могут найтись националистические деятели, которые при поддержке Запада будут не прочь ввергнуть Беларусь в территориальные споры со своими соседями. И никакие Хельсинкские соглашения преградой к подобным авантюрам не станут.

Категорически против Союзного государства выступают российские либералы. Подобные взгляды характерны для «Правого дела», других либеральных группировок России. Бизнесмен М. Прохоров, баллотировавшийся кандидатом на пост президента России, предлагал ориентироваться не на Союзное государство, не на создание Евразийского союза, а на реализацию «стратегии по объединению Европейского союза и России»16.

Все праволиберальные партии, а также родственные им группировки всего постсоветского пространства в свое время любили пожонглировать терминами «независимость», «суверенитет». В 90-е гг. ХХ в. это было если не закономерным, то понятным, ибо после развала СССР перед молодыми государствами встали непростые вопросы национально-государственного строительства. Но сегодня, как ни парадоксально, романтические лозунги независимости стали приобретать иное значение, так как руководители некоторых независимых государств взяли курс на вступление в Евросоюз и НАТО, готовы предоставить свои территории для американских баз, т. е. передать значительную часть своего суверенитета европейским структурам. Разговоры и рассуждения о независимости стали приобретать, с одной стороны, формальный характер, а с другой — наполнились совершенно определенным содержанием

— продемонстрировать независимость от России и даже вступить с ней в конфронтацию, вместе с тем подобострастно сигнализируя американской и западноевропейской общественности о своем прозападном холуяже. Такие тенденции обнаружились в политической практике многих праволиберальных партий постсоветского пространства, в том числе и белорусских.

Особняком в этой «когорте» либералов стоит Либеральнодемократическая партия России, позицию которой можно квалифицировать как либерально-имперскую. Если поначалу ЛДПР благосклонно относилась к идее Союзного государства, то на сентябрьском съезде партии (2011 г.) В. Жириновский предложил бывшим союзным республикам формат единого государства. «Вступайте в Российскую Федерацию в качестве федеральных округов», — отмечается в резолюции съезда ЛДПР. При этом резолюция недвусмысленно замечает, что Беларусь может преобразоваться в Минский девятый федеральный округ, Украина — в два федеральных округа: Киевский и Одесский. «Вот уже в общей сложности 11 округов. Южный Кавказ — 12-й округ, Казахстан, Средняя Азия — еще два округа: среднеазиатский и закаспийский, как угодно их назвать», — разъяснил свою позицию В. Жириновский17. Подобные предложения сильно смахивают на предложения А. Чубайса, возглавлявшего в ельцинский период администрацию Президента.

Менее экстравагантной выглядит позиция Либеральнодемократической партии Беларуси. Бывшие соратники В. Жириновского в своей новой программе, принятой в 1999 г., заявили, что ЛДПБ — партия независимого суверенного белорусского государства. Во внешней политике ЛДП Беларуси выступает за развитие равноправных отношений с соседями Беларуси — Россией, Украиной, странами Прибалтики, Польшей, за то, чтобы западный и восточный векторы были сбалансированы и отвечали практическим интересам Беларуси, за активизацию отношений с ОБСЕ, Советом Европы, Европейским Союзом, за присоединение Беларуси к интеграционным общеевропейским процессам18. Подобные позиции, как было отмечено выше, явно стали доминировать во многих белорусских партиях.

Разумеется, либеральная точка зрения, преобладающая как в некоторых белорусских, так и в отдельных российских общественных объединениях, сформировалась под воздействием западных кругов. Показательна в этом статья З. Бжезинского, опубликованная еще в 2008 г. в газете «The Washington Quarterly». Известный американский политолог утверждал, что «единственное конструктивное решение, которое может принять Россия, — это подкрепить свою культурную принадлежность к Европе, превратившись в конституционное государство, строящее демократию,

с юридически прозрачной смешанной экономикой и расширяющимися контактами с ЕС»19. Но З. Бжезинский, как и другие западные политики и политологи, на деле мечтает, чтобы печальная участь СССР постигла и Россию. При этом раздаются требования, в том числе и со стороны российских праволиберальных сил, чтобы Россия прекратила конфронтацию с Западом. Но Россия никогда не конфронтировала с Западом, другое дело, она всегда выражала свою принципиальную позицию, защищая свой суверенитет. А вот Запад, прежде всего США, всегда пытался установить свою гегемонию над другими народами, о чем, кстати, свидетельствуют недавние события в Ираке, Ливии и Сирии.

Народы Беларуси и России знают цену подобным прозападным идеям. Не случайно сегодня стали говорить о многополярной, многовекторной глобализации, в которой Союзное государство Беларуси и России призвано сыграть важную роль. Будущее у Союзного государства есть. Но союзное строительство

— это не стихийный процесс, а сознательное творчество двух братских народов. И общественно-политические объединения, патриотически настроенная интеллигенция, если на деле выступают за укрепление белорусской и российской государственности, призваны внести в него свой весомый вклад.

Перед нашими странами стоит задача принятия Конституционного Акта, призванного завершить процесс строительства Союзного государства, его государственное устройство и правовую систему. И здесь интеллигенция должна сказать свое решающее слово. Союзное государство по степени интеграции может быть сравнимо с Европейским союзом. Но к общеевропейскому дому они шли пятьдесят лет, а мы прошли этот путь за считанные годы. Важно, чтобы и в дальнейшем Союзное государство, Таможенный союз, ЕЭП обогащали и взаимодополняли друг друга. Наша общая задача, в первую очередь задача интеллигенции, — не утратить, а максимально использовать весь имеющийся интеграционный потенциал братских народов.

Примечания

1 Лукашенко А. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт. С. 2.

2 Базанов А. В., Криштапович Л. Е. Союзное государство как императив развития Беларуси и России в современном мире. Минск, 2011. С. 23—24.

3 Заявление IV съезда народных депутатов Сибири и Дальнего Востока

«О поддержке президента Белоруссии Александра Лукашенко и белорусского народа». ЦКЬ: http://www.kprf.ru (дата обращения:

30.08.2011).

4 Курс на победу! : доклад Центрального Комитета КПРФ XIV съезду КПРФ. Выступление председателя КПРФ Г. А. Зюганова. URL: http://www.kprf.ru (дата обращения: 24.09.2011).

5 Программа Коммунистической партии Белоруссии // Политические

партии : Беларусь и современный мир / М. Ф. Чудаков,

А. Е. Вашкевич, С. А. Альфер и др. Минск, 2002. С. 231.

6 Программа Партии коммунистов Белорусской // Там же. С. 183, 185.

7 Калякин С. Я всегда считал, что союз с Россией — это благо для Бела-

руси. иКЬ: http://www.euramost.org (дата обращения: 08.08.2009).

8 Милинкевич А. Договориться с российской стороной больше не реализовывать проект Союзного государства. URL: http://www.zautra.by (дата обращения: 13.07.2010).

9 Программа Белорусской социал-демократической партии (Народная Громада) // Там же. С. 228.

10 Выступление кандидата в Президенты Беларуси : Николай Сташке-вич. ЦКЬ: http://www.soyuz.by (дата обращения: 24.11.2010).

11 Праграма парты БНФ // Политические партии : Беларусь и современный мир. С. 363.

12 Выступление кандидата в Президенты Беларуси : Григорий Костусев. иКЬ: http://www.soyuz.by (дата обращения: 25.11.2010).

13 Дашкевiч З. Новае пакаленьне Беларусі. ЦКЬ: http://www.mfront.net. (дата обращения: 16.104.2010).

14 Пазьняк З. Пра суд і атамную небясьпеку. ЦКЬ: http://www.bielarus.net. (дата обращения: 10.02.2008).

15 Праграма Кансерватыуна-Хрысщянскай ПартыьБНФ // Политические партии: Беларусь и современный мир. С. 330—331.

16 Прохоров М. Настоящее будущее. ЦКЬ: http://www.mdp2012.ru/program (дата обращения: 25.01.2012).

17 Съезд ЛДПР. ЦКЬ: http://www.interfax.ru. (дата обращения:

14.09.2011).

18 Котляров И. В. Феномен многопартийности в современном белорусском обществе. Минск, 2009. С. 226.

19 Бжезинский З. Путинский выбор. ЦКЬ: http://www.inosmi.ru (дата обращения: 12.03.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.